Программа профилактической работы с проблемными детьми и семьями
рабочая программа на тему

Целью программы является оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей; укреплении института семьи,  семейных ценностей; создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской беспризорности, подростковой преступности и социального сиротства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа профилактической работы с проблемными детьми и семьями

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, -  не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем,  никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

            Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения,  как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

              Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

            Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи.

   Проблемы родителей;

  1. Социально-медицинские:
  • физические недостатки, патологии самих родителей;
  • физические недостатки, патологии ребенка;
  • психические расстройства одного из родителей;
  • психические заболевания ребенка;
  • алкоголизм, наркомания и т.п.;
  • нарушение санитарно-гигиенических норм содержания и питания ребёнка.
  1. Социально-педагогические:
  • гиперопека ребенка;
  • вседозволенность, отсутствие контроля со стороны родителей;
  • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
  1. Социально-психологические:
  • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
  • конфликты в семье.
  1. Социально-экономические:
  • низкий материальный уровень семьи;
  • плохие жилищные условия;
  • низкая предметная обеспеченность.
  1. Социально-юридические:
  • незнание своих прав и обязанностей как родителей;
  • юридическая некомпетентность.

   Этапы работы с семьей:

  1. Диагностика проблем семьи.
  2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
  3. Содействие в получении социальной помощи.
  4. Диагностика результатов работы.

Цель программы:

   Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей;  создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства.

  Задачи программы:

  • повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
  • содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  • коррекция внутрисемейных отношений.

Участниками реализации программы профилактической работы с проблемными детьми и семьями являются все структуры; кроме этого осуществляется взаимодействие с различными государственными и общественными учреждениями, занимающимися данной проблемой.

Межведомственное взаимодействие

Нормативно-правовая база программы

Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:

  • ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(с изменениями на 03. 08. 2014 года)
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  • Конвенция о правах ребенка
  • Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751.
  • Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
  •  Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»
  • Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 N 15-ФЗ

    Нормативно-правовые документы школьного уровня:
  • Устав ГБОУ Школа № 854(отделение для детей с ОВЗ)
  • Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
  • Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
  • Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования».

Программа рассчитана на 3 года, срок реализации с 01. 09. 2014 г. по  31. 05. 2017 г.

Содержание работы на этапах программы

Название этапа

Содержание работы

I этап. Подготовительный

 I полугодие                            2014-2015 учебного года

- совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на сотрудничество с семьями, профилактику социального сиротства,  правонарушений среди учащихся;
– разработки методики проведения  в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на выявление семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении;

- поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;

-- психолого-социально-педагогическая служба школы изучает личностные особенности учащихся, социально-бытовые условия жизни детей и семьи, формирование ученического коллектива,  

затем с учениками  и родителями проводится диагностика по следующим направлениям:

  • Сбор общих данных о ребенке и его семье.
  • Наблюдение за детьми «группы риска» и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
  • Наблюдение за детьми «группы риска» и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
  • Медицинское обследование состояния здоровья школьника.
  • Уровень тревожности учащихся.
  • Качество знаний, умений и навыков.
  • Уровень развития внимания, памяти и мышления.
  • Карта наблюдения и сопровождения учащихся и их семей.
  • Изучение воспитанности школьников и коммуникативных склонностей.

Диагностическое исследование с некоторыми изменениями должно проводиться в течение трёх лет. Анализ, оценка и обсуждение результатов планируется проводить на педагогических советах, заседаниях школьного психолого-социально-педагогического консилиума, заседаниях совета по профилактике.

II этап. Внедрение

II полугодие 2014-2015 учебного года

 и  I  полугодие 2015-2016 учебного года  

 - Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям и семьям,  попавшим в трудную жизненную ситуацию или оказавшимися в социально-опасном положении.

- Совместная работа с УСЗН, ОДНП ОВД, КДН, ЦПСиД «Зеленоград», ГБУ ТЦСО «Зеленоградский» по реабилитации неблагополучных семей:

  • Рейды по неблагополучным семьям.
  • Вызов на заседания
  • Обращения в Прокуратуру.
  • Помощь в трудоустройстве безработных родителей.
  • Обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительные лагеря.
  • Содействие в получении материальной помощи.

- Использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

- Подбор специалистами эффективных педагогических средств, форм, способов организации обучения и воспитания, формирование доверительных отношений, рациональное построение совместной деятельности (учебной, трудовой, досуговой и т.д.), оказание помощи в реализации социальных потребностей.

- Развитие сети школьного дополнительного образования в форме кружков, секций.

III этап. Отслеживание и анализ результатов

II полугодие 2015-2016 учебного года

2016-2017 учебный год

– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.

Структура программы

1 этап –диагностико-аналитический.

Изучение личностных особенностей учащихся, социально-бытовых условий жизни детей и семьи, формирование ученического коллектива. Психолого-медико-педагогическая служба школы выявляет причины асоциального поведения обучающегося: субъективные (личные), социальные (средовые), материальные, затем с учениками проводится диагностика по следующим направлениям:

http://school4-dubna.narod.ru/images/blobul1e.gif

Сбор общих данных о ребенке и его семье,

http://school4-dubna.narod.ru/images/blobul1e.gif

Наблюдение за детьми «группы риска»,

http://school4-dubna.narod.ru/images/blobul1e.gif

Медицинское обследование состояния здоровья школьника,

http://school4-dubna.narod.ru/images/blobul1e.gif

Уровень тревожности,

http://school4-dubna.narod.ru/images/blobul1e.gif

Качество знаний, умений и навыков,

http://school4-dubna.narod.ru/images/blobul1e.gif

Уровень развития внимания, памяти и мышления,

http://school4-dubna.narod.ru/images/blobul1e.gif

Карта наблюдения и сопровождения учащихся,

http://school4-dubna.narod.ru/images/blobul1e.gif

Изучение воспитанности школьников и коммуникативных склонностей.

