"Обработка срезов пройм и горловины комбинированной подкройной обтачкой" 8 класс
презентация к уроку по технологии (8 класс) по теме

Маркова Елена Валериевна

Дан полностью разработанный урок с использованием ИКТ, разработка включает в себя план - конспект урока и приложения к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_otkrytogo_uroka.doc87 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt2.75 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc29 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока, проведённого учителем швейного дела коррекционной школы №1 г. Йошкар – Олы Марковой Е. В.

Тема урока: «Обработка срезов пройм и горловины изделия комбинированной

                       подкройной обтачкой». Выполнение образца

                       (36 – 39 уроки по теме «Цельнокроеное платье» из раздела «Обработка

                        подкройной  обтачкой, стаченной по плечевым срезам, горловины»)

Цели урока:

дидактическая:

закрепить знания учащихся по теме «Цельнокроеное платье» и обобщить их знания  по способам обработки горловины цельнокроеного платья;

коррекционно – развивающая:

коррегировать способность учащихся к запоминанию при повторении пройденного материала и развивать мелкую моторику рук при обработке комбинированной подкройной обтачкой образца изделия;

воспитательная:

      прививать учащимся правила безопасной работы в швейной мастерской.

Оборудование: 

  1. образец цельнокроеного платья;
  2. предметная технологическая карта по обработке срезов комбинированной подкройной обтачкой;
  3. чертёж основы платья;
  4. инструкционная карта по выполнению практической работы;
  5. слова – опоры по терминологии швейных работ;
  6. словарные слова по теме;
  7. карточки «Критерии оценки качества выполненной работы»;
  8. крой образцов изделия и комбинированных подкройных обтачек;
  9. лист оценки практической работы;
  10. презентация по теме «Обработка срезов комбинированной подкройной обтачкой», выполненная по программе Power Point;
  11. карточки «Мерки»;
  12. компьютер;
  13. МР – проектор.

Урок № 1

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Подготовка к уроку

2.

Активизация учащихся

- Кто назовёт мерку, необходимую для построения спинки платья, тот и сядет?

- Какая мерка определяет размер изделия?

Называют мерки:

- Сш, Сг, Сб, Дтс, Шс,  

  Шп и др.

- Сг

3.

Актуализация опорных знаний учащихся

Предлагается презентация по теме «Обработка срезов горловины и пройм комбинированной подкройной обтачкой» (1 – я часть):

(Приложение 1)

- Какое изделие мы изготавливаем с вами?

- Какое платье называется «цельнокроеным»? (слайд №2)

 Проверим ответ.

- Что в платье мы с вами уже обработали?

- На каком этапе обработки мы с вами остановились?

- Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем кроссворд (Приложение 2).

Кроссворд по теме «Цельнокроеное платье»

1.Как называется срез, в который втачивается воротник?

2.Какое изделие мы с вами изготавливали в прошлой четверти?

3.А как называется изделие, которое мы шьём в этой четверти?

4.Продолжите предложение: «На переде платья обрабатывается нагрудная …».

5.Продолжите предложение: «По срезу прокладывается машинная …».

6.Продолжите предложение: «У платья имеются две основные детали: перед и …».

7.Как называется срез, который можно обработать так же, как горловину?

(слайд №3)

- Какое слово получилось по вертикали?

- Какие вы знаете виды обтачек? (слайд №4)

- Почему обтачку называют «подкройной»? (слайд №5)

- Какие срезы в платье можно обработать подкройной обтачкой? (слайд №6)

- Какие способы обработки горловины вы ещё знаете?

(слайд №7,  №8 и №9)

- Цельнокроеное платье.

- Цельнокроеное платье не имеет шва по линии талии.

- Вытачки, боковые и плечевые срезы, застёжку.

- На обработке среза горловины.

Ученики получают кроссворд и отвечают на вопросы:

  1. горловина,

  1. блузка,

  1. платье,

  1. вытачка,

  1. строчка,

  1. спинка,

  1. пройма.

- ОБТАЧКА

- Обтачки бывают: долевая, поперечная, косая и подкройная.

- Она подкраивается по форме среза, который обрабатывается этой обтачкой.

- Подкройной обтачкой можно обработать срезы горловины и проймы.

- Можно обработать окантовочным швом или косой обтачкой.

4.

Сообщение темы урока

- Именно этим мы с вами и будем заниматься на этом уроке.

- Открываем тетрадь и записываем число и тему урока.

Работа учеников в тетради.

5.

Формулирование целей урока, их практической значимости

Сегодня мы должны выполнить на образце обработку срезов проймы и горловины.

А на следующем уроке вы будите обрабатывать срезы горловины и проймы на своём платье.

6.

Подготовка к практической работе

Анализ образца

- Давайте рассмотрим внимательно образец.

- Назовите детали образца.

- Давайте вспомним название срезов деталей спинки и переда.

Фронтальное задание:

На чертеже основы платья нужно обозначить названия срезов деталей спинки и переда.

Теперь внимательно рассмотрим обтачку.

- Что необычного в этой обтачке?

- Правильно. Такая обтачка называется «комбинированной» потому, что ей можно обработать одновременно несколько срезов: горловину и обе проймы.

- Таким образом, подкройные обтачки бывают простые (они обрабатывают только один срез изделия, например, горловину или пройму) и комбинированные.

(слайд  №10)

- А что мы делаем с обтачкой, чтобы она держала форму среза и не растягивалась?

Определение и усвоение последовательности выполнения работы по текстовой инструкционной карте

Фронтальное задание:

Вставить пропущенные слова, согласно терминологии ручных, машинных и утюжильных работ

(Приложение 3)

Определение и усвоение последовательности выполнения работы по предметной технологической карте

Демонстрация образца предметной технологической карты

Индивидуальное задание:

«Разложить последовательность обработки срезов пройм и горловины комбинированной подкройной обтачкой в нужном порядке».

Фронтальное задание:

«Расставить карточки предметной инструкционной карты в нужной последовательности».

- Образец имеет спинку, перед и обтачку.

Выполняют задание: на доске к чертежу прикрепляют название срезов.

- Обтачка имеет необычную форму.

- Обтачка дублируется клеевой прокладкой.

Работают по текстовой инструкционной карте: читают по очереди, вставляя нужные слова.

Один ученик раскладывает последовательность в нужном порядке.

Ученики расставляют карточки с этапами обработки узла в правильной последовательности.

7.

Инструктаж по выполнению практической работы

Фронтальная работа по предметной технологической карте:

- Давайте проверим, правильно ли определена последовательность операций по обработке срезов комбинированной подкройной обтачкой.

Продолжение демонстрации презентации по теме урока

(2 – я часть).

Учитель даёт инструкции учащимся о требованиях к оценке результатов практической работы.

- Может,  что–то не поняли? Задавайте вопросы.

- А теперь мы можем приступить к практической работе?

Получение учащимися индивидуальных заданий:

- Вы получите каждый разные по форме детали переда.

- Посмотрите на детали переда. Что вы видите?

Задание: выбрать комплект подкройных обтачек, соответствующих вашему крою.

- А теперь мы можем приступить к выполнению практической работы?

Учащиеся определяют правильность раскладки карточек предметной технологической карты.

- Нет, нужен крой.

- Срез горловины переда у всех разной формы.

Учащиеся выбирают нужные обтачки.

- Нет, мы не повторили правила безопасной работы в швейной мастерской.

8.

Инструктаж по ОТ и правилам ТБ

- Давайте повторим правила безопасной работы в швейной мастерской.

