Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе»
рабочая программа по теме
Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе» была разработана в ходе экспериментальной деятельности, поскольку общеобразовательная школа, в которой я работаю, с 2006 года была областной экспериментальной площадкой по проблеме «Системный подход к духовно-нравственному развитию школьников». Программа прошла апробацию и получила высокую оценку педагогической общественности города и области. Новизна этой программы заключается в её системности: в ней представлена не только образовательная деятельность, но и методическая, работа с учащимися и работа с педагогами. В программе представлен и обоснован вариант учебного плана с непрерывной образовательной линией «Духовная культура», что явилось результатом многолетних поисков и опыта целого коллектива. В программе широко освещена воспитательная работа, какой она может быть в общеобразовательной православно-ориентированной школе. Программа также отвечает на вопрос: как сформировать коллектив единомышленников в условиях общеобразовательной школы для работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся. В конкурсных материалах представлены также и результаты деятельности педагогического коллектива. Разработка была сопровождена электронным приложением, где можно было увидеть живые, неподготовленные интервью с учениками, в которых обнаруживаются сформированная жизненная позиция, ценностные ориентации. Разработка сопровождена печатными приложениями: одной из программ спецкурсов и одной из программ работы с педагогами, а также некоторыми публикациями, подтверждающими продуктивность того направления работы школы, которое в течение 10 лет курирует автор данной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_shkoly.doc.zip | 41.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития
«Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексный учебный курс ОРКСЭ и входящий в него модуль ОПК призваны формировать у учащихся ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры, а также развивать представления ребенка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. Однако в полной мере достичь этих целей средствами одного предмета, даже с учётом межпредметных связей, представляется невозможным. Более того, такое локальное введение курса ОПК в учебный план образовательного учреждения, на наш взгляд, обречено на провал, поскольку его содержание вступит в противоречие с привычной, характерной для современного общества системой индивидуалистических ценностей. Необходим системный подход: нужно преобразовать школу в единое культурно-образовательное пространство, которое обеспечит личностно-смысловое развитие учащихся, поможет педагогу стать посредником между ребенком и духовной традицией отечества. В этом случае основы православной культуры будут не просто школьным курсом, но и пространством для осмысленной жизни как ученика, так и учителя.
Программа «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе», апробированная в течение 7 лет и ставшая программой развития школы, оказалась весьма продуктивной и принесла результаты. Программа предназначена для общеобразовательной школы. Её отличительными особенностями являются мобильность, вариативность, способность к развитию. Программа может быть полностью или частично использована в любой общеобразовательной школе.
Под системным подходом разработчики данной программы подразумевают единство целей, задач и принципов духовно-нравственного воспитания для всего учебно-воспитательного процесса в целом. Необходимо использовать возможности каждого учебного предмета (не только основ православной культуры), а также каждой учебной ситуации, каждого внеклассного события, действа для духовно-нравственного развития учащихся.
Нужно оговорить также, что мы подразумеваем под духовно-нравственным развитием. Часто в образовании можно встретить путаницу понятий: знакомство с классической музыкой, живописью, театральным искусством и пр. называют духовным воспитанием, тогда как это всего лишь эстетическое. Духовно-нравственное имеет иную природу – голос духа в человеке, т.е. совесть. Причем, совесть – это то, что поддается развитию, по мнению классиков отечественной педагогики, в частности Н. И. Пирогова. Он утверждает: «С детства необходимо развивать в ребенке самосознание и пробуждать совесть, понемногу сообщая ему о главных смыслах человеческой жизни». Таким образом, духовно-нравственное развитие предполагает развитие тех личностных качеств, которые непосредственно связаны с совестью.
Реализация данной программы должна сопровождаться серьезной и целенаправленной работой со всем педагогическим коллективом. Всех педагогов необходимо сделать союзниками, так как они формируют мнение родительской общественности и влияют на самоопределение школьников.
С этой целью, как утверждает доктор педагогических наук, профессор М.Поташник, руководители школы должны обеспечить мировоззренческую подготовку учителей. Это, по его мнению, самое главное для современной школы содержательное направление работы с педагогическими кадрами, обеспечивающее не только профессиональный и личностный каждого учителя, но и профессиональную культуру всего коллектива, что является непременным условием для продуктивной деятельности по духовно-нравственному развитию школьников.
Этими положениями обусловлены два основных и взаимосвязанных направления Программы: работа с учащимися и работа с педагогами. Они же определили структуру Программы, которая включает концептуальное обоснование, целевые ориентиры, концепции и подпрограммы, через которые происходит реализация целей и задач, т. е. непосредственно содержание, аннотацию наиболее значимых проектов, условия реализации и способы оценки результативности.
Первый и второй разделы Программы являются общими для двух направлений: работы с учениками и работы с педагогами.
