Воспитательная система "Дорога к себе"
материал (7 класс) по теме
Воспитательная система 7 класса "Дорога к себе" содержит цели и задачи воспитательной деятельности, формы работы с учащимися и родителями, организацию самоуправления в классе, диагностический инструментарий для определения эффективности воспитательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit.sist_.doc | 209 КБ |
vospitatelnaya_sistema.ppt | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ривзаводская средняя общеобразовательная школа»
Максатихинского района Тверской области
Подготовила
классный руководитель 7 класса,
учитель математики
Евдокимова О.В.
2012-2013 уч.г.
Введение.
Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождало у него чувство неуверенности в себе и своих возможностях, сковывала его физические и духовные силы. Человек всячески – с помощью научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов – стремился ранее и стремится сейчас прорваться за горизонт сегодняшнего дня. В своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю, чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой.
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. Оно затрагивает различные сферы и стороны жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе и воспитательную работу в школьном и классных коллективах….
… Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является… объективной необходимостью. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:
- ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
- воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
- системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
- в процессе построения воспитательной системы формируется лицо класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
- воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
… Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития классного сообщества. [6]
Изучив методические рекомендации об осуществлении функций классного
руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений. Утверждены приказом N 21 Минобрнауки России 3 февраля 2006 г., мною была создана воспитательная система 7 класса «Дорога к себе».
Система выстроена с учётом возрастных психофизиологических особенностей учащихся. [8]
Цель воспитательной системы – развитие индивидуальности учащихся.
Задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
- совершенствовать работу по формированию нравственных качеств;
- воспитывать гражданское отношение к нравственной стороне жизни общества, своего народа как составной части культуры;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- способствовать сплочению классного коллектива.
Приоритетный вид деятельности – это деятельность, направленная на обеспечение процесса становления и проявления индивидуальности учащихся.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Воспитание - это жизнь рядом и вместе.
- Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.
- Человеку нужно быть нужным.
- Скажи мне - я забуду.
- Покажи мне - я запомню.
- Позволь мне сделать - я пойму.
- Уважение детского незнания. [1]
Принципы планирования воспитательной работы.
- целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система);
- конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
- оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);
- диалогичностъ (учет мнения всех, взаимодействие);
- индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации);
- научность (в основе научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);
- непрерывность, преемственность и последовательность;
- разнообразие содержания, форм и методов;
- оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
- единство педагогического руководства и активности воспитанников;
- реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
- связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;
- гибкость плана. [4]
Для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо включение школьников в различные виды деятельности.
- познавательная деятельность;
- ценностно-ориентировочная деятельность;
- трудовая деятельность;
- художественно-творческая деятельность;
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- игровая деятельность. [4]
В целях эффективного формировании ученического коллектива организовано самоуправление. [5]
Цели самоуправленческой деятельности:
- содействие развитию ребенка;
- организация эффективного функционирования учебной группы;
- формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. [6]
Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего выделяют следующие принципы самоуправления.
Принципы самоуправления:
1) деятельное наполнение работы органов самоуправления;
2) социальная значимость деятельности самоуправления;
3) соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;
4) взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;
5) добровольность и выборность органов самоуправления;
6) инициатива, самодеятельность и творчество детей;
7) гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки;
8) сочетание деятельность постоянных и временных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;
9) обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления;
10) взаимодействие всех органов самоуправления;
11) сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений. [6]
Структура ученического самоуправления четко распределяет все обязанности. Каждый учащийся имеет свой спектр обязанностей. Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления. Их создание определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом. Органы самоуправления, в том числе и временные, должны отчитаться о проделанной работе, об осуществлении решения организаторской задачи.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. [2]. Взаимодействие с родителями строится в разных направлениях. (Учитывая методические рекомендации
о взаимодействии образовательного учреждения с семьей)
Направления работы | Целевые установки | Формы и методы |
Диагностика | Выявить взаимоотношения семьи и школы, положение детей во внутрисемейных отношениях. | Индивидуальные консультации, анкетирование, посещение семей. |
Тематические родительские собрания | Информирование родителей о школьных делах. Организация психолого-педагогического просвещения. | Проведение родительских собраний на темы, актуальные для данного классного коллектива. |
Сотрудничество | Укрепление союза детей, родителей, учителей. Включение родителей в решение воспитательных задач. | Помощь родителей в организации различных внеклассных мероприятий (поездок, экскурсий, изготовление декораций, костюмов). |
Организация совместного досуга | Укрепление здоровья детей, вовлечение родителей в воспитательный процесс. | Совместное проведение спортивных праздников, походов, эстафет, интеллектуальных игр. |
В плане работы с родителями обучающихся 7 класса отражены различные направления совместной деятельности.
План работы с родителями обучающихся 7 класса в 2012-2013 уч.г.
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Рейды в проблемные семьи | По мере необходимости |
2. | Индивидуальные беседы с родителями | В течение года |
3. | Праздник «День Знаний». Классный час на тему: «Дом, который построим мы» | Сентябрь. |
4. | Родительское собрание «Особенности подросткового возраста» | Октябрь. |
5. | 1) Анкетирование родителей «Поощрение и наказание детей в семье». 2) Поездка в г. Тверь в кинотеатр «Звезда». 3) Посещение сельского Дома культуры дер. Райково для участия в исторической игре, посвященной Отечественной войне 1812 г. | Ноябрь |
6. | Родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье» | Декабрь. |
7. | Совместная поездка на каток | Январь. |
8. | Посещение сельского Дома культуры дер. Райково для участия в праздничном мероприятии, посвященном Дню Святого Валентина | Февраль |
9. | 1) Посещение сельского Дома культуры дер. Райково для участия в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». 2) Посещение родителями общешкольного праздничного концерта к 8 Марта. 3) Совместная конференция родителей и детей на тему: «Роль домашнего задания в самообразовании школьника». 4) Поездка в г. Тверь в кинотеатр «Звезда». | Март. |
10. | Общешкольная спортивно-развлекательная программа «Мама, папа, я – спортивная семья». | Апрель. |
11. | 1) Праздник Последнего звонка. 2) Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». | Май |
12. | Участие инициативной группы родителей в походе. | Июнь. |
Для выявления эффективности и результативности воспитательной системы класса используется определенный диагностический инструментарий.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Объекты | Критерии | Показатели | Методики |
Учащиеся | Нравственное самоопределение учащихся | Сформированность базовых нравственных качеств личности | Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» |
Структура жизненных установок личности, нравственных позиций | Методика недописанного тезиса. [8] Педагогическое наблюдение. Метод: педагогическая ситуация | ||
Нравственный потенциал личности | Нравственная направленность | ||
Социальная активность учащихся | Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося». Определение профессиональных склонностей. | ||
Уровень воспитанности учащихся | Методики для изучения воспитанности учащихся | ||
Толерантность | Тест «Насколько вы терпимы». Определение психологического климата класса. | ||
Самоактуализированность личности учащихся (самопознание, самореализация, жизненная позиция) | Личностный рост | Опросник «Личностный рост». Методика Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой, П.В. Степанова | |
Нравственный выбор | Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора» | ||
Родители | Воспитание нравственных ценностей у ребёнка | Семейные ценности, связь поколений | Анкета для родителей по изучению семейных ценностей |
Развитие нравственных качеств ребёнка | Анкета «Моя семья» | ||
Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в классном коллективе | Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в классном коллективе | Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» |
Недописанный тезис
Хорошая жизнь – это…
- Жить в свое удовольствие
- Нет никаких проблем
- Любовь
- Много друзей
- Жизнь, прожитая не зря
- Достаток, счастье
- Когда ни в чем не нуждаешься
- Когда не болеешь
- Безбедная жизнь
- Когда спокойно в мире
Быть человеком – значит…
- Не зазнаваться
- Вести себя достойно
- Иметь честь и совесть
- При любых обстоятельствах оставаться человеком, не предавать
- Быть справедливым
- Быть в ладу с окружающими
- Помогать другим
- Быть уважаемым человеком
- Хорошо относится к людям
Самое главное в жизни - …
- Быть счастливым
- Дружить
- Быть здоровым
- Получить хорошее образование
- Многое успеть
- Не тужить
- Найти свою дорогу, хорошо устроиться
- Моя мама
- Стать настоящим человеком
- Ценить то, что тебя окружает
- Совершать добрые поступки
Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
- 1 балл – согласен в очень незначительной степени;
- 2 балла – частично согласен;
- 3 балла – в общем согласен;
- 4 балла – почти полностью согласен;
- 5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
- а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
- б) стыд не дым, глаза не выест;
- в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
- г) что за честь, коли нечего есть.
- а) не хлебом единым жив человек;
- б) живется, у кого денежка ведется;
- в) не в деньгах счастье;
- г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
- а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
- б) где счастье плодится, там и зависть родится;
- в) кто хорошо живет, тот долго живет;
- г) жизнь прожить – не поле перейти.
- а) бояться несчастья и счастья не видать;
- б) людское счастье, что вода в бредне;
- в) деньги – дело наживное;
- г) голым родился, гол и умру.
- а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
- б) береженого Бог бережет;
- в) на Бога надейся, а сам не плошай;
- г) не зная броду, не суйся в воду.
- а) всяк сам своего счастья кузнец;
- б) бьется как рыба об лед;
- в) хочу – половина могу;
- г) лбом стены не прошибешь.
- а) добрая слава лучше богатства;
- б) уши выше лба не растут;
- в) как проживешь, так и прослывешь;
- г) выше головы не прыгнешь.
- а) мир не без добрых людей;
- б) на наш век дураков хватит;
- в) люди – всё, а деньги – сор;
- г) деньгам все повинуются.
- а) что в людях живет, то и нас не минет;
- б) живу как живется, а не как люди хотят;
- в) от народа отстать – жертвою стать;
- г) никто мне не указ.
- а) всякий за себя отвечает;
- б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
- в) своя рубашка ближе к телу;
- г) наше дело – сторона.
- а) сам пропадай, а товарища выручай;
- б) делай людям добро, да себе без беды;
- в) жизнь дана на добрые дела;
- г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
- а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
- в) доброе братство лучше богатства;
- г) черный день придет – приятели откажутся.
- а) ученье – свет, неученье – тьма;
- б) много будешь знать, скоро состаришься;
- в) ученье лучше богатства;
- г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
- а) без труда нет добра;
- б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
- в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
- г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
- а) на что и законы писать, если их не исполнять;
- б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
- в) где тверд закон, там всяк умен;
- г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
- а, в – духовное отношение к жизни,
- б, г – бездуховное отношение к жизни;
- а, в – незначимость материального благополучия в жизни,
- б, г – материально благополучная жизнь;
- а, в – счастливая, хорошая жизнь,
- б, г – трудная, сложная жизнь;
- а, в – оптимистическое отношение к жизни,
- б, г – пессимистическое отношение к жизни;
- а, в – решительное отношение к жизни,
- б, г – осторожное отношение к жизни;
- а, в – самоопределение в жизни,
- б, г – отсутствие самоопределения в жизни;
- а, в – стремление к достижениям в жизни,
- б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
- а, в – хорошее отношение к людям,
- б, г – плохое отношение к людям;
- а, в – коллективистическое отношение к людям,
- б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
- а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
- б, г – эгоистическое отношение к людям;
- а, в – альтруистическое отношение к людям,
- б, г – паритетное отношение к людям;
- а, в – значимость дружбы,
- б, г – незначимость дружбы;
- а, в – значимость ученья,
- б, г – незначимость ученья;
- а, в – значимость труда,
- б, г – незначимость труда;
- а, в – значимость соблюдения законов,
- б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Определение психологического климата класса.
Следует прочитать предложенные особенности (слева) и отметить ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
+3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное свойство не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
- 1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (справа);
- 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
- 3 – свойство проявляется всегда.
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности |
1. Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
2. Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
4. Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
5. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
6. Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
7. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
8. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного» | В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
9. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижение или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
10. Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
11. Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
12. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
13. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Личностный рост
(методика Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова)
Цель: выявить характер отношений подростка к людям, природе, Родине, труду и др.
Ход опроса
Педагог обращается к воспитанникам со словами: «Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»);
«+4» – несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» – да, конечно (сильное согласие);
«+2» – в общем, да (среднее согласие);
«+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» – ни да, ни нет;
«–1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» – в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» – нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!»
