Доклад "Формы и методы педагогического наблюдения и педагогического фиксирования"
статья по теме

Супонина Анна Александровна

В докладе отмечено, что педагогическое наблюдение и педагогическое фиксирование являютя одной из существенных сторон деятельности классных руководителейв современной общеобразовательной школе. Также указаны формы педагогического наблюдения за обучающимися и методики изучения воспитанности, основанные на принципе свободного выбора и позволяющие проследить за успехами возрастного развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на педсовете

                                          Учитель

                                          немецкого языка                                  

                                                Супонина А. А.

           Современная общеобразовательная школа стала совсем иной. Она требует развития воспитательной системы совершенно нового типа. Основой такой воспитательной

системы является глубокое изучение личности ученика,

индивидуальный  подход к нему.

          Воспитательный процесс должен быть направлен на развитие личности с учётом её интересов, на организацию  

взаимоотношений учащихся друг с другом, с учителями

с окружающим миром.

         В настоящее время появляются и новые воспитательные функции классных руководителей. Мы должны идти не от коллектива  к ребёнку, а от кропотливой  работы с ним к  созданию нравственно здоровой Среды для благоприятного развития каждого.

          Успех работы воспитателя будет зависеть от того, насколько хорошо он своих учеников, их интересы, отношения с семьёй и товарищами . Такое значение помогает следить за ростом детей в умственном плане, вносить коррективы в уровень их воспитанности .

Потому одной из существенности сторон деятельность кл. руководителя в современной общеобразовательной школе является  

Педагогичное наблюдение и педагогическое фиксирование.

Существуют самые разнообразные пути изучения личности.

Лучший из них – быть рядом со школьником в любом деле.

Как же вести наблюдение за ребёнком в начальной школе? 

Учитель наблюдает за ребёнком на уроке, в общественных делах, в игре, помогает в развитии увлечений .

Классный руководитель  средней школы  наряду с перечисленном выше формами педагогического наблюдения должен анализировать поступки ребят: обращать внимание на то, насколько чётко они умеют  видеть  границу между хорошим и плохим, изучать домашние условия, наблюдать в делах, в неформальной обстановке.

На что обратить внимание при наблюдение за учащимися старшей школы ?

         На включение в активную общественно – трудовую деятельность и на выполнение учеником заданий, поручений; на изучение высказываний оценочного характера учащихся на классных собраниях, диспутах,

кл. часах. Наблюдать за учащимися  старших классов помогут также анкетированные опросы, независимые характеристики, ранжирование.

Все эти методы способствуют изучению мнений уч-ся, их интересов,  их места  в коллективе выявлению лидеров.  

        Возможно использовать   и некоторые методики изучения  воспитанности, основанных на принципе свободного выбора. Здесь можно назвать такие методики, как  и «недописанный тезис» , и «альтернативный  тезис», «рассказ с ошибками»и «недописанный  рассказ» , и «тест – рисунок» и т.д.

        Такие методики интересны для ребят, а учителю дают богатый материал для создания представления об уровне воспитанности школьника.

«Недописанный тезис»

- Хорошая жизнь – это …

- Быть человеком - значит …

- Самое главное в жизни …

- Чтобы иметь друзей, надо …

- В хорошей школе всегда …

- Когда есть свободное время …

- Если видишь недостатки человека…

- Я знаю, что добро и зло …

- Листая книгу, я всегда думаю …

- Музыка нужна, чтобы …

          Метод «недописанного тезиса» выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. В основном, выявляется общая обстановка по отношению к тому или иному явлению.

Чаще всего детям говорится при исследовании, что проверяется быстрота реакции и умению ориентироваться в меняющейся ситуации. Время на ответ даётся ограниченное, с учётом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).

Альтернативный тезис    

- Дисциплина - это свобода.

- Дисциплина – это неволя.

- Счастье – это когда много творчества и  борьбы.

- Счастье – это много всего, чего хочется.

