Классный час "Белая ворона в классном коллективе"
классный час на тему

Горбунова Наталья Геннадьевна

Классный час учит толерантности, помогает сплотить коллектив и наводит на размышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_belaya_vorona.doc39.5 КБ
Office presentation icon klassnyy_chas.ppt534 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Белая ворона»

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся…

                                                            И нам сочувствие даётся,

                                                            Как нам даётся благодать.  

Ф.И. Тютчев

Кл. рук. – Ребята, поднимите руку, кто слышал выражение – «белая ворона»?

        А кто из вас знает, что означает это выражение? Кого в жизни называют «белой вороной»?

Ответы учащихся. ( Того, кто не похож на других, кто чем- то отличается и т. д.)

  Кл. рук. – А чем  может отличаться человек?

Ответы учащихся. ( Внешностью (некрасивый), манерой поведения, чудаковатостью, особыми способностями и т. д.)

Кл. рук. – Как я поняла из ваших ответов, белая ворона – это такой человек, который чем- то отличается (выделяется) из толпы, но, как правило, большинству ребят он не нравится. А как обычно ведут себя одноклассники по отношению к такому человеку?

Ответы учащихся. Обзывают, игнорируют при общении, не приглашают на дни рождения, смеются, делают мелкие пакости  и т. д.

Кл. рук. – Да, как правило, так и бывает.

   Я хочу разобрать с вами один случай, который произошёл в моей практике. Откройте конверты и посмотрите на записку.

   Вы можете ознакомиться с её содержанием, тем более что она не личная. ( Текст записки : «Давайте не будем разговаривать с Иркой. Она страшная и немодная.»)

   Что требует автор записки?

Дети.- Объявить бойкот.

К.р.- Почему? За что? Считаете ли вы его доводы убедительными?

Дети.- Скорее всего, нет.

К.р. – А вот последствия могут быть непредсказуемыми. Недаром наш великий поэт Ф. И. Тютчев написал такие строки:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся…

Эти слова я выбрала в качестве эпиграфа не случайно. Как вы думаете, что хотел автор сказать этими словами?

        Давайте попробуем вместе найти решение для этой непростой задачи. Наш класс расположился двумя группами. Давайте же воспользуемся это ситуацией. Каждая группа получает задание:

1-я группа. Представьте, что записка дошла до вас, под этими словами требуется ваша подпись. Вы оказываетесь в ситуации выбора: подписать или не подписать. Как вы поступите и почему?

2- я группа. Представьте, что записка касается непосредственно вас. Как бы вы на неё отреагировали? Постарайтесь обосновать свой ответ.  К кому вы обратитесь за поддержкой, помощью?

        Напишите на втором листочке, находящимся в конверте, ваши советы и пожелания той девочке, о которой идёт речь в записке, одно- два предложения.

( 10 минут на работу групп)

Заслушивание результатов обсуждения.

К.р.- Как вы думаете, ребята, может ли подобная история произойти в других школах, других классах?

Дети.- Да, может.

К.р.- Да, действительно, эта проблема может появиться в любом коллективе. И проблема, к сожалению, не нова. Об этом пишет в своей книге «Чучело» В.К. Железников. Возможно, вы видели фильм с одноимённым названием. А для тех, кто не смотрел фильм и не читал книгу, я коротко перескажу сюжет.

        Действие происходит в одном старинном провинциальном городке на берегу реки Оки, где- то между Калугой и Серпуховым.

        К дедушке, Бессольцеву, коллекционеру старинных картин, приезжает внучка Лена и становится ученицей 6-го класса местной школы. Какой же её увидели новые одноклассники? Вот как об этом пишет автор повести: «Она была нескладным подростком., на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё как крылышки торчали лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила улыбка.»

        Конечно же, ребятам она не понравилась, и они её прозвали «Чучелом».  Лишь только Димка Сомов, самый симпатичный мальчик, подружился с Леной.

        В начале ноября в классе произошла история, которая продолжалась всего несколько дней, но перевернула жизнь многих людей.

        На осенние каникулы класс должен был поехать на экскурсию в Москву. Но перед этим ребята сорвали урок, сбежав в кино. Об этом узнала классный руководитель Маргарита Ивановна. Кто ей об этом сказал? Да, Димка Сомов!

        А когда ребят наказали и на пустили в Москву, они стали искать виноватого «предателя».

        Димка Сомов очень нравился Леночке Бессольцевой, и она решила взять его вину на себя, думая, что со временем всё образуется. Но не тут- то было! Одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот. И как сказала одна из героинь - Миронова, прозванная за свой характер Железной Кнопкой: « Никто, слышите, ни один человек не должен с нею разговаривать. Пусть она почувствует наше всеобщее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы тоже объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль- «Бойкот предателю!» И ребята сдержали слово, они объединились в бойкоте против Лены Бессольцевой. И так, что эта история чуть не закончилась трагедией.

        А теперь внимание на экран.

