Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»
классный час (8 класс) по теме
Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварталы новостроек. Выросла мощь его обновлённой индустрии. Расцвело богатство и сила созидательной мысли нового поколения – тех, чьи отцы завоевали победу. Победа требует подтверждения делом, бдительностью, жизнью. Кровь героев – в нашей крови. Порыв героев – в наших устремлениях. Их сила – в наших руках. Слава отцов – во славе потомков. Помните о павших. Помните ради того, чтобы дети детей ваших радостью встречали восход солнца!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessmertnyy_podvig_leningrada.docx | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
«Бессмертный подвиг Ленинграда»
Крупинская Наталья Владимировна
МОУ СОШ № 7 учитель географии
п. Владимировка, тел. 3-65-39
Бессмертный подвиг Ленинграда.
Вам, героическим защитникам Ленинграда!
Вам, участникам прорыва и снятия блокады
любимого города!
Вам, пережившим страшную, 900-дневную блокаду!
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых!
ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Учитель. 27 января 2009 года наша страна отмечает важную историческую дату – 65-летие со дня полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Жители осаждённого города вместе с воинами Ленинградского фронта и моряками Балтийского Флота в тяжелейших, нечеловеческих условиях отстояли свой город и не сдали его врагу. Это была великая победа!
И сегодня мы с вами перелистаем страницы истории тех незабываемых дней.
Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Ведущий 1. Город на Неве — крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Вместе с тем – это один из красивейших городов мира. Прекрасные архитектурные памятники и ансамбли великолепно сочетаются с чёткой планировкой проспектов и площадей, парков и садов, водной гладью рек и каналов.
Я счастлив, что в городе этом живу,
Что окна могу распахнуть на Неву,
Я вижу, как зори над нею играют-
Так сильно, так ярко, что волны пылают!
Я счастлив, что я – ленинградец,
Что в городе славном живу.
Все грозы, все бури наш город осилил,
Он воин великой, любимой России!
Ведущая 2. Июнь! Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае!
И песня над родной лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
Не знали мы ещё тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.
(Раздаются позывные Московского радиоцентра. Диктор взволновано произносит: «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…»)
Учитель. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Фашистские войска остервенело рвались к Ленинграду. Первый воздушный налёт на город был совершён 18 июля 1941 года.
Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.
Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз.
Гитлеровцы были уверены, что скоро будут в Ленинграде. Генералы и высшие офицеры уже получили пригласительные билеты в гостиницу «Астория» по случаю взятия города.
В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.
Начались бои у стен Ленинграда. Город превратился в крепость. Фашисты стремились подойти к городу не только с суши, но и с моря, и уничтожить корабли Балтийского флота. Но моряки надёжно закрыли ворота со стороны Кронштадта.
В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера, Ленинград оказался полностью блокированным с суши. Они охватили 200-километровым кольцом осады непокорный город.
Ведущий 1. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.
Прорвались всё-таки.
Бомбят.
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришёл он –
Первый день блокады.
Всё ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга –
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает
Первый день блокады.
Их будет – 9000,
Но город наш, со смертью споря,
Всё одолеет, всё спасёт:
Обстрелы, холод, голод, горе.
С тех пор прошли уже года.
Исчезли с улиц баррикады.
Но день тот с нами навсегда –
Жестокий,
Первый день блокады!
(В. Суслова)
Учитель. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. Ленинградцы построили 35километров — баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек. Из гражданской обороны были сформированы отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках – отряды по их охране, в жилищных конторах оборудовали медпункты, организовали дежурства в домах.
Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!»
Ведущий 1. Фашисты решили уничтожить город стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев. За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тыс. тяжёлых артиллеристских снарядов, сбросили 5 тыс. фугасных и 10 тыс. зажигательных бомб. Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания. Общий ущерб от всех разрушений и повреждений составил 26 млн. рублей.
Наш город в снег до пояса закопан.
И если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть.
Вагоны у пустых вокзалов стынут,
И паровозы мёртвые молчат, -
Ведь семафоры рук своих не вскинут
На всех путях ведущих в Ленинград.
Луна скользит по небу одиноко,
Как по щеке холодная слеза.
И тёмные дома стоят без окон,
Как люди, потерявшие глаза.
Но в то, что умер город наш, -
Не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сражённых смерть,
Что означает:
«Смертью смерть поправ».
Мы знаем:
Клятвы говорить непросто.
И если в Ленинград ворвётся враг,
Мы разорвём
Последнюю из простынь
Лишь на бинты,
Но не на белый флаг!
( Ю. Воронова)
Ведущий. 21 октября 1941 года молодежная газета «Смена» опубликовала наказ Ленинградского обкома «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских варваров».
Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, дежурили на чердаках и на крышах при налётах вражеской авиации.