1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
- Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
- Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
- Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
- Я способен с радостью выполнять разную работу.
- То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.
- Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
- Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
- Глупо брать на себя риск ради пользы другого человека.
- Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
- Спортивные занятия – жизненная необходимость для каждого человека.
- Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
- Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
14. Я смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
15. Я многим обязан своей стране.
16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.
17. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.
18. Физический труд – удел неудачников.
19. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и
к окружающим.
20. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.
21. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.
25. Я часто чувствую разочарование от жизни.
26. Выбирая, люди часто ошибаются, но я не боюсь сделать ошибку, совершая выбор.
27. Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.
28. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
29. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.
31. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.
32. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурия.
33. Учеба – занятие для «ботаников».
34. Если ради справедливости надо убить человека, то это нормально.
35. Я испытываю сильные положительные эмоции, когда делаю кому-то подарок.
36. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
37. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
38. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.
39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
40. Я горжусь своей фамилией.
41. День Победы (9 Мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.
42. Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа – нормальный способ заработать деньги.
43. На военнопленных не должны распространяться права человека.
44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
45. Какое общение без бутылки «Клинского»!
46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.
47. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
48. Люди, просящие милостыню, скорее всего, лживы и ленивы.
49. Судейство в отношении «наших» часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
50. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
51. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
52. Для меня важно найти смысл собственной жизни.
53. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
54. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
55. Убирать чужой мусор на туристских стоянках – глупое занятие.
56. Идти на уступки – значит проявлять слабость.
57. Хорошая учеба тоже серьезный труд.
58. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодежи.
59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
- Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
61. Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне человеку.
62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
63. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
65. Мои поступки часто зависят от внешних обстоятельств.
66. Человеку не обязательно знать свою родословную.
67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
68. Если учесть все «за» и «против», то хранение ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
69. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.
70. Субботник по очистке территории дома или школы – пережиток прошлого.
71. Я не могу представить русскую речь без мата.
72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.
73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
75. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
76. Я думаю, что здоровье сегодня – не самое главное в жизни.
77. Меня не угнетает временное одиночество.
78. Я чаще всего следую за мнением большинства.
79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
81. Я считаю, что носить шубы из натурального меха безнравственно.
82. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.
83. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
84. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.
85. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.
86. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.
87. Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную выгоду.
88. Истинной религией может быть только одна единственная религия.
89. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.
90. В глубине души я знаю, что оцениваю себя низко.
91. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ(Личностный рост Степанов)
Ответы подростков распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.
1. Характер отношений подростка к семье показывают его оценки высказываний № 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы № 1, 40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.
2. Характер отношений подростка к Отечеству показывают его оценки высказываний № 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы № 15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.
3. Характер отношений подростка к Земле показывают его оценки высказываний № 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы № 29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 3, 16, 15, 68 знак меняется на противоположный.
4. Характер отношений подростка к миру показывают его оценки высказываний № 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы № 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 17, 30, 43, 69 знак меняется на противоположный.
5. Характер отношений подростка к труду показывают его оценки высказываний № 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы № 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 18, 70 знак меняется на противоположный.
6. Характер отношений подростка к культуре показывают его оценки высказываний № 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы № 19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 6, 58, 71, 84 знак меняется на противоположный.
7. Характер отношений подростка к знаниям показывают его оценки высказываний № 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы № 20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 7, 33, 72, 85 знак меняется на противоположный.
8. Характер отношений подростка к человеку как таковому показывают оценки высказываний № 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы № 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 8, 21, 34, 86 знак меняется на противоположный.
9. Характер отношений подростка к человеку как Другому показывают оценки высказываний № 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на вопросы № 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 9, 48, 74, 87 знак меняется на противоположный.
10. Характер отношений подростка к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний № 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос № 10 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.
11. Характер отношений подростка к своему телесному «Я» показывают его оценки высказываний № 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы № 11, 50, 63 знак не меняется, в ответах же на вопросы № 24, 37, 76, 89 знак меняется на противоположный.
12. Характер отношений подростка к своему внутреннему миру, своему душевному «Я» показывают его оценки высказываний № 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.