  

Диагностическое исследование с некоторыми изменениями должно проводиться в течение двух лет. Анализ, оценка и обсуждение результатов планируется проводить на педагогических советах,  заседаниях школьного психолого-социально-педагогического консилиума, заседаниях совета по профилактике

В диагностических целях используются:

  • опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности - положительные и отрицательные особенности личности;
  • методика Л.Б. Филонова, целью которой является: сокращение дистанции между людьми и его окружением;
  • пакет документов, разработанный Шакуровой М. В., который помогает определить социальное благополучие или неблагополучие  семьи;
  • опросник М. Кеттела [симптомо-комплексы]; 
  • тест М. Люшера [сочетание цветов]; 
  • опросник А.Е. Личко [акцентуации характера];
  • методика диагностики к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел);
  • методика диагностики уровня тревожности.

       Показателем уровня сформированности данного этапа является умение соц. педагога составить социально-психологическую характеристику семьи и трудного подростка и планировать коррекционную работу с ними. На этом этапе решается задача программы: раскрытие причин неблагополучия в семье, выявление интересов и увлечений учащихся, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание. 

2  этап – внедрение

Задача данного этапа заключается в целенаправленном воздействии на членов «неблагополучной» семьи со стороны всех участников процесса с целью корректировки воспитания в данных семьях:

 1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными семьями.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • тесты;
  • мини-консилиумы;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • составление социально-психологических паспортов семей;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • консультации специалистов школы;
  • индивидуальные беседы.

3

Профилактика семейного неблагополучия.

  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • пропаганда семейных ценностей;
  • постоянный патронаж;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • помощь в организации досуга и летнего отдыха;
  • постановка на профилактический учет ОДНП, КДН, УСЗН;
  • посещение семей совместно со специалистами ЦПСиД «Зеленоград», органов опеки и попечительства, КДНиЗП.

Циклограмма мероприятий по работе с детьми «группы риска» и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1. Выявление детей  из неблагополучных семей (неухоженность, частые пропуски занятий, признаки насилия над ребёнком и т. п.)

В течение года

Администрация, классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, мед. работники

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, психолог, социальные педагоги

3. Ведение картотеки неблагополучных семей

В течение года

Социальные педагоги

4. Собеседование с классными руководителями 1–9 классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Социальные педагоги

5. Заседания Совета по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация

6. Заседания малого педсовета с приглашением родителей детей с отклонениями в поведении

По мере необходимости

Администрация, классные руководители, социальные педагоги

8. Рейды в неблагополучные семьи и семьи проблемных детей

По мере необходимости

Классные руководители, социальные педагоги

9. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, психологи, социальные педагоги

10. Консультации для детей и родителей

По плану работы школы

Психологи, социальные педагоги, классные руководители

11. Беседы с детьми и родителями по профилактике правонарушений и здоровому образу жизни

По плану работы школы

Администрация, социальные педагоги, сотрудники ОДНП

12. Лекции для родителей и детей

По плану работы школы

Администрация, психологи, социальные педагоги, классные руководители

Тематика родительского правового всеобуча.

         Индивидуальные тематические консультации для родителей

«Как уберечь ребенка от наркомании, алкоголя, токсикомании», 

-«Как возникает интерес к наркотикам, алкоголю, токсикомании».

 -«Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении

    гражданственности подростка»

           -«Что значит быть гражданином?»

          - «Права и обязанности ребенка в семье»

          -«Правовые знания и их значение в жизни семьи»

          -«Конвенция о правах ребенка»

         Общешкольное родительское собрание «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»

         Общешкольное родительское собрание

«Причины преступности,  безнадзорности и беспризорности учащихся»

3 этап – заключительный

Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.

Основными показателями эффективности реализации программы являются:

  • отсутствие конфликтности,
  • "мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;
  • повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
  • устойчивость в поведении детей.

Ожидаемые результаты:

1. Установление партнерских отношений учителей, родителей и детей.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3. Формирование культуры здорового образа жизни.

4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

5. Организация системы работы по формированию у учащихся осознанного отношения к будущему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе с проблемными детьми

Программа по работе с проблемными семьями и детьми...

Работа с проблемными детьми и Основная образовательная программа школы. Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149

Работа с проблемными детьмии Основная образовательная программа школы.Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149Проблемный ребёнок в школе – этот вопрос всегда интересовал зарубежную и отеч...

«Нормативно - правовая база образовательного учреждения по организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями»

Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федераль...

Об усилении мер профилактической работы с обучающимися и их семьями, направленных на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекцию девиантного поведения

Примерные мероприятия профилактической работы с обучающимися и их семьями, направленные на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекции девиантного поведения в школ...

Отчёт классного руководителя о реализации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним, проживающем в семье состоящей на учете в КДН

Отчёт классного руководителя о реализации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним, проживающем в семье состоящей на учете в КДН  за период с 10.10.2022 по 24.12.2022...