Комбинированный час "Поговорим о деньгах" 10 класс
классный час (10 класс) по теме
Просветительская работа по природе и значению денег в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kombinirovannyy_chas.docx | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
комбинированный час «Поговорим о деньгах». 10-11 классы
Цели: просветительская работа по природе и значению денег в жизни человека, диагностирование знаний учащихся в форме опросов и викторины по теме.
Предварительная подготовка:
- Группа учащихся подбирает пословицы и поговорки о деньгах, другая группа — высказывания купцов об этике бизнеса
- Подготовить ответ на вопрос: на что вы потратили бы свою первую зарплату?
Информация для ведущего:
Деньги — одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике — какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах — рис, на побережье Западной Африки — раковины-каури, на Руси — скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально метал лические деньги обращались в форме слитков. Так, денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра — гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200 г. Гривна делилась на 20 ногат, 20 кун, 50 резан.
С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII в. до н. э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны — Монеты. Отсюда пошел термин «монета». Монета — денежный знак, изготовленный из металла. Государство своим оттиском-штемпелем на монете удостоверяло чистоту и вес металла. На Руси монеты собственной чеканки, по виду похожие на монеты Византии, появились в конце X века. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, а также их можно было легко подделать.
На замену металлических денег пришли бумажные деньги. Они появились в Китае в VIII в. до н. э. В Европе прообраз бумажных денег можно-видеть в кожаных деньгах. В Италии в XII в., во Франции при Людовике IX они представляли как бы обязательства на будущие платежи. В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце XVII—начале XV4II в. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769 году.
1 .
Организация и проведение викторины
143
В современной экономике одновременно с бумажными и металличе скими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение, т. к. это безопасно и удобно. Во многих случаях более удобно выписать чек, чем использовать наличные деньги.
Большое распространение в развитых странах Запада получила система электронных платежей. Это компьютерные системы расчетов и кредитова ний. Это деньги, перемещающиеся со скоростью света в масштабах земного шара.
Самая легкая металлическая монета из серебра была выпущена в Непале в 1740 г., ее размеры 2 мм х 2 мм. Самая дорогая из современных монет достоинством в $10 ООО отчеканена из платины в 1993 г. в Австралии, ее вес 1 кг и диаметр 57 мм. Самая крупная сумма за покупку одной монеты — 314 тыс. долларов уплачена 30 июня 1974 г. на аукционе в Цюрихе за серебряную декадрахму из древних Афин.
I. Предварительное слово ведущего
Почти во всех случаях, когда общаются люди, деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег! Вот как выразил этот факт А. С. Пушкин в «Скупом рыцаре»:
Барон смотрит на свое золото. Кажется, не много, А скольких человеческих забот, Обманов, слез, молений и проклятий Оно тяжеловесный представитель! Да! если бы все слезы, кровь и пот, Пролитые за все, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп — я захлебнулся б В моих подвалах верных.
Неустанно проклинали бесовскую власть денег великие гуманисты, видя в них зло, причину вражды между людьми.
А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, день ги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие».
В старину поговаривали, что деньги изобрел дьявол. Миф о деньгах как порождении сатаны — пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещенных. 2.
Вот такой парадокс: с одной стороны, деньги — великое изобре тение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с дру гой стороны, это зло, от которого нужно избавиться.
- Конкурс знатоков народной мудрости
Вспомните известные вам пословицы, которые имеют отношение к деньгам. Проводится конкурс-аукцион знатоков народной мудрости. Победителем становится участник, закончивший аукцион.
Деньги любят счет.
Свой грош везде хорош.
Копейка рубль бережет.
Богатство разум рождает.
Долг платежом красен.
Долго спать — с долгом встать.
Денег куры не клюют.
И слова не скажи, только грош покажи.
Денежка дорожку прокладывает.
Захочешь добра — посыпь серебра.
Тот мудрен, у кого карман ядрен.
С деньгами мил, без денег постыл.
Есть грош, так будет и рожь.
Денежка не бог, а бережет.
Денег наживешь — без нужды проживешь.
Лишние деньги — лишняя забота.
Через золото слезы льются.
И то бывает, что и деньгам не рад.
Деньги что каменья : тяжело на душу ложатся.
Будешь богат, будешь и скуп.
Не хвались серебром, хвались добром.
Без денег сон крепче.
Меньше денег — меньше хлопот.
Без нужды живет, кто деньги бережет.
И снова противоречие: «Денежка дорожку прокладывает» и в то же время «Лишние деньги — лишние заботы». В чем же причина такого, порой суеверного, страха перед деньгами? Причина одна. Основа всякого суеверия — непонимание. А природа денег оказывается достаточно сложной, в чем сегодня вы могли убедиться. «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег», — заметил по этому поводу Уильям Ю. Гладстон, премьер-министр Великобритании. Мы относимся к деньгам, как неразумное дитя к строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он добивается лишь понимания.
- Природа денег. Обсуждение с учащимися
Есть еще один парадокс, в котором кроется причина упрямого непонимания феномена денег деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас, как природная стихия, причем опасная.
3.
Предпринимателям известно: когда дело касается денег, невоз можно учесть все случайности. А,денежное обращение — это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Что, разумеется, невозможно. Поэтому и говорят о том, что деньги нужно чувствовать.
Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры или даже газетами торгует, зарабатывая себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги — воспитательное средство. Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно. Герой популярного у нас романа С. Моэма «Бремя страстей человеческих» считает свои деньги едва ли не на каждой странице. Плохо это или хорошо? Но, наверняка, трудно и грамотно. От несчастного случая не спасет, но от грубых ошибок защищает.