Третий раздел состоит из трех подразделов, характеризующих учебно-воспитательную деятельность (концепция учебного плана и воспитательной работы) и методическую (концепция работы с кадрами). Эти подразделы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Четвёртый раздел дает представление о практической реализации подпрограмм в творческих проектах, т.е. об опыте работы школы.
Пятый раздел предлагает не только проверенные и обоснованные способы оценки результативности Программы, но и некоторые реальные результаты многолетней деятельности школы по духовно-нравственному развитию учащихся.
В программе представлены также и результаты деятельности педагогического коллектива. Программа сопровождена электронными приложениями, где можно увидеть не только презентации, но и видеосюжеты: живые, неподготовленные рассуждения учеников. В этих рассуждениях обнаруживаются сформированная жизненная позиция, ценностные ориентации.
Программа сопровождена печатными приложениями, в которых представлена одна из программ спецкурса и одна из программ работы с педагогами. Приложение содержит также некоторыми публикации, подтверждающие продуктивность того направления работы школы, которое в течение 10 лет курирует автор данной Программы, и благодарственные письма педагогическому коллективу и лично автору.
I. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Стратегия развития школы основывается на том, что главная наука в школе это наука быть человеком.
Наше педагогическое кредо: духовно-нравственное развитие личности – смысл и цель образования.
Процесс образования – не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, не только освоение универсальных учебных действий, но и процесс развития личности, обретения духовно-нравственной основы бытия и приобретения социального опыта. В связи с этим школа реализует личностно-ориентированный тип образования, обеспечивающий развитие личности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов, предоставляющий ей свободу выбора содержания и путей получения образования, а также способов самореализации в культурно-образовательном пространстве. Образование должно обеспечивать личностно-смысловое развитие учащихся.
Образование – совокупность воспитания, обучения и развития, способная придать образ без-образному и даже безобразному.
Особенности педагогической теории, лежащей в основе организации
образовательного процесса. Теоретические предпосылки личностно-ориентированного образования созданы русской классической педагогикой, которая, будучи органической частью духовной культуры российского общества, стремилась привнести ее идеалы и ценности в образование и воспитание. Российские педагоги полагали, что главная наука в школе – это наука быть человеком. В русской постклассической педагогике были сформулированы принципы связи образования и культуры (С.И. Гессен), приоритета воспитания перед обучением (В.В. Зеньковский).
Основываясь на этих положениях, мы рассматриваем образование как часть культуры и считаем, что образование должно быть культуросообразным, чтобы обеспечить восхождение личности к ценностям и идеалам культуры своего отечества.
Вместе с тем личностное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, как учебной, так и внеучебной. В отечественной психолого-педагогической науке также разработана деятельностная парадигма образования, основаная на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Деятельностный подход, положенный в основу учебно-воспитательного процесса, исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Основным методом проектирования образовательного пространства является культурологический подход, основными компонентами которого выступают:
- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достиженнии целей культурного саморазвития;
- отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
Педагогические технологии
Личностно-ориентированное содержание требует для своей реализации адекватных педагогических технологий. Ими могут быть:
- смысло-поисковые,
- личностно-развивающие,
- технологии педагогической поддержки.
Принципы организации образовательной среды
Общими принципами организации образовательной среды в школе являются:
- природосообразность: учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья;
- культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте отечественной культуры;
-индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности;
-сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.
II. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Миссия школы
Школа действует в интересах государственной политики, активно участвуя в интеллектуальном и духовном возрождении нации, и может удовлетворить социальный запрос той части родителей, для кого воспитание в духе традиционной (православной) нравственности не менее значимо, чем качественная подготовка к продолжению образования.
Генеральной целью является соединение всесторонней базовой подготовки с духовно-нравственным нравственным развитием личности ученика.
Для реализации миссии и цели выделяются задачи:
1. Обеспечение системного подхода к духовно-нравственному развитию школьников. Для этого необходимо:
1.1. Создать такую педагогическую среду, которая будет способствовать приобщению детей к традиционным духовным и культурным ценностям.
1.1.1.Разрабатывать, внедрять и совершенствовать программы элективных курсов для образовательной линии «Духовная культура».
1.1.2.Разрабатывать, внедрять и совершенствовать программы воспитательной деятельности, способствующие выбору учеником личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.
1.2. Использовать возможности каждого учебного предмета, каждой учебной ситуации, каждого внеклассного мероприятия для духовно-нравственного воспитания школьников.
1.3.Усилить личностно-смысловую направленность содержания образования всех предметных областей посредством интеграции – в целях создания единого поля смыслов.
1.4.Осуществить переход от педагогики развлечений к педагогике воспитания.
1.4.1. Объединить усилия педагогов и их воспитанников вокруг совместного значимых проектов.
1.5. Создать в школе здоровьесберегающую среду, функционирующую на основе принципа взаимосвязи и взаимозависимости духовного, психического и физического здоровья.
1.5.1.Разрабатывать, внедрять и совершенствовать программы здоровьесбережения.
