Этикет и мы. Классный час.
классный час (9 класс) по теме
Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_etiket_i_my_-_9-11_klassy.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Дьячинский филиал МБОУ Алгасовской СОШ
БРЕЙН-РИНГ
Аверина Надежда Петровна
Дьячи 2012
Аннотация
Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.
Введение
Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.
Идя по тротуару семьёй ловлю себя на мысли, что уступает дорогу навстречу идущему только моя семья, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.
Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы попасть в буфет.
Возвращаясь с работы домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.
А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник.
И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – куратор, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни куратор, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.
Если у ребёнка родители – невежи, он будет ещё хуже!
Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».
В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; своим поведением показывать их в ходу.
Но что приходиться выслушивать в ответ – это другой вопрос «Кто хорошие манеры соблюдает? Если только Вы, да и то, наверное, не всегда». «Зайдите в транспорт, у меня на ноге простояла бабка 30 минут, как ни просил её подвинуться»…
Всё перечислять не стану. Но горько то, что общество стало диким, безнравственным, бескультурным, а, значит, и дети таковы же.
И всё – таки, что бы внести посильную лепту в воспитание подрастающего поколения, я не устаю с ними беседовать на темы:
- «Что такое этикет»
- «Несложный этикет за столом»
- «В театре»
- «Приветствие»
- «Светское общение»
А разработка «Этикет и мы», обобщающая все предыдущие.
Основная часть
- Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно те же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).
- При подготовке материалов использовала журналы «COSMOPOLITAN» 1997 – 2004 г.г, книгу «Этикет в вопросах и ответах» В.В. Кобзевой /Москва 2000 г./; журнал «ЕLLE - Декор» - 20004 г.
- Цель: усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
- Форма: брейн – ринг.
- Подготовительная работа:
- группа разделилась на 6 команд по 5 человек; из них 4 команды – выступающих; 2 команды – организаторов
- каждая выступающая команда выбирает капитана, готовиться по данной теме 1 неделю; команды – организаторы готовят музыкальное оформление; декорации, звуковые сигналы
- вопросы записаны на отдельные карточки с чёткими формулировками правильных ответов
- выбирается жюри из преподавательского состава
- Правила игры:
- Игра идёт до 8 заданных вопросов каждой команде; в 1-м туре участвуют по две команды и во 2-м туре – следующие 2 команды
- Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой (предварительной ).
- На обсуждение даётся максимум – минута.
- Право ответа предоставляется команде, первой, подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты.
- Из двух пар команд выбираются сильнейшие, которые и играют в финале.
- Накануне мероприятия проводим с ребятами тест: «На высоте ли ваши манеры? »
- Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…
- пытаетесь остроумной репликой подбодрить его
- кидаетесь к нему на помощь
- никак не реагируете
- Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?
- извинюсь перед ней;
- отдам ей деньги;
- куплю ей точно такую же;
- Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?
- сразу же;
- в антракте;
- по окончании любой песни
- Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?
- да, мало ли что делает хозяин;
- нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;
- только в кабинет начальника;
- Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…
- чокнуться с сидящим рядом;
- чокнуться со всеми;
- поднять бокал и обвести глазами присутствующих;
- Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…
- промолчите;
- скажите ему 1 раз «Будь здоров»;
- будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;
- Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?
- ничего;
- извинюсь;
- сошлюсь на веские причины.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
а | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 5 | 5 |
б | 3 | 3 | 5 | 5 | 1 | 3 | 3 |
в | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 1 | 1 |
Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах».
Для I тура предлагались следующие вопросы:
1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?
/может, если в беседу его вовлекут старшие/
1. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?/лучше воздержаться от подобного момента/
2. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /
3. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /
4. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /
5. Какой должна быть длина галстука?/Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/
6. Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?
/нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место/
7. Как мужчины и женщины супру-ги должны сидеть за столом?
/ не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /
8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?/ входит всегда первой дама /
2. Какого цвета предпочти-тельнее подобрать костюм деловому человеку?
/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/
3. Каким должен быть тон разговора?
/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/
4. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?
/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/
5. Какая допускается рубашка под пиджак?
/только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 32 см., плотно прилегать к руке./
6. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?
/ищет и ведёт до места - мужчина/
7. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?
/да, если это пожилой человек/
8. На улице кто должен здо-роваться первым: стоящий или проходящий?
/проходящий/
Для II тура предлагались следующие вопросы:
- Кто первым здоровается – мужчина или женщина?
/первым следует здороваться мужчине/
2. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот кому звонят? /позвонивший
1. Кто первым здоровается при входе в помещение? /первым здоровается всегда входящий/
2. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/
- При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? / выходит (садиться) первой дама. Выходит первым - мужчина/
- Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/
- Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/
- Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/
- Можно у потреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует
избегать/
- Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/
3. Пара поднимается или спу-скается по лестнице. Кто идёт первым? /Вверх – мужчина; вниз - дама/
4. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/
5. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наноситься духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/
6. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/
7. Можно ли во время беседы с кем - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? /Нельзя, это не вежливо/
8. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться /
Перед финальной игрой зачитываются результаты проведённого теста – контроля по вопросам, составленным куратором.