Продолжите предложения:

1. Во время выполнения  ручных работ игла находится…

2. Булавки вкалываются в ткань в направлении…

3. Во время работы с утюгом необходимо следить, чтобы шнур…

4. Руки во время включения и выключения электрического утюга должны быть…

5. Во время работы с электроутюгом нужно стоять на…

6. Перед началом работы на швейной машине нужно из ткани убрать…

7. Во время вдевания нитки в машинную иглу нужно обязательно убрать ногу …

8. Во время работы швейной машины нельзя близко наклоняться …

… в руках или игольнице

… от себя

… не касался подошвы утюга

… сухими

… резиновом коврике

… все иголки и булавки

… с педали машины

… к движущимся частям машины

9.

Подведение итогов 1-го урока

Итак, что мы должны обработать на последующих уроках?

Оценка работы учащихся за теоретические знания учащихся

- Мы будем обрабатывать образец изделия комбинированной  подкройной обтачкой.

10.

Подготовка к перемене

- Скоро будет звонок, поэтому приведите в порядок своё рабочее место.

Убирают свои места

                                                                   

                                                                        Урок № 2

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Проверка деятельности учащихся к уроку

Подготовка к уроку

2.

Активизация учащихся

- Сядет тот, кто назовёт операцию ручных или утюжильных работ

Называют операции:

- сметать, приметать, выметать, обметать, наметать, приутюжить, разутюжить, заутюжить.

3.

Гимнастика  для развития мелкой моторики рук

Учитель показывает упражнения «замок», сжимание и разжимание кулаков

Повторяют за учителем

4.

Выполнение практической работы

Контролирует выполнение практической работы.

Выполнение практической работы под руководством учителя

5.

Подведение итогов 2-го урока

Промежуточные итоги выполнения работы.

Предварительный анализ работы учащихся, разбор ошибок, сделанных учениками  

Отчёт учащихся о проделанной работе, ставят цели на следующий урок

6.

Подготовка к перемене

- Скоро будет звонок, поэтому приведите в порядок своё рабочее место.

Убирают свои места

                                                             

                                                              Урок № 3

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Проверка деятельности учащихся к уроку

Подготовка к уроку

2.

Активизация учащихся

Учитель демонстрирует образцы с различной обработкой среза горловины.

- Назовите способы обработки горловины изделия.

Называют способы:

- окантовочным швом, косой обтачкой, подкройной обтачкой

3.

Определение промежуточных результатов выполненной работы

- Кто уже выполнил практическую работу?

- Кому осталось выполнить только этап № 5

Ученики отвечают

4.

Завершение практической работы учащимися

Контролирует выполнение практической работы.

Завершение практической работы под руководством учителя

5.

Гимнастика  для развития мелкой моторики рук

Учитель показывает упражнения:

Написать в воздухе ручкой цифры от 0 до 9 и проследить за этим  глазами

Повторяют за учителем

6.

Анализ выполненной практической работы

 Учитель раздаёт учащимся листы «Оценка качества выполненной работы».

(Приложение 4)

Выставление оценок за практическую работу, согласно критериям качества(Приложение 5)

Заполняют листы.

7.

Выставка работ учащихся

Учитель выставляет  работы и предлагает коллективно выбрать самую лучшую работу из всех

Оценивают работы и выбирают лучшую работу

8.

Резерв.

Сообщение дополнительных сведений по изучаемому материалу, расширяющему представления учеников

Предлагается презентация по изучаемой теме «Платье – футляр» (Приложение 6)

Вопросы по презентации:

- Назвать отличительные признаки платья – футляра.

- Какие аксессуары подходят к этому изделию?

- Для каких мероприятий предназначено платье – футляр?

Смотрят презентацию на  ПК.

- Платье – футляр узкое, по фигуре, без воротника и рукавов, с закруглённым срезом горловины, длиной до колена.

- Платье – футляр носят с туфлями на высоком каблуке, с маленькими сумочками (клатч), с ремнями на талии и используют такие украшения: нитку жемчуга или необычную брошку.

- Его можно одевать на официальное мероприятие, на деловую встречу или вечеринку.

9.

Подведение итогов урока

- Чему вы научились на уроке?

- Что у вас больше всего вызвало затруднения в работе?

Отвечают на вопросы

10.