2.Повышение профессионального уровня педагогов. Для этого необходимо:
2.1. Обеспечить мировоззренческую подготовку педагогов для участия в инновационной деятельности.
2.1.1.Разрабатывать, внедрять и совершенствовать программы, способствующие формированию педагогической культуры, личностно ориентированной педагогической позиции.
2.2. Создать условия для творческой самореализации педагогов.
2.2.1. Обеспечить готовность педколлектива к работе в качестве базовой площадки для пилотных школ города в проекте «Основы религиозных культур и светской этики».
2.2.2. Организовать систематическое участие учителей в практических семинарах профессионального мастерства.
2.2.3. Организовать методический поиск современных форм осмысления, систематизации, обобщения и предъявления собственного опыта.
2.2.4. Обеспечить прохождение педагогическими кадрами курсов повышения квалификации по ОПК и ОРКСЭ, по методике воспитательной работы.
2.2.5. Содействовать активному участию педагогических работников в конкурсах учительского мастерства разного уровня.
Прогнозируемый образ выпускника школы:
- личность, готовая к обретению духовно-нравственного и социального опыта, активной социальной адаптации и ответственному, творческому преобразованию социума и себя на основе усвоенных нравственных ценностей;
- человек, способный ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, выявлять ценностное содержание в жизненных ситуациях и выстраивать собственное поведение на основе усвоенных нравственных ценностей;
- патриот своей Родины, для которого выбор будущей профессии связан со служением Отечеству, а не с карьерным продвижением и личной самореализацией;
- человек интеллектуально зрелый, обладающий критичностью мышления, способный к рефлексии, стремящийся не только определять цели жизни, но и постигать смысл бытия;
- человек, осведомленный в области истории, русской культуры, русской философской мысли, русской научной мысли, русской истории во всей ее полноте;
Прогнозируемый образ учителя школы:
- личность, имеющая ценностное отношение к ребенку, духовной культуре и нравственным основам своего Отечества, обладающая способностью вырастить в детях такое же ценностное отношение;
- воспитатель, проявляющий гуманную педагогическую позицию и заботящийся о сохранении духовного и физического здоровья детей;
- профессионал, владеющий разнообразными педагогическими технологиями, умеющий придать им личностно-развивающую направленность;
- мастер, понимающий процесс обучения как процесс образования и порождения смыслов, умеющий работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
- человек, проявляющий заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Реализация цели и задач программы планируется через следующие концепции и подпрограммы:
- Концепция формирования вариативной части учебного плана
Поскольку Учебный план является не только действенным средством достижения целей общего образования, но также отражением концептуальной идеи развития школы, содержание его обусловлено генеральной целью развития школы. Содержательная линия «Духовная культура» в нём представлена как ведущая.
Цель разработки содержательной линии «Духовная культура» – введение учащихся в мир традиционных российских ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.
Отбор содержания образования связан с утверждением в сознании учащихся исторических корней отечественной культуры и нацелен на развитие национального самосознания. Новые учебные предметы и спецкурсы в совокупности представляют единую образовательную линию «Духовная культура», которая начинается на 1-й ступени образования и завершается на 3-й ступени.
Образовательная линия «Духовная культура» в учебном плане школы
Начальная школа | Основная школа | Старшая школа |
Основы православной культуры 1- 4кл. | Основы православной культуры 5кл. | «Основы нравственности» 10 кл. |
Православная этика 3-4кл. | Церковно-славянский язык 6кл. | «Религии мира» 11 кл. |
Личность в русской истории 7кл. | ||
Духовные истоки малого отечества 8кл. | ||
Духовная культура Древней Руси 9кл. | ||
Правовые и нравственные основы семейной жизни 9кл. |
Курс «Основы православной культуры» на начальной ступени образования, введённый за счёт часов внеурочной деятельности, способствует погружению ребенка в мир национальных нравственных ценностей, раскрывает смысл православных традиций, православного годичного круга, по которому жил русский человек, включает учащихся в культурную традицию как носителей и продолжателей.
Курс православной этики способствует формированию ценностных ориентиров у младших школьников, основные из которых –целомудрие, честность, милосердие. Эти курсы являются пропедевтическими для культурологического курса ОПК на II ступени образования, его освоение без них для подростка будет затруднительным.
Курс ОРКиСЭ 4- 5 классах представлен в Учебном плане модулем «Основы православной культуры» (по выбору родителей). Цель курса «Основы православной культуры» в 4-5-х классах — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции.
Спецкурсы и факультативные курсы на II и III ступени дополняют и углубляют содержание ОПК.
Курс «Церковно-славянский язык» в 6-х классах вводит подростков в языковое пространство православной культуры через знакомство с азбукой, приобщает к высоким смыслам духоносного языка церковных служб и молитв, закладывает основы для будущего обращения к первоисточникам.
Курс «Личность в русской истории» в 7-х классах представляет учащимся великих исторических деятелей, канонизированных в лике русских святых. Основная тема курса – подвиг служения отечеству. Основное содержание предмета составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения.
