Героический подвиг Ленинграда
классный час (9 класс) по теме

Тинюкова Ольга Николаевна

 

Тема: Героический подвиг Ленинграда

 

Цели:

1.   Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

2.    Формирование патриотического  чувства ребят к своей Отчизне.

3.   Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям.

Наглядные средства:  мультимедийная презентация, выставка  книг о войне и блокаде.

Техническое оборудование:  компьютер, мультимедийный комплекс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskiy_podvig_leningrada.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Н.В. Пономаревой

        

Классный час на тему:

Героический подвиг Ленинграда

                                                     Работу выполнила

                                                      учитель химии,

                                                      заместитель директора по

                                                      воспитательной работе  

                                                      МБОУ СОШ №8

                                                      Тинюкова Ольга Николаевна

Тема: Героический подвиг Ленинграда

Цели:

1.   Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

2.    Формирование патриотического  чувства ребят к своей Отчизне.

3.   Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям.

Наглядные средства:  мультимедийная презентация, выставка  книг о войне и блокаде.

Техническое оборудование:  компьютер, мультимедийный комплекс.

Героический подвиг Ленинграда

1 ведущий

Опять война,

Опять блокада,-

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

« Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда , что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».  (1 слайд)

        

2ведущий: Великая Отечественная война – это горькая страничка нашей истории, это тяжелые воспоминания наших дедушек и бабушек, это смерть их близких, это то, что остается в наших сердцах навечно. (2 слайд)

Знакомясь  с историей Великой Отечественной войны, неизгладимое впечатление оставила героическая блокада Ленинграда. Мужество людей росло с каждым днем, несмотря на их физическое истощение из-за того, что блокадные граммы хлеба с каждым днем становились все тоньше и тоньше, люди продолжали писать стихи. Шостакович написал свою бессмертную симфонию, работали не отапливаемые театры, школы, музеи.

          Еще в декабре 1940 года наша разведчица сообщила, что у норвежско-финской границы сосредоточено около 60 тысяч немецких солдат. Она прямо предупреждала: «Нападение должно быть на Ленинград. Будьте на страже». (3 слайд)

1 ведущий:  22 июня, в половине первого ночи, в штабе Ленинградского военного округа получили телеграмму от наркома обороны маршала С.К. Тимошенко и начальника Генерального штаба генерала армии Г.К. Жукова, в которой они предупреждали о возможном нападении Германии на Советский Союз (4 слайд).

2 ведущий: Немецко-фашистское командование назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфального шествия не получилось. До 10 июля фашисты проходили по 26 км в сутки, во 2-й и 3-й декадах июля – уже только по 5 км, а в августе – всего по два.

1 ведущий: В секретной директиве «О будущности города Петербурга», датированной 22 сентября 1941 года, было написано: «…Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты». Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

2 ведущий: Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.  (5 слайд)

1 ведущий: 21 октября 1941 года молодежная газета «Смена» опубликовала наказ Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ «К пионерам и школьникам Ленинграда» с призывом быть активными участниками обороны Ленинграда.(6 слайд)

2 ведущий: Делами ответили юные ленинградцы  на этот призыв. Они вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металл, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками.

Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собирали за одну неделю более миллиона бутылок.

        1 ведущий: Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с тёплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

        Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали  раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсёстрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, выступали перед ними с концертами.

        2 ведущий: Наравне со взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

        В помощь нашим чекистам были созданы специальные комсомольско – пионерские группы разведчиков и связистов. Во время воздушных налетов  они выслеживали вражеских агентов, которые с помощью ракет показывали немецким летчикам для бомбометания. Такого агента обнаружили на улице Дзержинского ученики 6-го класса Петя Семенов и Алеша Виноградов.  Благодаря ребятам чекисты его задержали. (7 слайд)

        1 ведущий: За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены – 1743. Третья часть жилья была  уничтожена.

        А в это время на подступах к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях – всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 150000 дотов и дзотов, 35 км баррикад.

