Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе по теме «Подвиг Ленинграда"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Цели: 1) Сформировать представление об основных вехах обороны Ленинграда (ист.) и познакомить с произведениями художественной литературы, отражающими блокаду Ленинграда. (лит.) 2) Развивать умение анализировать историческое событие на основе различных источников (ист.) Развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворного текста (лит). 3) Показать героизм советского народа во время блокады Ленинграда. Воспитывать патриотическое отношение к историческим событиям Великой Отечественной Войны.
Вид урока: нестандартный (интегрированная лекция с элементами модульной технологии). Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury_i_istorii_v_11_klasse.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе по теме «Подвиг Ленинграда.
(Проводится учителями литературы и истории)
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные
образовательные технологии в современном уроке» учителем русского
языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терехиной В. Н.,
учителем истории МОУ «СОШ с. Сальское» Терехиным М. В.
Цели: 1) Сформировать представление об основных вехах обороны Ленинграда (ист.) и познакомить с произведениями художественной литературы, отражающими блокаду Ленинграда. (лит.) 2) Развивать умение анализировать историческое событие на основе различных источников (ист.) Развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворного текста (лит). 3) Показать героизм советского народа во время блокады Ленинграда. Воспитывать патриотическое отношение к историческим событиям Великой Отечественной Войны.
Вид урока: нестандартный (интегрированная лекция с элементами модульной
технологии).
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового
материала).
Оборудование:
1) Эпиграф к уроку: Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.
2) Схема «Образ Санкт-Петербурга в поэзии Анны Ахматовой».
3) Карты «ВОВ 1941- 1945г.»; «Оборона Ленинграда 1941г.»;
«Оборона Ленинграда 1944 г.»
4) Фотодокумент «Дневник Тани Савичевой».
5) Портрет Тани Савичевой.
6) Раздаточный материал (рабочий лист, завершающий контроль).
7) Музыка Баха.
План урока:
- Орг. момент. Запись темы, эпиграфа, объявление целей урока.
- Мотивационная беседа о значении города Ленинграда для России. Значимость данной исторической эпохи для города и России в целом (через творчество А.Ахматовой.
- Начало блокады.
А) Исторический комментарий «Начало блокады» (учитель истории).
Б) Начало блокады в стихотворении «Яне покину город свой» Н.Крандиевской-Толстой и радиоречи А.Ахматовой (учитель литературы).
- Оборона Ленинграда (блокада).
А) Исторический комментарий (продолжительность, потери, условия жизни). (ист.)
Б) Жизнь и борьба жителей Ленинграда в творчестве поэтов-очевидцев. (лит.)
В) Самостоятельная работа с документом.
- Прорыв блокады.
А) Исторический комментарий учителя истории.
Б) 27 января 1944г. в стихотворениях очевидцев – Ю.Воронова, П. Вулушева.
- Завершающий контроль. Проверка 2-3 работ в виде устного опроса (учитель истории).
- Выводы в форме рефлексии. (учитель истории).
- Д/З. Сочинение-миниатюра о блокадном Ленинграде.
Ход урока:
- Орг. момент. Объявление целей урока, запись темы и эпиграфа. (уч. лит.)
- Мотивационная беседа о значении города для всей страны.
См. схему «Образ Санкт-Петербурга в поэзии А.Ахматовой». Сегодня в центре нашего урока – город Санкт-Петербург. Какое же значение имеет он для нашей страны?
Образ знаменитого города отражен в творчестве многих писателей и поэтов. Один из них – Анна Ахматова. Вся история города отражается в её поэзии.
27 января мы отмечаем другую очень важную дату – прорыв блокады Ленинграда. Осветить ход событий этой эпохи нам поможет учитель истории. Он сегодня выступит в роли исторического консультанта.
3. Начало блокады.
А) Исторический комментарий. Была возможность эвакуироваться, но многие решили остаться в городе.
Б) «Я не покину город мой…» - так называется стихотворение поэтессы Натальи Крандиевской-Толстой. Свои лучшие стихи она написала в осажденном городе. /чтение стихотворения учеником/
Какая гражданская позиция жителей Ленинграда передана в этом стихотворении? (остаться в городе и бороться за него).
Выразителями патриотической позиции жителей Ленинграда стали поэты-современники. Они поддерживали всеми силами жителей и сами были в первых рядах защитников города.
Послушайте текст выступления А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 года (под музыку Баха).
- Оборона Ленинграда во время блокады.
А) Исторический комментарий (продолжительность, потери, условия жизни. Обвинительный документ – дневник Тани Савичевой) /см. портрет и фотодокумент/
Б) Образ Тани навеки запечатлен в поэме участника ВОВ, поэта, переводчика Смирнова Сергея. Послушайте отрывок из поэмы «Дневник и сердце» в исполнении ученика.
Образ детей – защитников города запечатлен в стихотворении поэта-публициста Юрия Воронова. Этот поэт подростком перенес всю тяжесть ленинградской блокады. Его стихотворение «В блокадных днях» читает один из учеников.
О чем говорят строки «Нам в сорок третьем выдали медали. И только в сорок пятом – паспорта»? /В свои 14 лет – эти дети такие же взрослые как зрелые люди/.