Домашнее задание

Выдача домашнего задания:

«Нарисовать эскиз модели платья – футляра по заготовке»

11.

Уборка швейной мастерской

Контролирует уборку учащимися швейной мастерской, своих рабочих мест.

Готовит учащихся к перемене

Убирают свои рабочие места, подают дневники для выставления оценок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обработка срезов горловины и пройм цельнокроеного платья комбинированной подкройной обтачкой Презентация выполнена учителем швейного дела коррекционной школы г. Йошкар – Олы № 1 Марковой Е. В. к открытому уроку по теме «Цельнокроеное платье»

Слайд 2

Почему платье называется «цельнокроеным»? Цельнокроеное платье не имеет шва по линии талии

Слайд 3

Какие существуют виды обтачек? Обтачки бывают: долевые, поперечные, косые, подкройные

Слайд 4

Почему обтачка называется «подкройной»? Обтачка называется «подкройной» потому, что её выкраивают (подкраивают) по форме и размерам обрабатываемого среза.

Слайд 5

Какие срезы в изделии можно обработать подкройной обтачкой? В цельнокроеном платье без рукавов и воротника подкройными обтачками можно обработать следующие срезы: срезы проймы, срез горловины

Слайд 6

Способы обработки горловины платья: 1 способ: Обработать срезы горловины и проймы можно двойной косой обтачкой

Слайд 7

Способы обработки горловины платья: 2 способ: Обработать срезы горловины и проймы можно окантовочным швом

Слайд 8

Способы обработки горловины платья: 3 способ: Обработать срезы горловины и проймы можно подкройной обтачкой

Слайд 9

Виды подкройных обтачек Подкройная обтачка может быть: простой; комбинированной - цельнокроеной с подботом или с обтачкой проймы.

Слайд 10

Обработка срезов платья комбинированной подкройной обтачкой Раскроить комбинированные подкройные обтачки спинки (2детали) обтачку переда (со сгибом). Продублировать обтачки клеевой прокладкой. Боковые и внутренние срезы обтачек обметать.

Слайд 11

Этап обработки № 1 Сметать и стачать боковые срезы платья. Сметать и стачать боковые срезы обтачек. Плечевые срезы платья и обтачек остаются открытыми.

Слайд 12

Этап обработки № 2 Удалить смёточные строчки. Швы стачивания на изделии и на обтачках разутюжить.

Слайд 13

Этап обработки № 3 Обтачки сложить с изделием «лицо с лицом», совместить срезы и боковые швы друг с другом и скрепить булавками. На расстоянии 3 – 4см от плечевых швов мелом поставить метки. Приметать обтачку к платью по срезам проймы и горловины до меток.

Слайд 14

Этап обработки № 4 Притачать обтачку к платью по смёточным строчкам до меток, делая закрепки в начале и конце строчек. Удалить строчки смётывания.

Слайд 15

Этап обработки № 5 Рассечь припуски на обработку срезов в местах закругления, не доходя до строчек.

Слайд 16

Этап обработки № 6 Вывернуть обтачку на изнаночную сторону и слегка приутюжить. Плечевые срезы остаются открытыми.

Слайд 17

Этап обработки № 7 Запустить руку под обтачку и вывернуть плечевые срезы платья и обтачек. Сложить попарно плечевые срезы платья и обтачек, сметать и стачать срезы. Удалить смёточные строчки.

Слайд 18

Этап обработки № 8 Разутюжить плечевые срезы платья и обтачек. Вывернуть изделие на изнаночную сторону. Совместить плечевые швы платья и обтачки по срезам горловины и проймы. Сметать необработанные участки срезов.

Слайд 19

Этап обработки № 9 Стачать смётанные участки срезов пройм и горловины по намеченной линии. Срезать припуски на обработку по срезам проймы и горловины до 3 – 4мм. Убрать смёточную строчку.

Слайд 20

Этап обработки № 10 Выметать швы обтачивания горловины и проймы. Приутюжить выметанные срезы.

