Методы исследования: наблюдение
статья на тему
Статья об одном из методов исследования-наблюдении-содержит материал о видах наблюдения, плюсах и минусах его использования в исследовательской деятельности, примеры использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
senkina_e.docx | 70.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенькина Е.В.
ГБОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»
Методы исследования :наблюдение
Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.
Достоинства | Недостатки |
1. доступность, дешевизна средств. 2. не искажает естественного протекания психических процессов. 3. богатство собираемых сведений. | 1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые явления недоступны наблюдателю. 2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов. 3. Трудность установления причины явления: • слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями; • много не учитываемых условий; • возможность субъективизма. 4. Трудность статистической обработки. |
В исследовательской деятельности могут применяться различные виды объективного наблюдения.
Виды наблюдений
Непосредственное Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. | И | Опосредованное Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи. |
Открытое (явное) Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась. | И | Скрытое Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д. |
Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда исследователь может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. | И | Не включенное (непричастное, стороннее) Исследователь ведет наблюдение извне. |
Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности , доступные для максимально подробного наблюдения. | И | Несистематическое (выборочное) Обращается внимание лишь на определенные параметры. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины. |
Долговременное Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет. | И | Кратковременное Разные варианты: 1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа; 2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д. |
Казуальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком). | И | Эпизодическое Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка. |
Внешнее (наблюдение со стороны) Способ сбора данных путем прямого наблюдения со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. | И | Внутреннее (самонаблюдение) Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями. |
Свободное Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. | И | Стандартизированное Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену. |
Непосредственное Наблюдение проводится непосредственно исследователем. Фиксация результатов наблюдения может быть отсрочена. В этом случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов | И | Посредством наблюдательных приборов и средств фиксации К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения, средства фиксации и т.д. |
Полевое Полевые наблюдения применяются в основном для изучения поведения объекта в его нормальной среде, обстановке. | И | Лабораторное Лабораторные наблюдения осуществляются путем создания для объекта искусственной среды близкой к действительным условиям его поведения. |
Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты..
Составляющие метода наблюдения:
1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).
2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.
3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.
4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
система категорий и оценочных шкал;
магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.
5 . При наблюдении за сложными процессами могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).
Таким образом, для научного наблюдения характерны:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).
2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).
3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).
4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).
5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).
6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).
Этапы наблюдения:
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3. Создание плана наблюдения.
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Собственно наблюдение.
6. Обработка и интерпретация полученной информации.
Или:
№ | Содержание | Цель |
1 | Определить задачу и цель наблюдения | Для чего, с какой целью? |
2 | Выбрать объект, предмет и ситуацию | Что наблюдать? |
3 | Выбрать способ наблюдения: — менее влияющий на исследование объекта; — наиболее эффективный | Как наблюдать? |
4 | Выбрать способ регистрации | Как вести запись? |
5 | Полученную информацию обработать и объяснить | Каков результат? |
Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.
На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).
После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).
Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.
Наблюдение - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей.
Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.
Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).
Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:
· записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;
· делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.
Форма ведения протокола определяется:
· предметом, задачей и чистотой исследования;
· наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;
· наличием технических средств (видео и пр.);
· повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;
· записывать только факты, а не их истолкование;
· все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.
Пример протокола наблюдения:
Использование метода наблюдения:
- Задания по биологии:
Проведите наблюдение за
развитием моркови: от посева семян до образования плодов. Выясните, в каких условиях нуждается данное растение: на какую глубину заделывают семена, как влияет температура, влажность, освещенность на рост и развитие растения, какие агротехнические приемы используют при его выращивании».
