Элементарный этикет современного человека.Классный час 3-4 класс.
классный час на тему

Молчанова Марина Владимировна

Ежедневно - в школе и дома, на улице и в гостях - мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определенными правилами поведения. И то, что на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказывается не таким уж легким.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakom_li_ty_s_etiketom.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ ГКУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»
воспитатель Молчанова М.В.

Классный час.

   Знаком ли ты с этикетом?

1. Ты пришел в гости. Когда ты должен снять головной убор и вытереть ноги — за порогом или в прихожей?

Ноги следует вытирать перед порогом, а головной убор снимают, войдя в прихожую.

2. Тебе не предложили но провели в комнату. Как поступить?

Входи в комнату одетый, но шапку надо снять и держать в руке. Если в комнате никого нет — ожидать хозяев надо стоя. Нельзя садиться, заглядывать в полуоткрытые двери, ходить из угла в угол, трогать вещи.

3. Мужчина от женщины обычно идет слева? Это верное утверждение?

Справа — в том случае, если женщине угрожает опасность справа, например, яма, лужа, лестница без перил, машина, которая может обрызгать. Справа также идут военные, чтобы иметь возможность отдать честь правой рукой. Кавалер, входя в танцевальный круг, также идет справа от дамы.

В каких еще случаях мужчина может идти справа?

Если несет сумку, портфель, дипломат — их держат в правой руке, чтобы не задевать прохожих, идущих навстречу. В этом случае мужчина идет справа от женщины, которая несет сумку в правой руке.

4. Ты встретил знакомого, у которого непорядок в одежде, к примеру, завернулся воротник пиджака. Как ты должен поступить?

Чтобы поправить одежду знакомого, надо спросить у нег разрешения. А лучше просто указать на неполадки в одежде.

5. Один из знакомых сидит в кафе за столиком, а другой входит в кафе. Как они поздороваются?

Если ты увидел своего знакомого, поклонись ему издали молча. Сидящий за столиком обычно здоровается, не вставая места. Делают это кивком головы и легким наклоном туловища.

6. Можно ли подойти к столику знакомого, если он находится в обществе постороннего человека? Можно в этом случае спросить разрешения сесть за их стол? Можно ли остановиться у стола для разговора и как себя ведет сидящий?

Не всегда можно подходить к столику знакомого, даже если в кафе нет свободного места.
В данном случае такт должен подсказать, как поступить. Если знакомый находится в обществе постороннего человека, нельзя спрашивать разрешения присесть за их столик, так как это может не совпадать с планами знакомого и поставит его в неловкое положение.
   
Если знакомый остановился у столика, сидящий встает из-за столика и разговаривает с ним стоя (это, разумеется, правило для мужчин). Сядет он тогда, когда подошедший отойдет.

7. Ты в гостях за столом, накрытым к чаю. Как правильно взять конфету из конфетницы и как следует ее съесть?
      Конфету берут рукой, кладут на свою тарелку, где ее разворачивают, а затем отправляют лакомство в рот. Обертка остается на тарелке.

8. Как правильно в гостях разрезать и съесть арбуз?
 
Арбуз подают нарезанный ломтями с кожурой. Взятый с блюда ломоть кладут на тарелку кожурой вниз. Если ломоть тонкий, кладут его плашмя. Затем ножом подрезают мякоть выше корки и чайной ложечкой съедают ее. Если попадается арбузная косточка, ее чайной ложкой кладут на тарелку.

                                       

 Викторина по этикету для школьников

1. Как переводится французское слово «этикет»? (Ярлык, этикетка; церемониал.)

2. Какие существуют виды этикета? (Деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный, общественный.)

3. Что означает слово «вежливость»? (От старославянского веже - знание, т. е. знание о поведении.)

4. Какие виды этикета являются едиными для всех стран мира? (Дипломатический, врачебный, педагогический.)

5. Можно ли входить в магазин с домашним животным? (Ни в коем случае.)

6. Как правильно произнести слова «звонит» и «позвонишь». (С ударением на «и».)

7. В какое время можно позвонить кому-либо по телефону? (С 9 до 22 часов.)

8. Кто должен перезвонить, если телефонный разговор случайно был прерван? (Тот, кто звонил.)

9. Кто первый заканчивает разговор по телефону? (Девочка при разговоре с мальчиком. Старший при разговоре с младшим. При равном положении тот, кто звонил.)

10. Кто первый должен пройти в дверь? (Входящий должен пропустить выходящего. Мальчик должен пропустить девочку.)

11. Какой стороны нужно держаться, когда идешь по улице? (Правой.)

12. С какой стороны принято обходить прохожих? (Прохожего навстречу - справа. Прохожего впереди — слева.)