В далёком тревожном военном году
Под гром батарей, у Земли на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда!
На парте осталась раскрытой тетрадь-
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод…
Учитель. В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта — горючим, заводов и фабрик — сырьем и топливом.
Ведущий. Очень тяжёлым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети — всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.
Ведущий. В октябре 1941 года в Ленинградский обком партии пригласили учёных. Все знали: положение с продовольствием становится угрожающим. Сухопутные дороги перерезаны, а до того дня, когда лёд скуёт Ладогу,- ждать и ждать
Обсуждали один вопрос: чем восполнить нехватку продуктов, и прежде всего хлеба. Было предложено использовать гидроцеллюлозу для добавки в муку. В конце ноября целлюлоза стала поступать на хлебозаводы. С начала декабря хлеб выпекался из смеси:
Пищевая целлюлоза – 10%
Хлопковый жмых – 10%
Обойная пыль 2%
Мучная смётка и вытряски из мешков – 2%
Кукурузная мука – 3%
Ржаная мука – 73%.
Однако не на всех заводах удавалось соблюдать даже такую рецептуру.
В декабре умерло от дистрофии 52881 человек, в 5 раз больше, чем в ноябре, когда людей поддерживал ещё более полноценный хлеб, когда они не растеряли ещё прежние силы.
24 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда светлой датой, были увеличены нормы выдачи хлеба:
Рабочие стали получать – 400г,
Служащие – 300 г,
Иждивенцы, дети, старики – 250.
А ведь ломтик хлеба нередко был единственной пищей.
Ведущий. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было всё, что можно было съесть. Сейчас «голодные пайки» блокады выставлены как экспонаты в музее истории Ленинграда.
В городе были и другие очень тяжёлые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. Истощённые голодом ленинградцы жили в холодных квартирах, с выбитыми стёклами, а зимой было 41градус мороза. За водой ходили к Неве.
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слёзы вымерзли у ленинградцев
Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не даёт.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведёт.
О том, что не прощала, не щадила,
Что мстила, мстила, мстила, как могу
Ко мне вздыхает братская могила,
На Охтинском, на правом берегу.
(О. Берггольц)
Ведущий. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.
(На экране — портрет Тани Савичевой.)
В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
На сцену выходят девочки. В руках у них лист ватмана— увеличенная копия странички из записной книжки Тани Савичевой, хранящейся в музее истории Ленинграда. Они по очереди читают записи:
«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.».
«Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.».
«Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.».
«Мама умерла 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.».
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня». (Стук метронома.)
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»
Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.
(На экране — изображение памятника.)
Учитель. Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом...» есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой и Зари Александровны Малютиной, бывших в блокадные дни школьницами.
«Помню, в булочной мне сделалось плохо, — рассказывает Ольга Николаевна, — и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».
Ведущий. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Поздней осенью озеро замерзло, и тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 21 ноября 1941 г. на еще не окрепший лед вышли первые грузовики с мукой.
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в дождь и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Зимой машины мчались вереницей
И лёд на Ладоге трещал,-
Возили хлеб для северной столицы
И радостно нас Ленинград встречал.
«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостнее дороги.
Учитель. Все, кто обслуживал ледовую трассу — водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики — работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами. Они совершили немало героических подвигов.
Более двух лет, днём и ночью, по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!
Он вас благодарит, великий город,
В гранитные одетый берега.
Спасибо вам. И хлеб ему ваш дорог,
И главное – забота дорога.
Подарки ваши – мы их не забудем,
Вы жизнью рисковали их везя,
Спасибо вам! Где есть такие люди,
Такую землю покорить нельзя!
Ведущий. «Все для фронта, все для победы!»— боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин.
В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. «Заменим у станков отцов и старших братьев!» - решили ребята. На заводы и фабрики пришли досрочно выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12— 14 часов не выходили из промерзших цехов.
Однажды во время блокады на ленинградский завод «Полиграфмаш», где изготовляли тогда пулеметы, пришел народный художник СССР А. Ф. Пахомов. Он хотел нарисовать на плакате лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени и отчеству — Василием Васильевичем.
Вскоре художник сделал плакат, который был издан миллионным тиражом. На нем, кроме портрета Васи Иванова, было всего четыре слова: «Для фронта Василь Васильевич».
Ведущий. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой. Она писала: «Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год, несмотря ни на что: ни на бомбежки, ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны были ее выполнить».
Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.
Ведущий. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка-«буржуйка» не могли его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь— дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Девчонка руки протянула
И головой —
На край стола.
Сначала думали —
Уснула,
А оказалось —
Умерла...
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья —
После похорон.
