Классный час "Речевой этикет"
классный час (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План открытого классного часа «История речевого этикета»
Ребята, сегодня у нас с вами открытый классный час. Его тема « Речевой этикет. История речевого этикета».
Вы, конечно, помните, что мы уже с вами разговаривали раньше об этикете. Давайте вспомним, что же означает слово этикет.
Ответ: Это законы поведения человека в обществе, обхождение с людьми, общение, поведение в общественных местах, манеры человека и даже его одежда.
На классном часе, посвященном этикету, мы с вами говорили об этих правилах и разбирали несколько примеров. Давайте еще раз рассмотрим 2 задачи на вежливость.
1. В одном автобусе едут учительница и ее ученик вместе с мамой. Саша и его мама сидят. Увидев учительницу, Саша здоровается с ней и представляет её своей маме. Мама тоже приветствует педагога. На этом их общение заканчивается.
Все ли правильно сделала Саша и его мама?
2. 2 мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Как вы думаете, кто должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 11 и 13 лет?
Ответ: обычно уступает тот, кто вежливее.
Итак, мы вспомнили немного о правилах поведения. Но ведь этикет – это ещё и правила общения, это и культура речи. Сегодня мы поговорим о речевом этикете.
Ещё в 13 веке известный персидский поэт и мыслитель _____________ сказал: «Покуда человек не говорит, неведан дар его, порок сокрыт».
И это действительно _____. Одно из важнейших понятий речевого этикета – это языковой паспорт.
мы знаем, что у каждого взрослого человека есть паспорт, где записаны его имя, фамилия, адрес и т.д. Языковой паспорт есть у каждого человека.
Вопрос: Что такое языковой паспорт?
Ответ: Языковой паспорт – это информация, которую мы узнаем о человеке, слушая его речь.
Посмотрим сценку (3 ученика рассказывают рассказ А. Моисеева «Незнакомка»)
НЕЗНАКОМКА.
Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых, пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.
«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…» - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напомнила незнакомку с картины Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки – почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звезды… Как она улыбается? Наверное, у нее улыбка Джоконды… Я выучу для нее лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…
Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала негромко:
- Ну, чего вылупился?
А. Моисеев.
Вопросы после просмотра:
- Какое впечатление произвела девочка сначала?
- Почему это впечатление изменилось?
- Думает ли девочка о своем языковом паспорте?
- Как бы можно было выразить ее мысли по-другому? Что было бы лучше ей сказать? Предложите свои варианты.
Давайте сформулируем основные правила речевого этикета:
- Нельзя, чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса.
- На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают узы товарищества, любви, дружбы. К детям обращаются на «ты» до тех пор, пока они не становятся молодыми людьми (студентами).
- Умение выслушать другого – непременное условие беседы. Бестактно прерывать собеседника _____________. У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника. Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но…»
- Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.
- В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-нибудь важное незаметно отходят в сторону.
- Неприлично делать вид, что не замечаете знакомого и тем более неприлично не отвечать на приветствие.
- Прежде чем обратиться с вопросом к незнакомому, необходимо с ним поздороваться.
- Нельзя использовать слово «эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо эй! надо сказать: «Извините, пожалуйста…»
А теперь тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»
- Часто ли я бываю хмурым?
- Всегда ли я внимательно выслушиваю собеседников?
- Перебиваю ли я собеседника, если мне приходит в голову важная мысль?
- Внимателен ли я к памятным датам моих знакомых?
- Повышаю ли я голос в споре?
- Стараюсь ли я в разговоре вникнуть в мнение моих собеседников?
- Часто ли мои собеседники уходят обиженными?
- Всегда ли я обдумываю заранее, как буду высказывать критические замечания собеседнику?
- Приято ли мне, когда в моем присутствии критикуют других людей?
- Всегда ли я стремлюсь ответить на критику в свой адрес?
Отвечайте «да» или «нет».
Обработка результатов:
Подсчитай те количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9 и 10.
0 – 1 да – коррекция не требуется.
2 – 3 да – требуется коррекция отдельных сторон общения.
4 – 5 да – требуется существенная коррекция.
6 да – общение неудовлетворительное.
Итак, общие правила общения:
- Не воспитывайте собеседника.
- Стремитесь понравиться собеседнику.
- Демонстрируйте хорошее настроение.
- Показывайте собеседнику, что он вам нравится.
- Укрупняйте собеседника.
- Показывайте собеседнику, что вы его уважаете.
- Говорите меньше собеседника.
- Не вспоминайте плохое.
- Не давайте советов, если вас не просят.
- Не спорьте по мелочам.
Актуальный вопрос: конфликтное общение, которое часто наблюдается в семье и в школе.
Попробуем провести анализ конфликтного общения.
Анализ конфликтного общения можно провести на тексте одной из книг психолога В.Леви. Ситуация такова: Витька, автомеханик, не дает покоя соседям: приходит вечером пьяный, включает на полную громкость радио и засыпает. Уговоры не помогают. Озлобился, разошелся с женой, живет один. Отец был алкоголиком, умер, мать тоже недавно умерла. Но пенсионерка Раиса Ивановна смогла поговорить с ним, стало тише в доме и даже стал меньше пить.
В.Леви
ВИТЬКА.
- Витя, здравствуй (тон матерински теплый, но достаточно твердый).
- (После паузы). Здрасьте. (притворно – вялая напряженность)
- У тебя телефон еще не поставили?
- (Напряженное недоумение, некоторая растерянность). Не… А у вас?
- У нас тоже нет. Послушай, но ведь вы же были внеочередники!