Курс «Духовные истоки малого отечества» в 8-х классах представляет учащимся соотечественников, которые оставили значительный вклад в истории города и региона, раскрывает значение их подвижнического труда, служения, духовную красоту личности.
Курс «Духовная культура Древней Руси» в 9-х классах представляет историю развития древнерусской храмовой архитектуры, иконописи, литературы как непрерывное стремление русского народа к святости – идеалу красоты, добра и правды. Курс, построенный на философско-культурологической основе, формирует отношение к культурному наследию как фактору развития России.
Элективный курс «Правовые и нравственные основы семейной жизни» в 9-х классах способствует формированию ценности семьи и человеческой жизни, обеспечивает успешную социализацию учащихся.
На III ступени введены спецкурсы «Основы нравственности» (10 кл.), «Религии мира» (11 кл.). Спецкурсы вовлекают учащихся в размышление о вечном и временном, о цели и смысле бытия, о мироздании и роли человека в нем, способствуют формированию у старшеклассников целостного мировоззрения, снимают противоречия между наукой и религией, а также защищают от опасного влияния сект. Спецкурс «Религии мира» позволяет учащимся понять сходство и различие в этических системах, порожденных религиозной традицией того или иного народа. Пристальное внимание уделяется не богословию, а общечеловеческой этике и нравственности.
2. Концепция воспитательной системы
Исходной позицией считаем мысль С.И. Гессена: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным. Ибо оно реализуется в соответствии с традициями и нравственно-духовными ценностями народа». В этой связи обоснованным является обращение к опыту отечественной педагогики. За основу берем следующие её положения:
Внутренний духовный рост – самая главная и ответственная задача человека. Поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание и пробуждать совесть. Для этого необходимо, чтобы ребенком руководила мысль о будущей жизни, т.е. бессмертии. Эта мысль и развитие совести – одно и то же.
Основное несчастье человека – уклонение с пути целостной внутренней жизни, в которой сохранено единство мысли, слова и дела. Важно вернуться к детскому целомудрию и еще важнее – не нарушать этого целомудрия у ребенка. Зачатки нравственной раздвоенности проявляются довольно рано. Если человек не углубляется в самопознание, он скоро запутается в лабиринте непоследовательности и противоречий, начинает избегать себя и искать образы в самозабвении. Поэтому так важно оберегать целостность детской души, не внося в нее искусственно и преждевременно раздвоенность и неискренность; вести ребенка, по мере созревания, на путь самопознания и внутренней борьбы; сообщать понемногу ребенку смысл христианских заповедей и мысль о вечности;
научить ребенка любить красоту нравственных поступков.
Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека, а поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Необходимо учить ребенка тому, как надо вести себя хорошему человеку, а тому, как быть хорошим человеком.
Нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
Человек не формируется по частям и не являет собой мешок с достоинствами. Человеку присуща системность, она свойственна и его духовной конституции. Системообразующим фактором ее выступает ценностное отношение к тому, что его окружает: жизни, людям, миру и т.д. Отношение личности к какому-либо объекту формирует качества личности.
Цель – создание условий для развития образованной, нравственной личности, готовой к активной социальной адаптации и ответственному творческому преобразованию мира на основе традиционных для России духовных ценностей.
2.1. Проект по созданию школьного государства «Исток » (самоуправления)
Цель подпрограммы – социальное развитие на основе принятия учащимися демократических ценностей, освоение основных социальных ролей, этических норм и правил; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.
2.2.Комплексная программа учебно-воспитательных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
Цель подпрограммы – формирование российской и гражданской идентичности, воспитание гражданско-патриотических убеждений учащихся через приобщение к духовным истокам русского патриотизма и мужества, к традиционным представлениям о Родине, семье, народе; взращивание уважительного отношения к своим историческим корням, духовному наследию; содействие свободному нравственному выбору учащихся.
2.3. Комплекс учебно-воспитательных мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры
Цель подпрограммы — формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора через приобщение к отечественной истории, к духовным истокам русской культуры, к традиционным представлениям о нравственных идеалах.
2.4. Программа работы с семьями учащихся
Цель подпрограммы — сохранение и укрепление целостности семей, воспитание в детях почтительного и благодарного отношения к родителям, формирование ценности семьи у учащихся как будущих супругов и родителей.
2.5. Программа работы с одаренными детьми
Цель подпрограммы – развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений; формирование духовного потенциала личности, её развитие, предполагающее творческое самовыражение и самореализацию на благо отечеству и ближним.
2.6. Программа психолого-педагогического сопровождения детей группы риска
Цель подпрограммы – развитие у детей группы риска самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противостоять им в пределах своих возможностей.
2.7. Комплексная программа организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период
Цель подпрограммы – сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья школьников; привлечение их к активному доброделанию через участие в социально-значимых проектах.
