Окружающий мир и развитие речи. Комбинированный урок в 4 классе для учащихся с ОВЗ
план-конспект урока
Методическая разработка по предмету окружающий мир и развитие речи. Тема "Домашнее животное - лошадь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_okruzhayushchiy_mir_4_klass.odt | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир и развитие речи.
Конспект урока в 4 классе «Домашнее животное – лошадь».
Цель: Расширить знания учащихся о домашнем животном - лошади.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнение и расширение представлений учащихся о домашнем животном – лошади, об особенностях её внешнего вида, питании, её предназначении;
Коррекционно-развивающие:
- развитие умений отвечать на вопросы распространёнными предложениями и составлять рассказ-описание;
- коррекция внимания, восприятия и мышления.
Воспитательные:
- воспитание мотивации к учению, навыков правильной посадки за партой.
Вид урока: комбинированный
Оборудование: демонстрационные картинки собаки, кошки, козы, коровы и лошади; картинки разных видов лошадей; разрезные картинки разных видов лошадей на каждого ребенка; карточки с вопросами на каждого ребенка; трафарет лошади на каждого ребенка; мяч; рабочие тетради на каждого ребенка.
Ход урока.
Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | - Здравствуйте ребята. - Итак, все готовы к уроку. Проверяем свое рабочее место, чтобы вам ничего не мешало. – Все приняли правильную позу за партой. Начинаем наш урок. Настрой на работу. | Дети встают из-за парт, приветствуя учителя. Дети приводят в порядок свои рабочие места и показывают учителю свою готовность к уроку. |
Формирование временных представлений | - Ребята, а скажите, какое сейчас у нас время года? - А как вы догадались, что сейчас весна? - Скажите, а какой сегодня день недели? - Какое сегодня число? - Давайте откроем тетради и запишем число так, как написано на доске. - Кто записал, положите ручку на парту и будьте готовы работать дальше. | Дети отвечают на вопросы учителя. Дети открывают тетради и записывают число. |
Повторение | 1.Задание «Исключи лишнее» - Посмотрите на доске записаны две строчки со словами: Собака, коза, волк Лиса, корова, кот Вам необходимо найти в каждой строчке лишнее слово и зачеркнуть. -Назовите оставшиеся слова и скажите, что их объединяет. - Мы сегодня будем продолжать говорить о домашних животных. Для начала вспомним, почему животных собаку, козу, корову и кота называют домашними животными. 2.Напоминание как выглядят эти животные. На отдельном столе лежат картинки с изображением разных домашних животных. - Ребята, посмотрите внимательно. На этом столе лежат картинки с разными животными, сейчас я буду загадывать вам загадки, слушайте внимательно и отгадывайте. Кто отгадал поднимает руку и если отгадывает правильно, то подходит к столу и берет картинку с отгаданным животным и вещает ее на доску. 1)Голодная мычит, Сытая жуёт, Всем ребятам Молоко даёт! Учитель вешает изображение коровы на доску. 2) С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерёт, А лаптей не плетёт. Также вывешивается изображение козы на доску. 3) Мордочка усатая, Сама мохнатая, Часто умывается, А с водой не знается. Вешается картинка на доску. 4) Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. На цепи сидит, Дом сторожит. 3.Выполнение лексического упражнения «Взрослое животное-детеныш». -Сейчас мы вспомним как называются детеныши животных, которые изображены на доске.Посмотрите на картинки и назовите взрослых животных и их детенышей. При выполнении этого упражнения работаем следующим образом: один из желающих, поднявших руку, отвечает, а другие из вас в это время исполняют роль контролёра, следят за правильностью ответа одноклассником. | Дети выполняют задания, тот ребенок, который хочет зачеркнуть лишнее слово, поднимает руку и выходит к доске. (лишнее слово в первой строчке волк, а во второй лиса). Собака, коза, корова, кот – это домашние животные. Собаку, козу, корову и кота называют домашними животными, потому, что о них заботится человек: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Они приносят пользу людям. Живут рядом с человеком.
