Программа профилактической работы с проблемными детьми и семьями
рабочая программа на тему
Целью программы является оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей; укреплении института семьи, семейных ценностей; создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской беспризорности, подростковой преступности и социального сиротства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilakticheskaya_rabota_s_problemnymi_detmi_i_semyami.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профилактической работы с проблемными детьми и семьями
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи.
Проблемы родителей;
- Социально-медицинские:
- физические недостатки, патологии самих родителей;
- физические недостатки, патологии ребенка;
- психические расстройства одного из родителей;
- психические заболевания ребенка;
- алкоголизм, наркомания и т.п.;
- нарушение санитарно-гигиенических норм содержания и питания ребёнка.
- Социально-педагогические:
- гиперопека ребенка;
- вседозволенность, отсутствие контроля со стороны родителей;
- расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
- Социально-психологические:
- недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
- конфликты в семье.
- Социально-экономические:
- низкий материальный уровень семьи;
- плохие жилищные условия;
- низкая предметная обеспеченность.
- Социально-юридические:
- незнание своих прав и обязанностей как родителей;
- юридическая некомпетентность.
Этапы работы с семьей:
- Диагностика проблем семьи.
- Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
- Содействие в получении социальной помощи.
- Диагностика результатов работы.
Цель программы:
Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей; создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства.
Задачи программы:
- повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
- содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
- коррекция внутрисемейных отношений.
Участниками реализации программы профилактической работы с проблемными детьми и семьями являются все структуры; кроме этого осуществляется взаимодействие с различными государственными и общественными учреждениями, занимающимися данной проблемой.
Межведомственное взаимодействие
Нормативно-правовая база программы
Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:
- ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(с изменениями на 03. 08. 2014 года)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Конвенция о правах ребенка
- Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751.
- Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»
- Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 N 15-ФЗ
Нормативно-правовые документы школьного уровня:
- Устав ГБОУ Школа № 854(отделение для детей с ОВЗ)
- Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
- Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
- Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования».
Программа рассчитана на 3 года, срок реализации с 01. 09. 2014 г. по 31. 05. 2017 г.
Содержание работы на этапах программы
Структура программы
1 этап –диагностико-аналитический.
Изучение личностных особенностей учащихся, социально-бытовых условий жизни детей и семьи, формирование ученического коллектива. Психолого-медико-педагогическая служба школы выявляет причины асоциального поведения обучающегося: субъективные (личные), социальные (средовые), материальные, затем с учениками проводится диагностика по следующим направлениям:
Сбор общих данных о ребенке и его семье, | |
Наблюдение за детьми «группы риска», | |
Медицинское обследование состояния здоровья школьника, | |
Уровень тревожности, | |
Качество знаний, умений и навыков, | |
Уровень развития внимания, памяти и мышления, | |
Карта наблюдения и сопровождения учащихся, | |
Изучение воспитанности школьников и коммуникативных склонностей.
|
Диагностическое исследование с некоторыми изменениями должно проводиться в течение двух лет. Анализ, оценка и обсуждение результатов планируется проводить на педагогических советах, заседаниях школьного психолого-социально-педагогического консилиума, заседаниях совета по профилактике
В диагностических целях используются:
- опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности - положительные и отрицательные особенности личности;
- методика Л.Б. Филонова, целью которой является: сокращение дистанции между людьми и его окружением;
- пакет документов, разработанный Шакуровой М. В., который помогает определить социальное благополучие или неблагополучие семьи;
- опросник М. Кеттела [симптомо-комплексы];
- тест М. Люшера [сочетание цветов];
- опросник А.Е. Личко [акцентуации характера];
- методика диагностики к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел);
- методика диагностики уровня тревожности.
Показателем уровня сформированности данного этапа является умение соц. педагога составить социально-психологическую характеристику семьи и трудного подростка и планировать коррекционную работу с ними. На этом этапе решается задача программы: раскрытие причин неблагополучия в семье, выявление интересов и увлечений учащихся, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.
2 этап – внедрение
Задача данного этапа заключается в целенаправленном воздействии на членов «неблагополучной» семьи со стороны всех участников процесса с целью корректировки воспитания в данных семьях:
1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.
2. Работа с неблагополучными семьями.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
№ | Направления работы с неблагополучной семьей | Формы работа с неблагополучной семьей. |
1 | Диагностика семейного неблагополучия. |
|
2 | Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
|
3 | Профилактика семейного неблагополучия. |
|
Циклограмма мероприятий по работе с детьми «группы риска» и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Выявление детей из неблагополучных семей (неухоженность, частые пропуски занятий, признаки насилия над ребёнком и т. п.) | В течение года | Администрация, классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, мед. работники |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка | По мере выявления | Классный руководитель, психолог, социальные педагоги |
3. Ведение картотеки неблагополучных семей | В течение года | Социальные педагоги |
4. Собеседование с классными руководителями 1–9 классов по профилактике правонарушений | 1 раз в полгода | Социальные педагоги |
5. Заседания Совета по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | Администрация |
6. Заседания малого педсовета с приглашением родителей детей с отклонениями в поведении | По мере необходимости | Администрация, классные руководители, социальные педагоги |
8. Рейды в неблагополучные семьи и семьи проблемных детей | По мере необходимости | Классные руководители, социальные педагоги |
9. Изучение положения подростка в коллективе | По мере необходимости | Классные руководители, психологи, социальные педагоги |
10. Консультации для детей и родителей | По плану работы школы | Психологи, социальные педагоги, классные руководители |
11. Беседы с детьми и родителями по профилактике правонарушений и здоровому образу жизни | По плану работы школы | Администрация, социальные педагоги, сотрудники ОДНП |
12. Лекции для родителей и детей | По плану работы школы | Администрация, психологи, социальные педагоги, классные руководители |
Тематика родительского правового всеобуча.
Индивидуальные тематические консультации для родителей
- «Как уберечь ребенка от наркомании, алкоголя, токсикомании»,
-«Как возникает интерес к наркотикам, алкоголю, токсикомании».
-«Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении
гражданственности подростка»
-«Что значит быть гражданином?»
- «Права и обязанности ребенка в семье»
-«Правовые знания и их значение в жизни семьи»
-«Конвенция о правах ребенка»
Общешкольное родительское собрание «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»
Общешкольное родительское собрание
«Причины преступности, безнадзорности и беспризорности учащихся»
3 этап – заключительный
Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.
Основными показателями эффективности реализации программы являются:
- отсутствие конфликтности,
- "мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;
- повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
- устойчивость в поведении детей.
Ожидаемые результаты:
1. Установление партнерских отношений учителей, родителей и детей.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
5. Организация системы работы по формированию у учащихся осознанного отношения к будущему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе с проблемными детьми
Программа по работе с проблемными семьями и детьми...
Работа с проблемными детьми и Основная образовательная программа школы. Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149
Работа с проблемными детьмии Основная образовательная программа школы.Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149Проблемный ребёнок в школе – этот вопрос всегда интересовал зарубежную и отеч...
Программа профилактической работы с детьми МАОУ "ООШ №13" г. Соликамск имеющими статус «группы риска» и СОП «Следуй за мной...»
Программа разработана для категории учащихся "группы риска" и СОП...
Советы психолога тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с «трудными» и их семьями
Советы психолога...
«Нормативно - правовая база образовательного учреждения по организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями»
Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федераль...
Об усилении мер профилактической работы с обучающимися и их семьями, направленных на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекцию девиантного поведения
Примерные мероприятия профилактической работы с обучающимися и их семьями, направленные на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекции девиантного поведения в школ...
Отчёт классного руководителя о реализации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним, проживающем в семье состоящей на учете в КДН
Отчёт классного руководителя о реализации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним, проживающем в семье состоящей на учете в КДН за период с 10.10.2022 по 24.12.2022...