        2 ведущий: Изменилось и лицо Ленинграда. Окна магазинов и общественных зданий закрыли предохранительными щитами. На памятники надели защитные футляры из досок, заполненные песком. Город превратился в военную крепость. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы. И если бы неприятелю удалось ворваться в город, все взлетело бы на воздух.

        В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик – сырьем и топливом. (8 слайд)

        1 ведущий: Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Начались поиски пригодного в пищу. На мельницах вытряхивали мешки из-под муки, бережно собирали со стен наслоившуюся на них за многие годы мучную пыль. Под огнем врага копали картошку, собирали овощи – все, вплоть до последнего капустного листа. Несмотря на все усилия, удержать снабжение населения на прежнем уровне не удавалось. 2, 11 сентября и 1 октября хлебная норма в три приема была сокращена: рабочим до 400 г, всем остальным – до 200 г. Это был уже голод (голос диктора; слайд 9).

        2 ведущий: (10 слайд) К ноябрьским праздникам детям наскребли по 200 г сметаны и по 100 г картофельной муки, а взрослым дополнительно к обычному пайку досталось по пять соленых помидоров.

        С 20 ноября рабочие стали получать 250 г, а служащие, иждивенцы и дети – 125 г прогорклой, комковатой массы, именуемой хлебом. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, варили и употребляли  в пищу.

        1 ведущий: Врачи уже диагностировали дистрофию – болезнь, совершенно забытую. Те, кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжелораненые. И  умирали… Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

        Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окна, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

        2 ведущий: Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода (фильм, слайд 11).

        Во время осады и голода Ленинград жил духовной жизнью. Люди много читали. Охапками брали книги у умирающих библиотекарей и в промерзлых квартирах читали классиков, стихи.

        1 ведущий: (12 слайд) В осажденном городе говорили не только пушки. 9 августа 1942 года состоялась премьера Ленинградской симфонии

Д. Шостаковича. Симфония звучали не только как вызов врагу, но и как предвестник победы (фильм, слайд 13, 14).

        Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру, да этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов. Судов на Ладоге было крайне мало, и поэтому они не смогли существенно помочь голодающему городу.

        2 ведущий: Наступил ноябрь. Ладога стала понемногу затягиваться льдом. Все ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лед вышли конные обозы. 22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лед вышли машины. Соблюдая интервал, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом (голос диктора).

        Прошла зима. Лед растаял, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера. И уже можно было сказать, что город выстоял, город спасен.

        1 ведущий: (15 слайд) 18 января 1943 года блокада была прорвана. В конце января 1944 года город был полностью освобожден от вражеской блокады (16 слайд).

        За стойкость и героизм Ленинград получил звание город-герой, а его защитники были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

        17-21 слайды идут под музыку без слов ведущего.

        2 ведущий: …И снова с восторгом слышит

                                 салюта русского раскат.

                                 О, это полной грудью дышит

                                 освобожденный Ленинград!

В конце мероприятия отрывки из документального фильма «Блокада Ленинграда».

                

Рефлексия: Что вы узнали нового?

                  Что вас впечатлило?

                  О чем вы задумались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Песни Великой Отечественной Войны- музыкальная летопись героического подвига народа"

В данной методической разработке рассказывается о роли песни,, музыки во время Великой Отечественной войны. Приведены примеры истории возникновения песен. Использованы стихи Советских поэтов. Разработ...

Героические подвиги наших земляков.

Героические подвиги наших земляков....

Героический подвиг народа в Отечественной войне 1812г.

Урок "Героический подвиг народа в Отечественной войне 1812г." по форме проведения -интегриррованный урок.Он проводиться совместно учителем истории и учителем русского языка и литературы.На примерах ге...

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Интеллектуальная игра «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)

Методическая разработка классного часа «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)  в 10 классе,  выстроенная  в формате моз...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда «Подвиг Ленинграда»

Вам, героическим защитникам Ленинграда, Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, Всем ныне живущим и павшим смертью храбры...