2.8. Программа сбережения и укрепления здоровья школьников
Цель подпрограммы – создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных условий самореализации, достижения жизненных целей; поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы; предупреждение вредных привычек, представляющих опасность для духовного, психического и физического здоровья.
3. Концепция внутришкольной системы повышения профессионализма педагогов
Опыт первых лет экспериментальной деятельности показал, что автономное сосуществование в школе православно и светски ориентированных педагогов неизбежно приводит к мировоззренческим конфликтам, явным или скрытым, что является серьезным препятствием к достижению такой цели, как духовно-нравственное развитие учащихся. Отчуждение части коллектива от общего дела, перепоручение его группе отдельных педагогов способно вызвать нездоровое соперничество и даже скрытое противодействие инновациям со стороны некоторых педагогов, а следовательно, родителей и учащихся, на которых те имеют влияние. Все это дает нам основания утверждать: введение нового предмета ОПК должно сопровождаться серьезной и целенаправленной работой со всем педагогическим коллективом. Всех педагогов необходимо сделать союзниками, так как они формируют мнение родительской общественности и влияют на самоопределение школьников.
Цель – сформировать коллектив педагогов, способных решать общие педагогические задачи духовно-нравственного развития учащихся в условиях единой образовательной среды.
Работа с педагогами проводилась в течение нескольких лет, в ней выделено несколько этапов.
Этапы экспериментальной работы с кадрами
период | этап | содержание деятельности | результат |
2002-2004 | просветительский | просветительская школа для педагогов по договору с Благочинием. Преподаватели: священнослужители и воцерковлённые педагоги; | сотрудничество с церковью, обретение духовника, выявление группы единомышленников среди коллектива. |
2004-2005 | диагностический | творческие встречи с педагогами и родителями, выявление проблем в воспитательной работе школы и причин, породивших эти проблемы; анкетирование и анализ полученных сведений о педагогах, учащихся и родителях, об их запросах, предпочтениях и ценностях;
| выявление проблем и противоречий во взглядах и убеждениях, в ценностных ориентирах учителей и учеников, определение целей и задач работы с педагогическим коллективом; определение компонентов школьной системы, подлежащих изменению. |
2005-2008 | проектировочный | определение перспектив развития школы; поиск собственного лица в образовательном пространстве города, проектирование уклада школы, изменений в содержании образования, технологиях, подходах к воспитательной деятельности через серию тематических педсоветов, семинаров и «круглых столов»; | определение стратегии развития школы, подготовка педагогов к внедрению инноваций; определение миссии школы, образа (а не модели!) будущего выпускника, единых целей, принципов, подходов, установок. |
2006-2011 | экспериментальный | деятельность в режиме областной экспериментальной площадки по духовно-нравственному развитию учащихся и областной пилотной площадки по апробации курса ОПК: разработка и апробация образовательных, воспитательных и методических проектов; вовлечение педагогов в деятельность по устроению настоящего и будущего своей школы, то есть её уклада; | расширение круга единомышленников среди педагогов; повышение профессионализма; анализ результатов деятельности и корректировка; формирование нового уклада школы, содержательной линии «Духовная культура» и воспитательной системы школы. |
2010-2013 | Обобщение и предъявление опыта | Школа – территория передового опыта: практические семинары, открытые уроки и мастер-классы для учителей ОПК города и области, публикации в методических сборниках, участие в профессиональных конкурсах | Формирование коллектива единомышленников; школа – ресурсный центр для образовательных учреждений города и области, внедряющих проекты духовно-нравственного развития учащихся. |
3.1. Модель внутришкольной системы повышения профессионализма педагогов
Цель подпрограммы – создание условий для формирования в учителе субъектной позиции, готовности и потребности к постоянному образованию и самообразованию, освоению ценностных смыслов образования и личностно-ориентированных технологий.
3.2. Инновационный проект «Рождественские педагогические чтения»
Цель подпрограммы – обеспечение мировоззренческой подготовки педагогов для системной и целенаправленной работы по духовно-нравственному развитию учащихся; определение единых ценностных ориентиров, форм и методов духовно-нравственного воспитания детей, а также общей стратегии деятельности школы по тому или иному направлению;
- АННОТАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Для достижения генеральной цели Программы необходимо, чтобы урочная деятельность имела бы продолжение во внеурочной. Внеурочная деятельность должна не развлекать, а воспитывать. Это труднее, зато продуктивнее. Благодаря введению в школе новых традиций, можно создать ту особую воспитательную среду, которая приобщает детей к традиционным культурным и нравственным ценностям православия. Эти традиции формируются в долгосрочных проектах, которые рождаются в рамках подпрограмм.
- Празднование Рождества Христова. Общешкольное мероприятие, проводимое вместо празднования Нового года. Предполагает конкурс сюжетов для постановки, которые сочиняют ученики старших классов под руководством учителей, подготовку театральной постановки для учащихся младших классов, разучивание праздничных песнопений и стихов, конкурсы праздничных поделок, сувениров и композиций, святочные посиделки, знакомство с народными играми и забавами, православными традициями поздравлений с Рождеством. Проводится в несколько этапов в течение всех святочных дней.
