Классный час "Что такое этикет? Это-можно, это - нет"
классный час (7 класс) по теме

Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом. В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся прием. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» и необычайно любивший пышность, распорядился вручить всем гостям карточки. На них перечислялись правила поведения, которые нужно было соблюдать на приеме. Вот от французского названия карточек – «этикеток» - и произошло слово «этикет», оставшееся во многих языках стран мира. Английский писатель и политический деятель Ф.Честерфилд писал: «Хорошие манеры – лучшая защита от дурных манер другого.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

классный час на тему:

«ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?

ЭТО – МОЖНО,

          ЭТО – НЕТ…»

разработала и провела:

 учитель английского языка

          I  квалификационной категории

                   Закирова Э.С.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Продолжить работу по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, дружеских взаимоотношений.
  2. Расширять знания учащихся об общении с людьми и самим собой.
  3. Расширять представления учащихся о разных народах и их культуре.
  4. Воспитывать вежливость, уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение друг к другу.
  5. Заставить задуматься о том, что каждый поступок и слово имеют последствия.
  6. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, привычках.
  7. Помочь ученикам осознать сущность этикета в реализации стремления к гармонично развитой личности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Телевизор
  2. Видеомагнитофон
  3. Магнитофон
  4. Видео и аудиозаписи
  5. Плакаты с высказываниями великих людей:

- «На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни.»  М.Арнгольд

-«Хорошие манеры-лучшая защита от дурных манер другого.» Ф.Честерфилд

-«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Дж.Свифт

-«Истинная вежливость заключается в  благожелательном отношении к людям.» Ж.Ж.Руссо

Что такое, что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось кувырком?

Может страшный ураган?

Извергается вулкан?

Может это наводненье?

Отчего столпотворенье?

Просто в этот день чудесный

Мы не можем без затей

И на праздник интересный

Приглашаем всех друзей.

Этот праздник необычный.

Вас желая удивить,

Мы решили всем на радость

Академию открыть.

(перерезается ленточка, гости под музыку входят в класс, рассаживаются)

Академия же эта

Не простая – Этикета!

Что такое этикет?

Не наделаем с ним бед?

Здесь мы будем все учиться,

Как уместнее проститься,

Как представиться, назваться,

Как нам правильно общаться.

Что? Зачем же нам все это?

Проживем без этикета.

Ох, не правы вы друзья,

Нам без этого нельзя

Очень много надо знать,

Чтобы вежливыми стать!

Как поздравить с юбилеем,

Как одеться на банкет,

Что дарить знакомым можно,

А какой подарок – нет.

Можно ли на день рожденья

Приходить без приглашенья?

На вопросы ты ответа

Не найдешь без этикета.

И на этом классном часе

Не придется вам скучать

Ну а главное – побольше

Мы желаем вам узнать.

Пусть звенит звонок скорее,

Ведь его призывный звук

Открывает академию

Очень вежливых наук!

        Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом. В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся прием. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» и необычайно любивший пышность, распорядился вручить всем гостям карточки. На них перечислялись правила поведения, которые нужно было соблюдать на приеме. Вот от французского названия карточек – «этикеток» - и произошло слово «этикет», оставшееся во многих языках стран мира. Английский писатель и политический деятель Ф.Честерфилд писал: «Хорошие манеры – лучшая защита от дурных манер другого.»

        Этикет возник как придворная церемония. Придворный этикет строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, держать и подавать одежду, туалетные принадлежности. Заранее было определено, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии, аудиенции обедов, прогулок, балов. Представленная ко двору женщина, удаляясь от царствующей особы, должна была двигаться спиной к выходу, ногой отбрасывая шлейф своего платья, чтобы не запутаться в нем. Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая через порог, могли поднимать юбки придворные дамы различных рангов. В истории были случаи, когда стремление во что бы то ни стало соблюсти этикет, могли стоить людям жизни.

        В «Мемуарах об испанском дворе» рассказывалось о случае, который произошел при дворе Филиппа 2. Королева захотела показать знати, что она хорошая наездница. Из нескольких прекрасных коней она выбрала одного, но он оказался очень строптивым. Почувствовав седока, конь сразу поднялся на дыбы. Королева упала, нога застряла в стремени. Конь помчался, волоча королеву за собой. Это случилось при дворце. Король видел все с балкона, площадь была полна знати, но никто не  решался помочь королеве: никому нельзя было дотрагиваться до ее ноги. Наконец двое слуг все-таки решились. Их мужество видели не в том, что они попытались остановить коня, а в намерении нарушить правила этикета. Вытащив из-под коня полумертвую королеву, они тут же вскочили на своих коней и ускакали, чтобы скрыться

от королевского гнева.

        Другой испанский король Филипп 3 во время этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком разгорелось пламя, он не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обожгло ему лицо: в этой "стойкости" он видел проявление своей монаршей чести. За слепое следование требованиям этикета Филипп 3 был жестоко наказан, получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

     Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - всё было строго определено и расписано. Итальянский политический деятель М. Арнгольд говорил: " На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни." Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе "церемониться" мог лишь не обременённый заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И если не соглашаются пройти двое по очереди в дверь, уступая друг другу дорогу, про них с иронией говорят: " Ну, развели китайские церемонии". А в России первое печатное пособие по этикету появилось в 1717 году при Петре 1 и называлось" Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению ". Леди и джентльмены обязательно должны были знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно, везде и во всём.

Что такое этикет?

Это - можно,

Это - нет...

Этикет как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике-

У людей на языке.

Очень просто жить культурно:

Всё прекрасно, что не дурно.

Что такое этикетка?. Яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают внимание и рассказывают о предмете. Этикетка - словно маленький представитель вещи. Поэтому жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде являются своеобразной "этикеткой" человека. Этикет рекомендует, как человеку общаться с другими людьми, определяет его внешний вид, предписывает манеру поведения. Именно это, прежде всего, бросается в глаза при знакомстве. Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда.

Достаточно простые правила поведения будут понятны и русским, и французским, и английским, и испанским и немецким и многим мальчикам и девочкам. Этих правил не так много, и если уметь ими пользоваться, то в любой компании вы будете чувствовать себя легко и непринужденно. С древних времен люди стремились, увидев друг друга, выразить свое отношение к встрече определенными знаками внимания или словами. Это и ритуал - подать руку, обнять друг друга, поцеловать руку, снять головной убор при встрече, поклониться и выразить словами пожелания здоровья и добра. Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "добрый день" и " здравствуйте "- вот различные способы приветствия.

О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Европейцы, приветствуя друг друга приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские, англичане пожимают друг другу руку. Китаец, встречая друга, пожимает себе руку. Лапландцы трутся носами. Эскимосы, приветствуя друга, легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Жест приветствия египтян напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат её в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения. Мексиканец или испанец, выражая восхищение, сложит для этого 3 пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя. Бразилец же возьмётся за мочку уха. Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щёку. Военные отдают честь. Самоанцы обнюхивают друг друга. Современные греки приветствуют друг друга словами " Будь здоров!", а их предки говорили в знак приветствия " Радуйся!". Английские школьники

возгласом " Эй!". Арабы приветствуют словами " Мир с тобой!", а индейцы племени навахо -фразой " Всё хорошо!"

(инсценируется учениками)

А как приветствуете друг друга вы? Какие слова вы употребляете, встречая товарища, учителя, соседа, и т.д. (ответы учеников)

Что такое" здравствуй"?

Лучшее из слов

Потому что "здравствуй"

Значит - будь здоров.

Правило запомни,

Знаешь - повтори,

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит слово "здравствуй"

Говорить пора.        

А какие слова вы употребляете, встретив человека вечером или которого встречаете 2-ой раз за день?

Ребята, а на что нужно обратить внимание, здороваясь с человеком, что нужно сделать? Догадаться вам поможет сказка о крошке еноте.