( Сцена сожжения платья главной героини в фильме «Чучело», просмотр эпизода)

К.р.- Как вы думаете, что чувствовала героиня фильма?

Что испытывали при этом одноклассники?

Можете ли вы их назвать дружным классом, хорошим коллективом? Почему?

Дети. – Нет, т.к. они объединились в жестокости, не в добром деле.

К. р. – Кто знает, как закончилась эта история? Кто помог Лене Бессольцевой?

Дети. – Дедушка, пожилой мудрый человек.

( просмотр заключительного эпизода фильма «Чучело»)

К. р. – Я прочту вам сейчас два последних абзаца книги Железникова «Чучело».

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по беспредельной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть не было сил.

Рыжий вдруг встал, подошёл к доске и крупными печатными

буквами, спешащими в разные стороны, написал:

«Чучело, прости нас»».

К. р. – Как вы думаете, повторится ли подобная история в этом классе вновь?

Что сделала Лена Бессольцева для своих одноклассников?

Дети. – Она преподала им уроки благородства, мужества, честности.

К. р. – Стали ли ребята лучше или остались прежними?

Что их сплотило?

Откройте вновь конверт, лежащий у вас на столе, и напишите, каким должен быть класс, чтобы в нём не произошла подобная история? Какие классные дела по-настоящему могут сплотить коллектив?

( Работа групп и чтение вариантов ответов)

К. р. – А закончить классный час мне хочется словами Ф.И. Тютчева – продолжением четверостишия:

И нам сочувствие даётся

Как нам даётся благодать.

        Сочувствие – умение сострадать, умение поставить себя на место другого человека. Подумайте, ребята, обладаете ли вы способностью сочувствовать, сострадать, умеете ли поставить себя на место другого человека.

        Героиня данной повести – девочка из другого города, некрасивая, но является ли это поводом для насмешек? Мы видим честного и смелого человека, который не побоялся взять вину другого на себя, хотя, возможно, в данном случае она и не была права. Но в описанной ситуации проявились лучшие черты её характера и худшие стороны ребят из класса.

Давайте не будем разговаривать с Иркой.

Она страшная и немодная.

______________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛАССНЫЙ ЧАС «Белая ворона в детском коллективе» Провела: Горбунова Н.Г. учитель МОУ СОШ № 4

Слайд 2

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет: У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее.

Слайд 3

Белая ворона - альбинос

Слайд 4

Они были белыми воронами ОЛЬГУ СУМСКУЮ ДРАЗНИЛИ "БАТИСКАФОМ" Кинодива вдоволь настрадалась от одноклассников. Причиной были... очки.

Слайд 5

Жизненные ситуации Все просят взять «белую ворону» пирожки, которые напекла бабушка, угостить всех. Но сейчас бабушки нет, а «белая ворона» без разрешения никогда ничего не берет... Любители погулять по солнышку приглашают «белую ворону» уйти с уроков, приводят самые убедительные доводы ... «Белую ворону» уговаривают закурить. Указывая на ряд фактов взрослой жизни ... «Белой вороне», отвергающей алкоголь, предлагают рюмку вина ... Человек увлекается классической музыкой. «Как ты можешь слушать такое?» - удивляются одноклассники. Одноклассники просят списать у «белой вороны», а она не дает ... «Белая ворона» много времени уделяет учебе и мало общается с одноклассниками ...

Слайд 6

Быть «Белой вороной» легко??? НЕТ ДА

Слайд 7

Текст записки: « Давайте не будем разговаривать с Иркой. Она страшная и немодная. » 1-я группа. Представьте, что записка дошла до вас, под этими словами требуется ваша подпись. Вы оказываетесь в ситуации выбора: подписать или не подписать. Как вы поступите и почему? 2- я группа. Представьте, что записка касается непосредственно вас. Как бы вы на неё отреагировали? Постарайтесь обосновать свой ответ. К кому вы обратитесь за поддержкой, помощью?

Слайд 8

Книга и фильм «Чучело»

Слайд 10

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся… И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать. Ф.И. Тютчев

Слайд 11

Советы 1. Пока не назовут по имени, выпады обидчика можно игнорировать. 2. Можно отреагировать на «дразнилки» нестандартно: «Да, у нас такая фамилия, дедушку тоже так дразнили» 3. Попытаться спокойно объясниться с задирой: «Мне неприятно это слышать, почему ты хочешь меня обидеть?» 4. Не поддаваться на провокации, но и не терпеть молча. Спокойно сказать, глядя в глаза обидчику, «Стоп. С меня хватит!» 5. Отговориться. Вариаций на тему «кто обзывается, тот сам так называется»

Слайд 12

Вместе будем щедро жить: Дружить доверчиво и прочно, Добро творить, добро дарить, Мир добрее станет! Точно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональна...

Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

              Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Роль классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности.

Классные традиции могут изменяться, это зависит от требования времени, но основные школьные  – как правило, сохраняются. Это и понятно, потому что они отражают  и воспитывают гражданина росс...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»

Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....