Система профориентационной работы в школе
материал по теме
В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 51 КБ |
prezentaciya_microsoft_powerpoint_2.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Система профориентационной работы в ГБОУ ООШ№28 г.Сызрани
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам экзаменов», «учебное заведение ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе. Это накладывает особую ответственность на основную школу.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В большинстве случаев семья не может оказывать должного и положительного влияния на процесс социально-профессионального становления подростка, поэтому эта функция ложится на школу, а, в частности, на специалиста по профориентационой работе.
Цель профориентационной работы в ГБОУ ООШ№28 г.Сызрани:
● оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии;
● обучение, воспитание и подготовка учащихся к общественно-полезному, производительному труду, социальной адаптации;
● развитие профессиональных компетенции, подбор учебных заведений с учётом индивидуальных возможностей подростков.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
- Профессиональная информация;
- Профессиональное воспитание;
- Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Так как в школе нет психологической службы, администрация школы заключила договор о сотрудничестве с центром социально-трудовой адаптации и профориентации г.Сызрани, специалисты центра в течении года проведят диагностику и консультирование учащихся старших классов.
Работа по профориентации является системной, т.е. в ней участвуют все, кто так или иначе работает с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, и даже сами учащиеся.
Профориентационная работа включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»… Поиск новых нестандартных форм в работе, повышает результативность профессионального самоопределения школьников.
Формы профориентационной работы.
1. Пассивные формы. «Просветительское» направление.
Эти формы мы рассмотрим вкратце, так как все о них знают и активно используют в работе
- Беседы, лекции, просмотр видеофильмов
- Профдиагностика, профконсультации для учащихся
- Консультации для родителей (педагогами, психологами, медицинскими специалистами)
- Посещение «ярмарок профессий»,
- Знакомство с «образовательной картой» города, района.
- Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий»
- Выставки учащихся по трудовому обучению, декоративно-прикладному искусству
- Выставка литературы о профессиях , в школьной библиотеке
2. Активные формы «Обучающе-развивающее» направление.
Какие активные формы работы мы применяем в нашей школе, я расскажу подробнее.
- Экскурсии в учебные заведения ПУ, ПЛ, колледжи и на
- Использование сюжетно- ролевых игр по профориентации
Посредством игры ребятам предоставляется возможность «смодулировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. «Собеседование», «Менеджер», «Продавец-консультант», деловая игра «Выбор президента», вот неполный список предлагаемых тем. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.
● Проведение старшеклассниками уроков (занятий) в младших классах, в группах продлённого дня
Так, например, многие ребята хотят попробовать себя в роли учителя или воспитателя. Мы даём им эту возможность через «Дни самоуправления», организацию помощи педагогу-воспитателю в классах «особый ребёнок» во внеучебное время. В последние 2 года наши выпускники, поступили в педагогический колледж г.Сызрани , на специальность воспитатель ДОУ.
● Работа школьных кружков и секций по профессиональным интересам
В нашей школе успешно работает народная студия «Хорошки» и хотя в театральные училища наши выпускники ещё не поступали, но хорошую школу ораторского мастерства они получают именно здесь.
- Организация работы учащихся по самообслуживанию и ремонту школы
- Тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»
Традиционно в рамках этой недели проводятся конкурсы по номинациям:
- Компьютерная презентация профессии.
- Семейное профессиональное древо
- Личный профессиональный герб
- Профессия в картинках
- Сочинение и эссе о профессии
- Игра по станциям «Мир профессий».
Об эффективности профориентационной работы в школе судят по показателям поступления в учебные заведения. Анализ показывает стабильность поступлений наших выпускников. Но особенно важным показателем является дальнейшее трудоустройство и социализация молодых людей в нашем высокотехнологическом и конкурентном мире. Эта проблема ждет своего решения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель профориентационной работы в школе: оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии ; обучение, воспитание и подготовка учащихся к общественно-полезному, производительному труду, социальной адаптации; развитие профессиональных компетенции, подбор учебных заведений с учётом индивидуальных возможностей подростков.
Основные направления профориентационной работы в школе Профессиональная информация Профессиональное воспитание Профессиональная консультация
Формы профориентационной работы Активные Пассивные • Беседы, лекции, просмотр видеофильмов • Профдиагностика, профконсультации для учащихся • Консультации для родителей • Посещение «ярмарок профессий», • Знакомство с «образовательной картой» города. • Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий» • Выставки учащихся по трудовому обучению, декоративно-прикладному искусству • экскурсии в учебные заведения города • использование в работе сюжетно-ролевых игр • проведение старшеклассниками уроков (занятий )в младших классах • организация учащихся о самообслуживанию и ремонту школы • Тематические недели.
Диспут : «Все профессии нужны , Все профессии важны»
Экскурсия
Проектная деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профориентационной работы в школе
Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....
Система профориентационной работы и ее основные направления в современной школе.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с профориентационной работой и ее основными направлениям в современной школе.Возросшие требования современного рынка труда к уровню профессиональной п...
Система профориентационной работы в условиях школы с подростками, имеющими отклонения в развитии.
Профориентационная работа в школе выступает как компонент учебно-воспитательного процесса. Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи обучающимся в п...
Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...
Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....