Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
методическая разработка по теме

Кулинич Людмила Андреевна

               Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке к сознательному выбору профессии.

              Кто они дети «группы риска»? Это дети, которые живут в асоциальной среде и испытывают пренебрежительное  или агрессивное отношение к себе. Это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, испытывающие языковые проблемы или проблемы адаптации, например, дети из семей беженцев или из семей вынужденной миграции. Эти дети выделяются в определённую социально – психологическую группу, так как их отличают общие поведенческие характеристики. Для детей «группы риска» характерны

·        Поведенческие отклонения: агрессивность, замкнутость, безразличие, неуверенность, неадекватность реакций.

·        Отсутствие культурных навыков.

·        Отсутствие мотивации к образованию и развитию.

·        Отсутствие представления о себе как о члене социума.

·        Отсутствие положительной «Я» концепции.

·        Пренебрежение интересами  окружающих.

·        Наличие вредных привычек.

      Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский сказал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет". Важность профессионального, а в широком смысле и социального самоопределения молодого человека ставит серьёзные системные задачи перед организаторами профориентационной работы в школе.

Главная цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению своей профессиональной карьеры, в корректировке и реализации перспектив своего развития, а так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно – значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Большое влияние на профориентацию оказывают профессионально-волевые качества. Профессионально-волевые качества в различных исторических условиях не могут быть постоянной величиной, они прогрессируют и меняются, как и всё в нашем мире. Относительно профессионально-волевых качеств меняются и их приоритеты. На первое место выходят такие качества, как предприимчивость, инициативность, умение быстро осваивать новые знания. Главным же является умение найти и внести в профессиональную деятельность свой личностный смысл, готовность постоянного саморазвития. Перед классным руководителем, который занимается профориентационной деятельностью стоит задача воспитать человека, который способен познать себя, опираясь на свои сильные стороны, человека с творческим мышлением, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой цель и выбирать оптимальный путь ее достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из временных неудач и возникающих трудностей и брать на себя ответственность за свои поступки.  Профориентационная работа с детьми «группы риска», безусловно, имеет свои особенности в психологическом, организационном, методическом направлениях, так как помимо непосредственной профориентационной деятельности требует большой работы по гармонизации личности воспитанников, по преодолению негативного влияния социума, в котором они находятся. Классному руководителю необходимо создать доверительную психологически комфортную атмосферу взаимодействия с детьми. У учащихся должна сформироваться уверенность в благополучной реализации профориентационного проекта и умение использовать запасной вариант в случае неудачи.  Профессиональное самоопределение и профориентационная деятельность - это сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований, и этот процесс не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. Практическая помощь классного руководителя, использующего данную модель работы,  открывает возможности позитивной социализации детям, лишённым педагогической поддержки родителей, укрепляет их уверенность в собственных силах, предотвращает их попадание в неблагополучные слои общества.

Рабочей гипотезой при создании модели профориентационной работы являлась мысль о том, что баланс общепедагогических принципов развития  гармоничной личности и специальных профориентационных мероприятий обеспечит готовность школьника к сознательному выбору профессии.Практическая помощь классного руководителя, использующего данную модель работы,  открывает возможности позитивной социализации детям, лишённым педагогической поддержки родителей, укрепляет их уверенность в собственных силах, предотвращает их попадание в неблагополучные слои общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_professii.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор профессии.

Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Учитель английского языка  Кулинич Людмила Андреевна.

Бюджетное образовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке к сознательному выбору профессии.

                Кто они дети «группы риска»? Это дети, которые живут в асоциальной среде и испытывают пренебрежительное  или агрессивное отношение к себе. Это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, испытывающие языковые проблемы или проблемы адаптации, например, дети из семей беженцев или из семей вынужденной миграции. Эти дети выделяются в определённую социально – психологическую группу, так как их отличают общие поведенческие характеристики. Для детей «группы риска» характерны

  • Поведенческие отклонения: агрессивность, замкнутость, безразличие, неуверенность, неадекватность реакций.
  • Отсутствие культурных навыков.
  • Отсутствие мотивации к образованию и развитию.
  • Отсутствие представления о себе как о члене социума.
  • Отсутствие положительной «Я» концепции.
  • Пренебрежение интересами  окружающих.
  • Наличие вредных привычек.

      Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский сказал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет". Важность профессионального, а в широком смысле и социального самоопределения молодого человека ставит серьёзные системные задачи перед организаторами профориентационной работы в школе. Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.                                                                                                                                       Важным моментом в определении уровня готовности учащихся к выбору профессии является определение критериев, в соответствии с которыми профконсультант может делать выводы и принимать методические  решения. Такими критериями являются:

           -   когнитивный – степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов, уровень информированности о путях получения необходимого образования, местах работы, степень информированности учащихся об общих профессионально важных качествах в данной профессиональной сфере.

  • мотивационно-потребностный – характер мотивации учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, потребность в профессиональном самоопределении, интенсивность эмоциональных переживаний, связанных с выполнением определённого вида деятельности, наличие волевых усилий, внимания.

  • деятельносто-практический – способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований, целеустремлённость и активность в профориентационной деятельности, способность проявлять волевые усилия для достижения цели.

Сравнительная характеристика статуса детей «группы риска» с показателями основных критериев.

Критерии

Показатели

предполагаемые необходимые показатели

статус детей «группы риска»

когнитивный

- Устойчивые познавательные интересы.

- Знание своих интересов, способностей.

- Знание общих профессиональных возможностей, представления о специальных профессиональных качествах.

- Неустойчивые познавательные интересы.

- Неадекватная оценка своих способностей.

- Поверхностные знания общих профессиональных возможностей, расплывчатые представления о специальных профессиональных качествах.

 

Мотивационно-потребностный

Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности.

-  Мотивы личного благополучия в результате выбора данной профессии.

- Социальное самоопределение.

- Понимание общественной значимости знаний и умений.

 - Присутствие интереса к профессии в системе ценностных ориентаций.

 -  Потребность сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности.

- Мотивация неуверенная,    неаргументированная.

- Искажённое представление о личном благополучии в результате выбора данной профессии.

 - Убеждённость в отсутствии «социального лифта».

- Противоречие между необходимостью сделать определенную деятельность профессиональной и неадекватностью оценки своих способностей.

Деятельностно-практический

- Наличие достаточно активных усилий для реализации возможности заняться определенной деятельностью.

- Самостоятельный поиск возможностей для реализации профессионального выбора.

- Пассивность и неуверенность  в себе.

- Слабое проявление волевых усилий.

Статус детей «группы риска» по предлагаемым критериям оценки делает очевидной необходимость особой педагогической системы в  организации работы по профессиональной ориентации  этих детей.

Профориентационная  работа предусматривает 2 подхода:

  • Диагностический
  • Воспитательный

Диагностический подход представляет собой специфическую систему профориентационной работы. Для определения уровня готовности детей к осознанному выбору будущей профессии, структуры мотива выбора и глубины знаний о профессиональном многообразии, содержании конкретной профессии и путях достижения своих целей необходимо проводить с детьми разнообразные мероприятия, помогающие диагностике статуса детей и динамики профориентационной готовности. Одной из таких форм диагностической работы является классный час.

Классный час «Кем быть?».

Цели классного часа:

1. Определение уровня готовности детей к сознательному выбору профессии.

2. Развитие умения детей соотносить свои возможности с потребностями общества.

3. Формирование положительной «Я»  концепции.

Учитель:

   Сегодня в мире существует более 10 тысяч профессий, а, включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч

Ребята, можете ли вы перечислить все профессии, которые существуют в современном мире?

Если мы не можем изучить все профессии для себя, то … нам остается изучить себя для выбора профессии! Это и будет целью нашей встречи!

   Что такое профессия?

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств  для   существования.

   Во все времена люди по-разному относились к своей работе и по - разному объясняли, почему они выбрали именно это дело. Послушайте легенду.

       Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

 Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Как вы думаете, почему?

Рабочие отвечали по – разному,  так как мотивация выбора профессии у них была разная.

Мы можем предположить, что первый каменотёс выбрал эту профессию случайно, необдуманно или просто потому, что не было другой работы. У второго каменотёса явно просматривается материальная заинтересованность. А вот третьим каменотёсом руководил мотив творческой реализации.

     Каждый из вас, конечно, уже отдаёт предпочтение какой - то определённой профессии. Как вы думаете, хорошо ли вы знаете содержание этой профессии, которая интересует вас?