за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)
за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)
- Уроки русского языка с использованием метода наблюдения:
Конспект урока русского языка во 2 классе “Орфографические задачи, которые легко решить”
Урок русского языка во 2 классе “Наблюдение за однокоренными словами”
- Ведение дневника наблюдения (пример)
http://www.realsky.ru/book/58-howobserve/74-logbook
http://5klass.net/prirodovedenie-5-klass/Rastenija-iz-semjan/007-Dnevnik-nabljudenij.html
http://www.moi-detsad.ru/konsultac529.html
- Как вести дневники наблюдения (рекомендации)
http://www.kakprosto.ru/kak-93101-kak-vesti-dnevnik-nablyudeniy
http://zoomet.ru/novikov_1_4.html
Приложения:
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Советы по проведению полевых наблюдений:
Оденьтесь в соответствии с обстановкой, будьте вежливы ко всем присутствующим.
Заранее подумайте, что для вас интересно, но будьте готовы к неожиданным ситуациям.
Если вы проводите наблюдение в закрытом пространстве, будьте готовы объяснить, чем вы занимаетесь и с какой целью. Честно отвечайте на вопросы.
Гарантируйте людям анонимность и конфиденциальность информации.
Укажите в заметках дату, время, место и свое имя.
В начале заметок сделайте схематическую зарисовку места наблюдения.
Записывайте только то, что видите и слышите. Не делайте преждевременных выводов, пока не получите полную информацию.
Заранее придумайте сокращенные обозначения для объектов наблюдения.
Рекомендации по безопасному проведению полевых исследований методом наблюдения
Планирование безопасных полевых исследований
Свяжитесь с контактным лицом по месту проведения исследования и сообщите данные о количестве учащихся, времени проведения и характере исследования.
Позаботьтесь о том, чтобы работа проходила на открытой, хорошо освещенной территории.
Сообщите родителям о мероприятии, в том числе о целях и задачах работы.
По возможности посетите место проведения исследования заранее, в то время суток, когда там окажутся учащиеся, и отметьте для себя возможные проблемы.
Сообщите учащимся о возможных источниках угроз, таких как замкнутые или небезопасные территории в районе сбора данных.
Не просите учеников идти на контакт с незнакомыми людьми в неподготовленной ситуации.
Что нужно и не нужно делать во время полевых исследований
Поставьте родителей или ответственных лиц в известность о том, куда вы направляетесь и когда вернетесь.
Всегда берите с собой товарища.
Если на месте вас ожидает встречающий, представьтесь ему и сообщите, когда собираетесь уходить.
Собирайте данные только в общедоступных, хорошо освещенных местах.
Будьте вежливыми со всеми, когда собираете информацию.
Соблюдайте все местные правила, устные и письменные инструкции, обращайте внимание на предупреждения.
Не совершайте рискованных поступков: не бегайте по неровной местности, не подходите близко к уступам и обрывам, не заходите на опасную территорию (в переулки, пещеры, ущелья).
Не встречайтесь с незнакомыми людьми на частной территории.
Источники:
- · Методы исследования-наблюдение http://www.kmariinka.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=124:%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
- · Наблюдение: метод исследования в психологии http://www.psychologos.ru/articles/view/nablyudenie_dvoe_zn__metod_issledovaniya_v_psihologii
- · Тематический тренинг Intel «Элементы» «Критическое мышление»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формы и методы педагогического наблюдения и педагогического фиксирования"
В докладе отмечено, что педагогическое наблюдение и педагогическое фиксирование являютя одной из существенных сторон деятельности классных руководителейв современной общеобразовательной школе. Также у...
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Метод театрализации как метод исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в рамках реализации программы ФГООС
Разговор о современном учителе, о технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя в сфере образования Первостепенная обязанность учителя – организовать и увлечь...
Исследование проекта. Методы исследования.
Технологическая карта и подробный конспект урока технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответ...
Исследование проекта. Методы исследования.
Презентация к уроку технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответствии с содержанием при...
Методическая разработка "Методы астрономических наблюдений"
Технологическая карта урока: "Небесные координаты"...
Определение цели и задач, выдвижение гипотезы, выбор методов исследования. Планирование исследования
Обучающая презентация подробно рассказывает о 3-м и 4-м этапах исследования...