(Ю. Воронов)
Учитель. В дни блокады большую роль играли люди творческих профессий: художники, кинооператоры, музыканты, писатели…Их произведения поднимали моральный дух, придавали силы не только защитникам Ленинграда, но и жителям города.
Ведущий. Всю блокаду в городе работало радио. Пока звучал метроном, все знали – город жив! Сердце его бьётся!
Совестью блокадного города называли знаменитую поэтессу Ольгу Берггольц, которая вела радиопередачи.
Учитель. Берггольц Ольга Федоровна [3 (16) мая 1910, Санкт-Петербург — 13 февраля 1975, Ленинград], русская писательница.
Родилась в семье врача. Впечатления живой жизни целиком захватили Берггольц, и эти неусмиренные чувства она вложила в свои стихи.
Все 900 дней блокады провела О. Бергольц: в осажденном Ленинграде. От истощения была на грани смерти, похоронила мужа. Обладая редкой щедростью души и даром сопереживания, постоянно выступала по радио, поддерживая дух блокадников собственным примером бескорыстия и отваги.
Ведущий. Уже после войны К. Шевелёв посвятил ей следующие строки:
В пустых
Сырых квартирах
Ленинградцев,
Когда
Стук метронома замолкал,
Твой голос –
Сострадания
И братства –
Как пробужденье к жизни,
Вновь звучал.
Негромкий
Запинающийся голос
Блокадницы –
Такой же
Как и мы,
Переносившей всё:
Обстрелы,
Голод,
Холод
Нескончаемой зимы.
И всё же никакие муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом.
Ведущий. 29 марта 1942г. Объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного радиокомитета исполнил Седьмую симфонию, которую Дмитрий Шостакович посвятил Ленинграду, назвав ее Ленинградской.
Воспоминания О. Бергольц: «Первые звуки симфонии чисты и отрадны. Но внезапно и очень тихо раздается сухое потрескивание, сухая дробь барабана… Сухая дробь барабана громче. Война. Барабаны уже гремят. Короткая, монотонная и тревожная музыкальная фраза овладевает всем оркестром - и становится страшно. Музыка бушует неистово… Товарищи, это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда, полных гнева и вызова».
Под музыку Седьмой симфонии Д. Шостаковича звучат стихи и воспоминания
Какая музыка во всем
Всем и для всех – не по ранжиру
Осилим, выстоим, спасем
Ах, не до жиру - быть бы живу.
Учитель. 2 декабря 1942г. Ставка Верховного Главнокомандования утвердила план операции по прорыву блокады, названный «Искра».
Ведущий. 12 января 1943 года после разгрома фашистских войск на Волги войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на самом узком месте блокадного кольца, где расстояние между нашими обоими фронтами было 12 -15 км. Это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов Над болотистой местность возвышались песчаные холмы, с установленными на них артиллерийскими батареями. Вокруг холмов фашисты врыли в землю танки.
За валами из созданными из деревьев и земли засели автоматчики. Сами валы, политые водой стали неприступными.
Соединение наступающих войск ожидалось в центре Синявских болот.
Рано утром в 9 часов 30 минут артиллерия открыла огонь по врагу
67 армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы ещё не видели. За две недели кровопролитных боёв была разгромлена 18-ая немецкая армия. Оккупанты были отброшены на 65- 100 км от Ленинграда.
И первой победы отрада
Сияла на лицах бойцов.
Мы поняли: у Ленинграда
Разорвано нами кольцо…(М. Дудин)
Учитель. Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Была построена узкоколейная железная дорога, по которой с Большой Земли жители города стали получать продовольствие, заводы – топливо, воинские части – боеприпасы. Час окончательного освобождения пробил через год.
Ведущий. 27 января 1944 в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
приветствуя великое начало,
Весны уже не знающей преград.
Гремел неумолкающий салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
За залпом залп гремит салют
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачу.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велико,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе
Салют!
Сегодня Ленинградцы плачут…
Учитель. Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил! «Без колебания могу сказать, что другого такого патриотизма, как тот, который проявило население великого города в борьбе с самым отъявленным врагом прогрессивного человечества... мир еще не видел...
Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города,— это великое дело, никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений».
Прошло более шестидесяти лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди, и прежде всего те, кто пережил блокаду.
На протяжении всех 200 километров переднего края, того железного рубежа, на котором были остановлены фашисты, где каждая шепотка земли пропитана святой кровью защитников Ленинграда, Ленинградцы создали Зелёное кольцо славы.
Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений.
Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней, и почтим их светлую память минутой молчания.
Ведущий. Мы не слышали взрывов грохота,
Мы не видели эту блокаду,
Но мы знаем, как трудно было
Осаждённому Ленинграду.
