Программа по воспитательной работе с проблемными детьми
методическая разработка на тему

Программа по работе с проблемными семьями и детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мирнинское казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Программа «Проблемные дети и семьи»

Автор: Арискина Валентина Ивановна, социальный педагог МКОУ «СОШ №5»

                                                                п. Айхал

                2013

Основная концептуальная идея программы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что бы предупредить   количество трудновоспитуемых  учащихся,

Реализация данной  программы будет осуществляться  в рамках системного подхода и  предполагает обеспечение повышения статуса воспитательной  деятельности в образовательных учреждениях.

  • создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
  • интеграцию усилий профессионалов: учителей, классных руководителей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
  • снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ПДН и школе;
  • создание условий для  развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".

Цели программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, снятие ребенка с внутришкольного учета, с учета ПДН.

Задачи:

  1. организация  предупредительной работы с детьми;
  2. укрепление положительных качеств ребенка;
  3. адаптация ученика  в коллективе сверстников;
  4. педагогическая  диагностика.

Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:

1. Изучение проблемных детей.

2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.

3. Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  • определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
  • установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  • изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  • установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
  • ознакомиться с положением ребенка в семье;
  • изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
  • выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:

  • составление карточек с указанием анкетных данных учащегося: фамилии, имени, отчества,  года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости,  характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
  • проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
  • установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
  • определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье;
  • изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку. Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.

Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.

При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.

Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.

При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:

  • провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
  • поставить задачи воспитательной работы;
  • выделить основные разделы плана.

Примерные планы работы с педагогически запущенными детьми

В табл. 1–3 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.

Таблица 1

Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

1. Работа с коллективом учащихся.

1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.

1. Работа с коллективом учащихся.

2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.

3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими

2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.

3. Определение форм индивидуальной помощи.

4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков.

5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами

2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.

3. Индивидуальная работа

Таблица 2

Организация помощи педагогически запущенным детям

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

Классный руководитель

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно

Классный руководитель, учителя-предметники

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

По расписанию

Учителя-предметники

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

Классный руководитель,

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

Классный руководитель, психолог

1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

Классный руководитель, психолог, администрация

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  • анкетирование учащихся 1–11-го классов, родителей;
  • заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";
  • заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

  • "Психология ранней наркомании" 6–7-й кл.;
  • "Проба наркотика – шаг в пропасть" 9-й кл.;
  • "Сигарет, не приносящих вреда, – нет" 5-й кл.;
  • "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года по планам классных руководителей

Классные руководители, фельдшер, психолог

2.3. Половое просвещение детей, беседы о личной гигиене

В начале года

Классный руководитель, врач

2.4. Организация психологической помощи

3. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.1. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Классный руководитель психолог,

3.2. Психологическое консультирование с целью разрешения  возникающих проблем.

Систематически

Психолог, классный руководитель, социальный педагог

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В течение года

Классный руководитель

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

Классные руководители, родители

Таблица 3

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники,  социальный педагог

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель,

4. МО с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

ЗВР, социальный педагог, психолог

5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков

Сентябрь – октябрь

Социальный педагог, психолог

6. Заседания Совета по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

ЗВР, социальный педагог, психолог

7. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Классные руководители, социальный педагог

8. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, психолог

9. Консультации для детей и родителей

Систематически

Администрация, психолог, социальный педагог

10. Всемирный день здоровья

Апрель

Организатор, классные руководители, социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология воспитательной работы с проблемными детьми

Технология воспитательной работы с проблемными детьми...

Работа с проблемными детьми и Основная образовательная программа школы. Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149

Работа с проблемными детьмии Основная образовательная программа школы.Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149Проблемный ребёнок в школе – этот вопрос всегда интересовал зарубежную и отеч...

Воспитательная работа с одарёнными детьми

В настоящее время одаренность остается загадкой для большинства взрослых и детей. Для широкой общественности же важнейшими проблемами выступают не столько научные основания одаренности, сколько, прежд...

Организация воспитательной работы с трудными детьми

доклад на методическом объединении воспитателей...

ПАМЯТКА классному руководителю по работе с проблемными детьми

Данная памятка предлагает пути и методы работы с проблемными детьми....

Программа профилактической работы с проблемными детьми и семьями

Целью программы является оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей; укреплении института семьи, ...

Методы работы с проблемными детьми

Методы работы с проблемными детьми, проблемы и пути их преодоления....