Программа развития класса "Семь-Я"
методическая разработка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кукшумская ООШ»
(2011 - 2016 г.)
Классный руководитель
Мидакова Л.П.
Содержание
Паспорт воспитательной системы…………………………………………2-4
Характеристика класса………………………………….…………………4-5
Проблемно - ориентированный анализ воспитательной системы класса 6-8
Концепция………………………………………………………………….8-11
Формирование видения образа своего класса………………………………9
Ресурсы………………………………………………………………………11
Основные направления и содержание воспитательной работы………..11-12
План реализации программы развития…………………………………..12-16
Литература…………………………………………………………………17
Паспорт программы развития
1. Заказчики программы: родители класса, Совет Учреждения.
2. Основные исполнители программы : классный руководитель, учителя- предметники, работающие в классе, родители.
- Цель программы:
cоздать оптимальные условия для разностороннего развития каждого ученика на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей;
4. Основные задачи:
- создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания;
- создать благоприятные условия для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- помогать в развитии познавательных интересов обучающихся;
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- развивать стойкость, волю, смелость, активность, лидерство;
- развивать интерес к себе, стремиться разобраться в своих способностях, поступках;
- формировать первичные навыки самоанализа;
- развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развивать моральные чувства, формы сочувствия и сопереживания другим людям;
- формировать представления о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием;
- развивать формы и навыки личностного общения в группе сверстников;
- организовать разнообразные виды коллективной творческой деятельности, вовлекающие обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.
5. Сроки и этапы реализации:
1 этап -2011-2014 уч.г.г.(5-7 кл.)
2 этап -2014-2016 уч.г.г.(8-9кл.)
6. Ожидаемые конечные результаты:
- дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;
-формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
-вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;
7. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
Рабочая группа: Мидакова Л.П. -классный руководитель,
Отчет о ходе реализации Программы и выполнении действий осуществляется 1 раз в год.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет совет класса и Совет Учреждения МБОУ «Кукшумская ООШ».
Характеристика класса
На начало учебного года в 5 классе 7 учащихся:
4-девочки, 3- мальчика.
Социальный состав семей: количество родителей-11, опекунов -1
рабочих – ;
служащих – ;
неработающие- ;
неполные семьи – 2;
полные-5;
опекаемые дети – 1.
Образование:
высшее-4;
сред.спец.-17;
среднее-9.
Материальные и жилищно-бытовые условия у ребят хорошие. Социально - психологические условия в семьях не вызывают тревог. В классе нет детей, проживающих в семьях социальной группы риска.
Физическое здоровье ребят класса:
дети со сниженным зрением – 3;
нарушение осанки -3 ;
курят –0;
С классом работают 15 учителей - предметников.
Из них имеют:
1 кв. категорию-4;
2 кв. категорию-6;
Я, как классный руководитель, приняла класс в 2011 учебном году.
Уровень развития познавательных интересов в классе высокий. В классе нет обучающихся на «2» (по итогам года). В классе 3 хорошистов, 1 отличник. Они принимают активное участие в школьных и районных мероприятиях по различным предметам, имеют призовые места.
Учащихся, совершивших в минувшем году преступления и состоящих где-либо на учёте, нет.
В классе сложились свои традиции:
- Обязательное празднование дней рождения.
- походы.
- посещение бассейна.
- экскурсии .
- мероприятия с родителями.
Определены законы жизни классного коллектив «Семь-я»:
- «Я-дело»
Взялся за дело-доводи его до конца.
Ни одного дня без доброго дела.
- «Я-зеркало»
Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Что посеешь, то и пожнешь.
- «Я-друг»
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.
В дружбе - сила!
4. «Я-энциклопедия»
Стремись объять необъятное.
Знание лучше всякого богатства.
- «Я-чемпион»
Здоровому все здорово.
Твои способности в твоей власти.
- «Я-звезда»
Твори, выдумывай, пробуй.
- «Я-гражданин»
Настоящий человек и сын Отечества одно и то же.