Инсценировка сказки ( или просмотр мультфильма «Крошка Енот»

Жил-был Крошка Енот. Однажды отправила мама его за хворостом. Он набрал большую вязанку сухих веток и отправился домой. Но чтобы попасть домой ему надо было перейти через реку. Мост был старый, скрипучий и енот очень боялся. Осторожно, перебирая лапками, он уже подходил к берегу, как вдруг, совершенно случайно взглянул вниз и ... О! Ужас! На него смотрел кто-то сердитый, лохматый. Енот быстро показал ему кулак. "Чудище" тоже показало ему кулак. Енот пригрозил ему палкой- палкой пригрозили и ему. Енот бросился бежать. Запыхавшийся, он прибежал к маме: " Никогда, никогда я больше не пойду в лес. В речке живёт кто-то злой и страшный." "Ну, малыш, не пугайся так сильно -утешала его мама .Попробуй улыбнуться чудищу." Енот снова пошёл на мост, собрал всё своё мужество и взглянул вниз...Чудище смотрело на него. Енот нагнулся и улыбнулся ему. Снизу на него смотрело милое, добродушное, весёлое существо.

Звучит песня " От улыбки".

Ну, ребята, вы догадались что нужно сделать, здороваясь с человеком? Правильно, улыбнуться. Произнося слова приветствия нужно слегка улыбнуться, ведь, когда человек видит улыбку на вашем лице, он и вас примет более радушно. Улыбка, смех у всех народов означают доброжелательность и хорошее настроение. Если русский широко улыбается при встрече- он искренне выражает свою радость. А вот в Англии и США вам могут улыбаться, совсем не испытывая к вам дружеского расположения. У них просто принято быть приветливыми, улыбаться при встрече. Японец на работе сообщает , что у него заболела жена. При этом он широко улыбается не потому, что рад, а потому что японский этикет считает неприличным показывать посторонним своё душевное состояние, своё горе.

В светлом доме этом

Сто квартирном нашем,

Мы порой с соседом незнакомы даже.

-Здравствуйте, - скажите, - честь нам окажите,

Сторониться бросьте, приходите в гости!

Лучше не с пакетом, лучше не с букетом,

А зато с улыбкой, а зато с приветом.

Не с коварным зельем, что вредит здоровью,

А зато с весельем, а зато с любовью.

Серебра и злата нет в чертоге нашем,

Чем душа богата, тем вас и уважим:

За чайком с печеньем ласковым почтеньем,

Тихою беседой, дружеством согретой.

С родственным доверьем, с искренним участьем

Поровну поделим горести и счастье.

Дружат пусть под светлым мирным небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости.

В гости приглашайте, приходите в гости!

С. Погорелевский.

А сейчас, ребята, давайте вспомним четверостишие Любы:

Пусть звенит звонок скорее Ведь его призывный звук Открывает академию        Очень вежливых наук!

Просмотр ролика " Ералаш"

Итак, мы с вами поняли, что слова "этикет" и " вежливость" очень связаны друг с другом. Что же такое " вежливость"? Вежливость-это умение себя так, чтобы другим было приятно с тобой. А кого мы называем вежливым? (ответы детей)

(Ответы детей)

А вот как ответил детский поэт С. Я. Маршак.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,  

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать как две сороки.

Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Великий философ Жан Жак Руссо говорил:" Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям."

Хорошее доброе слово может подбодрить человека, в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим друзьям, ни родителям.

Частушки

Люба в круг вбежала смело,

Завертелась как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тётя Нина попросила

Слазить Диму на чердак

-Извините, тётя Нина,

Я вам вовсе не батрак.

В автобус входят мальчуганы

"Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!"

Говорила Юле мать:

-Убери свою кровать.

-Я бы, мама, убрала

Только я ещё мала!

А наш Вова ходит гордо

В ход пускает кулаки,

У задиры не проходят

Под глазами синяки.

Андрей очень умный парень.

Может всё он мастерить.

Только "здравствуй" и "спасибо"

Забывает говорить.

Мы весёлые частушки

вам исполнили сейчас

О себе, о дружбе нашей

И о кое-ком из нас.

Добрый, воспитанный, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Общаясь с человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям, как это происходит в следующей сценке.