- Пасхальные празднества. Общешкольное мероприятие, предполагает разучивание праздничных песнопений и стихов, творческие конкурсы (сочинений, рисунков, стихов), конкурсы праздничных поделок, сувениров и композиций, знакомство с православными традициями поздравлений с Пасхой. Поздравление детей в приютах и детских домах, изготовление сувениров для больных в хосписах. Проводится в несколько этапов в течение всей Светлой седмицы.
- Празднование Дня славянской культуры и письменности. Главный общешкольный праздник, в подготовке и проведении которого участвуют все учителя и ученики школы. Подготовка идет в течение всего учебного года, включает в себя поэтапно серию интеллектуальных и творческих конкурсов, защиту проектов, интерактивные игры, путешествия, Кирилло-Мефодиевские ученические чтения, Фестиваль национальных культур и многое другое. Завершается общешкольным праздником.
- Проект «Историческая реконструкция». Включает в деятельность учащихся II ступени образования. Проводится в течение учебного полугодия. Предполагает сбор и обработку информации, изготовление костюмов и декораций, постановку-реконструкцию событий. Темы исторических реконструкций разнообразны, например, «Исторический бал в честь победы в Отечественной войне 1812 года», «Крещение Руси» и т.п. Воспитательный потенциал проекта очень высок, поскольку подростки не просто узнают о великом событии в Русской истории, они его проживают, испытывая гордость за своих соотечественников. Патриотизм – высокое нравственное чувство, способное облагородить человека, и оно должно быть основано не на восторге перед собственными спортивными достижениями, а совсем на другом— на нравственном достоинстве русской нации, на духе народа, на православном духе. А дух нации более всего проявляется в лучших ее представителях. Основанием для патриотического воспитания в подобном воспитательном событии и является тот самый дух нации, воплотившийся в ее истории и культуре.
- Проект «Наша школьная страна». Предусматривает цикл мероприятий, способствующих формированию гражданских качеств у учащихся разного возраста, включает в деятельность большую часть учащихся и педагогов. В рамках проекта возможно проведение разнообразных коллективных дел: например, проведение переписи школьного населения, где можно посчитать, сколько в школе кареглазых, голубоглазых, поющих, танцующих, имеющих брата, сестру или братьев и сестёр и т.п., рассказать друг другу о своих национальных корнях и найти поводы для взаимной дружбы; можно организовать дискуссионные клубы или встречи с интересными людьми, чтобы убедить подростков в том, что православные традиции – не музейный экспонат, а реалии нашего времени, православная вера делает человека нравственно красивым, православное мировоззрение умудряет человека, делает его духовно более сильным. На эти встречи нужно приглашать не только ярких политиков, учёных, общественников, предпринимателей, врачей, военнослужащих, но и священнослужителей.
- Проект «В поисках семейных сокровищ». Предусматривает цикл мероприятий, способствующих формированию ценности семьи, как у детей, так и у родителей. В рамках проекта возможно проведение семейных конкурсов – творческих, спортивных, игровых, совместных походов и праздников. Непременным условием является участие всей семьи. Возможно проведение конкурсов композиций «Дом для моей будущей семьи», где мальчики могут конструировать макеты домов, а девочки – создавать в них уют: шить и вязать кружевные скатерти и салфетки, одежду для малышей и т.п. Воспитательная ценность проекта заключается в том, что проектируя свои будущие дома, подростки будут проектировать собственную семейную жизнь, в то время, как сама ценность семьи в современном обществе подвергается сомнению.
- Проект «Научно-исследовательская деятельность». Предусматривает самостоятельную исследовательскую деятельность ученика под руководством учителя. Проводится в течение учебного года, предполагает защиту на ученической конференции, причем это должно быть именно исследование – рефераты к защите не допускаются. Однако научно-исследовательская деятельность учащихся не должна носить отвлечённый характер, ведь и математика может быть поводом для размышлений о разумности Творца в устроении мира.
- Проект «Рождественские педагогические чтения». Решить задачу мировоззренческой подготовки коллектива можно в той мере, в какой удастся включить всех педагогов в аналитическую и проектную деятельность, стимулируя их профессиональный и духовный рост. Один из самых продуктивных школьных проектов в этом плане – Рождественские педагогические чтения, в ходе которых не только исследуется та или иная мировоззренческая проблема, согласуются ценностные ориентиры, но и разрабатывается стратегия деятельности всего педагогического коллектива, происходит согласование целей воспитания педагогов и родителей.