Каждый год в день рождения своей матери женщина приходит на Пискарёвское кладбище и кладёт на её могилу 100 грамм чёрного хлеба.
Во время блокады Ленинграда эти бесценные граммы означавшие для людей жизнь, мать отдавала дочери. Умерла сама, но спасла от смерти девочку.
И вот теперь, спустя много лет, дочь возвращала ей не просто символический паёк, она приносила к могиле память о своём огромном человеческом долге, свою ничем невосполнимую боль, низкий до земли, поклон, своё. Может быть обещание делать и поступать так, чтобы трагические страницы прошлого никогда не повторялись.
Я в море людском
Иду Пискарёвского снова,
Где вечная скорбь
Торжественна так и сурова.
И горе, и гнев –
Мне с ними во век не расстаться!
Шепчу побледнев:
«Простите меня Ленинградцы…»
Кладу я в тиши Цветы на могильные плиты.
А брат мой лежит,
Под самым Берлином зарытый!
Мечтал он, Солдат:
«Как только добудем победу-
Тогда в Ленинград,
Хоть на день, но все, же приеду!»
А люди идут,
И нет в этом море отлива!
У всех на виду
Стою в стороне молчаливо.
Стою как солдат,
За брата принявший награду!
Прости, Ленинград,
Что не был с тобою в блокаду.
(О.Чупрова)
Учитель. Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварталы новостроек. Выросла мощь его обновлённой индустрии. Расцвело богатство и сила созидательной мысли нового поколения – тех, чьи отцы завоевали победу.
Победа требует подтверждения делом, бдительностью, жизнью. Кровь героев – в нашей крови. Порыв героев – в наших устремлениях. Их сила – в наших руках. Слава отцов – во славе потомков. Помните о павших. Помните ради того, чтобы дети детей ваших радостью встречали восход солнца!
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в жизни было.
Затем, чтоб этого забыть
Не в силах поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
(А. Твардовский)
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется... А за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать...
(Ю. Андрушенко)
Перечень используемой литературы:
Шигин Г.А. Битва за Ленинград: крупные операции, «белые пятна», потери. / Г.А. Шигин.– М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство «ПОЛИГОН», 2004.
Издание: Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. — М.: Военное изд-во МО СССР, 1958.
Память о блокаде: свидетельства очевидцев и историческое сознание общества. Под ред. М.В.Лоскутовой. М., 2006. [] Избранные материалы "Вокруг света" о блокаде Ленинграда. Статьи.
Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / под ред. Н.Л. Волковского. - М: act; СПб.: Полигон. 2005.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И ФИНЛЯНДИЯ 1941-1944. СПб. Хельсинки: Институт Йохана Бекмана, 2002.
Ссылки на интернет-ресурсы:
http://bigwar.msk.ru/pages/cities/leningrad.html
http://www.childlib.ru/dep-childword/creativity-blokada-1.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда
http://vip.lenta.ru/topic/victory/blokada.htm
http://freewind777.livejournal.com/13789.html
http://www.trini.ru/FotoStatei/1941-1945/4250686ebt.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/52/lady-may2006.2/0_e0e5_229f253e_XL
http://images3.webpark.ru/uploads54/100112/Leningrad_24.jpg
http://blokada.otrok.ru/library/podvig/ph1/54b.jpg
http://militera.lib.ru/memo/german/rudel/47.jpg
http://s004.radikal.ru/i207/1001/d5/721477dacaef.jpg
http://kp.ru/upimg/38fd25d0148fde2be07a6b7b4f6431b14dc82cf0/645279.jpg
http://blokada-leningrada.narod.ru/images/deti.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.
Методический материал «Ты ведь тоже Россия, край алтайский родной» ориентирован на учащихся начальных и средних классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных меропри...
Музыкально-историческая композиция, посвященная 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Салютуем во славу Победы!!!"
Мероприятие направлено на воспитание в детях мужества и любви к Отчизне, приобщение их к изучению военной истории и патриотических традиций края и страны, утверждение в сознании учащихся патриотически...
Классный час на тему: " Урок - мужества, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов". (5 класс)
Урок - мужества, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Главная цель единого урока – содействие духовно-нравственному развитию и воспи...
ПРИКАЗ "Об итогах участия учащихся и педагогических работников образовательных организаций города Когалыма в мероприятиях, посвященных празднованию 72 – годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. "
09.05.2016 в нашем городе были проведены праздничные мероприятия, с участием обучающихся и педагогических работников образовательных организаций города Когалыма (да...
Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"
Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...
Классный час , посвященный 75-й годовщине победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов.
. Сегодня мы находимся в преддверии прекрасного дня – Дня Победы в Великой Отечественной Войне. И этот классный час хочется начать стихотворением:Победа грезилась, мечталась.Был дорог жизни кажд...