За рубежом общество всеми силами старается создать условия, чтобы подростки, не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей жизни и не совершать ради них безумные поступки.
В 90-е годы XIX века электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечерами уединялся в сарае и работал над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. Рассказывая о себе он писал: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути». В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги — зло. Сегодня же распространено мнение, что деньги — самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. А самое печальное — то, что люди, считающие деньги способными сделать все, сами готовы все сделать за деньги.
IV. Анкетирование.
Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются. 4.
10 - 3599,'
- В работе меня привлекает результат, а не процесс (1).
- Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, нем своим планам (1).
- Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое (1).
- Деньги — самое главное в жизни (7).
- Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1).
- Я могу работать 10—12 часов, даже если работа мне неприятна (1).
- Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7).
- Любая компания признает меня лидером (5).
- Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4)
- Я хочу получить в будущей высшее образование (2).
- Бедность — следствие недостатка способностей (5).
- Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1).
- Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других (5).
- Я хороший организатор (5).
- Мне не нужно время на «раскачку» перед работой (1).
- -? никогда не забываю о делах, за которые взялся (1).
- Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще (5).
- В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5).
- Я не могу сидеть без дела (1).
- Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна (1).
- При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1
- Деньги необходимы для решения любой проблемы (4).
- Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4).
- Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7).
- Мне легко производить на людей приятное впечатление (3).
- У меня очень много знакомых (3).
- Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5).
- Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1).
- Я с интересом изучаю иностранный язык (1).
- Я почти никогда не опаздываю (1).
Результаты:
Меньше 6 баллов. В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.
От 6 до 18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.
От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплоченной команде, кото рая компенсирует ваши слабые места.
От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток — вас ждет успех.
5.
Больше 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.
- Работа класса
Действительно, если всерьез задуматься над этим вопросом, то можно сделать вывод — купить за деньги можно далеко не все. Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие — нет:
- познание окружающего мира,
- спокойная и безопасная жизнь,
- постоянное саморазвитие,
- пища,
- влияние на других людей,
- модные вещи, одежда,
- любовь,
- самоуважение,
- хорошее здоровье,
- уважение близких,
- хорошо устроенный быт,
- дружба,
- образование,
- развлечения,
- общение с природой,
- общение с людьми.
Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие веши не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хо рошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не ку пишь хорошее настроение. Или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению фран цузского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
- Звучит песня Ю. Визбора «Деньги». Далее слово педагога
Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопле ние смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отноше ний, в которых так или иначе используются деньги, между людьми. Такая мысль заложена в тех заповедях русских купцов, которые не ут ратили своей актуальности и в наши дни и о которых неплохо было бы знать современным предпринимателям.
"ю* 6.
- Реализация предварительно подготовленного задания
- Денежку наживай, да честь не продавай. Почтенный покупатель дороже денег.
- Не надо барыша, была бы слава хороша.
- Лишнего не бери, души не губи.
- Неправая нажива — купцу не разжива.
- Неправедно придет — быстро и уйдет.
- Нажитое грехом не устроит дом.
- В ком правды нет, тому и добра нет.
- Хоть не корыстно, да людям не обидно.
- Торгуй правдой, больше барыша будет.
Не возьмешь товаром — не возьмешь и обманом.
- Обманом барыша не наторгуешь.
- Барыш наживай, да совесть не потеряй.
- Копейку пожалеешь — рубль потеряешь.
- Без ума торговать — только деньги терять.
- Превыше всего прибыль, а честь — выше прибили.
- Обсуждение по теме: на что потратить первую зарплату
Советы учащимся:
- Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько — на путешествия и даже сколько — на лю бимую женщину.
- Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть скрягой.
- Планируя расходы, будьте сдержанны.
- Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обра дуют их и вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
- Если вы в состоянии дать в долг — давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.
- Старайтесь не влезать в долги!
7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированный урок в 8 классе "Комплексный анализ текста"
Работа учащихся с текстом в условиях ГИА и ЕГЭ является актуальной, т.к. формирует языковую и коммуникативную компетенции.Текст М.Алпатова о картине И.Левитана "Март" имеет большое в...
Комбинированный тест для 3 класса
Одним из этапов олимпиады является работа с комбинированным тестом. Он состоит из двух частей. Первая часть представляет собой текст и является основой для создания тестовых вопросов и заданий. ...
Методическая разработка урока физики по теме: "Комбинированное соединение проводников". 10 класс.
Раздел физики "Законы постоянного тока" 10 класса. Материал для среднего общего образования. Тип урока комбинированный в форме фронтальной, экспериментальной работы в группах....
Формирование действий самостоятельного создания, способов решения проблемы в процессе решения комбинированных задач в 11 классе
Итоговая работа на курсах по программе "Формирование УУД у школьников в процессе решения комбинированных задач в 11 классе"...
Окружающий мир и развитие речи. Комбинированный урок в 4 классе для учащихся с ОВЗ
Методическая разработка по предмету окружающий мир и развитие речи. Тема "Домашнее животное - лошадь"...
Самоанализ урока "Решение комбинированных задач" в 9 классе
У учащихся сформированы знания и умения решать задачи, опираясь на основные понятия и расчетные формулы, которые использовали раньше. Целью данного занятия является формирование критическог...
"Обработка срезов пройм и горловины комбинированной подкройной обтачкой" 8 класс
Дан полностью разработанный урок с использованием ИКТ, разработка включает в себя план - конспект урока и приложения к уроку...