13. Что требуется сделать, если вы случайно с кем-нибудь столкнулись? (Извиниться.)

Ежедневно - в школе и дома, на улице и в гостях - мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определенными правилами поведения. И то, что на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказывается не таким уж легким.

Цель: формирование у ребенка умения выбрать нужный стилевой уровень и употребить соответствующие выражения речевого этикета.

Задачи:
-
образовательная: дать представление о понятии "этикет";
-
развивающая: развивать внимание, познавательный интерес, память, речь, активный словарный запас;
-
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим собеседникам.

 карточка со словом "этикет", карточка со словом "этикетка", доска.
                                                               

                                                         Ход занятия

Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! (Пауза. Дети отвечают приветствием)
- Я вижу, что вы уже знакомы с той наукой, которую мы будем изучать, ведь некоторые уже показали мне, что умеют ответить, когда с ними здороваются.
- Вы скажете мне: "Какая же это наука? Любой первоклассник умеет здороваться! А иногда не только по-русски, но и по-английски!"
- Но надо уметь не только здороваться, но и делать многие другие вещи, которые люди умели делать не всегда.
Например...разговаривать с королем. Или с послом из другой страны. Иногда человеку казалось, что он выражает свои мысли правильно, ведет себя вежливо, а король или посол почему-то обижаются...
И вот давным - давно во Франции придворные ученые решили записать правила поведения при королевском дворе. Они записывали
что нужно говорить и что нужно делать в самых разных ситуациях. Они назвали эту книгу "Этикет".
Воспитатель показывает карточку со словом "Этикет" и прикрепляет ее на доску. Дети хором еще раз проговаривают слово.
Воспитатель:
-
А вот первая загадка для вас. Не для учеников 3 класса, а для ученых - исследователей. Чтобы ее отгадать, надо подумать.
Послушайте меня.
Слово "этикет" появилось во Франции. Но мне стало интересно, как оно пишется по - английски. Посмотрела в русско - английский словарь и удивилась. Слово писалось так же. Посмотрела в русско - немецкий словарь. То же самое. В русско - испанский - так же! О чем это говорит? (Ответы детей.)
- Да, правильно, молодцы. Правила из книги так быстро разлетелись по миру, что люди не успели придумать для этой науки свое собственное название! А почему так быстро? Да потому, что эти правила были всем очень нужны! Чтобы короли и послы, крестьяне и воины, женщины и мужчины, служители церкви и торговцы больше друг на друга не обижались!
Загадка вторая. В русском языке есть слово, которое вы все знаете. Оно родилось от слова "этикет". Угадайте его.
Этикетка! А зачем она? Странный вопрос.
Воспитатель предлагает нескольким детям баночку с шоколадом, коробку с соком, пачку печенья и просит назвать каждого у кого что.
- Как вы узнали, что у вас? Правильно! Конечно, по этикетке. Вот и мне хочется наклеить на вас невидимую этикетку. Посмотрят на вас люди и сразу увидят - вот идет приятный, воспитанный человек. Я хочу с ним общаться и даже дружить.
- Но этого хочу я. Хотите ли этого вы? Давайте поиграем в такую игру.
Я разделю доску на две части. В одной поставлю знак "+", а в другой знак "-".Вы будете называть качества, которые любите и не любите в людях.

 Я запишу их в ту или иную графу.

Начали

доброта
ум
аккуратность
воспитанность
веселость

злоба
глупость
грубость
невоспитанность
жестокость

Воспитатель:
- Теперь пусть каждый выберет одно "положительное" слово. Самое главное. Я поставлю рядом галочку - балл для вашего слова.
Дети по очереди называют слово.
Воспитатель:
- Подсчитаем какие слова самые главные для нашего класса. Первое место - .., второе - .., третье -..
Теперь мы можем договориться.
Быть добрым, умным, аккуратным, вежливым классом!
- Молодцы! Спасибо за приятное общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Имидж и этикет современного делового человека".

Программа элективного курса "Имидж и этикет современного делового человека" или "Вперед к карьере"....

"Этикет современного человека"

Авторская программа элективного курса "Этикет современного человека"  для учащихся 10-11 классов,продолжительность 17 часов....

Элективный курс для 9 -х классов "Этикет современного человека"

Элективный курс « Этикет  современного человека» направлен на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.Программа элективного курса со...

Презентация Этикет современного человека

Данную Презентация можно использовать в качестве отличного материала к классным часам и внеклассным мероприятиям по этикету и психологии....

Презентация на тему "Речевой этикет современного подростка"

В презентации представлены результаты исследовательской работы учащихся 9 класса...

выпускная проектная работа "Речевой этикет современного подростка"

Выпускная проектная работа "Речевой этикет современного подростка"...