Коммуникативная компетентность преподавателя как одно из главных условий гуманной педагогики
статья по теме

Еремина Людмила Александровна

Доклад представляет собой рассмотрение основных блоков, входящих в понятие "коммуникативная компетентность" :социально – психологического блока,нравственно – этического,эстетического, технологического; а также исследование качеств личности преподавателя, привлекательных для студентов Пензенского многопрофильного колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kkommunikat_kompetentnost_uchitelya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

отделение машиностроения и металлообработки

ДОКЛАД

Коммуникативная компетентность преподавателя как одно из главных условий гуманной педагогики

     

 

Подготовила преподаватель Еремина Л.А.

Пенза 2013

        Проблема учителя является самой важной в системе гуманно-личностного педагогического мышления, которое стало характерным для современного образования. Учитель создает вокруг себя свое образовательное поле. Весь так называемый объективный педагогический процесс в действительности есть сумма объективной воли сообщества учителей и воспитателей. Сердцем этого процесса признается общение учителя с учеником, воспитателя с воспитанниками. Однако общение не всякого склада, а такое, в котором ученик «добровольно» входит в «духовную общность» (Сухомлинский) с учителем, находит в учителе «убежище», опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь.

            Такое притягивающее образовательное поле может создать вокруг себя учитель, мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностной педагогики и утверждающий их в своей педагогической практике. Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

          Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:

  • социально – психологический;
  • нравственно – этический;
  • эстетический;
  • технологический.

       К социально - психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, её статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства - вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения…

           В структуру нравственно – этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка. Организовывать творческое сотрудничество с группой и с каждым студентом, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

           В эстетический блок  входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.

           В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно- воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт. Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

            Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere – привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми[1].

           Какой же учитель эмоционально привлекает  студентов?

           Им интересен учитель, обладающий профессиональной эрудицией, творческим своеобразием, высокой общей и нравственно-этической культурой, педагогическим мастерством, включая искусство общения.

           К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:

  1. Потребность в общении со студентами;
  2. Его положительная эмоциональная тональность;
  3. Доминирующее переживание чувства удовлетворения им;
  4. Взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);
  5. Понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;
  6. Конструктивное решение межличностных противоречий;
  7. Гуманизм и демократизм общения;
  8. Эстетика общения[[2]].

Выявлены достаточно явные эталоны студентов об эталоне педагога.

           Первокурсникам было предложено назвать самые важные качества преподавателя. Вот что получилось. Прежде всего, они хотят, чтобы на уроке было интересно (83%), чтобы учитель был доброжелательным (78%), с чувством юмора (80%). На втором месте оказались уважение к ученикам (72%) и справедливость (68%). В третьем ряду стоят требовательность и хорошее знание предмета (по 54%), затем любовь к детям (47%), спокойствие (42%), терпение (38%). Студенты хотят доброго, доброжелательного, с чувством юмора и интересно ведущего уроки преподавателя. Еще, по их мнению, учитель должен уважать ученика, быть справедливым и требовательным.

            Когда мы попросили назвать самое важное качество учителя, то требовательность здесь переместилась с четвёртого на второе место, рядом с интересными уроками. На первом месте по-прежнему был юмор. Затем шли: «уважает учеников, много знает, справедливый, любит детей, добрый, спокойный, терпеливый».

