ОТКУДА И КУДА ВЕДЁТ КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕНИКА
статья по теме
Статья "ОТКУДА И КУДА ВЕДЁТ КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕНИКА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОТКУДА И КУДА ВЕДЁТ КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕНИКА | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКУДА И КУДА ВЕДЁТ КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕНИКА…
Шейкина Светлана Станиславовна,
учитель географии высшей категории
и классный руководитель 5-ого класса МБОУ СОШ
с углублённым изучением отдельных предметов №1
города Волжского Волгоградской области
В современной школе обучаются очень разные дети, зачастую они входят в состав одного класса, и лишь педагогическая позиция и мастерство педагогов удерживают ситуацию от «борьбы противоположностей» (по принадлежности к определённому социальному слою, по мотивации к учению, по уровню адаптации к жизни, к школе и к коллективной деятельности...). Одарённые и мотивированные, социально сохранные, дети групп риска и дети из семей, попавших в трудные жизненные ситуации… И все - в одном детском или подростковом коллективе. Только высокая готовность учителя (классного руководителя, тьютора), его последовательность в выстраивании диалога и мудрость родительского актива класса помогают со временем создать из этих учеников коллектив, где «они разные, но они вместе». Для каждого из них требуются свои условия развития, психолого-педагогическая поддержка, любовь, внимание и в семье, и в школе, своя воспитательная среда. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка закономерно возникают различные проблемы в поведении, обучении, общении. Учащиеся, у которых имеются те или иные риски возникновения отклонений, относятся к определённой группе риска. Как правило, повышенное внимание и глубокая, тонкая работа от учителя требуется в отношении детей педагогически запущенных, детей из неблагополучных семей, имеющих конфликты со сверстниками и взрослыми, пропускающих учебные занятия, а также в отношении детей-инвалидов или детей с хроническими заболеваниями. Особую тревогу вызывают семьи, где родители пренебрегают нуждами детей, уклоняются от прямых родительских обязанностей. В ситуации попустительства и бесконтрольности дети не могут самостоятельно научиться действовать, зачастую они не готовы нести ответственность за собственные поступки, за выбор собственной поведенческой модели. Недетские переживания подростков из неблагополучных семей наносят непоправимый ущерб их психике и сознанию, травмируя личность и задерживая психическое развитие. Взаимодействие с семьей - одна из самых актуальных и сложных проблем в профилактической работе школы в целом и каждого отдельного педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы, поэтому невозможно дать универсальный, готовый ответ на вопрос о том, как следует взаимодействовать с семьей. Практическая работа педагогов нашей школы с родителями реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
это и психолого-педагогическое просвещение, и родительско-педагогический анализ (изучение потенциала семьи с целью выявления ее возможностей в воспитании своих детей, во влиянии на них, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности), и участие родителей в работе педагога (формирование у родителей активной позиции ответственного воспитателя), и сотворчество в коллектив-ных делах и добрых начинаниях, и совместная волонтёрская работа детей, родителей и учителя.
Технологические этапы работы с семьей включают в себя, прежде всего, её детальное и деликатное изучение, а затем терпеливое выстраивание конструктивного взаимодействия с ней, а в случае необходимости и с социальными партнёрами школы:
- изучение семьи и круга проблем, которые в этой семье имеются;
- беседы с детьми, их окружением;
- знакомство и тесное взаимодействие со службами, которые оказывают помощь семье;
- изучение причин неблагополучия в семье;
- координация деятельности с центром социальной реабилитации подростков, инспекцией по делам несовершеннолетних, комиссий, центра защиты семьи;
- составление программы работы с неблагополучной семьей;
- выводы о результатах для планирования дальнейшей работы школы с семьёй и привлечения дополнительных внешних ресурсов.
Школа принимает на себя функции организации учебно-воспитательного процесса и сопровождения этих детей. И здесь нужна чёткая координация совместной работы классного руководителя и социальных служб по выявлению детей «группы риска» в семьях со сложной жизненной ситуацией. В нашей школе создание необходимой культурно-образовательной среды включает совокупность и последовательность следующих шагов:
1. наблюдение и консультации классного руководителя совместно с социальным педагогом;
2. системная деятельность классного руководителя по вовлечению учащихся в дополнительное образование (и здесь большую роль играет занятость ребенка во внеурочной деятельности, в дальнейшем способствующей правильному самоопределению и выбору будущей профессии);
3. привлечение общественных организаций к воспитанию;
4. постановка семьи/ребёнка на учет в учреждения и органы социальной защиты;
5. сопровождение учащихся (а в ряде случаях активную помощь педагогов ребёнку) в построении его индивидуального образовательного маршрута;
6. помощь классного руководителя учащимся в умении планировать свое свободное время, выбирать направления досуга;
7. беседы классного руководителя и социального педагога, инспектора по делам несовершеннолетних с родителями и опекунами;
8. помощь педагогов ребенку в учебе (это многообразная работа, которая включает предупреждение пробелов в знаниях, совместный (учитель-ученик) анализ результатов контрольных работ, выполнение работы над ошибками при помощи учителя или одноклассника-консультанта, организация индивидуальных консультаций, а также формирование учителями разных предметов банка специальных заданий для дополнительных занятий с детьми, испытывающими затруднения в учёбе, по преодолению их неуспешности и по повышению мотивации этих школьников к учению);
9. информирование органов опеки и попечительства о детях, находящихся в сложной ситуации, где постановка вопроса о лишении родительских прав жизненно необходима.