       Задание 1.  Напишите, что  по - вашему мнению есть в вашей любимой профессии положительного, отрицательного и интересного.

Ученики читают свои записи, классный руководитель комментирует.

А теперь подумайте, почему вы отдаёте предпочтение этой профессии?

По виду мотивы выбора профессии можно подразделить следующим образом:

  • Общая мотивировка; неплохая профессия, удобно добираться до места обучения.
  • Романтика профессий; привлекательно быть лётчиком, актрисой.
  • Мотивы познавательного характера; интересно знать или научиться.
  • Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; полезно для общества, для родины.
  • Ссылка на пример; как подружка, как мама.
  • Немотивированный выбор. Нравится и всё.
  • Материальная заинтересованность.

Выбрать профессию действительно трудно. Основным условием выбора профессии является обоснованность профессионального плана, в котором учтены интересы, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Условно эти составляющие формулы выбора  профессии можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности).

Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека, состояние его здоровья.

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Как вы считаете, готовы ли вы к осознанному выбору профессии сегодня?

Перед вами опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии. Вам предлагается ответить на вопросы анкеты и подсчитать результаты.

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (подготовлен профессором В.Б.Успенским).

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое мнение ответами «да» или «нет».

  1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
  2. Основной мотив выбора – материальные интересы.
  3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
  5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
  6. если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
  9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
  14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
  24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов: поставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

  1. 1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23…
  2. 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24…

Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0 – 6 баллов – неготовность;

7 – 12 баллов – низкая готовность;

13 – 18 баллов – средняя готовность;

19 – 24 балла – высокая готовность.

Итоги теста лучше подвести в наглядной форме. Дети сами могут прокомментировать свои результаты.

    Выбирая себе профессию, молодые люди часто не представляют себе то, насколько они сами пригодны для этой профессии, так как они считают свою пригодность чем-то само собой разумеющимся. А некоторые думают об этом долго и мучительно. Но нередко их выводы не соответствуют действительности, так как у них может быть неправильное представление о себе. Итак, профессий много. Знать их все невозможно. Точно определить свою пригодность к той или иной профессии тоже трудно. Так как же быть? Для начала попытайтесь определить, какая сфера человеческой деятельности наиболее для вас привлекательна. Для какой сферы есть необходимые задатки, способности? Вам предлагается выполнить задания теста на профессиональную ориентацию.

Выбор профессии: тест на профессиональную ориентацию

Если приведенные ниже высказывания хорошо передают ваш характер, обведите кружком соответствующие буквы. Вы можете поставить столько кружков, сколько сочтете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые подходят вам больше всего.

А. Я люблю командные виды спорта.

Б. Кроссворды увлекают меня.

В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.

Г. Мне нравится говорить по телефону.

Д. Я машинально рисую картинки в записных книжках.

Е. Я интересуюсь всем, что меня окружает.

А. Мне нравится работать руками.

Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

В. Я бы предпочел работать на себя, чем на кого-то другого.

Г. Мне нравится помогать людям.

Д. Я люблю использовать свое воображение.

Е. Я неплохо разбираюсь в естественных науках.

А. Я умею обращаться с инструментами.

Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.

В. Я предпочитаю работать не в одиночку, а в коллективе.

Г. Я не стесняюсь высказывать своего мнения.

Д. Я люблю модно одеваться.

Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.

А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.

Б. Математика – это то, что я знаю лучше всего.

В. Я предпочитаю участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.

Г. Я спрашиваю совета при решении возникших проблем.

Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.

Е. Меня интересует природа.

А. Мне нравятся домашние животные.

Б. Мой почерк четкий и разборчивый.

В. Я хотел бы сделать политическую карьеру.

Г. Я веду дневник.

Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.

Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.

Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву: если вы обвели одну и ту же букву четыре и более раз, то вы можете выбрать профессию, родственную тем, что приведены на следующей странице под этой буквой. Если вы ни одну букву не обвели хотя бы четырежды, ваши интересы находятся на стадии развития.

Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Возможно, недавно вы сделали книжную полку или оборудовали комнату для установки стереосистемы. Может быть, как раз сейчас вы работаете над очередным проектом. Такие дарования нужны для многих профессий. Вы должны поближе познакомиться с теми профессиями, где нужно работать практически:

Инженер-строитель

Фермер

Строитель

Садовод-декоратор

Тренер

Ветеринар

Подрядчик

Летчик

Плотник

Группа Б. Наверное, вам уже не раз приходилось подсказывать другим людям, где они забыли свои ключи или очки. Решение математических задач представляет для вас увлекательную, а не рутинную работу. Может быть, друзья обращаются к вам за помощью на лабораторных занятиях или одалживают ваши конспекты, готовясь к экзамену. Вам может нравиться вести спортивную статистику, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа:

Программист

Авиационный инженер

Финансовый аналитик

Бухгалтер

Банкир

Библиотекарь

Медицинский техник

Группа В. Вы, наверное, уже знаете, что способность убеждать людей составляет одну из ваших сильных черт характера. Может быть, вы – староста в классе, или один из тех, кого обычно делают ответственным за какое-либо классное мероприятие. Может быть, вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться и давать указания:

Предприниматель

Продавец

Директор школы

Военнослужащий

Управляющий отелем

Специалист по работе с кадрами

Адвокат

Политик

        Группа Г. Возможно, вы часто принимаете добровольное участие в классных мероприятиях. Может быть, вы работаете на общественных началах в вашей школе или церкви. Возможно, вы тратите массу времени на телефонные разговоры с друзьями. Или вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общение с людьми:

Учитель

Репортер

Медсестра

Врач

Социальный работник

Психолог

Рекламный агент

Начальник офиса

Группа Д. Может оказаться, что вам нравится рассказывать анекдоты и забавные истории. Может быть, вы ведете дневник, в который записываете все, что случается, и то, как вы к этому относитесь. Вероятно, вам нравится читать и мечтать при этом. Возможно, друзья обращаются к вам с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление ко дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о профессии, в которой важны творчество и оригинальность:

Актер

Писатель

Фотограф

Художник

Дизайнер

Хореограф

Музыкант

Архитектор

Группа Е. Вам, наверное, известны собственные способности ремонтировать разные вещи или разбирать их, чтобы узнать, как они устроены. Возможно, вам нравится биология. Может быть, ваша любознательность заставляет вас постоянно искать ключи к разгадке стоящих перед вами задач. Может быть, вам нравится бывать в новых местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности:

Ученый-естествоиспытатель

Психиатр

Специалист по маркетингу

Детектив

Профессор

Юрист среднего звена

Медик-исследователь

Инженер-механик

Инженер-электротехник

Учащиеся работают с тестом, после окончания работы они самостоятельно комментируют результаты по следующим пунктам.

 - какие высказывания, по их мнению, наилучшим образом характеризуют характер;

- какие профессии рекомендует им тест на профессиональную ориентацию;

- думал ли кто-нибудь выбрать именно ту профессию,  которую рекомендует им тест на профессиональную ориентацию.

Учитель:

Мы с вами обсудили, какую профессию и почему вы выбираете, т.е. ваше «хочу»,

мы проанализировали ваши личностные наклонности, т.е. ваше «могу».

И у нас осталось требование общества - «надо»

Задание 2: "Необитаемый остров"

Представьте себе, что вы на необитаемом острове, на котором вам нужно выжить и  устроить свой быт. Подумайте, какие 10 профессий будут наиболее востребованными на необитаемом острове.

Для выполнения задания класс делится на команды по 5-6 человек. Задача команды составить список из 10 самых необходимых профессий на необитаемом острове. После окончания работы и обсуждения результатов на доске вывешивается список 10 самых необходимых для жизни людей профессий. Учитель подводит детей к выводу о необходимости обществу рабочих профессий и о их  востребованности  в настоящее время.

Классный час заканчивается самооценкой каждого ученика, дети заполняют лист рефлексии.                                                                                                                                                        

Знание профессии

Мотивация

Готовность к выбору профессии

знаю профессию очень хорошо

знаю профессию в общих чертах

очень поверх

ностное представ

ление о

профессии

мотив четкий  и аргументиро

ванный

мотивация нечеткая, неаргументированная

никак неаргументи

рованный выбор

неготовность

низкая готовность

средняя готовность

высокая готовность готовность отовность готовность

            Воспитательный подход во многом состоит из общепедагогических принципов.

Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания. Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми должен руководствоваться педагог, помогающий молодым людям выбирать себе профессию и место в социальной структуре общества.

