Система профориентационной работы в школе
материал по теме

Макарова Любовь Николаевна

В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc51 КБ
Файл prezentaciya_microsoft_powerpoint_2.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Система профориентационной работы в ГБОУ ООШ№28 г.Сызрани

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам экзаменов», «учебное заведение ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе.  Это накладывает особую ответственность на основную школу.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В большинстве случаев семья не может оказывать должного  и положительного влияния на процесс социально-профессионального становления подростка, поэтому эта функция ложится на школу, а, в частности, на специалиста по профориентационой работе.

      Цель профориентационной работы в ГБОУ ООШ№28 г.Сызрани:   

● оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии;

● обучение, воспитание и подготовка учащихся к общественно-полезному, производительному труду,  социальной  адаптации;

● развитие профессиональных компетенции, подбор учебных заведений с учётом индивидуальных возможностей подростков.

           Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

- Профессиональная информация;

- Профессиональное воспитание;

- Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Так как в школе нет психологической службы, администрация школы заключила договор о сотрудничестве с центром социально-трудовой адаптации и профориентации г.Сызрани, специалисты центра в течении года проведят диагностику и консультирование учащихся старших классов.

    Работа  по профориентации является системной, т.е. в ней участвуют все, кто так или иначе работает с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, и даже сами учащиеся.

    Профориентационная работа включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»…  Поиск новых нестандартных форм в работе, повышает результативность профессионального самоопределения школьников.

                                         Формы профориентационной работы.  

              1.    Пассивные формы.      «Просветительское» направление.  

       Эти формы мы рассмотрим вкратце, так как все о них знают  и активно  используют в работе   

  1. Беседы, лекции, просмотр видеофильмов
  2. Профдиагностика, профконсультации для учащихся
  3. Консультации для родителей (педагогами, психологами, медицинскими специалистами)
  4. Посещение «ярмарок профессий»,
  5. Знакомство с «образовательной картой» города,  района.
  6. Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий»
  7. Выставки учащихся по трудовому обучению,  декоративно-прикладному искусству
  8. Выставка литературы о профессиях , в школьной библиотеке

2.   Активные формы      «Обучающе-развивающее» направление.    

Какие активные  формы работы мы применяем в нашей школе, я расскажу подробнее.

  1. Экскурсии в учебные заведения ПУ, ПЛ, колледжи и на
  2.   Использование сюжетно- ролевых игр по профориентации   

    Посредством игры ребятам предоставляется возможность «смодулировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. «Собеседование», «Менеджер», «Продавец-консультант»,  деловая игра  «Выбор президента», вот неполный список предлагаемых тем.  Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.

 

      ●   Проведение старшеклассниками уроков (занятий) в младших классах, в группах продлённого  дня  

Так, например, многие ребята хотят попробовать  себя в роли учителя или воспитателя. Мы даём  им эту возможность через «Дни самоуправления», организацию помощи педагогу-воспитателю в классах «особый ребёнок» во внеучебное время. В последние 2 года наши выпускники, поступили в педагогический колледж г.Сызрани ,  на специальность  воспитатель ДОУ.

     ●    Работа школьных кружков и секций по профессиональным интересам   

В нашей школе  успешно работает народная студия «Хорошки» и хотя в театральные училища наши выпускники ещё не поступали, но хорошую школу ораторского мастерства они получают именно здесь.  

  1. Организация работы учащихся по самообслуживанию и  ремонту школы 
  1. Тематическая неделя  «Дороги, которые мы выбираем»  

 Традиционно в рамках этой недели проводятся конкурсы по номинациям:

  1. Компьютерная презентация профессии.
  2. Семейное профессиональное древо
  3. Личный профессиональный герб
  4. Профессия в картинках
  5. Сочинение и эссе о профессии
  6. Игра по станциям «Мир профессий».

Об эффективности профориентационной работы в школе судят по показателям поступления в учебные заведения. Анализ показывает стабильность поступлений наших выпускников.  Но особенно важным показателем является дальнейшее трудоустройство  и социализация молодых людей в нашем высокотехнологическом и конкурентном мире. Эта проблема ждет своего решения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные формы профориентационной работы в школе Макарова Любовь Николаевна з аместитель директора по УВР ГБОУ ООШ № 28

Слайд 2

Цель профориентационной работы в школе: оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии ; обучение, воспитание и подготовка учащихся к общественно-полезному, производительному труду, социальной адаптации; развитие профессиональных компетенции, подбор учебных заведений с учётом индивидуальных возможностей подростков.

Слайд 3

Основные направления профориентационной работы в школе Профессиональная информация Профессиональное воспитание Профессиональная консультация

Слайд 4

Формы профориентационной работы Активные Пассивные • Беседы, лекции, просмотр видеофильмов • Профдиагностика, профконсультации для учащихся • Консультации для родителей • Посещение «ярмарок профессий», • Знакомство с «образовательной картой» города. • Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий» • Выставки учащихся по трудовому обучению, декоративно-прикладному искусству • экскурсии в учебные заведения города • использование в работе сюжетно-ролевых игр • проведение старшеклассниками уроков (занятий )в младших классах • организация учащихся о самообслуживанию и ремонту школы • Тематические недели.

Слайд 6

Диспут : «Все профессии нужны , Все профессии важны»

Слайд 7

Экскурсия

Слайд 8

Проектная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

Система профориентационной работы и ее основные направления в современной школе.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профориентационной работой и ее основными направлениям в современной школе.Возросшие требования современного рынка труда к уровню профессиональной п...

Система профориентационной работы в условиях школы с подростками, имеющими отклонения в развитии.

Профориентационная  работа в школе выступает как компонент учебно-воспитательного процесса.  Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи обучающимся в п...

Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....