Слайд 21

Этап обработки № 11 Прикрепить отлетные срезы обтачек к припускам боковых швов ручными стежками. Удалить строчки вымётывания.

Слайд 22

Этап обработки № 12 Отутюжить обработанные срезы пройм и горловины. Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

             Оценка качества выполненного образца

   Критерии оценки

Собственная

    оценка

    Оценка

     соседа

   Оценка

   учителя

 1.

Ширина обтачки по всем срезам имеет одинаковую ширину

 2.

Кант находится со стороны обтачек и имеет величину

 1 – 2мм

 3.

Клеевая прокладка качественно приклеена к обтачкам

 4.

Аккуратно обработаны плечевые срезы изделия и обтачек

 5.

Аккуратно обработаны внутренние срезы обтачек

 6.

Качественно выполнена окончательная ВТО горловины и пройм изделия



Предварительный просмотр:

                                                                                 

                                                                                   

Текстовая инструкционная карта по теме:

«Обработка срезов горловины и пройм комбинированной подкройной обтачкой»

           1 этап:

  1. Сметать и стачать боковые срезы изделия (ширина шва 1,5см).
  2. Сметать и стачать боковые срезы комбинированной обтачки (ширина шва 1,5см).
  3. Удалить смёточные строчки.
  4. Швы стачивания разутюжить.

       2 этап:

1) Сложить изделие и обтачку друг с другом «лицо с лицом», совместить

    боковые швы изделия и обтачки и уровнять их срезы.                    

2) Приметать и притачать обтачку к изделию по срезам пройм и  

    горловины до контрольных меток (ширина шва 1см).

3) Надсечь припуски швов по закруглённым срезам и в углах.

           3 этап:

1) Сметать и стачать плечевые срезы: сначала у изделия, а  затем у обтачки (ширина 1,5см).

2) Удалить смёточные строчки.

3) Швы стачивания разутюжить.

          4 этап:

1) Сметать и стачать необработанные срезы горловины и пройм до конца,

    совмещая плечевые срезы изделия и обтачки (ширина шва 1,5см).

2) Удалить смёточные строчки.

          5 этап:

1) Вывернуть изделие на лицевую сторону и выметать швы обтачивания

    горловины и пройм, делая кант из основной  детали 1 – 2мм.

2) Приутюжить швы обтачивания горловины и пройм.

      6 этап:

1) Обработать внутренние срезы обтачки швом вподгибку с открытым

    срезом (ширина шва 0,5см).

2) Прикрепить ручными стежками обтачку к припускам на обработку

    боковых срезов изделия.

3) Удалить смёточные строчки.

4) Отутюжить обработанные срезы пройм и горловины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обработка срезов ткани

Цель урока: выявление и закрепление знаний обучающихся по теме; коррекция связной речи, зрительного восприятия, долговременной памяти, активизация словаря....

Урок «Изготовление прямой блузки без воротника и рукавов. Обработка среза горловины косой обтачкой». 8 класс.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...

План - конспект урока по технологии "Обработка горловины плечевого изделия" 6 класс.

План - конспект урока по технологии (культура дома) "Обработка горловины плечевого изделия" 6 класс. Раздел "Технология обработки ткани"...

Практическая работа "Обработка горловины обтачным швом", 8 класс

Инструменты и материалы: ткань х/б 25х30 см, клеевая ткань 15х30 см, линейка, мел, карандаш, игла, наперсток, ножницы, нитки, швейная машина,  гладильная доска, электроутюг, английские булавки...

Технологическая карта открытого занятия по швейному делу "Обработка нижнего среза фартука двойной косой обтачкой " в 6 классе

Технологическая карта открытого занятия по швейному делу "Обработка нижнего среза фартука двойной косой обтачкой " в 6 классе...

Конспект учебного занятия "Обработка пояса и верхнего среза юбки"" (для учащихся с ОВЗ),7 класс, 2020г.

Данный материал содержит конспект урока и презентацию. В нем указаны различные приемы и методы повторения предыдущего материала и изучения нового....