Работа с «трудными детьми» и их семьями стоит на первом месте в любом образовательном учреждении. В нашей школе также есть учащиеся, с которыми необходимо вести особого рода работу. Так в основной школе (5-6 классы) классные руководители используют «Карту настроения». Каждое утро ребята, приходя в класс, напротив своей фамилии рисуют цветной треугольник. Если в течение недели у кого-то из детей 3 треугольника коричневого или черного цветов, надо бить тревогу! Ученик приходит в школу уже с подавленным настроением, и возможно, обстановка в семье является причиной плохого настроения ребенка на весь учебный день. Тогда для беседы приглашаются родители, если необходима помощь, к работе с ними привлекается социальный педагог, специалисты других служб, выясняются причины такого состояния ребёнка. Если же у учащегося в течение учебного дня настроение изменилось, после уроков ребёнок рисует синий треугольник.
Причина плохого настроения в школе может быть связана с плохой отметкой по предмету, с непониманием в кругу одноклассников, ссорой. Любая неудача ребенка, а тем более из неполных, проблемных семей, может со временем привести к озлобленности, отчуждению, бродяжничеству и пропускам школы без уважительной причины. В данной ситуации работа проводится параллельно и с ребенком, и с семьей.
Повышенного внимания требуют и опекаемые дети, так как они часто замыкаются в себе. Вовлечение таких детей в совместную групповую деятельность на уроках и во внеурочное время помогает им осознать свою значимость в группе/в классе, повысить самооценку и мотивацию к учению. Термин «трудные дети», нам кажется правильным заменить понятием «дети, отличающиеся от других». Когда ребёнок плохо учится, он пытается чем-то выделиться на фоне более успешных одноклассников. Хорошо, если это его результаты в спорте, рисовании, в театральной деятельности, а если нет? Самое главное, не упустить тот момент, когда ребенок посчитает, что вызывающее поведение с его стороны по отношению к сверстникам и взрослым, становится для него нормой поведения. Хотим поделиться опытом работы классных руководителей нашей школы.
Классный руководитель на каждого своего ученика ведет определённую документацию (отдельную папку), в которой отражается вся работа с детьми. Это «КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕНИКА». Сюда входят следующие документы, собранные на разных этапах работы с учащимися в следующих разделах.
- СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ учащегося и его семьи. Как правило, это одна характеристика - на начало учебного года, а вторая – на момент перевода в следующий класс или выпуска.
- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (включает описание комплекса проблем, выделение и обоснование приоритетов в работе, указание педагогических средств, дополнительных ресурсов внешней среды). Например, отсутствие учебной мотивации; неадекватное поведение, склонность говорить неправду; тяга к поступкам, стоящим на грани нарушения правил поведения в школе и общественных местах и пр.
- ПЛАНИРУЕМАЯ РАБОТА (СОПРОВОЖДЕНИЕ). Ведение классным руководителем и учителями- предметниками «Технологической карты педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися», в которой отражены виды работы (работа на уроке, внеурочная деятельность, воспитательная работа и работа с родителями).
- НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИ (краткое описание – предпринятые педагогами корректирующие шаги, фасилитаторские приёмы, анализ результатов, оценка их эффективности).
- ДИАГНОСТИКА (от цели до результата, сопоставительный анализ на промежуточных этапах плановой работы).
- ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА (в динамических показателях), анализ положения в семье, в окружении ребенка.
КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕНИКА дает возможность отследить в течение года результативность применяемых педагогических средств и методов, использованных в работе с детьми «групп риска» классным руководителем и учителями школы, позволяет вовремя заметить необходимость привлечения партнёров школы к работе с конкретным ребёнком или с семьёй. Предлагаемая нами в опыте целостная система сопровождения способствует «локализации негативных образцов поведения», предупреждает распространение этой поведенческой установки среди остальных школьников, особенно в подростковой среде.
Кто-то из коллег, возможно, скажет: «Зачем нужно столько документов?»
Но наш опыт показывает, что увидеть свои учительские и родительские ошибки и вовремя их исправить, можно только при грамотном анализе и рефлексии каждого шага, сделанного профессионально ответственным педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта сопровождения и динамики развития учащегося коррекционной школы VIII вида
Совместно с другими педагогами школы разработана «Карта сопровождения и динамики развития учащегося коррекционной школы 8 вида» (2003 г.), которая позволяет педагогам эффективнее прослежи...
Индивидуальная карта сопровождения учащегося "группы риска"
Данную работу рекомендую использовать социальным педагогом образовательного учреждения....
Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"
Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"...
Карта сопровождения воспитанников школы-интерната
Методическая разработка предназначена для всестороннего психолого-медико-психологического сопровождения воспитанников школы-интерната, имеющих определенные проблеммы в воспитании, обучении, а также со...
Индивидуальная программа сопровождения ученика 1 класса с ОВЗ учителем-логопедом
В программе представлена совместная деятельность специалистов сопровождения и направления логопедического сопровождения на одну учебную четверть. У ребенка выявлено нарушение зрительной функции и сниж...
Индивидуальный план сопровождения ученика
индивидуальный план сопровождения ученика "группы риска"...
Педагогическое сопровождение учеников с различными образовательными потребностями (с трудностями в обучении)
Данный материал может быть использован при проведении заседания МО учителей гуманитарного цикла....