- Имеет ли для меня значение как одет преподаватель?
- Как должна одеваться женщина – преподаватель?
- Как должен одеваться мужчина – преподаватель?
- Должен ли преподаватель следить за своей причёской?
- Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?
- Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?
Тест – контроль показал: оказывается из 22 опрашиваемых:
- для 15 человек не имеет никакого значения, как одет преподаватель, и только 7 человек обращают на это внимание
- уже 16 человек склонились к деловому костюму или одежде в классическом стиле; а 5 человек указали на опрятную и удобную одежду; 1 человек упомянул не слишком вызывающую одежду
- тот же самый результат получился и при ответах на вопрос «как должен одеваться мужчина - преподаватель». 17 человек – за деловой костюм, 5 человек – за удобную и опрятную одежду.
- Все без исключения учащиеся заметили, что преподаватель должен следить за своей причёской.
- На вопрос «каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия? » 6 человек ответили, что спокойным и строгим; 5 человек – громким и внятным; 3 человека – в зависимости от поведения учащихся; 5 человек – отметили « нормальный » тон, хотя что они вкладывали в понятие « нормальный», мы не знаем; и наконец 1 человек отметил, что преподаватель должен общаться тоном внутреннего распорядка учебного заведения.
- На вопрос « Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося? »: 6 человек ответили коротко и лаконично – «Рапорт» и следовательно доложить начальству; 5 человек посоветовали повысить голос и сделать замечание либо предупреждение (правда каких не указали); 2 человека предложили провести «5 – ти минутную» лекцию «как надо разговаривать со старшими», или просто разъяснительную беседу; 1 человек посоветовал поставить нарушителя «на место», правда как и на какое не указал; и, наконец, последний человек, давший чёткий ответ, предложил выгнать нарушителя.
Для финала предлагались следующие вопросы:
1.Как положено есть птицу и дичь?
/ вопреки существующему мнению их не едят руками, а с помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные кусочки) /
1. Что нужно сделать если Вы уронили нож или вилку?
/ не суетиться а спокойно попросить заменить их/
- Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?
/- цветы держать в левой руке
- подарок вручают в развёрнутом виде или красивой упаковке
- Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /
2. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и будние дни?
/ в будни: с 8.00 до 10.00
в выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/
3. Как положить нож и вилку, если Вы не закончив есть решили сделать паузу?
/ нужно их положить крест накрест. Если закончили есть параллельно друг другу/
3. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим?
/ Надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /
4. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему?
/ стоит, так как:
- нет бесполезной критики
- необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме./
4. Как лучше реагировать на комплимент?
/ скромно поблагодарить /
В заключении командирами команд проводиться сервировка стола
Заключение
Несмотря на то, что на первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, ребята поддержали её и провели все так, как и хотелось бы видеть.
Самое отрядное, что многие из тех, кто неправильно отвечал на вопросы, ещё раз после игры подошли и переспросили верные ответы на заданные вопросы. В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке ребята всё – таки вспомнят о том, что хотели донести до их сознания их преподаватели и воспитатели, и я думаю применят свои знания на практике, в жизни.
Не очень приятно, но всё же, как обычно, возникают определённые трудности с техническим оснащением подобных мероприятий. Ведь вся техника у куратора; преподавателя должна быть на его рабочем месте (начиная от магнитофона, каких –то звуковых игрушек, заканчивая компьютером), тогда и работа облегчится и станет качественнее.
И всё же результаты проведённой работы оказались положительными: никто из учащихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.
Список используемой литературы
- Аджиева Е.М, Байкова Л.А. и другие « 50 сценариев классных часов » /М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 158 ст./
- Кобзева В.В « Этикет в вопросах и ответах», /М., ФФИР – ПРЕСС, 2000 – 288 ст. /
- Журнал « COSMOPOLITAN », декабрь 1997г – 93ст.
4. Журнал «ЕLLE - Декор», сентябрь - 20004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Речевой этикет"
Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....
Сценарий классного часа "Позвони мне позвони" Этикет разговора по телефону.
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА«Позвони мне, позвони».этикет разговора по телефону.Цель:Сформировать представление учащихся о культуре общения по теле...
Классный час для 8 класса "Правила этикета"
В разработке говорится о правилах этикета, о том, что такое этикет. Проводится с учащимися анкетирование по этой теме, чтобы выявить знания по правилам этикета. Приводятся сведения об этикете в ...
Классный час "Что такое этикет? Это-можно, это - нет"
Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом. В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся прием. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» ...
Классный час "Этикет и мы"
В работе приводится план-конспект классного часа "Этикет и мы". Цели: Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми....
Классный час "Правила этикета"
Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....
Элементарный этикет современного человека.Классный час 3-4 класс.
Ежедневно - в школе и дома, на улице и в гостях - мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определенными правилами поведения. И то, что на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказ...