Работа с проблемными детьми и Основная образовательная программа школы. Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149
статья по теме
Работа с проблемными детьми
и Основная образовательная программа школы.
Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149
Проблемный ребёнок в школе – этот вопрос всегда интересовал зарубежную и отечественную педагогику и психологию. Этому вопросу посвящали свои исследования Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Я.Корчак, К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В.Занков, В.А. Сухомлинский и др. В современных условиях развития образования вопрос проблемного ребёнка звучит с особой остротой. В толковом словаре даётся такое толкование слова проблема: пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблемный ребёнок – ребенок, поведение которого таково, что его родители, преподаватели, друзья и т.д. не могут эффективно с ним взаимодействовать.
Такое определение можно прочитать в Оксфордском толковом словаре по психологии. Хотя это определение, кажется, перекладывает "бремя" с ребенка на окружающих людей, это действительно точная характеристика ситуации, которую необходимо решать.
В отечественной педагогике принято считать, что проблемные дети – это дети, имеющие физический и / или психический недостаток (проблему), которые препятствуют освоению ими общепринятых норм культурного развития. К этому определению следует добавить, что проблемные дети, это дети, испытывающие серьёзные трудности в обучении. В современной педагогике понятие «проблемные дети» часто заменяются синонимическими- трудные, трудновоспитуемые, девиантные, дезадаптированные, дети зоны риска. Но какое бы понятие мы не использовали, проблема не теряет свою остроту.
Если есть проблемы, значит, существуют и пути для их решения. Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми должна осуществляться по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии жизненного смысла, в коррекционной работе по преодолению неуспеваемости, в укреплении самооценки, в развитии их творческих способностей, в пробуждении интереса к самой широкой информации о людях и вещах этого огромного, не враждебного внешнего мира.
Продуманный скоординированный план работы с проблемными (трудными) школьниками определяет успех в предотвращении дальнейших правонарушений и преступлений, в преодолении неуспеваемости. Для успешной работы в этом направлении следует выявить причины, которые породили проблемы. Для поиска причин нежелательного поведения ребенка необходимо собрать общие сведения о нем самом, его родителях, других членах семьи, все, что могло бы повлиять на развитие ребенка, начиная с беременности матери: не было ли у родственников психических заболеваний, не употребляли ли родители алкогольные напитки, какова была обстановка в семье до рождения, был ли ребенок желанным, как протекали роды, не было ли асфиксии при рождении, как шел процесс физического, психического развития на ранних этапах, каковы биологические особенности ребенка. Изучается микросоциальная среда, в которой развивался ребенок, определяется влияние семьи, школы, друзей, улицы. Эта непростая работа должна осуществляться ни одним педагогом, а всем педагогическим коллективом. Современная школа должна иметь «службу сопровождения», включающую социального педагога, психолога, логопеда, медицинского работника, классного руководителя.
С 1 сентября 2011 года школы России приступили к работе по ФГОС. Каждая школа имеет Основную Образовательную Программу, в состав которой входит подпрограмма « коррекционная работа». Программа коррекционной работы разрабатывается в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Работа с учащимися, имеющими трудности в обучении строится с привлечением Службы сопровождения. Коррекционная работа планируется классным руководителем по индивидуальным планам и в рамках консультационных часов ГПД.
Работа с учащимися, имеющими проблемы здоровья. Такие учащиеся имеют возможность обучаться по индивидуальным учебным планам на дому. Для организации домашнего обучения родители (законные представители) предоставляют в школу необходимые документы.
При организации домашнего обучения ОУ составляет индивидуальный учебный план, включающий все учебные предметы.
Задачи программы
— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и трудностями обучения с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с трудностями обучения;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг в условиях ГПД;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы направлена на:
- преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
- овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
- психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
- развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Любая страна мира старается выстраивать школьное образование таким образом, чтобы свести до минимума детей «группы риска». Ведь от решения этого вопроса зависит повышение качества образования.
Сегодня качество образования является ключевой проблемой в деле сохранения и развития интеллектуального потенциала государства. В истории развития образования проблема его качества всегда была и остается самой актуальной. От качества образования в ближайшей перспективе будут зависеть место и роль любой страны в быстро изменяющемся цивилизованном мире. Образование в современном значении рассматривается как один из существенных факторов научно-технического, социального и духовного прогресса общества. Поэтому особое внимание в современном мире уделяется человеческому капиталу.
Литература
- Бабанский Ю.К. Педагогика.// М. Просвещение. 1988г
- Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования. Опыт реформ и оценки прогресса школы.// КАРО.Санкт-Петербург, 2007
- Бим-Бад Б.М. Педагогический эциклопедический словарь. Режим доступа: http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/index
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Педагогический словарь// Издательский центр «МарТ», 2005
- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования.// М. Просвещение. 2011.
- Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа».
- Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_problemnymi_detmi_._popova_l.p.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с проблемными детьми
и Основная образовательная программа школы.
Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149
Проблемный ребёнок в школе – этот вопрос всегда интересовал зарубежную и отечественную педагогику и психологию. Этому вопросу посвящали свои исследования Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Я.Корчак, К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В.Занков, В.А. Сухомлинский и др. В современных условиях развития образования вопрос проблемного ребёнка звучит с особой остротой. В толковом словаре даётся такое толкование слова проблема: пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблемный ребёнок – ребенок, поведение которого таково, что его родители, преподаватели, друзья и т.д. не могут эффективно с ним взаимодействовать.
Такое определение можно прочитать в Оксфордском толковом словаре по психологии. Хотя это определение, кажется, перекладывает "бремя" с ребенка на окружающих людей, это действительно точная характеристика ситуации, которую необходимо решать.
В отечественной педагогике принято считать, что проблемные дети – это дети, имеющие физический и / или психический недостаток (проблему), которые препятствуют освоению ими общепринятых норм культурного развития. К этому определению следует добавить, что проблемные дети, это дети, испытывающие серьёзные трудности в обучении. В современной педагогике понятие «проблемные дети» часто заменяются синонимическими- трудные, трудновоспитуемые, девиантные, дезадаптированные, дети зоны риска. Но какое бы понятие мы не использовали, проблема не теряет свою остроту.
Если есть проблемы, значит, существуют и пути для их решения. Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми должна осуществляться по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии жизненного смысла, в коррекционной работе по преодолению неуспеваемости, в укреплении самооценки, в развитии их творческих способностей, в пробуждении интереса к самой широкой информации о людях и вещах этого огромного, не враждебного внешнего мира.
Продуманный скоординированный план работы с проблемными (трудными) школьниками определяет успех в предотвращении дальнейших правонарушений и преступлений, в преодолении неуспеваемости. Для успешной работы в этом направлении следует выявить причины, которые породили проблемы. Для поиска причин нежелательного поведения ребенка необходимо собрать общие сведения о нем самом, его родителях, других членах семьи, все, что могло бы повлиять на развитие ребенка, начиная с беременности матери: не было ли у родственников психических заболеваний, не употребляли ли родители алкогольные напитки, какова была обстановка в семье до рождения, был ли ребенок желанным, как протекали роды, не было ли асфиксии при рождении, как шел процесс физического, психического развития на ранних этапах, каковы биологические особенности ребенка. Изучается микросоциальная среда, в которой развивался ребенок, определяется влияние семьи, школы, друзей, улицы. Эта непростая работа должна осуществляться ни одним педагогом, а всем педагогическим коллективом. Современная школа должна иметь «службу сопровождения», включающую социального педагога, психолога, логопеда, медицинского работника, классного руководителя.
С 1 сентября 2011 года школы России приступили к работе по ФГОС. Каждая школа имеет Основную Образовательную Программу, в состав которой входит подпрограмма « коррекционная работа». Программа коррекционной работы разрабатывается в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Работа с учащимися, имеющими трудности в обучении строится с привлечением Службы сопровождения. Коррекционная работа планируется классным руководителем по индивидуальным планам и в рамках консультационных часов ГПД.
Работа с учащимися, имеющими проблемы здоровья. Такие учащиеся имеют возможность обучаться по индивидуальным учебным планам на дому. Для организации домашнего обучения родители (законные представители) предоставляют в школу необходимые документы.
При организации домашнего обучения ОУ составляет индивидуальный учебный план, включающий все учебные предметы.
Задачи программы
— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и трудностями обучения с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с трудностями обучения;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг в условиях ГПД;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы направлена на:
- преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
- овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
- психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
- развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Любая страна мира старается выстраивать школьное образование таким образом, чтобы свести до минимума детей «группы риска». Ведь от решения этого вопроса зависит повышение качества образования.
Сегодня качество образования является ключевой проблемой в деле сохранения и развития интеллектуального потенциала государства. В истории развития образования проблема его качества всегда была и остается самой актуальной. От качества образования в ближайшей перспективе будут зависеть место и роль любой страны в быстро изменяющемся цивилизованном мире. Образование в современном значении рассматривается как один из существенных факторов научно-технического, социального и духовного прогресса общества. Поэтому особое внимание в современном мире уделяется человеческому капиталу.
Литература
- Бабанский Ю.К. Педагогика.// М. Просвещение. 1988г
- Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования. Опыт реформ и оценки прогресса школы.// КАРО.Санкт-Петербург, 2007
- Бим-Бад Б.М. Педагогический эциклопедический словарь. Режим доступа: http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/index
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Педагогический словарь// Издательский центр «МарТ», 2005
- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования.// М. Просвещение. 2011.
- Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа».
- Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа школы
Основная образовательная программа для школы...
Основная образовательная программа школы
программа...
План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
Работа ШМО гуманитарного цикла направлена на повышение профессионального мастерства учителей русского языка, истории. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями у...
Статья на тему «Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы»
«Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно…приобрести навык,который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам», - говорил М.А.Булгаков.Се...
Статья "Этапы проектирования основной образовательной программы школы"
В статье в виде таблицы представлены этапы проектирования основной образовательной программы школы....
Методические рекомендации от 28.02.20 г. для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций по работе с обновленной примерной основной образовательной программой по предметной области "Технология"
Методическое рекомендации к ПООП предметной области "Технология"...
Тема: «Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы»
в статье описаны роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы...