Подвиг Ленинграда
классный час (9 класс) по теме

Смирнова Людмила Анатольевна

Блокада Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig_leningrada.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Подвиг Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить ребят с понятием блокада;

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ход мероприятия:

Под звуки песни «Священная война»

Учитель: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

Звучит голос Левитана о начале войны.

Учитель: На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения до 25).

Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.

К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки.

Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы.

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 млн.215 тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.

Но сегодня мы поговорим ещё об одном городе-герое, жители которого ценой нечеловеческих усилий выстояли в той страшной войне. ЛЕНИНГРАД.

Ученик 1: Город на Неве – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Вместе с тем – это один из крупнейших городов мира. Прекрасные архитектурные памятники и ансамбли, великолепно сочетающиеся с четкой планировкой проспектов, площадей, парков и садов, водной гладью рек и каналов. За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны Ленинграду присвоено почетное звание «Город – герой».

Ученик 2:

                Июнь! Клонился к вечеру закат.

         И белой ночью разливалось море.

         И раздавался звонкий смех ребят.

         НЕ знающих, не ведающих горя.

                  Июнь! Тогда еще не знали мы.

         Со школьных вечеров к Неве шагая.

         Что завтра будет первый день войны,

         А кончится лишь в 45-ом в мае.

                  И песня над рекой лилась Невой,

         Мы шли на встречу  утру и смеялись,

         НЕ знали мы еще тогда с тобой.

         Что с детством мы и с юностью прощались.

Учитель: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

Ученик 3: Чтобы помочь городу на Неве в его героической обороне в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские отряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе со взрослыми партизанами ходили в разведку, подрывали военные эшелоны врага, устраивали засады на его коммуникациях. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

Ученик 4:

                           Жил мальчик на хуторе Мшинском.

                      За дальним кордоном лесным.    

                     Когда появились фашисты,

                Он стал партизаном связным.

                     Ходил он как нищий по селам

                     С холщовой сумой на плече.

                     В отцовских ботинках тяжелых,

                     И в мамином рваном плаще.

                     То в окна стучался немые,

                     То брел к старикам на покос,

                     И танк подрывался на мине

                     И поезд летел под откос…

                     Забылось негромкое имя,

                     Осталась лишь кличка – связной.

                     Он пережил осень и зиму

                     Его расстреляли весной…

Ученик 1: Но, несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!».

 

Ученик 2:

                   Весь Ленинград как на ладони

                   С горы Вороньей виден был.

                   И немец бил с горы Вороньей,

                   Из дальнобойной «берты» бил.

                   Прислуга в землю «берту» врыла

                   Между корней, между камней.

                   И поворачивая рыло,

                   Отсюда «берта» била, била.

                   Все 900 блокадных дней.

                   Без перерыва, в голод, в горе,

                   В ребячий выкрик, в хлеб и соль,

                   В последний свет, в последнем взоре,

                   В его отчаянье и боль, в его последнее решенье,

                   В его «умрем, но не сдадим!»

                   И над открытою мишенью

                   Ревел огонь, клубился дым.

Учитель: В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает:

Звучит стук метронома.

Ученик 3: На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок Ленинград был превращен в город – крепость. В нем построили 35 км. баррикад, 4170 дотов, 22000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противовоздушной обороны.

Ученик 4: 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт…»

  Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

  Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

  Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами.

Ученик 1: Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Один из них Вова Ивашов писал: «Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолета, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись 2 зажигательные бомбы. Я сперва растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул ее в бочку с водой. Зашипела она как змея и погасла. В бочку я бросил еще 3 бомбы, а остальные стал забрасывать песком. Справились. Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни мало, ни много – 12 зажигательных бомб».

Ученик 2:

                      В далеком тревожном военном году

                   Под гром батарей, у Земли на виду

                   Стояли со взрослыми рядом

                   Мальчишки у стен Ленинграда.

                   На парте осталась раскрытой тетрадь –

                   Не выпало им дописать, дочитать.

                   Когда навалились на город

                   Фугасные бомбы и голод.

Учитель: Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тыс. фугасных и более 100 тыс. зажигательных бомб. Жители лишились третьей части жилья. В жестоких кровопролитных боях врагам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывающую осажденный город со станцией. 8 сентября 1941 года захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.

                       На Ленинград обхватом с 3 сторон  

                    Шел Гитлер силой 40 дивизий

                    Бомбил. Он артиллерию приблизил,

                    Но не поколебал ни на микрон,

                    Не приостановил ни на мгновенье

                    Он сердца ленинградского биенье.

                    И видя это разъяренный враг,

                    Предполагавший город взять с разбега,

                    Казалось, испытанных стратегов

                    Призвал на помощь: мороз и мрак,

                    И те пришли, готовые к победам,

                    А третий, голод, шел за ними следом.

Ученик 3: На 6 сентября в городе имелось:

Муки – на 14 дней; крупы – на 23 дня;

Мяса и мясопродуктов – на 19 дней;

Жиров – на 21 день;

Кондитерских изделий – на 48 дней.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Наступила зима 1941-42года – самая тяжёлая за время блокады! В городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Ученик 4:

                       А город был в дремучий убран иней.