СЦЕНКА

-Здравствуй, Руслан.

-Здравствуй, Юля!

-Что это ты невесёлый такой?

-Плохо справился я с заданием.

-Почему?

-Потому что не умею я сдерживать себя.

-А как ты думаешь, приятно с тобой разговаривать, когда ты такой        сердитый?

-Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

-Ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

-Что значит - каким тоном? Обыкновенным.

-Подожди, Руслан, пусть ребята подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.

(высказывания ребят)

  1. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но

к сожалению, и со взрослыми.

  1. Не было этого, не было, не было...
  2. Но вот опять ты за своё. А когда ты говорил родителям : "Хочу мороженое, хочу мороженое" или "Хочу в школу" разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?
  3. Может быть я говорю немного громко и капризно . Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Артур поскользнулся, и как хлопнется на, землю я, конечно, начал, смеяться и спросил у него: "Ну, как посадка прошла?" Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку Вовке поставила, и я, чтобы утешить его, спел: "Клякса - вакса - гуталин, на носу горячий блин!" Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел.
  4. Нехорошо он поступил, правда, ребята?

(Выслушиваются мнения ребят)

-Я думаю, что ребята правильно тебе говорят, ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

-А я разве один так разговариваю? Да я можно сказать учусь у ребят.

  1. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали. Потому что многие очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие. Да, да я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают место друг другу, смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить кто хуже, кто лучше себя ведёт, а просто все станем добрее и вежливее.

- Это ты здорово придумал. Недаром говорится в народе " Слово лечит, и слово ранит".

ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВЫЙ ИНДЮК

Объявился в доме вдруг очень вежливый индюк.

Раз по 30 в день, не реже он кричал: "Эй, вы, невежи!"

Заходите, что- ли в гости - поучиться вежливости.

-Я и сам, - кричал индюк, - Доктор вежливых наук,

И жена моя - пример замечательных манер-

Даже когда она спит она, видно, что воспитана!

Не стесняйся, ты, Осёл! Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба? Говори: "Приду, спасибо!"

Ты не будь свиньёй, Свинья, Ждёт тебя моя семья!

Только раньше бы умыла ты своё свиное рыло!

Как ни бился он, однако к индюку никто не шёл-

Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл!

Посинел Индюк от злости: Не идут, канальи, в гости!

Зря пропали все труды! Все они балды - балды!

И добавил с высоты своего величия:

-Не усвоили, скоты, правила приличия!

Знакома ли вам такая картина? Не приходилось ли встречать в жизни такого Индюка? И не приходилось ли быть таким индюком?

Джонатан Свифт, английский писатель, которого все вы знаете по приключениям Гулливера писал: " Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение."

В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце- доброта. Добрый человек-тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

        

Литература.

1.Cоловьев Э.Я. – Этикет.- Антал, 1994;

2. Правила хорошего тона для благовоспитанных людей.-Школа- Пресс, 1999;

3. Умей себя вести. Сценарий вечера.- Читаем, учимся, играем,2003 №6;

4.Азбука этикета.- Читаем, учимся, играем. 2009 №6;

5. Азбука нравственного образования. – Воспитание школьников, 2009 №3;

6.Учимся общению. - Читаем, учимся, играем,2009 №11;

7. Вы собираетесь в гости: викторина. - Читаем, учимся, играем, 2010 №6;

8. Спешите делать добрые дела! - Читаем, учимся, играем, 2008 №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Такие разные профессии"

Цель и задачи данного мероприятия:дать  учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить   интерес   учащихся  к профессиям и расширить их кругозо...

Классный час "Такая удивительная жидкость"

Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...

Викторина "Что такое этикет? Это – можно, это – нет…"

Материал позволяет расширить знания учащихся об общении с людьми;расширить представления учащихся о разных народах и их культуре;воспитывать вежливость, уважительное отношение к окружающим людям, бере...

Что такое одаренность и какого ребенка можно назвать одаренным

Материал содержит доклад и интересную презентацию на данную тему...

классный час такие разные профессии

Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...