Социализация и воспитание младших школьников по программе "Путь к Успеху"
статья на тему

Харитонова Элина Салимовна

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

При работе с детьми очень важным средством является постоянное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей. Учителю важно знать психологию  и законы развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Э. С. Гумерова,

учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан,                                      г.Елабуга Республика Татарстан.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ «ПУТЬ К УСПЕХУ»                    

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

При работе с детьми очень важным средством является постоянное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей. Учителю важно знать психологию  и законы развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей.

 Первый закон развития личности состоит в следующем: жизнедеятельность личности есть одновременное  проявление всех ее основных функций: одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание.

 Второй закон развития личности приобретает исключительное значение для практической педагогической деятельности, поскольку он вскрывает механизм образования и становления качеств личности. А именно: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.

Социализация школьников — комплексная и очень сложная задача, выполнение которой ложится на плечи педагогов и родителей. Программа воспитания и социализации младших школьников разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения 
          Именно в начальной школе ребенок выбирает ту модель социального поведения, которая, впоследствии, определит перечень проблем, с которыми школьнику придется столкнуться. Как видно из всего перечисленного, учебные заведения играют огромную роль в социализации школьников, а недооценка важности этого этапа жизни ребенка может привести к очень серьезным последствиям. По этой причине стоит отдельно рассмотреть средства социализации младших школьников .

Все средства социализации школьников можно условно разделить на две большие группы. Первая группа: средства, применяемые непосредственно к детям. Ко второй группе относятся те, что применяют к родителям школьников.

В соответствии с требованиями Концепции, ФГОС определена  цель воспитания и социализации обучающихся начальной школы:

Создание условий для формирования нравственных приоритетов, основ гражданского самосознания и дальнейшего духовно-нравственного развития личности.

Для достижения цели необходимо решить  задачи:

1.Формирование личностной культуры, предполагающей:

  • духовное развитие – «стремление быть лучше»;
  • реализацию творческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах деятельности;
  • формирование основ морали – осознание необходимости определенного поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  •  способность формулировать и отстаивать свою (нравственно оправданную) точку зрения;
  • Развивать умения к самостоятельным поступкам, т.е умения принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении результата (способности к преодолению трудностей);
  • формирование трудолюбия;
  • осознавать ценность человеческой жизни.

2.Формирования социальной культуры, предполагающей:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию;
  • формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство личной ответственности за судьбу Отечества;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения;
  • формирование демократических ценностных ориентиров и толерантности.

3.Формирования семейной культуры, предполагающей:

  • формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В условиях открытого неконтролируемого информационного пространства младшему школьнику насаждаются чуждые нравственные идеалы – обогащение, успех любой ценой; человеческая жизнь обесценивается.

Таким образом, перед школой ставится задача - сформировать нравственные ценности и основы гражданского самосознания подрастающего поколения.

Высокий уровень развития понятийного мышления позволяет младшим школьникам усваивать понятия о ценностях; развивать личностную рефлексию, которая предполагает осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к ценностям.

Эмоциональная сфера ребенка младшего школьного возраста характеризуется открытостью, отзывчивостью, доверчивостью, непосредственностью, что способствует процессу воспитания на основе ценностей.

 Дети младшего школьного  возраста открыты , доверчивы к процессу формирования произвольного поведения, самостоятельности в регулировании собственных поступков на основе усвоенных ценностей; ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями.

Важно формировать у школьников ценностное отношение к социальным  категориям как: Человек, Родина, Семья, Здоровье  нравственным категориям: Доброта, Знания, Труд,  в учебно - воспитательном процессе.

Наиболее значимыми ценностями при этом выступают Человек, Отечество,  Природа.

Через ценностное отношение к социальной категории  «ЧЕЛОВЕК» воспитываются патриотизм, социальная солидарность, любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

 Через ценностное отношение к социальной категории «ОТЕЧЕСТВО: воспитываются гражданская идентичность, гражданственность.

Через ценностное отношение к социальной категории «ПРИРОДА» воспитываются- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание .

Для социализации и воспитания младших школьников в нашей школе выбрана воспитательная программа  «ПУТЬ К УСПЕХУ».

 Актуальность программы  «Путь к успеху» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей  в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Первый  год - познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих. Второй год - нравственные понятия «дружба»,  «забота о близких», « сострадание» и «милосердие». Третий год - становление коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвёртый год – формирование самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы:

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя; слушание; решение проблем; обсуждение прочитанной литературы; исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры; ролевые игры; рассказывание истории, сказок; импровизированные сценки, спектакли; изготовление газеты; моделирование; тренинги; опросы, анкетирование.

Занятия реализуются по следующим направлениям деятельности (на примере 2 класса):

Модуль «Я – гражданин» («Мы за дружбу народов! Мы против насилия» (беседа),  «Когда мы едины мы непобедимы» (беседа), «Все мы разные, но все мы равные» (ролевая игра), исследование «Символика моей малой Родины», посещение ветеранов Вов, участии в акции «Бессмертный полк» и др)

Модуль «Я – личность» (Анкетирование по тесту Спилберга, «Уровень воспитанности» (анкетирование),  «Каким я себя вижу» (тренинг) и др)

Модуль «Я и труд» (операция «Кормушка», операция «Ель», операция «Забота» и др.)

Модуль «Я и здоровье» («Здоровое питание» (беседа и изготовления газеты), «Добрый доктор Айболит» (сценки), «Береги здоровье смолоду» и др)

Модуль «Я и  природа» (Устный журнал и конкурс проектов «Тайны природы», участие в исследовании «Международные Дни наблюдений птиц», эко-урок «Хранители воды», «Заповедные уроки», «Сохраним экологию и культуру Татарстана» (беседы) и др)

Модуль «Я и культура» (ежемесячное посещение музеев: музей им. И.И. Шишкина, М.Цветаевой, нейрохирурга Бехтерева, музея Города, музея Памяти).

Социальная категория  «СЕМЬЯ»  реализуется через родительские собрания, совместные мероприятия («Отношения в семье как основа взаимопонимания», «У здоровых родителей - здоровые дети», «Современная деятельность и нравственно-духовное воспитание», «Много ли человеку нужно для счастья» (род.собрания), «Мама, папа, я – спортивная семья», «День матери» (праздники), операция «Забота» и др.

Методические рекомендации.

На первом году воспитания учителю важно формировать доверительные отношения между учеником и учителем, важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.

Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Первая школьная отметка, как к ней относиться?», «Урок родителям», «Детская агрессия. Роль семьи в жизни школьника», «Что умеем, чему научились?» . Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.

Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы

  • «Я чувствую себя счастливым, когда…»

Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки.

Список использованной литературы.

1. Брыкина Е. К., Немкина Е. С.  Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром  / Е. К. Брыкина, Е. С. Немкина // Педагогика и психология образования.  – 2017. - №2.

2.Выготский Л. С., Педагогическая психология /Л. С. Выготский. – М: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.

3.Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.А.Степанова.- М., 2000 

4.Психология. Словарь. М, 2010

5.Смелзер -Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия. М., 2000. 

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) от 6 октября 2009г

7.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-фз


        
 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания младших школьников "Культура поведения"

Цель программы: формирование навыков культурного поведения.  Задачи: Создать условия для освоения и присвоения этических норм поведения детьми.  Организовать  системную работу по п...

Вокальное воспитание младших школьников в эстетическом классе

Сообщение предназначена для преподавателей музыки и хорового пения, работающих с младшими школьниками в классе хорового пения....

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Гражданско- правовое воспитание младших школьников

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

С 1 сентября 2010 года школа участвует в ИнКО по апробации ФГОС....