Технология воспитательной работы с проблемными детьми
методическая разработка по теме

Технология воспитательной работы с проблемными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитательная работа177.69 КБ

Предварительный просмотр:

Кайгородова Ирина Ивановна

 МБОУ «СОСОШ№2» Еравнинского района

                                   Технология воспитательной работы

с «проблемными» детьми

   

Кто-то, когда-то, должен ответить,                                                                            

                                                                  Высветив правду, истину вскрыв,                              

                                                                 Что же такое - трудные дети?

                                                                 Вечный вопрос и больной как нарыв.

                                                                 Вот он сидит перед нами, глядите,

                                                                 Сжался пружиной, отчаялся он,  

                                                                 Словно стена без дверей и без окон.

                                                                 Вот они, главные истины эти:

                                                                 Поздно заметили… поздно учли…

                                                                 Нет! Не рождаются трудные дети!

                                                                 Просто им вовремя не помогли.

                                                                                                                   ( С. Давидович)

Я -  классный руководитель 7а класса. Под моим  руководством – 19 человек. Состав коллектива в 5 классе был следующим: неуспевающие дети, агрессивные дети, дети, прогуливающие школьные занятия, дети не уверенные в себе, испытывающие страх и тревогу.  Мне пришлось перестраивать свою работу с классом, искать активно действенные методы и формы работы с проблемными детьми.

Начиная разговор о проблемных детях, невольно возникает вопрос о том, какие это эти дети, и почему они такие?

В своём классе выделяю проблемных детей по следующим обстоятельствам:

- неблагополучные семьи, в которых воспитываются эти дети;

- неправильные методы  в воспитании детей со стороны родителей;

- социальная среда, в которой воспитываются дети;

- конфронтация «учитель» - «ученик»;

- один родитель;

- низкая успеваемость.

   Причин на самом деле очень много. Подростковый возраст - это один из кризисных этапов в становлении личности человека. На сегодняшний момент – это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию государства. В стране выросла численность подростков, для которых цель в жизни сводится к достижению материального благополучия, наживе любыми способами. Труд и учёба утратили свою ценность и значимость. Осталось стремление больше получать, меньше работать и учиться.

В подростковом возрасте «трудновоспитуемость» стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость,  конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьного воспитания воздействия  вызывают у них сопротивление, накапливается  отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.                                                          

   Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу, плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи,  грабежи, и даже убийства.

Проблемные дети стремятся уйти из-под контроля родителей, преподавателей, всех взрослых от установленных ими порядков, правил и законов. Привлекает внимание то, что запрещается. Хочется попробовать всё, испытать на себе. Такое поведение никому не нравится. В этот момент личность ребёнка постоянно ущемляется. Следствием чего появляются грубость, хулиганство, агрессивность. Все эти качества возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, учителей, милиции.

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие  дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Цель моей воспитательной работы - социальная адаптация трудновоспитуемых учащихся. Разрушение негативных установок, ценностей, мотивов и формирование социально приемлемых с целью достижения самореализации личности.

Отсюда решение следующих задач: 

  1. Прививать интерес к себе и окружающим;
  2. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности и самостоятельности;
  3. Прививать уважение к членам коллектива, выполнять определённую роль в классе;
  4. Оптимизировать положительный  опыт, создавать и закреплять  позитивные образцы поведения.

 Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребёнок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребёнка, помощи ему в самоутверждении. Беспомощность учителей, классных руководителей в работе с проблемными детьми выражается, прежде всего, в том, что наша методика исправления чаще всего сводится к морализированию и наказаниям. В то же время методы исправления личности должны влиять одновременно на сознание, чувства, поведение.

     Причиной неудач педагогов и родителей с проблемными детьми часто является то, что дети разные, а методы применяются одни и те же. Мы не перевоспитываем. Запреты, авторитарный стиль и порицания положительных результатов не дают. Дети не стали лучше, если я, к примеру, требовала от них назидательным голосом хорошего поведения, посещения занятий, хороших результатов в учебе. Я использую в доверительной беседе с ними доброжелательное и честное общение, партнерство и сотрудничество на равных.

Свою работу, конечно, начала с изучения семей моего класса. Посетила семьи, ознакомилась с домашним микроклиматом, выяснила стиль воспитания родителей, есть ли у ребёнка в доме своя комната, место для выполнения домашних заданий, какие есть обязанности по дому, по хозяйству, взаимоотношения между членами семьи. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости, по отношению друг к другу. Родители и педагоги – две мощнейших силы  в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.