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами, которые являются базисом профориентационной работы с детьми «группы риска»

Для простоты и удобства все принципы представлены в виде таблицы. Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа – не доводить принцип до крайности, не извращать его.

Основные организационные принципы профориентационной работы

с детьми «группы риска»

« крайности»

«золотая середина»

«крайности»

1.  Дисбаланс в воспитательной работе в пользу профориентационных мероприятий.

1. Формирование гармоничной личности, в единстве трудового. экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

1. Недостаточно активная работа по формированию умения сделать самостоятельный обоснованный профессиональный выбор.

2. Морализаторство

2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов.

2.  Пренебрежение нравственными принципами.

3.  Узкая теоретическая направленность, излишнее использование игровых методик.

3.  Системность разнообразных форм и методов работы.  Связь профориентации с жизнью, с трудовой подготовкой школьников, сбалансированное единство теоретических и практических форм работы

3.  Бессистемность, следование методическим модам.

4. Использование только диагностического подхода к проведению профориентационной работы.

4. Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы.

4. Использование только воспитательного подхода к организации профориентационной работы.

5. Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом.

5. Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость.

5. Утеря специфики принципов.

6. Использование форм и методов работы, рассчитанных на усреднённого ученика.

6.Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов

6.  Использование только массовых форм работы. Формализм в организации работы.

7. Некорректное отношение к советам родителей по выбору профессии. Нетактичное навязывание ученику своего мнения, нарушение личной свободы в выборе профессии.

7.  Изучение опыта семейных взаимоотношений. Тактичное поведение профконсультанта. Просветительская работа с родителями.

7. Излишнее доверие воспитательной роли семьи.

8 Незнание реальных  требований рынка труда; неправильная организация диагностической и просветительской работы, которая ведёт к возникновению противоречий между склонностями и  способностями учащихся и требованиями избираемой профессии 

8. Преемственность в работе, сохранение лучших педагогических традиций, учёт новых социально – экономических отношений.

8. Дисбаланс в пользу модных методик, основанных на механистическом подходе к воспитанию личности.

Главная цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению своей профессиональной карьеры, в корректировке и реализации перспектив своего развития, а так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно – значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Большое влияние на профориентацию оказывают профессионально-волевые качества. Профессионально-волевые качества в различных исторических условиях не могут быть постоянной величиной, они прогрессируют и меняются, как и всё в нашем мире. Относительно профессионально-волевых качеств меняются и их приоритеты. На первое место выходят такие качества, как предприимчивость, инициативность, умение быстро осваивать новые знания. Главным же является умение найти и внести в профессиональную деятельность свой личностный смысл, готовность постоянного саморазвития. Перед классным руководителем, который занимается профориентационной деятельностью стоит задача воспитать человека, который способен познать себя, опираясь на свои сильные стороны, человека с творческим мышлением, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой цель и выбирать оптимальный путь ее достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из временных неудач и возникающих трудностей и брать на себя ответственность за свои поступки.  Профориентационная работа с детьми «группы риска», безусловно, имеет свои особенности в психологическом, организационном, методическом направлениях, так как помимо непосредственной профориентационной деятельности требует большой работы по гармонизации личности воспитанников, по преодолению негативного влияния социума, в котором они находятся. Классному руководителю необходимо создать доверительную психологически комфортную атмосферу взаимодействия с детьми. У учащихся должна сформироваться уверенность в благополучной реализации профориентационного проекта и умение использовать запасной вариант в случае неудачи.  Профессиональное самоопределение и профориентационная деятельность - это сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований, и этот процесс не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. 

Определение личностного статуса детей «группы риска» по 3 критериям:

когнитивный, мотивационно – потребностный, деятельностно – практический, а также базисных организационных принципов профориентационной работы  позволяет создать примерную модель профориентационной работы с детьми «группы риска» в школе. В данной модели рассматриваются аспекты работы, учитываются проблемы личностного развития детей, определяются содержание и направленность профориентационной деятельности, прогнозируются  основные показатели результативности.

Аспекты работы

Проблемы личностного развития детей «группы риска»

Содержание и направленность работы

Показатели результативности работы

Когнитивный

- Неустойчивые познавательные интересы.

- Поверхностные знания общих профессиональных возможностей,

расплывчатые представления о специальных профессиональных качествах,.

- Незнание путей получения профессии.