13. Характер отношений подростка к своему духовному «Я» показывают его оценки высказываний № 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы № 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 65, 78 знак меняется на противоположный.
Полученный диагностический материал помогает проанализировать воспитательную систему, выявить положительные моменты и проблемы, над которыми предстоит работать в следующем учебном году.
Анализ воспитательной работы можно провести по следующей схеме.
Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
− приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесообразность их постановки;
− соответствие поставленных задач актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде;
− правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение;
− возникала ли необходимость корректировки воспитательных целей; причина корректировки;
− результаты решения поставленных задач; расхождения целей и реальных результатов, их причины.
2. Анализ развития коллектива класса:
− социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;
− степень сформированности и уровень сплоченности коллектива;
− традиции класса;
− особенности общения в классном коллективе: характер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии;
− особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся;
− преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе;
− доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
− негативные явления, замеченные в жизни коллектива;
− наличие конфликтов, их разрешение;
− степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
− развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности); уровень развития коллективной творческой деятельности в классе.
3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
− участие учащихся в работе школьных кружков, секций, клубов, творческих объединений;
− участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия;
− степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы;
− активность и результативность участия членов классного коллектива в школьных делах.
4. Анализ работы органов самоуправления:
− участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности;
− эффективность самоуправления;
− периодичность и сменяемость органов самоуправления;
− влияние деятельности органов самоуправления на воспитание и развитие личности учащихся.
5. Анализ развития учащихся класса:
− уровень воспитанности учащихся; позитивная динамика его изменения; факторы, повлиявшие на изменение уровня воспитанности; соответствие уровня воспитанности запланированным воспитательным целям;
− степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность;
− уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
− изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экологической, экономической и физической культуры, культуры труда, культуры семейных отношений; адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности);
− наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
− сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
− влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей их ближайшего социального окружения (родителей, сверстников) и занятий в кружках, секциях и других объединениях;
− изменения состава класса, происшедшие в течение года; индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
− индивидуальные особенности учащихся группы риска, их потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее эффективные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся.
6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
− использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы;
− соответствие форм работы интересам, запросам и потребностям личности и возникающим в детской среде проблемах;
− насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году;
− удовлетворенность школьников проведенными воспитательные мероприятиями (указать мероприятия, в которых учащиеся участвовали с наибольшим удовольствием; прошедшие скучно, формально; к которым учащиеся остались равнодушными);
− фамилии учащихся, активно участвовавших в классных делах; не проявляющих интереса к ним;
− от каких классных дел и почему следовало бы отказаться в новом учебном году;
− новые формы работы, апробированные в прошедшем году; целесообразность их использования в дальнейшем;
− методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния, наиболее положительно повлиявшие на развитие личности учащихся (нравственное становление учащихся, формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду, развитие познавательных интересов, формирование здорового образа жизни и т.д.);
− мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовавшие сплочению классного коллектива.
7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
− с одаренными детьми;
− со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе;
− с «трудными»: количество стоящих на учете, причины постановки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.
8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:
− взаимодействие с учителями-предметниками, предъявление единых требований к учащимся;
− взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений;
− проведение открытых мероприятий, их результативность.
9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
− влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
− вопросы воспитательной работы, интересующие родителей;
− организация совместных с родителями мероприятий;
− изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке;
− тематика родительских собраний, их результативность; родители, не посетившие ни одного собрания.
10. Выводы:
− главное достижение классного коллектива за прошедший год; удачи в организации и воспитании учащихся класса; накопленный положительный опыт;
− негативные моменты в воспитательной работе;
− нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
− перспективные цели и ведущие задачи; приоритетные направления воспитательной работы в новом году;
− новые формы работы, планируемые к использованию в новом году.
11. Приложения:
− карта воспитанности учащихся;
− психолого-педагогические характеристики учащихся;
− материалы по изучению личности учащихся;
− результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;
− информация о проведении и результатах отдельных мероприятий;
− творческие проекты учащихся.