   Очень важно, чтобы родитель доверял наставнику своего ребёнка. Только тогда можно создать дружную команду (учитель, родитель, социальный педагог) и построить воспитательный маршрут, чтобы помочь ребёнку. Положительная динамика не замедлит сказаться. По каждой семье можно завести дневник наблюдений, в котором можно отражать положительные и отрицательные моменты во взаимодействии классного руководителя и родителей, делать соответствующие выводы. Искать более эффективные формы взаимодействия с родителями проблемных детей. Обязательно необходимо вести журнал посещения семей, где есть краткое содержание беседы  с родителями, ребенком.

   Индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Первоосновой индивидуализации воспитательной работы является знание индивидуальных особенностей учащихся для осуществления последующих воздействий. Какие же индивидуальные особенности наиболее значимы для воспитания?  Очевидно, что  познавательные, физические, эстетические, трудовые и т.д.  Но в наибольшей мере  характерологические качества, уровень общего развития, различные стороны в формировании нравственной сферы, трудовое становление, ценностные ориентации и установки.

Имеются различные  методы изучения учащихся: составление независимых характеристик, ведение наблюдений, беседы, посещение уроков, анкетирование, тесты. Более конкретная методика изучения учащихся - заполнение и ведение карты воспитанности, отражающая уровень воспитанности учащихся. Периодическое заполнение психолого - педагогической карты позволяет установить, какие качества менее развиты на данном этапе, на что следует обратить особое внимание, какие вносить коррективы в воспитательный процесс.

На первом этапе работы с «трудными»  подростками  педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, уровень его  педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

 Обследование ребёнка:

  1. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы;
  2. Проверяются: обучаемость ребёнка, сформированность элементов учебной деятельности, произвольной регуляции поведения;
  3. Анализируются: особенности учебной мотивации ребёнка, уровень притязаний, интересы;
  4. Обязательно проверяются учебные навыки ребёнка, просматриваются его тетради по предметам, даются пробы на чтение, письмо, решение задач;
  5. Выявляется эмоциональный компонент неуспеваемости;
  6. Выявляются типичные виды помощи родителей ребёнку в учебной деятельности.

Диагностический лист для первичной психологической оценки состояния учебно-воспитательной работы.

 (Кузнецов Саша)

1)Общая характеристика состояния работы  с Сашей, имеющим признаки и проявления педагогической запущенности:

  •  Общий уровень учебно-воспитательной работы: низкий.
  • Характер межличностных отношений в классе: удовлетворительный.
  • Положительные особенности личности: положительно реагирует на доброту, на понимание
  • Признаки и проявления педагогической запущенности: может пропустить занятия в школе
  • Характер отношения педагогов к ученику: пассивно-положительный.
  • Стимулы, используемые в работе с учеником:

      Внимание;

      Одобрение;

      Положительный пример;

      Организация успеха;

      Сотрудничество;

Причины педагогической запущенности Саши:

  • Низкий педагогический и культурный уровень родителей;
  • Неблагополучие в семье;
  • Отсутствие чёткой организации жизни и деятельности ребёнка в семье, безнадзорность ребёнка в быту;
  • Нарушение единства требований к ребёнку, их последовательности;
  • Неправильное отношение к ребёнку;
  • Незнание, невыполнение требований по оказанию ребёнку помощи в учении;
  • Нравственная невоспитанность;
  • Пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;

План индивидуальной работы с Кузнецовым С.

(Фрагмент)

Форма работы

Цель

           Результат

Дата проведения

Беседа

Выявить интересы, круг знакомств

Особых увлечений нет. Общается с Максимовым Никитой – мальчиком с девиантным поведением.

20.09.2009

Посещение на дому

Обследование жилищно-бытовых условий

Жилищно-бытовые условия удовлетворительные. Определённого места для занятий нет.

17.10.2009

Заполнение анкеты

Ответ на вопрос: «Почему человек учится?»

1)Всегда с желанием идёт в школу

2)Самые трудные предметы: матем., русск. яз.

28.01.2010

Привлечение к участию в конкурсе чтецов по немецкому языку

Развивать интерес к иностранному  языку

Выучил стихотворение для участия в конкурсе.

03.03.2011

Вовлечение к подготовке праздника 8 марта

Развивать чувство ответственности за порученное дело

  1. Готовил подарки девочкам;
  2. Рассказал стих о маме, спел частушки.

05.03.2012

Схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания Кузнецова Саши:

  • Общая характеристика семьи:
  1. Состав семьи: полная
  2. Характеристика семьи: проблемная(конфликтная, асоциальная)
  3. Типовое состояние семьи: эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение
  4. Стиль семейного воспитания: неустойчивый
  5. Нарушение семейного воспитания: эмоциональное отвержение
  6. Отношение к школе: поддерживают контакты эпизодически

  • Особенности семейного воспитания: 

1)Родители не создают нормальных условий для правильного развития ребёнка:

      —удовлетворительные жилищно-бытовые условия;

      —нет определённого места для занятий;

      —не соблюдается санитарно-гигиенический режим;

2)Родители не оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда;

3) Ребёнок не имеет конкретных трудовых обязанностей в семье

Особое место в  работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Привлекать ребенка к чтению, самообразованию, занятиям спортом, и т.д.

