Система профориентационной работы в 8 классе.
методическая разработка (8 класс) по теме
Отчет о системе профориентационной работы классного руководителя в 8 м классе общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Система профориентационной работы в 8 классе.
Значимость профориентационной работы среди подростков можно подчеркнуть словами доктора педагогических наук Н.С. Пряжникова: «Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией...».
Таким образом, профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос: зачем он вообще учится?
Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
На уровне школы профориентационная работа должна быть системной, то есть в ней должны участвовать все, кто так или иначе работает с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.
Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, ведь они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии...
Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. Имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду, знакомить ребят с миром профессий, показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда.
После девятого класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных профессиональных колледжах. Для этого уже нужно уметь рефлексировать, строить жизненные планы, сопоставлять свои способности, личностные особенности, интересы и ценности с будущей профессией, должен научиться принимать решения самостоятельно и взвешенно.
В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой.
Методы работы должны чередоваться, взаимодополнять друг друга и включать следующие направления:
-диагностику и оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления ;
В психолого-педагогической практике накоплен определенный опыт использования тестов и опросников. Например: методика определения профессионального личностного типа Голланда, карта интересов Голомштока, методика изучения склонностей Синявского и Федоришина и т.д.. В 8 классе я обычно провожу опрос о предпочтительном выборе профессии и необходимости изучения школьных предметов.
Психологическое консультирование – это возможность обсудить со специалистами в области управления карьерой вопрос выбора будущей профессии.
Профориентационная работа ведется в службах занятости, относящихся к Министерству труда. Однако в нормативных документах службы занятости говорится, что помощь молодежи рассматривается как «дополнительная услуга»...
- профинформация - включает в себя знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда. Эти вопросы можно включать в тематику классных часов, бесед с учащимися и их родителями. Что я делаю систематически. Для того, чтобы было легче осуществить психологически правильный выбор профессии, школьникам необходимо владеть информацией о мире профессии, иметь представления о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, знать о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику.
Профориентационные игры создают ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию – те качества, которые сложно развивать в повседневной жизни, но которые так важны в любой профессии. В 8 классе мы проводили игру «Назови профессию», которая оказалась интересной и познавательной для учащихся.
Профориентационные экскурсии формируют у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям, знакомят с производственным процессом, содержанием и условиями труда рабочих специалистов. В текущем году с учащимися 8 класса были проведены экскурсии на завод строительного фарфора, в музей аэропорта Шереметьево, в пожарную часть, в художественную галерею, на предприятие «Теплосеть». Ученики выполнили исследование различной воды на жесткость в лаборатории, т.е. ознакомились с работой лаборанта. Для знакомства с перспективами современной науки была организована экскурсия на Факультет Наук о Материалах и Химический факультет Московского государственного университета на лекторий с демонстрацией эффектных экспериментов для школьников «Тайны мира материалов или 5 шагов к Вашему будущему».
-морально-эмоциональная поддержка подростков заключается в том, что в сознание старшеклассников важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему. Очень важно проводить индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания.
Литература.
1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) Москва: Вако, 2005. - 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профориентационной работы в школе
Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/29/picture-241869-1467200496.jpg)
Система профориентационной работы в школе
В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-295807-1429200071.jpg)
Система профориентационной работы с учащимися в условиях СКОУ VIII вида
Учащиеся СКОУ VIII вида представляют собой отдельную категорию детей Особую сложность образовательного процесса определяет неоднородность состава учащихся Разная степень выраженности основного д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-307188-1380709285.jpg)
Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной работы с детьми «группы риска» по подготовке...
Система профориентационной работы и ее основные направления в современной школе.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с профориентационной работой и ее основными направлениям в современной школе.Возросшие требования современного рынка труда к уровню профессиональной п...
Моделирование системы профориентационной работы
Моделирование системы профориентационной работыв 5 «а» классе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/22/picture-1130533-1703234141.jpg)
Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....