Самоуправление в классе
материал (9 класс) по теме
Обобщается опыт работы классного руководителя по формированию классного коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupravlenie.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете ГОУ СОШ №37
«Самоуправление в классе: организация, содержание, контроль».
Из опыта работы классного руководителя
ГОУ СОШ № 37 Шмаковой Е.Г.
Москва
Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения.
По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.
Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
- Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
- Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
- Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
4.Воспитание достойных творческих лидеров
Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
При этом классный руководитель:
не запрещает, а направляет;
не управляет, а соуправляет;
не принуждает, а убеждает;
не командует, а организовывает;
не ограничивает, а предоставлять свободу выбора.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Классный руководитель должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой он должен искать выход сам.
Если классный руководитель гордится тем, что он придумал, он сделал, он организовал, то это не достаточно. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали.
Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Постоянное поручение не ограничивает деятельность учащегося. Для контроля деятельности учащихся удобен экран достижений, где ставится оценка за участие в жизни класса в определённый период. Ниже приводится фрагмент экрана достижений 9г .
Ф. И. уч-ся | Основное поручение | Степень активности (по триместрам) | ||||||
1ч. | 2ч. | 3ч. | итог | |||||
Ризун Света | Староста класса Президент научного общества |
|
|
|
| |||
Гаращук Саша | Заместитель старосты |
|
|
|
| |||
Бигаева Алана Яхутина Анна | Медицинская служба |
|
|
|
| |||
Доброрадных Полина Толкунова Ксюша Иванов Дмитрий Светашова Маша | Библиотечная служба |
|
|
|
| |||
Крушинский Иван Козлова Лиза | Представители совета школы |
|
|
|
| |||
Габриелян Артур Чирин Андрей Капитонов Сергей Куркин Глеб | Хозяйственная служба |
|
|
|
| |||
Чирина Настя Косинова Ксения | Служба озеленения |
|
|
|
| |||
Мазурова Лиза Донцова Аня Родомысельская Виолета | Редколлегия |
|
|
|
| |||
Джамбулатова Лиза Шуринова Вика | Ответственная за дежурство |
|
|
|
| |||
Сергеева Саша Козлова Лиза | Учебный организатор |
|
|
|
| |||
Богатов Никита | Патриотическая работа |
|
|
|
| |||
Анохина Рита Арыхова Лейла | Организаторы культ-массовых мероприятий |
|
|
|
|
+ + - Высокая
+ - Удовлетворительная
- - Низкая
Анализ итогов работы позволяет избавляться от негативных проявлений и планировать дальнейшую работу.
В каждом коллективе существуют свои законы. Хотелось бы чтобы они были такими, которые позволили учащимся сформировать такой коллектив, о котором в дальнейшей жизни вспоминалось с радостью и гордостью. Ниже приведены законы такого коллектива.
Законы коллектива
(разработанные Владимиром Трофимовичем Кабушем (г. Минск)
- Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
- Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
- Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
- Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
- Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
- Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
- Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
- Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
- Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
- Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
11.Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в классе
Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....
Модель самоуправления в классом коллективе среднего звена школы
Презентация из опыта работы....
Самоуправление в классе
В помощь классному руководителю...
Самоуправление в классе.
Материал может помочь в создании самоуправления в классном коллективе....
Организация самоуправления в классе. Акция
материалы конкурса "Мудрая сова", план проведения акции против курения, задания классам...
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
Анкетирование"Исследование уровня развития самоуправления в классе (5-9 классы)
Для родителей и классного руководителя....