- Были да сплыли. (Сплюнул).
- Не может такого быть. Надо выяснить. Спаренный, но должны… В понедельник как раз на узел пойдем. Хорошо бы и ты с нами в подкрепление.
- В понедельник не могу…
- Ну заявление свое давай. Как раз твое заявление, может, и сдвинет, их ведь шевелить надо.
- Заявление – то можно… Да толку – то что?
- От твоего, может, и будет толк. Ты же у нас мастак пробивать дела, как тогда с отоплением.
- Ну, напишу. А если в среду утром прямо туда? Я свободный.
- Пошли в среду, договорились.
Кстати, Витя, я насчет приемника твоего хочу попросить. Ты, наверное, засыпаешь под него? Засыпаешь?
- Ну?
- А мы уснуть не можем. А тебя же не добудишься. А у Нины тоже суточные, Гена и я полшестого встаем… Так что давай потише после десяти, договорились?
- Вы тоже мне стучали пару раз…
- Верно, стучали. И давай на этом покончим. Ты же все отлично понимаешь. В милицию не хотелось бы. Слишком мы были в хороших отношениях с твоей мамой. Помнишь, как у нас ночевал? (Буйная ночь, белая горячка отца; мальчишку было девять лет).
- Как не помнить…
- А что, Люся не родила еще? (Его замужняя сестра).
- Родила, как же. Пацан, Витек…
- В честь дядюшки, значит?
- Да не…У них дед вроде тоже…
- Ну все равно, дочки в отцов, а сыновья в дядюшек, говорят…
- На меня похож, это точно.., Выше головы пускает…(Смех, несколько промежуточных реплик).
… Значит, в среду. Но если смогу, теть Рай, если смогу.., А насчет этого, теть Рай, не беспокойтесь, заметано.
Вопросы:
- Проанализируйте, какие из общих правил общения реализованы в данной ситуации. Приведите примеры использования этих правил в конфликтном общении.
- Какие стратегии поведения в условиях конфликта использованы в данной ситуации:
- избегание;
- компромисс;
- сотрудничество;
- уступчивость;
- противоборство.
III. Какие специальные правила и приемы речевого воздействия в условии конфликта использованы в данном эпизоде?
- Не разговаривайте эмоционально, снимите эмоции.
- Не отвечайте упреком на упрек.
- Не вспоминайте негативные эпизоды из прошлого.
- Опирайтесь на положительный совместный опыт.
- В условиях конфликта старайтесь быстрее перейти к сотрудничеству.
- Не начинайте с разговора о недостатках.
- Не начинайте со своих нужд.
- Начинайте с того, что интересует собеседника.
- Начинайте с того, в чем возможно согласие.
- Начинайте с обсуждения простых проблем.
- Пробуждайте личную заинтересованность в результате разговора.
- Показывайте практический результат от принятия вашего предложения.
- Дайте собеседнику почувствовать свою значительность.
- Будьте расточительны на похвалу.
- Говорите собеседнику комплименты.
- Критикуя, избегайте личной формы предъявления претензий.
- Критикуя, показывайте практический ущерб от неправильных действий.
- Указывайте конкретных лиц, пострадавших в результате действий собеседника.
- Указывайте на свои ошибки как можно более категорично.
- Аппелируйте к чувствам собеседника.
- Не заканчивайте критикой разговор.
- Обращаясь с просьбой, которая может быть отвергнута, используйте полувопросительную форму.
- Обращайтесь к благородным мотивам.
- Критикуя, говорите не о проступке, а о том, как исправить дело.
Подходя к концу нашего классного часа, мне хотелось бы прочесть слова писательницы В.Зинченко: «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».
Давайте послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова, в котором тоже говорится, что речевой этикет это не пустая формальность, а очень важная часть культуры человека:
Когда моя жизнь, дорогая,
Придет к своему рубежу,
Три слова тебе, дорогая,
Я в час мой последний скажу.
То слово… Хватило бы силы
Мне вымолвить тихо его…
«За все, дорогая, спасибо», -
Сказал бы я прежде всего.
Смогу ли я слово второе,
Успею ли произнести?
Глаза я устало прикрою:
«За все, дорогая, прости».
И третье я вымолвлю слово,
Своей покоряясь судьбе:
«О будь, дорогая, здорова,
Здоровья желаю тебе».
А если судьба милосердно
Сказать мне дозволит еще,
Я те же три слова усердно
Опять повторю горячо.
О, только хватило бы силы
Их явственно произнести:
«За все, дорогая, спасибо…
Здоровья тебе… И – прости…»
Будем помнить! Один великий мыслитель сказал: «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Этикет и мы"
В работе приводится план-конспект классного часа "Этикет и мы". Цели: Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми....
Классный час Этикет в моей жизни
Классный час, посвящённый принципам этикета....
Классный час "Этикет и мы"
Целью классного часа является усвоение ребятами основных этических требований в поведении и общении с людьми,овладение навыков культурного поведения....
Классный час "Этикет - основа общения"
Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с правилами этикета .Задачи: продолжить знакомство с правилами этикета; ...
классный час-Этикет и мы!
Презентация для проведения классного часа...
Сценарий к классному часу "Этикет"
Включает тест "Ваша индивидуальность", советы, как общаться с людьми, правила вежливости, правила этикета за столом, указаны различия между вежливостью и тактом....
Тематический классный час ЭТИКЕТ ДЛЯ МЕНЯ
«Все начинается с детства». Как необходимо вовремя повлиять на формирование лучших качеств души ребенка и помочь родителям воспитать доброго, отзывчивого, чуткого и честного человека, сохраняющего при...