Все перечисленные проекты реализуются в рамках концепций и подпрограмм, представленных в III главе Программы. Проекты реализуются в различных формах деятельности, которые достаточно полно описаны в методической литературе. Самая продуктивная, на наш взгляд, – работа творческой группы сменного состава по подготовке и реализации того или иного проекта. Как показал опыт, в ходе этой работы определяются приоритеты и предпочтения педагогов и учащихся (поскольку все проекты готовятся в сотрудничестве). В дальнейшем проект закрепляется за той или иной творческой группой, тем или иным педагогом, который становится его куратором в течение продолжительного времени. Как правило, состав творческой группы в основном сохраняется от разработки проекта до его реализации.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАММЫ
Эффективность реализации Программы обеспечивается её методическим сопровождением: программы всех учебных курсов образовательной линии «Духовная культура», кроме курса ОПК, разработаны педагогами школы с учётом требований стандарта и имеют экспертные заключения профильных кафедр вузов. Подпрограммы внеурочной деятельности, также разработанные творческими группами педагогов, утверждены Советом школы, некоторые из них были представлены на конкурс «За нравственный подвиг учителя»и другие профессиональные конкурсы и получили высокую оценку (призовое место автору).
Для реализации данной Программы не требуется дополнительных материальных затрат. Материально-техническая база образовательного учреждения позволяет обеспечить реализацию всех проектов, в наличии имеются необходимые технические средства:
Наименование | Количество |
Сканер | 1 |
Модем | 1 |
Принтер | 2 |
Копировальный аппарат | 2 |
Факс | 1 |
Телевизор | 2 |
Видеомагнитофон | 1 |
МФУ | 3 |
Проектор | 7 |
Экран настенный | 4 |
Экран на штативе | 1 |
Фотоаппарат | 2 |
Видеокамера | 1 |
Музыкальный центр | 1 |
Микрофоны | 4 |
Интерактивная доска | 2 |
Компьютер | 24 |
Ноутбук | 5 |
Для реализации проекта, в первую очередь, необходимы подготовленные, квалифицированные кадры. В настоящее время в школе работают 38 педагогов, их них 21 имеют высшую категорию, 8 – первую категорию, 2 имеют учёную степень, 1 – аспирант. 14 педагогов прошли курсовую подготовку по программе «Обучение школьников по курсу ОРКиСЭ и ОПК», из них 8 работают в начальных классах, 6 – в основной и старшей школе.
Материальное стимулирование педагогов, работающих в тех или иных проектах, предусмотрено локальными актами школы, в частности Положением об установлении надбавки за результативность и качество работы учителей по организации образовательного процесса. Поощрение учащихся за результативность участия в проектах производится за счет привлечения спонсорских средств.
- ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Оценка достижения целей, заданных в Программе, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. В качестве критериев для оценки выступают требования к прогнозируемому образу выпускника и педагога.
Сложность данного вопроса состоит в определении самого предмета оценивания. Измерение знаний, умений, нормативного поведения не могут дать информации о степени достижения цели, поставленной педагогическим коллективом, кроме того свидетельствует об отношении к ребенку как к объекту, что противоречит основным принципам воспитательной системы.
Мы разделяем позицию экспертов в области теории и методики воспитания, в частности доктора педагогических наук, профессора Н.Е.Щурковой, что исходным моментом в установлении критерия оценки воспитанности (как соответствии цели воспитания) являются обретённые духовно-нравственные ценности и действенное отношение к ним ребенка. Воспитанное положительное отношение к определенным жизненным ценностям как основаниям личностной индивидуальной жизни является общим критерием.
Что это означает для школы, прослеживающей процесс развития своих воспитанников? Содержанием организуемых педагогами диагностик будут ценностные отношения: их присутствие или отсутствие, их глубина и широта, их распространенность или узость, устойчивость либо слабость, их привычность, эмоциональность, целостность и т.д.
Выявить динамическое развитие тенденций ценностных предпочтений можно, если фиксировать возрастные изменения в ценностных отношениях. Это раскроет картину динамики ценностных отношений детей, указывая на меру их воспитанности, то есть на меру принятия или игнорирования ценностей, определенных целью школы.
Вместе с тем необходимо помнить, что не существует достаточно разработанных требований и методики объективной оценки личностных качеств. Их оценка ведется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований с помощью различных анкетных опросов, интервью, результаты которых являются лишь основанием для принятия управленческих решений.
Методами диагностики также могут служить наблюдения, анализ ситуаций для поведенческого выбора, сочинения, тесты, знаковые рисунки, незавершенный рассказ, прерванный диалог, недописанный тезис, ранжирование, фантастический выбор, «веер» суждений и т.п.
Педагогам, которые будут использовать в работе данную программу, предстоит разработать банк диагностических материалов, которые помогут выявить и очертить тенденции формирующихся у учащихся отношений к определенным жизненным ценностям.
Ожидаемые результаты реализации программы, оценка которых должна осуществляться только в рамках мониторинговых исследований, при проведении которых не выходят на персонифицированный уровень
Основные направления реализации поставленной цели: | Ожидаемые результаты |
Работа с учащимися |
|
Работа с педагогами |
|
Результаты реализации программы, которые могут подлежать персонифицированной оценке
Основные направления реализации поставленной цели: | Ожидаемые результаты | Полученные результаты за 3 года |
Работа с учащимися | -положительная динамика участия учащихся в олимпиадах по ОПК, в различных творческих конкурсах и прочих проектах; -высокая оценка воспитательной работы в школе выпускниками, родителями, общественностью; | -1 победитель и 5 призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиалы школьников по ОПК; - 1 победитель и 1 призёр областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОПК; - призёр федерального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОПК; 8 победителей и призёров ежегодного городского конкурса творческих работ, посвященного Дню славянской письменности и культуры, публикация работ в газете и на сайте Таганрогского благочиния; -хор школьников – победитель областного фестиваля хоровой музыки «Благовест». -призовое место в областном конкурсе «Папа, мама, я – православная семья»; -множество благодарственных писем от родителей в адрес школы и отдельных педагогов; -увеличение количества учащихся, проживающих не в микрорайоне школы более чем на 80 человек; |
Работа с педагогами | -положительная динамика участия педагогов в различных конкурсах профессионального мастерства, семинарах, конференциях и прочих проектах; | -5 победителей и призёров регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»; -2 победителя межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»; - 1 победитель и 2 призёра областного конкурса творческих работ наставников им. св. Димитрия Ростовского; -учитель ОПК стал победителем нацпроекта «Образование»; - 8 педагогов школы трудятся в воскресных приходских школах города; - 4 педагога провели мастер-классы по проблемам преподавания ОПК для учителей города и области; -на базе школы проведено 3 городских практических семинара по проблемам преподавания курса ОПК, подготовленных силами 12-ти педагогов школы; -3 педагога награждены Почётными грамотами Ростовской-на-Дону Епархии и Таганрогского благочиния, 1 педагог – медалью им. св. Димитрия Ростовского «За утверждение Православия на Дону», 1 педагог – почётным нагрудным знаком им. св.бл. Павла Таганрогского; -в методических сборниках опубликовано 7 статей по проблемам духовно-нравственного воспитания, написанных педагогами школы. - 5 педагогов награждены почётными грамотами Управления образования г. Таганрога за активное участие в Городских Рождественских чтениях; -1 педагог награждён благодарственным письмом ректората Таганрогского государственного педагогического института за сотрудничество с факультетом повышения квалификации по программе подготовки педагогов и студентов к преподаванию курса ОПК в школе. |
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ К ПРОГРАММЕ
Печатные приложения
- Программа работы с педагогическим коллективом «Рождественские педагогические чтения в общеобразовательной школе как возможность мировоззренческой подготовки кадров».
- Сборник методических материалов Рождественских чтений в школе №5.
- Публикации разных лет в газете таганрогского благочиния «Юг православный» о Рождественских чтениях и новых проектах в школе №5.
- Публикации разных лет в городских методических сборниках об опыте работы образовательного учреждения по программе «Системный подход к духовно-нравственному развитию школьников».
- Буклет об опыте работы образовательного учреждения по программе «Системный подход к духовно-нравственному развитию школьников».
- Публикации в газетах «Таганрог» и «Таганрогская правда» об опыте работы образовательного учреждения по программе «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся».
- Программа спецкурса для учащихся старших классов «Духовная культура Руси в поисках национального идеала».
- Экспертное заключение кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУВПО таганрогского государственного института на Программу.
- Грамоты, благодарственные письма автору и коллективу.
Электронные приложения
- Электронная презентация опыта работы образовательного учреждения по программе «Системный подход к духовно-нравственному развитию школьников».
- Буклет об опыте работы образовательного учреждения по программе «Системный подход к духовно-нравственному развитию школьников».
- Короткометражный фильм об учениках школы «Самый главный урок»(беседы со старшеклассниками).
- Короткометражный фильм об учениках школы «Интервью со старшеклассниками» (по материалам Рождественских чтений разных лет).
- Короткометражный фильм об учениках школы «Семья глазами разных поколений».
- Презентация проекта «Рождественские педагогические чтения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5А класса «РАДУЖНЫЙ МИР»
Программа направлена на учащихся 5 класса, включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, тематическое планирование....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Компас" (духовно-нравственное развитие)
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения ...
Мастер-класс по теме «Формирование духовно-нравственной культуры у учащихся общеобразовательной школы в процессе вокально-хоровой деятельности»
Программа предназначена для педагогических работников, учителей музыки, которые в настоящий момент ведут вокально – хоровую работу во внеурочное время (как кружковую работу)...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Лапшихинская средняя школа» Ачинского района через коллективное творческое дело в рамках проектной деятельности.
Статья нацелена на актуализацию наших знаний о проектной деятельности как инструменте духовно-нравственного развития и вос...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по духовно - нравственному воспитанию для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня»
Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяпрограмма (модифицированная) по духовно-нравственному воспитанию для6- 9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня&raq...