Программа по воспитательной работе с проблемными детьми
методическая разработка на тему
Программа по работе с проблемными семьями и детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по внекл.работе с пробл детьми | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мирнинское казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Программа «Проблемные дети и семьи»
Автор: Арискина Валентина Ивановна, социальный педагог МКОУ «СОШ №5»
п. Айхал
2013
Основная концептуальная идея программы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что бы предупредить количество трудновоспитуемых учащихся,
Реализация данной программы будет осуществляться в рамках системного подхода и предполагает обеспечение повышения статуса воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.
- создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
- интеграцию усилий профессионалов: учителей, классных руководителей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
- снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ПДН и школе;
- создание условий для развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".
Цели программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, снятие ребенка с внутришкольного учета, с учета ПДН.
Задачи:
- организация предупредительной работы с детьми;
- укрепление положительных качеств ребенка;
- адаптация ученика в коллективе сверстников;
- педагогическая диагностика.
Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:
1. Изучение проблемных детей.
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
3. Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:
- составление карточек с указанием анкетных данных учащегося: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
- проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
- установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
- определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье;
- изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку. Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.
Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
- провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
- поставить задачи воспитательной работы;
- выделить основные разделы плана.
Примерные планы работы с педагогически запущенными детьми
В табл. 1–3 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.
Таблица 1
Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения
Начальная ступень | Средняя ступень | Старшая ступень |
1. Работа с коллективом учащихся. | 1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе. | 1. Работа с коллективом учащихся. |
2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д. 3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими | 2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей. 3. Определение форм индивидуальной помощи. 4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков. 5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами | 2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности. 3. Индивидуальная работа |
Таблица 2
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный |
1. Организация педагогической помощи | ||
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. | В течение года | Классный руководитель |
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. | Постоянно | Классный руководитель, учителя-предметники |
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника". | По расписанию | Учителя-предметники |
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. | В течение года | Классный руководитель, |
1.5. Формирование положительной "Я-концепции". | В течение года | Классный руководитель, психолог |
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей | В течение года | Классный руководитель, психолог, администрация |
2. Организация медицинской помощи | ||
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. | Систематически | Фельдшер, родители |
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
лекции для родителей:
| В течение года по планам классных руководителей | Классные руководители, фельдшер, психолог |
2.3. Половое просвещение детей, беседы о личной гигиене | В начале года | Классный руководитель, врач |
2.4. Организация психологической помощи | ||
3. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы). | В течение года | Психолог |
3.1. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). | В течение года | Классный руководитель психолог, |
3.2. Психологическое консультирование с целью разрешения возникающих проблем. | Систематически | Психолог, классный руководитель, социальный педагог |
4. Организация свободного времени | ||
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся. | В течение года | Классный руководитель |
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. | Сентябрь – октябрь | Классные руководители, родители |
Таблица 3
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года | Классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка | По мере выявления | Классный руководитель, психолог, социальный педагог |
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года | Социальный педагог, классный руководитель, |
4. МО с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений | 1 раз в полгода | ЗВР, социальный педагог, психолог |
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков | Сентябрь – октябрь | Социальный педагог, психолог |
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | ЗВР, социальный педагог, психолог |
7. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей | По мере необходимости | Классные руководители, социальный педагог |
8. Изучение положения подростка в коллективе | По мере необходимости | Классные руководители, психолог |
9. Консультации для детей и родителей | Систематически | Администрация, психолог, социальный педагог |
10. Всемирный день здоровья | Апрель | Организатор, классные руководители, социальный педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология воспитательной работы с проблемными детьми
Технология воспитательной работы с проблемными детьми...
Работа с проблемными детьми и Основная образовательная программа школы. Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149
Работа с проблемными детьмии Основная образовательная программа школы.Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149Проблемный ребёнок в школе – этот вопрос всегда интересовал зарубежную и отеч...
Воспитательная работа с одарёнными детьми
В настоящее время одаренность остается загадкой для большинства взрослых и детей. Для широкой общественности же важнейшими проблемами выступают не столько научные основания одаренности, сколько, прежд...
Организация воспитательной работы с трудными детьми
доклад на методическом объединении воспитателей...
ПАМЯТКА классному руководителю по работе с проблемными детьми
Данная памятка предлагает пути и методы работы с проблемными детьми....
Программа профилактической работы с проблемными детьми и семьями
Целью программы является оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей; укреплении института семьи, ...
Методы работы с проблемными детьми
Методы работы с проблемными детьми, проблемы и пути их преодоления....