Достоверные зарисовки Ленинграда 1942 года в разгар блокады сделала поэтесса и прозаик, публицист Ольга Бергольц. Послушайте отрывок из поэмы Ольги Бергольц «Февральский дневник» и объясните, как понимаете эпитет слепые здания?
Стихотворения поэтов-очевидцев – словно зеркала, в которых отразилась эпоха блокады. Стихотворение Вадима Шефнера – поэта, прозаика, участника обороны Ленинграда так и называется «Зеркало» /читает ученик/
Образ города символичен и отождествляется с Ленинградом. Докажите по стихотворению, что это так. /Город каким-то чудом выжил, и его не захватили/
О мужестве жителей Ленинграда повествует еще один поэт – участник обороны Ленинграда, Глеб Семенов. /Ученик читает стихотворение «Мужество»/
Благодаря кому город выжил? /благодаря жителям и войскам, которые там находились/
В) Самостоятельная работа. Анализ документа. Обсуждение.
- Прорыв блокады.
А) Исторический комментарий.
Б) День – 27 января 1944 года – это день, когда весь народ, вся Россия и прежде всего город Ленинград, ныне город С.-Петербург, отмечает прорыв блокады. Этот день символизирует героизм и стойкость советского народа.
В этот день много лет назад над городом гремел праздничный салют (ученик читает стихотворение Ю. Воронова, которое так и называется «27 января 1944»)
Запишите имя еще одного участника обороны Ленинграда: поэт и журналист Павел Булушев (ученик читает его стихотворение «Салют»).
6 . Завершающий контроль.
Закрепление проводим в виде письменного завершающего контроля (тихо звучит музыка Баха). Проверка 2-3 работ устно.
7. Рефлексия и выводы.
8. Д/з. Сочинение-миниатюра о блокадном Ленинграде.
Рабочий лист к уроку
(Задания выполняются в тетради по ходу урока и о6ьясиения темы)
А. 1. Записать основные даты и события : а) _________________________ ;
6) ___________ ; в) ______________________ .
2. Укажите названия военных соединений и фронтов, принимавших участие в битве за Ленинград:
а) Германские войска: 1) ; 2) .
б) Советские войска: 1) _________________ ; 2) _____________ .
Б. По мере прослушивания информации укажите автора и название произведения:
№ | Автор стихотворения | Название произведения |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
В. Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопрос: каково значение Ленинградского фронта в ходе ВОВ?
1) _______________________________________________________________________:
2) _______________________________________________________________________ .
Разгром советских войск в Прибалтике и захват Ленинграда германское командование считало основным ключом для всей русской компании, поэтому возложило это задание на группу армий «Север» (18-я и 16-я полевые армии и 4-я танковая группа), она насчитывала 725 тыс. человек, свыше 13 тысяч орудий и минометов, 1500 танков, т.е. более 30% всех сил и средств, предназначенных для войны против СССР. Поддерживал их 1-й воздушный флот ( 1070 самолетов) и 21 дивизия и 3 бригады в Финляндии, общей численностью 325 тыс. человек, 4 тыс. орудий и 900 самолетов.
Г. Укажите основные даты и события, связанные с прорывом блокады Ленинграда в 1944 году.
№ | Дата | Событие |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
ЗАВЕРШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
( Выполняется на отдельном листе , при закрытой тетради .)
А. Укажите правильный ответ:
1. Блокада Ленинграда началась в :
а) 1941 г.; б) 1924 г. ; в) 1939 г. ; г) 1943 г. ;д) 1945 г.
2. Блокада была снята полностью в :
а) 22.07. 1941 ; 6) 9.05. 1945 ; в) 30.04.1944 ; г) 01.03. 1944.
3. Блокада Ленинграда была прорвана :
а) 14.03. 1944 ; 6) 9.07.1943 ; в) 27.01.1944 ; г) 21.08.1942 .
Б. 1. Укажите значение ленинградского фронта в ходе ВОВ :
а) _____________________________________________________ ;
6)_________________________________________________________________ .
2. Укажите поэтов участников блокады к обороны Ленинграда :
а) ; 6) ; в) .
Прочитайте стихотворение А. Ахматовой, сформулируйте идею стихотворения и перечислите средства выразительности (письменно)
ПРИЧИТАНИЕ
Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не с мою,
В землю не зарою.
Я не словом, не упреком,
Я не взглядом, не намеком,
Я не песенкой наемной,
Я. не похвальбой нескромной
А земным поклоном
В поле земном
Помяну...
1944 .
Р Е Ф Л Е К С И Я
( устно ответьте на вопросы) 1 . Понял ли материал? 2. Узнал ли больше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"
На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" с использованием ИКТ
Интегрированный урок в 7 классе. Использование ИКТ активизирует детей....
Интегрированный урок литературы и истории Тема: «М.В. Ломоносов – ученый и просветитель. Исследование ключевой темы «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год»
Конспект бинарного урока по литературе и истории...
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"-это правда истории или вымысел ?»
Методическая разработка урока литературы в 5классе...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)
Интегрированный (бинарный) урок литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...