Коммуникативная компетентность - одно из условий формирования социально-активной личности.
методическая разработка по психологии по теме
Актуальность темы в том, что перед педагогами стоит задача формировать социально-активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентноспособной в современном мире. Коммуникативная компетентность педагога предполагает качество действий работника с другим человеком; установление контакта с обучающимися (детьми) разного возраста, родителями, коллегами по работе. грамотностью устной и письменной речи.Условия, способствующие развитию коммуникативной концепции у детей: компетентность учителя, урок. Коммуникативные формы, используемые учителем на уроке: монологические, диалогические. Cтили педагогического общения. Значение коммуникативной компетенции ученика в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_kompetentnost.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативная компетентность – одно из условий формирования социально – активной личности.
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», так считал Антуан Экзюпери.
Человеческое общество немыслемо без общения. В российских стандартах школьного образования сказано, что основное назначение обучения состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение.
С древнейших времен краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Владение речью приводит человека к успеху, ведь « хорошее слово – половина дела». Современные школы, а также школы дополнительного образования должны подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Актуальность проблемы очевидна, поскольку перед педагогами стоит задача формировать социально активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентоспособной в современном мире.
Коммуникативная компетентность предполагает владение всеми видами речевой деятельности ,культурой речевого поведения.
Коммуникативная культура личности включает в себя развитие таких качеств как:
- Творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления)
- Культура речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей);
- Культура жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением);
- Культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению;
- Культура эмоций (как выражение эмоционально оценочных суждений в общении);
Другими словами коммуникативная культура – это умение общаться, уметь расположить к себе собеседника, выслушать его, быть доброжелательным в общении с людьми, уметь управлять собой, сдерживаться в сложной эмоциональной обстановке.
Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально – экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью.
Коммуникативная компетентность педагога предполагает качество действий работника с другим человеком; установление контакта с обучающимися (детьми) разного возраста, родителями, коллегами по работе, быть грамотным.
Научится ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимы каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи говорят: «Лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать». Это позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному процессу в целом.
Профессионально – педагогическая организация общения предъявляет значительные требования к коммуникативной культуре педагога, которая предполагает:
-- умение педагога быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения;
-- правильно планировать и осуществлять систему коммуникации, в частности ее важнейшее звено – речевое воздействие;
-- быстро и точно находить адекватное содержание акта общения, коммуникативные средства, соответствующие одновременно и творческой индивидуальности педагога, и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям учащихся;
-- постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
Эффективность педагогического труда во многом определяется стилем педагогического общения. Стилевые особенности педагогического общения зависят, с одной стороны, от индивидуальности учителя, с другой стороны,- от особенностей учащихся, их возраста, пола, воспитанности. Психолог А.А. Кан-Калик выделяет:
1).Общение на основе увлеченности совместной деятельностью, предполагающее сотрудничество, заинтересованность.
2).Общение на основе дружеского расположения, при котором важна мера, целесообразность дружественности.
Это – стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности учеников. В системе взаимоотношений «учитель – ученик» А.А. Кан –Калик выделяет также стиль общения –дистанции. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей.
Сегодня перед учебными заведениями, в том числе и дополнительного образования, стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, способной реализовать себя в обществе. А чтобы достичь успешности личностного и профессионального роста, необходимо быть компетентным в вопросах коммуникативной культуры.
Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и сициально-прихологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с равестниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В – третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Общее образование, освоение культурных ценностей, формирование социальной компетентности, гражданственности и ответственности составляют базу содержания воспитания.
Таким образом, неумение ученика общаться часто влияет на учебную успешность. От умения общаться во многом зависит и процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе, в том числе, придя обучаться в ДШИ, где ему приходится вливаться в новый для него коллектив.
Какой вклад в этот процесс может и должен внести учитель начальных классов? А в ДШИ дети приходят с 6-7 лет, это младший возраст. Ведь не секрет, что от успешности развития речи в младшем школьном возрасте во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Имея достаточный опыт работы с учащимися начальных классов, хочется сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции у детей огромны. Но при условии:
1.Компетентность учителя. Если учитель не может разумно распределить время урока, правильно выбрать формы и методы изучаемого материала, это убивает активность детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся. Педагог – это знаковая фигура. Младшие школьники стараются подражать ему. Ведь не зря наши дети ,часто, обучаясь на одном инструменте, играют по-разному. Каждый старается подражать своему учителю.
2. Урок. Ведь что такое современный урок? Это такой урок, на котором сливается труд учителя с трудом учащихся, в цепком единстве сотрудничают мысль, чувства, воля, на котором радуются ,огорчаются, устают, но ощущаются результаты своих усилий. Да, такой урок – подлинное творчество, такой урок – современный урок.
Учитель, который поставил задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы развития будут более эффективными на уроке. Выделяются следующие коммуникативные формы.
Монологические формы:
- Рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- Выступать с подготовленной или неподготовленной речью;
- Делать сообщение;
- Представлять перед аудиторией учебные исследования.
Диалогические формы:
- Все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах);
- Дискуссии, споры;
Некоторые из этих коммуникативных форм вполне можно использовать педагогам теоретических дисциплин.
Учащиеся устают не столько от больших объемов, сколько от несовершенства технологии урока, от однообразия и пассивности.
Большие возможности для отработки навыков общения дают игры. Игра – веселое занятие. Игру можно использовать при решении практически любой проблемы, стоит только внести в него элемент соревнования.
Игровой метод несет в себе функцию увлекательности, т.к. увлекая, игра ведет к познанию, дает возможность для взаимообучения, предполагая групповые формы работы и совещательский процесс.
Практика показывает, что деление класса на группы также положительно сказывается на формирование коммуникативных навыков учащихся. В процессе игровой деятельности формируются такие коммуникативные умения и навыки как: умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми ( вступать в диалог, задавать вопросы); умение участвовать в дискуссии, умение отстаивать свою точку зрения, умение слушать других. Чтобы воспитать у учащихся стремление к достижению намеченной цели, сформировать коммуникативные навыки каждого отдельно взятого ученика, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и обладать коммуникативной энергичностью.
Предполагается, что учащийся начальной школы, обучающийся в современных условиях, научится:
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
- Задавать вопросы.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Только хорошо продуманная система целенаправленного развития коммуникативных умений может дать положительные результаты.
Речь человека – своеобразное зеркало культуры и образованности. По речи можно определить уровень развития говорящего. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Она помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Таким образом общение, и как основа общения – коммуникативная компетентность – являются основной составляющей процесса воспитания и формирования социально-активной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная технология развития критического мышления как одно из условий формирования коммуникативной компетенции в старшей школе
Задача повышения качества образовавния, формирование новой личности, которая стоит перед нашим обществом, требует от современного учителя пересмотра арсенала образовательных технологий, использования ...
Аутентичные тексты как одно из условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции у подростков на среднем этапе обучения иностранному языку
работа для аттестации...
«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »
Тезисы:Анализ опыта работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...
Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа
Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным уче...
Формирование социально активной творческой личности в колледжах Москвы
Исследовательская работа по теме "Становление и развитие системы профессионального образования Москвы" .К великому сожалению, презентация категорически не помещается в рамки 3 МБ. Её р...
Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).
В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности...
Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"
Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...