Проблемно - ориентированный анализ состояния воспитательной системы класса
( анализ условий, изменений)
Главное внимание в течение пошлого учебного года уделялось решению следующих основных задач:
- организация видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива;
- организация интеллектуально - познавательной деятельности учащихся;
- создание благоприятных условий для развития индивидуальных и творческих способностей детей;
- мотивация здорового образа жизни;
- развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств;
- обеспечение контроля за учебной деятельностью.
Доминирующий вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса, - учебно-познавательный, спортивный.
В целом, воспитательная работа в классе была многоплановой. Ребята класса принимали активное участие в школьных и районных мероприятиях, спортивных соревнованиях. Есть призёры школьного, районного и областного уровней.
Классным руководителем был составлен план организации других мероприятий различного характера: намечалось провести классные вечера «Вот и стали мы на год взрослее». «Новогодний калейдоскоп», совместные с родителями поездки и походы, работы по оформлению классного кабинета, интеллектуальные марафоны, игры, конкурсы. К сожалению, не все запланированные мероприятия были проведены. Практика показала, что не все учащиеся и не всегда хотят принимать участие в таких мероприятиях, не заинтересованы в своём досуге. Интересы некоторых ребят определяются вне жизни класса. Для них проводимые мероприятия являются неприятной «обязаловкой».
В целом, в данном классе сложилась атмосфера дружбы и взаимопонимания. В классе нет отдельных группировок, существует единый круг общения. Дети комфортно чувствуют себя в своём коллективе, всегда готовы помочь друг другу. Не наблюдалось в течение года конфликтных ситуаций учащихся и педагогов, за исключением 2 учеников.
В классе не замечено ни одного случая проявления жестокости, отклонений от норм правового поведения, пристрастия к спиртным напиткам, наркотикам.
Большая работа в прошлом году проводилась также по объединению родителей в коллектив единомышленников. С родителями учащихся сложились добрые отношения, наметился переход к сотрудничеству. Родительский классный актив оказывал помощь в сплочении родительской общественности, в формировании активной позиции и усилении влияния родителей на процесс воспитания.
Анализ развития коллектива класса за 2007-2008 уч.год
Показатели развитости классного коллектива | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Выводы |
Мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении | п | п | п | п | П |
Товарищеские взаимоотношения, внимание друг к другу | п | п | я | Я | Я |
Мажорное мироощущение | п | п | п | п | П |
Отрицательное отношение к нарушениям норм, принятых в коллективе | п | п | п | п | П |
Ответственность за коллективное дело | п | п | п | п | п |
самостоятельное выдвижение общественно значимых целей и достижение их на основе самоуправления коллектива | С | с | п | п | п |
Трудовые навыки коллектива | п | п | п | я | п |
Условные обозначения:
Я – ярко проявляется,
П – проявляется,
С – слабо проявляется,
Н – не проявляется
Выводы:
1. Товарищеские взаимоотношения – готовность помочь более слабому, уважение достоинства одноклассников, отсутствие третируемых изгоев, способность приходить к взаимопониманию без ссор и обид - стали ярче проявляться к концу учебного года.
2. Мажорное мироощущение, т.е. желание учащихся всегда быть вместе, удовольствие от общения друг с другом; жизнерадостность , бодрость, собранность, отсутствие нытья, жалоб, ябедничанья; чувство юмора, преобладало всегда.
3. У каждого члена коллектива появилось чувство защищенности, уверенности в себе и своих товарищах, т.е. появилась способность остановить нарушителя.
4. Каждый считает общее дело своим личным и несет за него ответственность. Чувство ответственности проявляется в умении детей помнить о порученном деле, знать, кто, когда, где его организует, волноваться за его исход, радоваться успеху и считать себя причастным к нему, а также в оказании помощи по собственной инициативе.
5. Учащиеся самостоятельно могут выдвигать общественно значимые цели и стремятся достичь их. Это свидетельствует о высокой стадии развития коллектива, становлении активной гражданской позиции детей, их стремлении принести пользу. Забота о других, деятельное добро становятся нормой жизни коллектива.
6. Трудовые навыки коллектива стали проявляться в умении работать на пришкольном участке, на объектах села, в классной комнате.
Концепция
Педагогические теории
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)
• концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.)
• педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)
• педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)
• гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)
• личностно-ориентированная педагогика(Якиманская Н.А.)
• игровые технологии.
Основополагающие образовательные принципы
• Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик- родитель».
• Демократизм, уважение ученика.
• Индивидуальный подход.
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
• Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе.
• Принцип целостности и системности.
• Многовариативность и альтернативность.
Воспитание классного коллектива опирается на общечеловеческие нравственные ценности.
• Земля – общий дом людей. Земля людей и живой природы.
• Отечество – Родина человека, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
• Семья – человеческая общность ребенка, среда его развития.
• Труд – основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из животного мира.
• Знание – результат творческого труда, средство развития личности.
• Культура – духовное и материальное богатство, накопленное в процессе развития человечества.
• Мир – покой, согласие между людьми, народами, государствами, условие существования Земли и человечества.
• Человек – ценность, цель, объект, результат воспитательной работы.
Формирование видения образа своего класса
(по результатам опроса учащихся)
1.Как жить будем?
-дружно. весело, интересно, увлеченно.
2.К чему стоит стремиться?
-хорошо учиться, выбрать профессию по душе, принимать участие во всех делах, к ЗОШ.
3.Какими хотите быть?
-здоровыми, умными, творческими, трудолюбивыми, жизнерадостными, разносторонне развитыми, активными.
4.Какой деятельностью будем заниматься?
-соревнования, походы, экскурсии, вечера, встречи, конкуры, игры
.
5.Кто будет нашими партнерами?
-родители, учителя, учащиеся других классов, работники ДК, жители поселка, работники различных сфер.
Принципы организации деятельности в классном коллективе:
- Движенье - это жизнь!
- Помогай другому в учёбе!
- Как можно меньше троек в дневнике!
- Ничего без интереса, ничего формально!
- Все дела - вместе и творчески!
Основные идеи:
- идея здорового образа жизни
- идея образования
- идея КТД.
Ценности:
- здоровье
- знания
- общение
- коллектив
- творчество
- самостоятельность
Воспитательные цели и задачи
• создание условий для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах, основанных на передовых технологиях;
• создание условий для саморазвития учащегося как субъекта деятельности, как личности, а также удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;
• воспитание гуманистически ориентированной личности;
• овладение школьниками национальной, российской, общечеловеческой культурой;
• внедрение в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения;
• воспитание стремления к самообразованию, творчеству;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
• формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни;
• воспитание гражданской правовой культуры, воспитание любви к Родине;
• воспитание нравственно-целостной личности с активной
«Я-концепцией»;
• подготовка учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитание в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культуры.
Пути решения воспитательных задач
Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)
• Стиль взаимоотношений.
• Словесные методы.
• Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность.
• Творческая деятельность.
• Собственный пример.
• Опора на семью, семейные традиции, поддержку семьи.
Ресурсы
- Устав школы;
- Программа развития школы;
- «Положение о совете класса»;
- стенды с информацией, папки, портфолио;
- медицинские работники,
- программно - методическое обеспечение;
- спортинвентарь, ТСО (магнитофон, диапроектор, компьютеры, телевизор).
Основные направления и содержание воспитательной работы
• На уровне учебной деятельности:
- корректировка учебных программ, организация факультативов, информатизация учебного процесса.
• На уровне воспитательной работы:
- формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.
• На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:
- проведение родительских лекториев;
- проведение совместных дел, праздников;
- индивидуальная работа с родителями;
-проведение уроков в семьях;
• На уровне профессионального образования педагога:
- повышение квалификационного уровня;
- разработка методики составления авторских программ;
- участие в опытно-экспериментальной работе;
- создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания.
Формы, методы, приемы, воспитательной работы
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:
• дискуссии, диспуты,
• ролевые, деловые, образовательные игры,
• экскурсии, походы;
• «круглые столы»,
• ток-шоу,
• брейн-ринги,
• соревнования,
• викторины,
• встречи,
• тренинги,
• аукционы знаний,
• заочные путешествия,
• интеллектуальные марафоны,
• проектные игры,
• театры-экспромты,
• уроки в музее,
• акции милосердия.
План реализации воспитательной работы
Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:
• программы развития школы «Открытое образовательное пространство»
• опытно-экспериментальной работы школы
Критерии и показатели оценки ожидаемого результата
1. Личностные критерии:
критерии | показатели |
Здоровый ребенок | - динамика заболеваемости - отношение к курению(%) - занятость в секциях и участие в спортивных делах - комфортность самочувствия на уроке, в классе и школе |
Умственное развитие | -снижение количества удовлетворительных оценок по предметам - проявление интереса к знаниям - расширение кругозора - повышение престижности хорошей учёбы - желание посещать дополнительные занятия по предметам, кружки, секции |
2. Процессуальные критерии:
критерии | показатели |
Достижения учащихся класса | - участие в различных мероприятиях в классе и школе - участие в олимпиадах, НПК - творческий подход к делам - конкурс «Ученик года» |
Жизнелюбие | - желание помочь другим - оптимизм - доброжелательное отношение к людям - разносторонние интересы - ответственность за свои поступки |
Механизм реализации программы развития
Компонент «Деятельность»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Опросник «Состояние здоровья и самочувствия» | Лекция-беседа «Мы - за здоровый образ жизни» | Игра-доказательство «Суд над вредными привычками» |
2. | Анкетирование «Моё отношение к ЗОЖ» | Беседы: «Подросток и алкоголь»; «Курильщик платит дважды!» | Поход «Моя тропа здоровья» |
3. | Изучение интересов и склонностей учащихся (анкета) | Лекция «Здоровье и выбор профессии» | Экскурсии на предриятия |
4. | Выявление уровня воспитанности | Вечер вопросов и ответов «В человеке должно быть всё прекрасно!» | Классный огонёк «Вечер хороших манер и хорошего настроения» |
5. | Изучение отношения к трудовой деятельности | Разговор-диспут «Честь и хвала рабочим рукам!» | «Аллея школьников» (посадка деревьев) |
6. | Изучение взаимоотношений юношей и девушек | Семинар «Ведение ЗОЖ – гарантия здоровья будущего потомства» | Тур. поход «За здоровьем - в лес...» |
Компонент «Среда»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Анализ состояния здоровья учащихся | Изучение санитарных норм и требований к школьной мебели | Подбивка парт и стульев в зависимости от роста |
2. | Изучение санитарного состояния кабинета, территории у школы | Классный час «Чистота - залог здоровья» | -Регулярная проверка внешнего вида; - Операция «Чистый посёлок»; - Оформление странички стенда «Как уберечься от болезней?» |
Компонент «Отношения и взаимоотношения»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Анкетирование «Как я отношусь к людям?» | Нравственно-психологический практикум «Моя дорога к себе и другим» | Акция «Спешите делать добро!» (очистка снега у ветерана); «Ветеран живёт рядом (к 9 мая) |
2. | Опросник «Моё отношение к наркотикам» | Диспут «Белая смерть стучится в наши двери!..» | Интеллектуальная игра «Наркотики и здоровье» |
3. | Опросник «Кто я?» | Семинар-практикум «Способы тренировки памяти и внимания» | Викторина « Хочу всё знать!» |
Компонент «Субъекты»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Диспансеризация учащихся (изучение здоровья медработниками) | Лекторий на базе ДК «Вредным привычкам скажем «нет!» (с приглашением медиков, психолога. работников МВД) | «Круглый стол» по обсуждению проблемы ЗОЖ |
2. | Опросник «Ценности человеческой жизни» | Просмотр кинофильма о ВОВ | Уроки в семейных гнездах |
3. | Изучение возрастных особенностей подростков | Беседа с врачом «Гигиена девушки и юноши» | Игра-соревнование «Сила молодецкая»; Конкурс красоты «Я ль на свете всех милее?» |
4. | Выявление взаимоотношений в семье | Встреча с интересными людьми «Советы мудрых» | Выставка фотографий «Наша история в семейном альбоме» |
Компонент « Управление»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Анкетирование учащихся «Отношение к физической культуре» | Беседа «Всем зарядка нужна!» | Проведение «подвижных перемен» (на улице) |
2. | Опрос учащимися родителей «Ваше отношение к курению» | Семинар для отцов «Как избавиться от курения» | Лыжная прогулка с родителями в выходной день |
3. | Изучение уровня развития самоуправления в коллективе | Знакомство с Уставом школы | Организация дежурства по школе, шефство над 3 классом. |
Литература
1.Гуманитаризация образовательной деятельности как основа модернизации системы образования Свердловского района г. Перми. Сборник материалов. – Пермь: 2003. С.207.
2. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно - ориентированного классного часа / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.- М.: ТЦ Сфера, 2002.128 с.
3. Методика воспитательной работы (под ред. В.Л. Сластёнина). - М., 2004
4. Обсуждаем проблемы воспитания/под ред. Е.Н. Степанова, М.А.Александровой.- М. 2003.
5. Журналы «Классный руководитель» за 2000-2008г.г.
6. Мы живём среди людей: Кодекс поведения/Авт,- сост. И.В.Дубровина.-М. Политиздат, 1989.-383с.
7. Психологический климат в коллективе. - Аникеев Н.П.-М., 1989.
8.Бродкина Э.В. Способы разработки программы развития класса средствами управления на уровне школы.
9.Пехотина Н.В. Рефлексивный отчет о работе над программой развития класса.
Приложение
Модель личности выпускника Кукшумской школы
1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
- сформированное понимание (представление) о смысле жизни, идеале, счастье;
- наличие жизненных планов;
- активная профессиональная подготовка;
- стремление к материальному благополучию и готовность экономически
самостоятельно себя обеспечить;
- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;
2. Мировоззрение и мироощущение:
- знание современной научной картины мира;
- мировоззренческая терпимость;
- понимание и принятие философии прав и свобод человека;
- патриотизм;
- правовая и политическая культура;
- социальный оптимизм;
- способность сделать правильный, нравственный, просоциальный выбор.
3. Интеллектуальное развитие:
- информационный кругозор;
- потребность применять знания на практике;
- умение обобщать, анализировать, делать выводы;
- критичность сознания;
- гибкое мышление, свободное от догматизма;
- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;
- навыки самоорганизации;
- навыки самообразования;
4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность;
- старательность;
- настойчивость;
- предприимчивость;
- самостоятельность;
- творческий подход к работе;
- конкурентоспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.
5. Черты характера:
- сознательная дисциплинированность, обязательность;
- внутренняя свобода, независимость;
- стойкость, умение переносить трудности;
- решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность и страх;
- порядочность;
- честность, правдивость;
- раскованность;
- развитое чувство достоинства (самоуважение);
- социально закаленный, стойкий к негативным воздействиям социальной среды;
- устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, преодолению собственной ограниченности.
6. Отношение к окружающим:
- гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
- альтруистическая жизненная позиция - бескорыстная забота о других;
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- терпимость, уступчивость;
- умение постоять за себя.
7. Культура общения:
- сдержанность;
- тактичность;
- знание психологических основ общения;
- чувство меры в общении;
- умение соблюдать дистанцию в общении;
- владение культурой речи.
8. Здоровье и здоровый образ жизни:
- отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- знание механизмов и способов поддержания здоровья;
- физическое развитие;
- стремление к физическому совершенствованию;
- отсутствие вредных привычек;
- знание и владение приемами и способами оздоровления своего организма.
9. Отношение к семье, браку и любви:
- отношение к браку как к важнейшему жизненному выбору;
- уважительное отношение к женщине, девушке;
- знание основ сексуальных отношений;
- осознание ответственности за воспитание своих детей.
10. Эстетическая культура:
- эстетический кругозор и эстетический вкус;
- умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни,
труде, общении, учении;
- развитое творческое начало;
- умение рисовать, петь, танцевать;
- умение одеваться со вкусом, со вкусом организовывать свой быт.
11. Отношение к природе:
Сформированная экологическая культура со следующими главными составляющими:
- рациональное использование природных ресурсов;
- готовность охранять и защищать флору и фауну;
- осознание долга заниматься восстановлением природы и воплощение его в
своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"
Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"
Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....
Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе»
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе» была разработана в ходе экспериментальной деятельности, по...
Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)
В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...
8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...