Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
материал
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnoy_doklad.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся.
Проблема трудоустройства обучающихся с интеллектуальными нарушениями остается достаточно актуальной, так как помимо когнитивных нарушений, у них прослеживается целый ряд сопутствующих заболеваний, которые ведут к затруднениям как в овладении профессиональными навыками, так и к трудностям адаптации в трудовом коллективе.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются инфантилизмом, искаженным формированием образа себя, неумением планировать свое время и управлять им, низкой готовностью к самостоятельному решению проблем, невысоким уровнем самоорганизации, отсутствием мотивации к социальной реализации. Небольшой практический опыт и слабое его осмысление, интуитивность поступков, непонимание индивидуальных жизненных интересов и целей определяет основные трудности их социально-трудовой адаптации. Таким образом, выбор профессии для данной категории выпускников, сужается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.
В МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» подготовка детей к самостоятельной жизни, производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. В школе осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом своих особенностей и потребности общества. Наше учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
В связи с этим задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций в нашем учреждении теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания и обучения. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд. Значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в ТОГБПОУ «Мичуринском аграрном техникуме» и получают профессию: рабочий зеленого хозяйства, садовник, маляр строительный, штукатур.
В нашей школе обучающиеся с первого класса попадают в воспитательную среду, которая направлена на формирование их трудовых навыков. В начальном звене – это навыки самообслуживания, в среднем и старшем звене – социально-бытовая ориентировка автоматизация навыков самообслуживания, общественно-полезный труд, профессионально-трудовое обучение и воспитание, предусмотренное обязательной программой. Проводится профессиональное просвещение, знакомство с различными профессиями, их общественной значимостью. В старших классах возникает необходимость профессиональной ориентации, ознакомления с рядом доступных для обучающихся профессий. В 8-х -9-х классах происходит нацеливание на необходимость получения профессионального образования.
Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, развивают их творческие способности.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются: профессиональное просвещение обучающихся «Программа по профориентации «Мой выбор», организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий кружок «Кем я хочу быть», развитие творческого потенциала детей, участие в школьных конкурсах и муниципальных этапах конкурса «Охрана труда». Наиболее эффективные формы работы: беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий и представителями ТОГКУ Центр занятости населения, экскурсии на предприятие - ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум», анкетирование, тестирование выпускников школы.
Пространство, которое оказывает влияние на профессиональную ориентацию ребенка это: администрация школы, педагоги-психологи, ТОГКУ Центр занятости населения, классные руководители, классный коллектив, родители.
Моя работа по профессиональному самоопределению учащихся в 2019-2020 уч.г. была направлена как на работу с родителями (законными представителями), так и на обучающихся и состоит из:
- изучения личностных качеств и интересов учащихся 8-9 классов;
- выявления склонностей, способностей и профессиональных предпочтений;
- оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, разработку рекомендаций учащимся и родителям (законным представителям).
В начале курса по профессиональному самоопределению с учащимися 8 – 9-х классов было проведено входное анкетирование, которое показало, что с выбором дальнейшей профессии определились 70 %.
Большая часть обучающихся 8-х - 9-х классов продемонстрировали заинтересованность в знаниях о своих способностях, информации о различных профессиях и перспективах дальнейшего профессионального роста, что показывают их ответы в анкете. Эти данные доказывают высокий уровень мотивации воспитанников школы на участие в занятиях по профориентации.
Среди обучающихся 8-9 классов проведены коррекционно-развивающие групповые занятия по профориентации, направленные на изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого, уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагался бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Основываясь на полученных результатах, я провела следующую работу:
- Консультативная работа – проведено индивидуальное консультирование обучающихся по профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.
- Практическая работа – проведены групповые профориентационные занятия с детьми, преимущественно в форме тренингов. На занятиях проводилось анкетирование, в группах обсуждалась специфика профессий, выявлялся интерес и профессиональный выбор каждого обучающегося. Использовались: методики Климова Е.А., Айзенка Г.
- Сформированы представления о направлениях и видах профессиональной деятельности, оказана помощь в личностном самоопределении и самоактуализации.
- Социально–просветительская работа – организованы беседы с обучающимися по ознакомлению с различными профессиями. На родительских собраниях проведены беседы с родителями, которые были направлены на повышение психологической компетенции по вопросам профессионального самоопределения.
На родительских собраниях проведены беседы по профориентации:
- «Профориентационная работа в МБОУ « Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Как помочь ребёнку выбрать профессию».
Для детей была использована методика «Незаконченное предложение» (Я бы хотел (а) выбрать профессию__________потому, что….)
(Содержание выполняемой методики показывает, сделан ли обучающийся выбор профессии. Кроме того, дописанное предложение свидетельствует об осознанном выборе. К отсутствию ответа часто приводит утомляемость, нежелание задумываться о себе, низкие коммуникативные способности.)
В ходе повторного мониторинга, проведенного в конце марта 2020г, было обследовано 25 человек.
Анализ полученных данных показал следующие результаты. Количество выбравших профессию на данный момент составляет 22 человека, т.е. 88% из общего числа.
Таким образом, только системная профориентационная работа может подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору своей будущей профессии. Детей необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. В связи с этим профориентационная работа с нашими обучающимися нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Занимательные задания для проведения мероприятия на недели математики. Задания подходят для учащихся 5-9 классов....
Доклад на тему:"Выполнение системы требований по формированию профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Оператор ЭВ и ВМ»"
Современные педагогические технологии при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья...
Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...
Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...
Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...
справка с места работы МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Справка с места работы. Социальный педагог в МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...