Педагогическое сопровождение учеников с различными образовательными потребностями (с трудностями в обучении)
статья по литературе (9 класс)
Данный материал может быть использован при проведении заседания МО учителей гуманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение учеников
с различными образовательными потребностями
(с трудностями в обучении)
Актуальна задача ФГОС – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей школьной успешности.
Эффективное освоение учебного материала требует обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности. Учителю в своей педагогической практике часто приходится решать возникающие проблемы с усвоением учебного материала у отдельной категории учеников. Таких учащихся часто называют слабоуспевающими или детьми с трудностями в обучении.
Но и эту группу детей можно разделить на подгруппы:
дети, как правило, испытывают трудности по причине низкой работоспособности, вызванной различными заболеваниями. Зачастую у этих детей слабо развиты память, внимание, восприятие, воображение, недостаточно сформированы мыслительные процессы, есть проблемы, связанные с речевым развитием.
дети с педагогической запущенностью, а если быть более точным с низким контролем со стороны родителей за успеваемостью ребенка.
Поэтому у таких школьников наблюдается сниженный самоконтроль, неустойчивая целенаправленность учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, нежелание учиться. Низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий обусловлен недостаточной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов.
Именно о сопровождении таких учащихся я и хочу рассказать.
В самом общем смысле под «сопровождением» понимается действие, направленное на помощь, при обучении «сопровождение» - поддержка школьников в решении ими образовательных задач.
Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т. е. способствовать созданию условий на уровне семьи, школы.
Еще один важный принцип сопровождения – это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.
Эффективные приемы работы со слабоуспевающими учащимися
До сих пор одним из самых “больных” мест любой школы остаётся слабая успеваемость школьников. Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.
Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям?
Сегодня мне бы хотелось поделиться с некоторыми эффективными приемами работы со слабоуспевающими учащимися.
Работа учителя с данными учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я пыталась построить свою работу. Но заметила, что при таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях.
Всем известна фраза «если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Следуя этой логике, на протяжении трех лет пытаюсь перестроить свою работу так, чтобы таких учащихся становилось все меньше.
Пришла к выводу, что для работы с такими учащимися нужна полноценная программа по коррекции и устранению пробелов в знаниях. Необходим план и график индивидуальных занятий. Создаю на каждого ученика индивидуальную папку, где от занятия к занятию наблюдаю «рост ученика», прочность его знаний по отдельным темам.
Если в пятом классе – это наблюдение за детьми, совместная работа с родителями по устранению каких – либо пробелов знаниях, то уже в шестом классе начинаю тщательный и глубокий анализ входных, тематических и итоговых контрольных работ по предметам, что позволяет выявить слабоуспевающих учащихся.
Для себя выделила несколько эффективных приемов для работы с такими учащимися.
1) Прежде всего, найти подход, найти нужную «кнопку» у ученика. В этом направлении я стала использовать элементы коуч-технологии, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но и раскрытие потенциала ученика. То есть коучинг – это педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный результат. С помощью данной методики мы, уважаемые коллеги, можем способствовать формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживать у ученика уверенность в своих силах и в свои возможности. Ведь именно ситуация успеха — необходимое условие положительного отношения к учебе. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Для этого я ставлю перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу и заслужить признание одноклассников и учителя. И у детей появляется сильная мотивация, чтобы ликвидировать свои пробелы в знаниях.
Коучинг- такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.
Зародилась в сфере спорта — как индивидуальное сопровождение спортсменов с целью достижения наивысших результатов,
2) Еще я разбиваю класс на пары: сильный-слабый. Проще говоря, слабоуспевающих учеников прикрепляю к сильным. В таких парах дети занимаются на уроках, после уроков, даже на переменах (особенно перед проверочными работами). Сильные дети тоже заинтересованы в этой деятельности, т. к. если слабый ученик получил положительную оценку, его «учитель» получает «5» или дополнительный балл.
3)Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости -дифференцированное обучение. В этом большую помощь мне оказывают различные дифференцированные тематические карточки по предметам.
Так как карточки – это самый удобный способ проверки знаний. Но карточки даются не только слабоуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся. Поэтому использую разноуровневые карточки, где для многих заданий здесь даются указания, пошаговые инструкции.
4) Надо отметить групповую и парную форму работы, которую я использую в урочное и в неурочное время.
У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы.
5)Хороший результат также дают тесты для тематического контроля и обучающие. Тестирование позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний, выявить общую картину и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
Такую работу провожу не только в ходе индивидуальных занятий по плану и графику, но и во время урока.
6)При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников провожу подробный инструктаж, предлагаю (при необходимости) карточки-консультации. Учитываю объём домашних заданий, чтобы не допустить перегрузки школьников.
7) Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. И для этого использую активные методы обучения, которые вызывают у детей неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку.
На первом же занятии со слабоуспевающими предлагаю детям самим решить, чего они ждут от урока, чего хотят достигнуть. Например, при использовании метода «Фруктовый сад», заранее готовятся два макета с деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. Свои ожидания ученики записывают на яблоках, а опасения – на лимонах, прикрепляют фрукты к ветвям, и после этого можно организовать обсуждение. Еще один метод «Кластер», который я использую также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома, помогает детям пересказать статью учебника и является планом ответа.
Мои учащиеся с радостью составляют «Синквейн», где в кратких выражениях излагают учебный материал. Часто использую этот метод при изучении словарных слов.
Все вышесказанные приемы и методы позволяют детям: раскрыть способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки, а учителю -возможность формировать у учащихся творческое мышление, формировать опыт взаимодействия в коллективе. И эти приемы действительно работают.
Считаю, что работа со слабоуспевающими детьми должна проводиться учителем систематически.
Хочется отметить, что изо дня в день, обучая детей, я учусь сама. Мои дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Я фиксирую, отмечаю и поощряю малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже, казалось бы, самые незначительные сдвиги к лучшему у слабоуспевающих учеников. Эта работа очень кропотливая, требующая огромного терпения. Слабоуспевающие ученики – это постоянная головная боль учителей. И я, уважаемые коллеги, искренне желаю вам как можно меньше этой головной боли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании (выступление на окружном семинаре 19.03.2014 г.)
В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....
Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.
В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....
Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»
Проблемы ребенка Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, н...
Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в ОУ общего типа
Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении является одной из основных задач педагога-психолога. В сопровождение включаются все участники образовательного процесса. Понятие инклюзии...
Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении
Об организации доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего типа....
Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения
Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микро социальная среда, которая не...