           Учитель, сумевший зажечь огонёк интереса в глазах своих учеников, без труда завоюет их любовь и уважение. Интересно, что такие важные для учителей качества, как спокойствие и терпение первокурсники оценили невысоко. Возможно, это произошло потому, что они выделили как основное качество учителя уважение. А оно уже предполагает, что учитель не позволит себе повысить голос на ученика и терпеливо, не перебивая, выслушает студента до конца.
       Итак, по мнению первокурсников, хороший преподаватель обладает чувством юмора, интересно ведет уроки, требовательный и одновременно уважает учеников и много знает. Почему так важен юмор? Смех и улыбка создают на уроке ту необходимую доброжелательную атмосферу для установления отношений дружбы и сотрудничества между преподавателем и студентами. В такой атмосфере легко работается. Именно поэтому дети так ценят это качество. В конце анкеты мы попросили студентов написать их пожелания к учителям. Одно из пожеланий звучало так: "Учителя! Улыбайтесь побольше!" Изначальной единицей общения является взаимный обмен различными
коммуникантами – улыбками, одобрением. Тактика учителя должна быть не наказывающая, а поощряющая, воодушевляющая, щадящая достоинство каждого ребенка. «Учитель без улыбки – чужой человек среди учеников» – говорит Ш.А.Амонашвили. «Улыбка делает ребенка восприимчивым к Свету». «Улыбка есть особая мудрость». «Улыбка, проявленная в момент истины, может сотворить чудо в воспитании. Педагогическая Улыбка как духовное состояние учителя, как качество его духа, сопровождает его постоянно, он наращивает в себе её мощь, он сам становится Улыбкою и распространяет вокруг себя эманация добра и надежды. Это состояние и есть самое важное, в нем обилие даров его духа. И удивления тонкие моменты истины или творя их, Учитель из своего внутреннего мира излучает нужного спектра улыбку. А ученик в этот момент переживает радость, облегчение, успех, успокоение, то, что именно сейчас ему нужно было»[3].  Дети, как и все люди, стремятся к получению положительных эмоций. Плохое настроение учителя быстро передаётся детям, угнетает их. Стремление студентов к положительным эмоциям проявляется также в том, что ученики больше всего любят, когда учитель ставит хорошие оценки, улыбается, шутит.

        По мнению студентов, самые плохие качества учителя - это злость (25%), непонимание (23%), несправедливость, «имеет любимчиков» (19%). С точки зрения обучающихся, неправильно, когда учитель «кричит, злится, ругается, ставит двойки, много задаёт, водит к директору, читает нравоучения».
     Какие же факторы следует считать решающими для того, чтобы студенты понимали преподавателя?

           Прежде всего, ему необходима четкая личностная направленность – быть понятым и принятым студентами. Педагог должен прислушиваться к мнению студентов. Учителю требуется умение произвести на подростков положительное впечатление. Важно, чтобы детям была очевидна логика поведения и справедливость требований педагога. Более надежно непосредственное их соучастие в выдвижении целей, в выборе форм и методов работы, подведении итогов. «Педагог должен входить в класс не с готовым планом, а с готовностью его изменить [4]. В развитии социально - перцептивной культуры учащихся решающую роль играет гуманность повседневного педагогического общения, построенного на взаимопонимании. Каждый урок, каждая встреча учителя с детьми должны строиться на взаимопонимании и взаимном сотрудничестве. Прежде всего, учитель должен твердо верить в один из главных постулатов гуманной педагогики, выдвинутых Ш.А. Амонашвили: « Ребенок с пустыми руками не рождается. У каждого ребенка своя особая миссия…Человек рождается потому, что он нужен нам, уже рожденным и живущим на земле»[5].


[1] Рыданова И.И. Основы педагогического общения. Минск. С.27-29

[2] Жуков Ю.М. , Петровская Л.А. Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990. С.104.

[3] Амонашвилил Ш.А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. М.,2003, С.6, 20.

[4] Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике// Вопросы психологии. 1988.№ 1.С. 33.

[5] Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001. С 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философия для детей - одно из направлений гуманной педагогики.

В данной статье предлагается открыть для себя науку о человечности. Приведена беседа с учащимися 5 класса о дружбе....

Коммуникативная компетентность - одно из условий формирования социально-активной личности.

Актуальность темы в том, что перед педагогами стоит задача формировать социально-активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентноспособной в современном мире. Коммуникативная компе...

«Всестороннее музыкальное развитие - одна из главных задач педагогики».

На   тему:  «Всестороннее   музыкальное   развитие - одна   из    главных    задач   Цель   урока:  Разв...

Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным уче...

Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключ...

Выпускная квалификационная работа “Как я работаю со своими учениками” По направлению: “Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”

Статья написана как зачетная работа после прохождения курсов повышения квалификации (108 часов) по программе:“Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС” ...

Доклад «Воспитание успехом» -одно из главных условий гуманизации учебно-воспитательного процесса»

Суть принципа «воспитание успехом» состоит в том, что педагог, работая с ребенком, должен стремиться, как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, потребности, стараться развива...