- Надо жить легко, как птица  не вычисляя завтрашний день.

- Надо жить, каждый день отдавая себе отчёт, что  и как сделано.

         Данный метод обычно применяют для контроля за формированием мировоззрением отношений, иногда используют для проверки  усвоения некоторых понятий.

Альтернативность предлагаемых суждений  вынуждает  школьника сделать один принципиальный выбор, невольно стать на сторону либо одной, либо другой жизненной позиции. И так как третьего варианта не дано,  то школьник выбирает из альтернативы всё – таки то, к чему он больше склонен.

«Опросник»

«Что люблю – что ненавижу?» Написать ответов на два вопроса: «что я больше всего люблю?» «Что я больше всего ненавижу»?

«Знаю ли я своих товарищей?»

Назвать 5 имён своих товарищей. Напротив этих имён написать достоинства каждого, затем – недостатки каждого.

«Кому чем помочь?»

Написать о своих желаниях сделать доброе для своих товарищей, для школы, для людей вообще и сообщить, что для этого нужно и кто мог  бы оказать воздействие. Метод опросника самый простой по организации, но сложный по обработке, потому что очень разнообразны ответы  школьников, этот метод позволяет проследить за успехами возрастного развития школьников.

«Ранжирование»

вежливый            искусство                    играть

ласковый             книга                            читать

красивый             дети                              есть        

здоровый             коллектив                    лепить

аккуратный         труд                             работать

весёлый               родина                         смеяться

гумманный          деньги                         помогать

сильный              школа                           думать  

умный                  цветы                           бороться

Учащающие должны расставить слова в каждом из колонок по степени личностной значимости для отдельного школьника понятия.

Тест «Размышление о жизненном опыте»

Позволяет выявить нравственную воспитанность учащихся в разных возрастных группах и корректировать воспитательный процесс  в  школе.

         Предлагаемую методику необходимо использовать для улучшения и совершенствования процесса нравственного воспитания школьников и общей системы школьного воспитания.

Как же фиксируется результат наблюдения, итог  опросов, анкетированных  и тому подобное. Существует несколько способов. Например, рабочий дневник  учителя – воспитателя, в котором отражаются следующие вопросы:

1.Каким образом изучался ребёнок

2.Какие проблемы наиболее актуальны для ребёнка

3.Способы работы по решению этих проблем

4.Замеченные изменения в ребёнке

      Можно использовать картотеку для уч-ся, куда вносятся материалы наблюдения, материалы диагностических исследований фиксирования изменения в поведении   и характере ученика.

     Возможно вести журнал воспитанности, в котором даётся краткая характеристика сформированности качеств личности, а затем фиксируется изменения, которые отражают как развитие личности, так и процесс воспитания.

Педагогическое фиксирование

 Необходимо вести постоянно. Мы, классные  руководители должны помнить, что современный воспитатель это исследователь, призванный  прежде всего помочь ученику в формировании личности, раскрытия  его способностей  и реализации  его возможностей. И чем внимательнее учитель изучает личность ученика, тем более успешно он сможет руководить воспитанием и самовоспитанием школьника.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карта педагогического наблюдения

данная карта поможет в работе классному руководителю в работе с каждым учеником....

Дневник педагогических наблюдений

Мои наблюдения за учащимися....

Дневник педагогических наблюдений за учащимся

Дневник педагогических наблюдений за учащимся...

Дневник педагогических наблюдений

Любому классному руководителю требуется фиксация всего содержания проделанной индивидуальной работы с учащимися. Поэтому данный дневник является хорошим рабочим документом для учителя.  При желан...

Педагогические наблюдения

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"5446996","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...

Методы исследования: наблюдение

Статья об одном из методов исследования-наблюдении-содержит материал о видах наблюдения, плюсах и минусах его использования в исследовательской деятельности, примеры использования....

Методическая разработка "Методы астрономических наблюдений"

Технологическая карта урока: "Небесные координаты"...