Выпускная квалификационная работа “Как я работаю со своими учениками” По направлению: “Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”
опыты и эксперименты на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy-_zachetnaya_rabota_-_kopiya.docx | 753.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Выпускная квалификационная работа
“Как я работаю со своими учениками”
По направлению:
“Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”
Исполнитель: учитель английского языка ГБОУ СОШ №180
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Белоброва Елена Дмитриевна
Руководитель: доцент кафедры “Психология”,
Кандидат психологических наук,
Доцент Солдатова Г.В.
Санкт-Петербург
2015
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования коммуникативной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Коммуникативная компетентность является одним из условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
Коммуникативная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков в коммуникативной сфере.
Для предметника прежде всего важны дидактические навыки: это умение донести материал, который ты преподаешь, ясно и доходчиво изложить его, умение управлять вниманием учащихся, вызывать интерес к предмету.
К коммуникативным умениям относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентация, актерское мастерство), умение понимать своеобразие каждого ребенка и группы, использовать психологические средства -вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия.
Также это умения строить общение на гуманной, демократической основе,
руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка.
Следует приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувство прекрасного.
Все эти умения я стараюсь развивать, работая с учащимися.
Как я работаю и общаюсь со своими учениками.
Я – учитель английского языка работаю в школе №180 с углубленным изучением английского. Классы делятся на три группы. В группах не более 10 человек. Поэтому, безусловно, проще справляться со многими задачами, решение которых в целых классах требует больших усилий. Эти задачи связаны и с дисциплиной, и с организацией учащихся, c управлением их вниманием).
По своему опыту я могу сказать, что сейчас учащиеся стали более прагматичными. Урок удается тогда, когда ученик чувствует (иногда на подсознательном уровне), что время на этот урок потрачено не напрасно.
На конференции “Служба практической психологии в системе образования: Психологическая компетентность специалистов” 12февраля я услышала хороший анекдот. Я немного перефразировала его. Слова ученика: Выкуренная сигарета отнимает 15 минут жизни, выпитая бутылка алкоголя отнимает 30 минут жизни, а плохой урок 45 минут жизни. Я благодарна автору. И раньше мне удавалось самокритично отнестись к себе, но теперь это почти стало моим кредо: На интересном содержательном уроке дети работают и ведут себя хорошо.
Как урок сделать интересным учителя знают, было бы желание и время. Это логично представленный материал, актерское мастерство, умение вызвать интерес, привлечь внимание учащихся – все то, что делает урок эффективным. Сейчас в дополнение ко всем приемам, при помощи которых можно эффективно представлять материал, добавилась возможность использовать компьютерные технологии. Я иногда пользуюсь этой возможностью. На некоторые темы делала презентации (по основному курсу – это Великобритания, королевские династии, экологические проблемы; по элективному курсу “История Санкт-Петербурга на английском языке” - достопримечательности, храмы Санкт-Петербурга). Публикую их на сайте nsportal.ru Социальная сеть работников образования.
Иллюстрированный при помощи презентации материал способствует лучшему запоминанию материала. Вызывает интерес к теме. Ученикам такие уроки нравятся. Повышается мотивация к изучению предмета.
Часто уроки предполагают рутинную работу по закреплению лексического, грамматического материала, анализ и обсуждение текстов, прослушивание текстов и выполнение заданий по ним – то, что требует внимания, напряжения. Роль учителя построить урок, так чтобы учащиеся могли переключаться с одного вида деятельности на другой, чтобы урок не становился монотонным, в конце урока учащиеся должны видеть результаты своего труда. Я стараюсь поощрять (если не оценкой, то словом) всех учащихся, которые прикладывают усилия, если даже результат не на высшую оценку. Стараюсь сохранять доброжелательные отношения.
При выполнении грамматических заданий я следую рекомендациям методистов. Мы считаем не ошибки, а количество заданий, выполненных правильно, то есть плюсики. Я не оглашаю низкие оценки (2-ки, 3-ки), раздаю работы, анализируем. При этом отношения складываются более доверительные, они видят, что я тоже переживаю из-за их неудач.