- Развитие познавательного интереса.

- Активизация мыслительной деятельности.

 -Работа по формированию гармонично развитой личности.

- Профпросвещение учащихся.

- Оказание помощи в анализе информации необходимой для осознанного выбора профессии

  • Знания о профессиях.
  • Знания о привлекающей профессии (содержание, требования к человеку, потребность в ней рынка труда).
  • Знания о своих профессионально важных качествах (самооценка способностей, индивидуальных качеств, умений: общетрудовых, специальных коммуникативных, организаторских, творческих).

- Знания о вариативных путях профессионального самоопределения (первоначальное решение, наличие ориентировочной программы действий, запасной вариант решения, самостоятельность мониторинга и коррекции).

Мотивационно потребностный

Мотивация неуверенная, неаргументированная.

- Искажённое представление о личном благополучии в результате выбора данной профессии.

- Убеждённость в невозможности использования

«социального лифта».

- Противоречие между необходимостью сделать определенную деятельность профессиональной и неадекватностью оценки своих способностей.

Оказание помощи учащимся в осознание необходимости правильного выбора профессии для успешного осуществления жизненной карьеры.

- Формирование адекватной самооценки,

 - Работа по формированию ценностных ориентаций,

 - Формирование позитивного мироощущения.

  • Положительно окрашенное отношение к профессиональной карьере (социальная значимость, материальная и личностная ценность).
  • Адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения (самостоятельность, уверенность в себе, положительная «Я концепция», стремление к преодолению трудностей).

-Оценочные суждения своих действий на разных этапах деятельности, оценка вариантов решений, их достоинств и недостатков.

Деятельностно -практический

Пассивность и неуверенность  в себе. - Слабое проявление волевых усилий.

- Низкий уровень социализации.

Формирование умения принимать решения.

 - Развитие волевых качеств.

 - Формирование активной жизненной позиции.

 -Формирование и развитие ответственности.

 - Помощь в постановке цели и определении путей её реализации.

  • Способность к самореализации, пробе сил.
  • Способность воспользоваться советами профессионалов-консультантов, помощников (среди педагогов, психологов, родителей, знакомых, друзей и др.).

Способность к самосовершенствованию (самоанализу, самообразованию, саморегуляции).

Практическая помощь классного руководителя, использующего данную модель работы,  открывает возможности позитивной социализации детям, лишённым педагогической поддержки родителей, укрепляет их уверенность в собственных силах, предотвращает их попадание в неблагополучные слои общества.

Рабочей гипотезой при создании модели профориентационной работы являлась мысль о том, что баланс общепедагогических принципов развития  гармоничной личности и специальных профориентационных мероприятий обеспечит готовность школьника к сознательному выбору профессии.

Литература

.

1. Профессиональная ориентация учащихся : [учеб.-метод. изд. / сост. О. А. Хаткевич]. -    Минск : Красико-Принт, 2004. - 173 с.

2. Профилизация воспитания в условиях модернизации школьного образования : метод.      пособие / [авт.-сост. Ф. П. Черноусова, засл. учитель Рос. Федерации]. - М. : Пед. о-во России, 2007. - 126, [1] с.

3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студентов высш. учеб.    заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии /

   Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 3-е изд., стер. - М. : Academia, 2007. – 494, [2] с

4.  Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор" : [сборник]

 [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.] ; под ред. Н. В. Афанасьевой. - СПб. : Речь, 2007. - 365 с.

5.   Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие.      – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.

6. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников». – М: УЦ «Перспектива», 2002. – 52 с.

7.  Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (подготовлен профессором В.Б.Успенским).

8. Карнаух, Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы. [Текст] / Ю.А Карнаух. – Омск: «ООЦПО». 2002.

9.  Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст]/ Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.

.10.  Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии.  [Текст]/Л.М. Митина. – Москва: «Флинта». 1998.

11. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст]/ Осницкий А.К. // журнал «Вопросы психологии» – 1992. № 10. – С. 30 -32.

12.Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

13. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия [Текст]/Г.В. Резапкина – Москва: «Просвещение» 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...

Техники работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Данный материал предназначен для практической работы с детьми, пережившими острую психологическую травму....

Работа с детьми, оказавшими в трудной жизненной ситуации

Презентация по работе с детьми, требующими особого контроля...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...