                   Уездные сугробы. Тишина…

                   Не отыскать в снегах трамвайных линий,

                   Одних полозьев жалобы слышны.

                   Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

                   На детских санках узеньких, смешных

                   В кастрюлях воду голубую возят,

                   Дрова и скарб, умерших и больных.

                   Вот женщина везет куда-то мужа.

                   Серая полумаска на лице.

                   В руках бидончик – это суп и ужин.

                   Свистят снаряды, свирепеет стужа,-

                   Товарищи мы в огневом кольце…

                   А девушка с лицом заиндевелым,

                   Упрямо стиснув почерневший рот,

                   Завернутое в одеяло тело

                   На охтинское кладбище везет.

                   Везет, качаясь, к вечеру добраться б …

                   Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

                   Скинь шапку, гражданин!

                   Провозят Ленинградца,

                      Погибшего на боевом посту.

                      Скрипят полозья в городе, скрипят…

                      Как много нам уже не досчитать!

                      Но мы не плачем: правду говорят,

                      Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Учитель: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.

Ученик 1:

                          Девчонка с ведерком пустым

                      Чуть движется … А за Невою

                 Клубится пожарища дым.

                      А там меж сугробов горбатых,

                      Где трудно и взрослым шагать,

                      На саночках узких ребята

                      Везут свою мертвую мать.

Звучит стук метронома.

Ученик 2:

                     На развороченном пути

                     Стоит мальчишка лет пяти,

                     В глазах расширенных истома,

                     И щеки белые как мел.

                     Где твоя мама, мальчик?

                     - Дома.

                     - А где твой дом, сынок?

                     - Сгорел.

                     Он сел. Его снежком заносит.

                     В его глазах мутится свет.

                     Он даже хлеба не попросит,

                     Он тоже знает, хлеба нет!

Звучит стук метронома.

Учитель: Многие знают печальную историю11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей. 

 Ученик 3:          

           «Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. Утра 1941 года»

           «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 года»

           «Лека умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 года»

           «Дядя Вася умер в 2 ч. Ночи 14 апреля 1942 года»

           «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. Дня 1942 года»

           «Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. Утра 1942 года»

           «Савичевы умерли»

           «Умерли все»

           «Осталась одна Таня»

Ученик 4:

                      Этот дневник на процессе Нюрнбергском

                   Был документом страшным и веским,

                   Плакали люди, строчки читая.

                   Плакали люди, фашизм проклиная.

                   Танин дневник – это боль Ленинграда,

                   Но прочитать его каждому надо.

                   Словно кричит за страницей страница.

                   «Вновь не должно это все повториться».

 При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и 1 июля 1944 года она умерла. 19 мая 1972 г на могиле Тани был поставлен памятник.

   В школе № 35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

Учитель: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ученик 1: В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, ни смотря, ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

  В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

  Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе.

Ученик 2:    Девчонка руки протянула

                      И головой –

                      На край стола.

                      Сначала думали –

                      Уснула,

                      А оказалось –

                      Умерла…

                      Никто

                      Не обронил ни слова,

                      Лишь хрипло,

                      Сквозь метельный стон,

                      Учитель, выдавил, что снова

                      Уроки –

                      После похорон.

Стук метронома.

Учитель: А. Фадеев писал, что «навеки сохранились в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя…». Учителя на равне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. «Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову – вспоминает О. Н. Тюлева: «Было ей уже за 60. в это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас – школьников. Я смотрела на нее и думала: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!» своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком».

Ученик 3: Огромным событием в те годы стало исполнение 7 симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостоковича, которую он посвятил Ленинграду. Он и создал её почти всю в родном, блокадном городе. Первые три части были написаны им в доме Бенуа в Ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда). Послушайте выступление  Д. Д. Шостоковича, прозвучавшее в 1941 г в Ленинграде по радио: 

Звучит выступление Шостоковича Д.Д.

Финал симфонии, завершенный в феврале 1942 года, композитор дописывал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года.

Ученик 4: 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижером оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг.

Начинает звучать 1 часть Симфонии.

Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.

Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиа удары в филармонии были зажжены все люстры.

Виктор Козлов, кларнетист, вспоминал: «Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».

Ученик 1: Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Ученик 2: Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему:

«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Галина Лелюхина, флейтист: «Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый».

Ученик 3: Но город жил! «Все для фронта! Все для победы!» - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.

 Подростки – рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Ученик 4: Однажды на завод «Полигравмаш» где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов – автор серии рисунков «Ленинград в дни блокады». Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени – отчеству.

 Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: «Для фронта Василий Васильевич».

Учитель: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась. 30 августа 1941 года принято решение об организации перевозок через Ладожское озеро.

 Тогда по льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:

              «Дорогой жизни шел к нам хлеб,

               Дорогой жизни многих к многим.

               Еще не знают на земле

               Страшней и радостней дороги».

«Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова стала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Побелели пальцы. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку. К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями».

Ученик:

                     И было так на всем ходу

                   Машина задняя осела.

                   Шофер вскочил, шофер на льду.

                   Ну, так и есть, мотор заело.

                   Ремонт на 5 минут – пустяк,

                   Поломка эта – не угроза

                   Да рук не разомкнуть ни как.

                   Их на руле свело морозом.

                   Чуть разогнешь – опять сведет.

                   Стоять? А хлеб? Других дождаться?

                    А хлеб 2? тонны он спасет

                    16 тысяч ленинградцев.      

             И вот в бензине руки он

                     Смочил, поджег их от мотора,

                     И быстро двинулся ремонт.

                     В пылающих руках шофера.

                     Вперед! Как ноют волдыри,

                     Примерзли к варежкам ладони,

                     Но он доставит хлеб, пригонит

                     К хлебопекарне до зари.

                     16 тысяч матерей

                      Пайки получат на заре –

                      125 блокадных грамм

                      С огнем и кровью пополам.

                      О, мы познали в декабре:

                      Не зря «священным даром» назван

                      Обычный хлеб и тяжкий грех

                      Хотя бы крошку бросить наземь.

Ученик 1:  Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Дорогу тоже бомбили. Но её защищали любой ценой. Ладожскую коммуникацию и её базы прикрывало 150 зенитных орудий среднего калибра, 40 орудий малого калибра, более 70 пулемётов, 65 прожекторных станций.

Скольких людей спасла эта дорога!

Ученик 2: Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен – еще одна победа Ленинграда.

Ученик 3: В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах.

Ученик 4: Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топлива для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.

Учитель: Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявшие город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

  Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Среди них был и 14 летний Юра Воронов, в будущем известный поэт и журналист. В его книге «Блокада» есть такие стихи:

                          В блокадных днях

                          Мы так и не узнали

                          Меж юностью и детством:

                          Где черта?

                          Нам в 43-ем

                          Выдали медали

                          И только в 45-ом –

                          Паспорта.

Ученик 1: Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и волховчане 13 января 1943 года встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорный.

Ученик 2: Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского фронта и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.

 В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ученик 3: Такого дня не видел Ленинград!

                   Нет, радости подобной не бывало,

                   Казалось, что все небо грохотало,

                   Приветствуя великое начало. Весны,

                   Уже не знающей преград.

                   Гремел неумолкаемо салют

                   Из боевых прославленных оружий,

                   Смеялись, пели, обнимались люди…

Ученик 4:    Гремит салют.

                      Ракеты в воздухе горячем

                      Цветами пестрыми цветут.

                      А ленинградцы тихо плачут

                      Ни успокаивать пока,

                      Ни утишать людей не надо.

                      Их радость слишком велика –

                      Гремит салют над Ленинградом!

                      Их радость слишком велика –

                      Но боль

                      Заговорила и прорвалось.

                      Рыдают люди, и поют,

                      И лиц заплаканных не прячут.

                      Сегодня в городе салют!

                      Сегодня Ленинградцы

                      Плачут…

Ученик 1: 

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

 

Учитель: Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Ученик  3:

Люди,

                     Покуда сердца  

                                              Стучат, -

                     Помните!

                     Какою ценою

                                            Завоевано счастье,

                     Пожалуйста, помните!

Ученик 2: О тех,

                              Кто уже никогда не споет,

                     Помните!

                     Детям своим расскажите о них,

                                    Чтобы запомнили.

Ученик 3:  Детям детей

                                     Расскажите о них,

                     Чтобы тоже

                                     Запомнили!

                     Во все времена

                                     Бессмертной земли!

                     Помните!

Ученик 4:   Люди Земли!

                     Мечту пронесите

                                     Через года

                     И жизнью наполните!

                     Но тех

                                  Кто уже не придет

                                                                  Никогда,

                     Заклинаю: Помните!

Звучит «Гимн городу-герою Ленинграду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Подвиг Ленинграда"

Посвящено Дню Победы.Ипользовала фильм телекомпании НТВ о блокаде Ленинграда. Не все возможно здесь разместить :музыка не вошла......

Героический подвиг Ленинграда

Тема: Героический подвиг Ленинграда Цели:1.   Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.2....

Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»

Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...

Классный час "Великий подвиг Ленинграда", посвященный 70-летию освобождения от блокады.

В классном часе использованы материалы иллюстративного и документального характера. Использовалась и презентация....

Внеклассное мероприятие "Мы помним твой подвиг, Ленинград."

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к  историческому прошлому своего народа на примере подвигов,  совершенных в годы Великой Отечественной войны.Задачи:расширить знания де...

Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе по теме «Подвиг Ленинграда"

Цели: 1) Сформировать представление об основных вехах обороны Ленинграда (ист.) и познакомить с произведениями художественной литературы, отражающими блокаду Ленинграда. (лит.) 2) Развивать умение ана...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда «Подвиг Ленинграда»

Вам, героическим защитникам Ленинграда, Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, Всем ныне живущим и павшим смертью храбры...