В сложных ситуациях заставляю себя не раздражаться, не ругаться. Часто спокойный разговор после урока помогает решить проблему. В старших классах такие задачи решаются проще. Удержать 5-классников в рабочем состоянии сложнее, особенно если есть гиперактивные дети. Стараюсь давать возможность гиперактивным детям подвигаться (собрать тетради, вызываю к доске). Иногда обращались к психологу школы, это тоже ставило на место нарушителей дисциплины. Но это редкие случаи.
На курсах напомнили о коммуникативной деформации педагогов. Стараюсь распознавать и бороться с синдромами ее проявления. Это жесткое ролевое поведение, безапелляционность, синдром всезнайства, ощущение вседозволенности, излишняя правильность и другие.
К коммуникативной компетенции относится умение организовать совместную деятельность с учащимися. К этому вопросу я отношусь с большим вниманием. Не являюсь классным руководителем, поэтому совместная деятельность только по предмету. Уже несколько раз в 10-х классах мы устраивали Арт-вечеринки (на английском языке, конечно). Когда проходили тему “Искусство”, я показала им презентацию на уроке, (Пабло Пикассо по тексту в Британском учебнике). Это вызвало интерес. И мы устроили Арт-вечеринку. Учащиеся готовили презентации по выбранному художнику. Мы оставались после уроков с конфетами, чаем. Их задача была показать презентацию и рассказать об этом художнике. Было очень интересно. Надо сказать, что сначала они сопротивлялись. Я сказала, что это зачет по теме. Они втянулись и делали презентации с азартом. Присылали мне по почте, я проверяла текст. Получились очень интересные презентации о художниках разных направлений в искусстве. Презентации детей я тоже публикую на сайте nsportal. Им делаю скрин-шоты (их опубликованные презентации в СМИ). Помимо языковой практики полезным оказалось то, что вырос интерес к искусству.
В этом году старшеклассники выполняли зачетную работу по предмету “История Санкт-Петербурга на английском языке”. Тема в основном учебнике “Основные религии” (дана кратко). А по “Истории Санкт-Петербурга” мы проходили храмы. Зачетной работой являлась исследовательская работа по одной из основных религий. Ученики находили дополнительный материал, делали презентации по различным религиям (православие, ислам, иудаизм, буддизм) и представляли материал на английском языке.
Подобные работы они выполняют раз в год, но это запоминается и польза от них, я считаю большая.
В заключение хочу сказать, что поколение сейчас хорошее. В основном дети настроены на учебу, на приобретение знаний. На данных курсах я услышала много интересного и полезного. Надеюсь, дальнейшее взаимодействие с учащимися будет складываться еще лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические и технологические аспекты планирования урочной деятельности преподавателя в свете ФГОС второго поколения.
Структурные и функциональные компоненты учебного занятия включают три составляющих:цель занятия и его результатсодержание деятельностиспособы деятельностиСерьезные недостатки в организации образовател...
Коммуникативная компетентность преподавателя как одно из главных условий гуманной педагогики
Доклад представляет собой рассмотрение основных блоков, входящих в понятие "коммуникативная компетентность" :социально – психологического блока,нравственно – этического,эстетического, технологического...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...
Выпускная квалификационная работа по программе «Педагогическое образование» с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности по направлению подготовки «Образование и педагогика» по теме «Использование нетрадиционных форм занятий при
Нетрадиционные формы и методы при обучении ОБЖ...
Выпускная квалификационная работа по программе «Педагогическое образование» с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности по направлению подготовки «Образование и педагогика» по теме «Использование нетрадиционных форм занятий при
Нетрадиционные формы и методы при обучении ОБЖ...
Проблема контроля и оценки уровня иноязычной коммуникативной компетентности школьников в условиях ФГОС
Процесс развития коммуникативной компетентности невозможен без достижения минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноя...
Тема «Роль информационно – коммуникационных технологий в подготовке компетентного специалиста в свете ФГОС нового поколения»
Доклад на заседании педагогическогосовета колледжа...