Больше стараюсь проводить классные часы на нравственные темы. Тематика классных часов: «Мой портрет в лучах солнца» - воспитание доброты, милосердия и т.д. Детям очень понравилась атмосфера.. Просили, чтобы также провели, но на другую тему,  «Научить свое сердце добру» - беседа, «Конфликты в вашей жизни, или…» - беседа с элементами театрализации и т.д.

Проводили психологические тренинги «Мои достоинства и недостатки», «Солгал раз – кто поверит в другой?».

Час общения с классом, где мы устраиваем чаепитие. И проводим беседы «Я и мой класс», «Я – зеркало своего коллектива», «Кому больше всего надо?»

Разнообразные игры на доверительные отношения, общение, формирование доброты, отзывчивости и т.д.

Классные часы по формированию здорового образа жизни, пагубного отношения к вредным привычкам.

Участие каждого члена коллектива во всех делах – все это помогает наладить дисциплину, организованность, порядок, сотрудничество классного руководителя и учеников.

Самая сложная задача учителя и родителя: найти ключик к пониманию «трудного» ребёнка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением ребёнка стоят определённые мотивы. Причём одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например: агрессивное поведение одного ребёнка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребёнка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребёнка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника.

Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку. В течение жизни у нас вырабатываются определённые стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, тревогу, отчаяние страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызвать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребёнка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.

Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику – будет имеет положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребёнку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребёнок будет открыт для общения с нами и зёрна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребёнок пожелает изменить своё негативное поведение.

Итак, понять, принять, помочь – основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребёнку.

Приложение

Результаты анкетирования «Чувства, которые я испытываю в школе»

Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.

Предлагается ознакомиться с «рейтингом» чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе. Целесообразно преобладающие чувства (отмечающиеся более чем у 45–50% детей класса) выделить в списке другим цветом. Осуществляется краткий анализ результатов.

С целью определения доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников нами используется методика С.В. Левченко «Мои чувства в школе», которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Я испытываю в школе

Да

Спокойствие

 

Усталость

 

Скуку

 

Радость

 

Уверенность в себе

 

Беспокойство

 

Неудовлетворенность собой

 

Раздражение

 

Сомнение

 

Обиду

 

Чувство унижения

 

Страх

 

Тревогу за будущее

 

Благодарность

 

Симпатию к учителям

 

Желание приходить сюда

 

После обработки анкет получаем сумму баллов (в %), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы 45–50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний. 

5а класс

Спокойствие испытывают 17 человек - 89%;  усталость - 5 человек, 26%;  скуку - 4 человека, 21%; радость- 19 человек,100%; уверенность в себе – 13 человек, 68%; беспокойство – 11 человек, 57%; неудовлетворенность собой – 6 человек, 31%; раздражение – 0 человек, 0%; сомнение – 10 человек, 52%; обиду – 3 человека,15%; чувство унижения – 4 человека, 21%;

страх – 7 человек, 36%; тревогу за будущее – 13 человек, 68%; благодарность – 13 человек, 68%; симпатию к учителям – 14 человек, 73%; желание приходить сюда – 14 человек, 73%

Результаты анкетирования «Отношение к учебным предметам»

 Опросник «Отношение к учебным предметам»

ФИ______________________________Класс________

Дата опроса__________________, Пол_________ Возраст_____________

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

1

Русский язык

2

Литература

3

Иностранный язык

4

Математика

5

История

6

Природоведение

7

Физкультура

8

Труд

9

ИЗО

10

Музыка

 5а класс

Русский язык изучают с интересом 16 человек, 84%;  равнодушны 3 человека, 15 %.

Литературу изучают с интересом  13 человек, 68%;  равнодушны 2 человека, 10%;  не любят 3 человека 15%.

Иностранный язык  с интересом изучают 15 человек, 78%;  равнодушны 3 человека, 15%, не любит 1 человек, 5%.

Математику с интересом изучают  16 человек, 84%; равнодушны 2 человека,  10%, не любит 1чел., 5%.

Историю с интересом изучают  16 человек, 84%; равнодушен 1 чел,5%,; не любят 2 чел, 10%.

Природоведение с интересом изучают 12 человек,63%; равнодушны 7 человек, 36%.

Физкультуру с интересом изучают 17 человек, 89%, равнодушен 1 чел, 5%;  не любит 1 чел, 5%.

Труд с интересом изучают все 19 человек, 100%.

Результаты диагностики уровня сформированности
общеучебных умений и навыков школьников

6а класс, Кайгородова И.И.

Интеллектуальные умения и навыки:

9-15 баллов:  Гунгаров Денис, Кузнецов Саша,  Максимова  Маша;

16-23 балла: Волкова Наташа, Гылыкжамсуев Эрдэни, Исупов Коля, Назарук Лариса, Федоров Толя;

24-31 балл: Бадмаев Данзан, Беломестных Лена, Медведева Кристина, Медганзинова Инна, Сергеева Света,

Цынгуева Сурена, Цыренова Алтана, Шишмаков Артем, Шималюнайте Катя, Ведерникова Наташа

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа
(9–15 баллов)

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

Средняя группа
(16–23 балла)

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Сильная группа
(24–31 балл)

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.

Организационные умения и навыки:

6-10 баллов: Гунгаров Денис, Кузнецов Саша, Максимова Маша;

11-16 баллов: Гылыкжамсуев, Исупов, Назарук, Федоров;

17-22 балла:Бадмаев, Беломестных, Волкова, Леонтьева, Медведева, Медганзинова, Сергеева, Цынгуева Сурена, Цыренова Алтана, Шишмаков Артем, Шималюнайте Катя, Ведерникова Наташа

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа
(6–10 баллов)

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.

Средняя группа
(11–16 балла)

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

Сильная группа
(17–22 балл)

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

Коммуникативные умения и навыки

8-13 баллов: 0 учащихся

14-20 баллов: Гунгаров, Кузнецов Саша, Максимова Света,

21-26 баллов: Бадмаев Д, Беломестных Лена, Волкова Наташа, Гылыкжамсуев Эрдыни, Исупов Коля, Леонтьева Настя, Медведева Кристина, Медганзинова Инна, Назарук Лариса, Сергеева Света, Федоров Толя, Цынгуева Сурена, Цыренова Алтана, Шишмаков Артем, Шималюнайте Катя, Ведерникова Наташа.

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа (8–13 баллов)

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

 Средняя группа (14–20 балла)

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Сильная группа (21–26 балл)

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.

Пропуски по неуважительным причинам

Какой у тебя характер?

  1. Уважаете ли вы дружбу?
  2. Привлекает ли Вас новое?
  3. Предпочитаете ли вы старую одежду новой?
  4. Притворяетесь ли Вы довольным без всякой на то причины?
  5. Меняли ли Вы в детстве более трёх раз выбор профессии?
  6. Лишались ли Вы уверенности в себе, когда Вам предстояло решать трудную задачу?
  7. Коллекционируете ли Вы что-нибудь?
  8. Часто ли Вы меняете планы в последний момент?

Анкета для учителей-предметников

1)С какими учениками Вам было труднее работать? И почему?

                        □пробелы в знаниях с начальной школы

                                               □нежелание учиться

                                               □пропуски уроков

                                               □нет интереса, низкая мотивация

                                               □невыполнение домашних заданий

  2)Какие Вы предпринимали меры по устранению этих проблем?

                                               □индивидуальная и дифференцированная работа

                                               □дополнительные занятия

                                               □различные психологические приёмы

                                               □другое

   3)Есть ли определённые успехи в работе с этими учащимися?

   4)Ваши прогнозы на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе с проблемными детьми

Программа по работе с проблемными семьями и детьми...

Работа с проблемными детьми и Основная образовательная программа школы. Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149

Работа с проблемными детьмии Основная образовательная программа школы.Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149Проблемный ребёнок в школе – этот вопрос всегда интересовал зарубежную и отеч...

Воспитательная работа с одарёнными детьми

В настоящее время одаренность остается загадкой для большинства взрослых и детей. Для широкой общественности же важнейшими проблемами выступают не столько научные основания одаренности, сколько, прежд...

ПАМЯТКА классному руководителю по работе с проблемными детьми

Данная памятка предлагает пути и методы работы с проблемными детьми....

Программа профилактической работы с проблемными детьми и семьями

Целью программы является оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей; укреплении института семьи, ...

Методы работы с проблемными детьми

Методы работы с проблемными детьми, проблемы и пути их преодоления....

Выпуск литературной газеты «Герои нашего времени» как форма воспитательной работы с одаренными детьми.Доклад на X окружную научно-практическую конференцию педагогов «ОТК-2017. Образование. Технологии. Качество».

У одаренного ребенка, в отличие от одарённого взрослого, будущее  ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Такие ребята, обучающиеся в Русско-Борковской школе, с удовол...