Данная разработка воспитательной системы класса была представлена мною на заседании методического объединения классных руководителей нашей школы и получила положительные отзывы коллег. А также эта работа была представлена на региональном конкурсе «Самый классный - классный» в номинации «Воспитательная система класса».
Список литературы.
1. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
2. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
3. Журнал «Справочник классного руководителя», № 1, 2012 г.
4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
5. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2004.
6. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 160 с.
7. Тараненко О.В. Изучение уровня воспитанности школьника. Методические материалы. – Тверь: «ЧуДо», 2000. – 36 с.
8. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества». (Степанов Е. Н.)
Цель воспитательной системы - развитие индивидуальности учащихся.
Задачи , необходимые для реализации данной цели: изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся способствовать развитию познавательного интереса учащихся совершенствовать работу по формированию нравственных качеств воспитывать гражданское отношение к нравственной стороне жизни общества создать условия для интеллектуального , коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника способствовать сплочению классного коллектива
Приоритетный вид деятельности – это деятельность, направленная на обеспечение процесса становления и проявления индивидуальности учащихся.
Модель личности выпускника коммуникативный потенциал физический потенциал художественный потенциал познавательный потенциал нравственный потенциал
Этапы воспитательной системы 1 этап 5-6 кл. 2 этап 7-8 кл. 3 этап 9 кл. 4 этап 10-11 кл. Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально!
1 этап 5-6 классы познание своих особенностей, возможностей изучение своего положения в коллективе изучение себя как компонента окружающей живой природы Познай себя – это интересно!
2 этап 7-8 классы познание себя как части общества, гражданина осознание своей особенности как личности, развитие самокритичности, самооценки изучение своих прав и обязанностей Сотвори себя – это необходимо!
3 этап 9 класс использование своих знаний и возможностей для познания мира повышения уровня самоконтроля, самооценки обучение продуктивно выстраивать перспективы своего будущего развития и выбора профессии Утверди себя – это возможно!
4 этап 10-11 классы становление индивидуальности подготовка к профессиональной карьере формирование социально ответственного поведения Прояви себя – это реально! формирования чувства уверенности в правильности выбора жизненного пути
Основные направления и дела классного коллектива Познавательная деятельность 1 Ценностно-ориентировочная деятельность 2 Трудовая деятельность 3 Художественно-творческая деятельность 4 5 6 7 Физкультурно-оздоровительная деятельность Коммуникативная деятельность Игровая деятельность
Взаимодействие с родителями Быть хорошим родителем – значит уметь встать на место ребенка. Понять его мотивы и возможности, не испытывая при этом ни злости, ни обиды… Сама атмосфера любви без всякого принуждения со стороны родителей способна снять многие проблемы детства. Александр Нилл.
Деятельность классного руководителя коммуникативная консультативная просветительская
Правила при общении с семьями 2 4 3 1 к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы (учащиеся) Нравственное самоопределение учащихся. Нравственный потенциал личности. Самоактуализированность личности учащихся (самопознание, самореализация, жизненная позиция).
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы (родители) Воспитание нравственных ценностей у ребёнка. Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в классном коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная концепция "Дорога к самому себе"
Непросто вырастить и воспитать ребенка, но еще сложнее помочь ему стать самим собой. Основной целью концепции является воспитание индивидуальности, т.е.помощь ребенку в поиске нравственных ф...
Воспитательная программа "Познай себя"
Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на развитие основ личност...
Творческий воспитательный проект "Люби жизнь, людей, самого себя".
Творческий проект "Люби жизнь, людей, самого себя!" ...
Воспитательная система "Сотвори себя"
Воспитательная система рассчитана на 3 года (9 - 11 кл.) При скачивании весь материал оформлен в таблицах, схемах. Яркие иллюстрации....
Система воспитательной работы "Создай себя сам"
Система воспитательной работы«Создаю себя сам» 10-11 класс. Цель воспитательной системы: создать в классе воспитательную среду, способствующую развитию личности учащегося...
Воспитательная программа "Найди себя"
Смысловым стержнем программы воспитания «Найди себя» является формирование у обучающихся качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в...
Воспитательный проект: "Найди себя."
Сегодня формирование готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора может служить профессиональным показателем качества предоставляемого школой образования, его адекватно...