Методическая разработка "Методы астрономических наблюдений"
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему

Садикова Светлана Викторовна

Технологическая карта урока: "Небесные координаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_nebesnye_koordinaty.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Форма для методической разработки урока по астрономии (технологическая карта)

Название методической разработки:  Методы астрономических наблюдений.  

Автор разработки:  Садикова Светлана Викторовна.

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

астрономия

10-11

 Небесные координаты.

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия

10-11

В.М. Чаругин

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика;

— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах;

— применять звездную карту для поиска на небе

определенных созвездий и звезд.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, ставить

и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• организовывать эффективный поиск ресурсов,

необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

распознавать и фиксировать противоречия

в информационных источниках;

искать и находить обобщенные способы решения задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со

сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

развернуто, логично и точно излагать свою

точку зрения с использованием адекватных (устных

и письменных) языковых средств;

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

 —готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели готовность

обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,

в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми

-готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру:

—  формирование мировоззрения, соответствующее    современному уровню развития науки,

осознание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

 1. Подвижная карта звёздного неба в виде интерактивной презентации и самостоятельно изготовленными учениками (по заранее скаченному шаблону из Интернета).

2. Демонстрационная модель небесной сферы – армиллярная сфера.

1. Программа PowerPoint  2007

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58ef9834-fcf5-4db3-af83-a2b6ff07f8fd/6.swf - интерактивная ПКЗН

3. http://artfiz.ru/?p=2372

 4. Презентация к уроку.

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

I Введение понятия небесной сферы.

1. Понять  для чего нужна модель небесной сферы, знать основные её точки и линии.

2. Уметь определять угловые размеры и проецировать их на небесную сферу.

Учебник, презентация к уроку
модель небесной сферы

 Знакомит обучающихся с моделью небесной сферы и необходимостью введения этого понятия для организации астрономических наблюдений, основными точками и линиями небесной сферы и демонстрирует их на виртуальной модели (презентации) и модели небесной сферы (армиллярной сферы).

 Знакомятся с моделью небесной сферы, её линиями и точками.

Определяют своё положение в небесной сфере.

Самостоятельно определяют вертикал проходящий через светило.

10 мин

II Небесные координаты

1. Научиться определять горизонтальные координаты светила (на армиллярной сфере).

2. Научиться определять экваториальные координаты светил (на армиллярной сфере).

Учебник, презентация к уроку
армиллярная сферы

Знакомит обучающихся с небесными координатами и способами их нахождения.

Самостоятельно определяют горизонтальные или экваториальные координаты заданных светил, в данный момент времени.

13 мин

III Подвижная карта звёздного неба (ПКЗН)

 Научиться пользоваться  ПКЗН и определять с её помощью:

 1. экваториальные координаты светил;

2.  горизонтальные координаты светил в указанный момент времени.

3. Определять восходящее и заходящее созвездие

(звёзды);

4. определять созвездие в зените.

 ПКЗН (заранее самостоятельно изготовленная  учащимися)

Интерактивная модель ПКЗН (в презентации)

Координирует и направляет деятельность обучающихся при использовании ПКЗН.

Знакомит с правилами пользования ПКЗН на основе виртуальной модели.

Самостоятельно определяют экваториальные и горизонтальные координаты для указанной учителем звезды с использованием ПКЗН

9 мин

IV Закрепление

Решение астрономических задач на определение координат небесных тел.

Индивидуальные задания на карточках, с использованием ПКЗН.

Организует учебный процесс и раздаёт индивидуальные (групповые) задания учащимся.

Выполняют задания по карточкам.

8 мин

V Подведение итогов

Рефлексия учебной деятельности по небесной сфере.

 Модель небесной  сферы

 Создаёт проблемные ситуации на уроке (фронтальный опрос учащихся)

Комментирует домашнее задание.

 Отвечают на вопросы учителя, закрепляют изученный материал.

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.

Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...

Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»

Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....

Методические рекомендации по посещению уроков с фокусом наблюдения "Педагогические условияразвития мышления обучающихся" (шаблон)

Данные шаблоны были созданы в ходе проведения исследования урока в действии (Lesson Study) с фокусом наблюдения "Педагогические условия развития мышления обучающихся".Автор: Румбах Екатерина Владимиро...

Методическая разработка «Астрономический кружок в МБОУ СОШ №19»

Как наука, астрономия основывается прежде всего на наблюдениях. Астрономия изучает Солнце и звезды, планеты и их спутники, кометы и метеорные тела, туманности, звездные системы и материю......

Методическая разработка на тему: «Концепции формирования программы астрономического кружка и ее реализации».

Методическая разработка раскрывает и обосновывает ключевые орентиры для подготовки занятий кружка "Юный астроном". Включены также алгоритмы решения задач и описания астрономических объектов,...