Дети слушают и отгадывают загадки, картинки с отгаданными животными прикрепляют на доске -Корова -Коза -Кошка -Собака Учащиеся называют взрослых домашних животных и их детенышей (корова, коза, собака, кошка). Один из желающих отвечает, а другие исполняют роль контролёра. |
Основная часть 1.Сообщение темы Проведение физкультминутки 2. Изучение темы Проведение пальчиковой гимнастики. 3. Закрепление темы | С доски убираются картинки с животными – Сегодня мы познакомимся ещё с одним животным, которое живёт рядом с человеком, с домашним животным – лошадью, с особенностью её внешнего вида. Узнаем, чем она питается, как за ней надо ухаживать, содержать и какую пользу она приносит людям. Учитель вешает на доску изображение лошади. – Откройте свои тетради, запишите тему урока: «Лошадь». -А перед тем, как начать изучать новое животное мы с вами немного отдохнем. Вставайте рядом с партами и повторяйте за мной движение. Постарайтесь запомнить слова, чтобы потом повторять их вместе со мной. Цок-цок-цок-цок, 1.Работа с индивидуальными разрезными картинками. – Существует множество пород лошадей. Сейчас их по всему миру больше 4х сотен. Познакомимся с некоторыми из них. Для этого вам необходимо сложить разрезные картинки. Они у каждого из вас лежат на краю парты. Возьмите их и сложите. Внизу каждой картинки будет записано название изображённой породы лошади. – Назовите, изображённую на вашей картинке породу лошади и покажите похожую картинку на доске. -Скажите, а чем отличаются лошади разных пород друг от друга? 2.Работа в тетрадях с трафаретами для обводки контура лошади. – Как вы уже убедились пород лошадей в мире очень много. Но все они имеют общие признаки. Как вы думаете, какие? Назовите их. Слушайте внимательно. Стихотворение про лошадь. Крутая холка, ясный, полный глаз, – Возьмите на краю парты трафарет контура лошади, обведите её в тетрадь, и подпишите соответствующие части тела. Учитель рисует на доске большой контур лошади, такой же как и у детей и отмечает на нем нужные части тела – Положите свои ручки на парты и выполним пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Цок-цок-цок-цок-цок, Скачет резвый табунок. 3.Рассказ учителя об особенностях внешнего вида лошади. – Вы видите, у лошади обычно голова вытянутая, сухая с большими живыми глазами, широкими ноздрями и заострёнными, подвижными ушами. Она имеет длинную мускулистую шею, округленное туловище, высокие и стройные ноги. Обратите внимание у неё грива длинная, свешивающаяся, хвост покрыт длинными волосами от основания. Вы видите, что лошади по цвету все разные.. К старости лошади, как и люди, седеют. Зимой они становятся светлее, чем летом. 4. Вопросы и рассказ учителя о питании лошади, пользе лошадей, где живут лошади. -Ребята, а кто знает, чем питаются лошади? – Лошадь травоядное животное. Летом лошадь съедает от 25 до 100 кг травы в сутки. А зимой они едят сухую траву – сено, которое готовят для них люди. В зависимости от возраста и массы тела лошадь выпивает в среднем 30-60 литров чистой воды в сутки летом и 20-25 литров зимой. -Как вы думаете, а где живет лошадь? Может быть в одном доме вместе с людьми? - Конечно нет, лошади живут в конюшнях, посмотрите как выглядит это место. (На доску вывешивается картинка конюшни с лошадьми). Там лошади отдыхают, спят по ночам. Интересный факт, а вы знали что лошади спят стоя, просто закрыв глаза. Как вы думаете, человеку будет удобно так спать? - А напомните мне, пожалуйста, как называется то место, где живут лошади? - Какую пользу лошадь может приносить человеку? Она может перевозить тяжелый груз. 5. Игра «Задай вопрос однокласснику». - Мы уже много узнали, как выглядит лошадь, чем питаются, где живут, как называются детеныш лошадей и какую пользу приносят лошади людям. Сейчас, вы будете задавать вопросы друг другу. Вопросы, которые вы будите задавать, и ответы на него записаны на карточках, которые я сейчас раздам. (Раздаёт карточки учащимся). Прежде чем зачитать вопрос, вы называете имя одноклассника с другого ряда, от которого вы бы хотели услышать ответ на свой вопрос. Если одноклассник, которому был задан вопрос, затрудняется при ответе, то разрешается ответить любому другому желающему с этого же ряда. Ответы на вопрос, записанные в скобках, вы зачитываете в том случае, если ни кто из одноклассников с другого ряда не смог дать правильный ответ. Всем всё понятно? Тогда начинаем задавать вопросы. Работа по карточкам:
1.Игра «Мяч». – Поиграем в игру с мячом. Я буду кидать мяч кому-то из вас, а вы должны поймать его, сказать одно предложение о том, что вы узнали сегодня о лошади и бросить мяч обратно мне (мяч мягкий и средний по размеру). Например, лошади перевозят грузы. 2.Работа в тетрадях. – При работе на уроке с какими новыми словами вы познакомились? (жеребенок, конюшня, грива, копыта) – Названные вами слова будем считать словарными. Запишем их в тетрадь. Учитель записывает их на доске. | Учащиеся в тетрадях записывают тему урока. Дети повторяют слова и движения за учителем Учащиеся работают с индивидуальными разрезными картинками. Учащиеся называют полученную на своей картинке породу лошади и находят похожую картинку на доске: скаковые, тяжеловозы, пони, кузнецкая лошадь. Дети называют отличия лошадей во внешнем виде. - Все лошади имеют следующие общие признаки такие как: форма тела, ноги, хвост, форма головы, глаза, грива, копыта. Учащиеся переводят в тетрадь по трафарету контур лошади и параллельно с учителем подписывают на картинке части тела. Дети повторяют движения за учителем. Учащиеся слушают рассказ учителя Учащиеся отвечают на вопросы и слушают рассказы учителя Учащиеся поочерёдно каждого ряда называют одноклассника из другого ряда, зачитывают ему вопрос. Учащиеся, ответившие на вопрос, приклеивают части подковы на шаблон. Каждый ребенок ловит мяч и говорит одно предложение о лошади и кидают мяч обратно . Учащиеся отвечают на вопросы и записывают слова в тетрадь |
Итог урока Интеллектуальный итог Эмоциональный итог | – Наш урок подошёл к концу. Подведём итоги урока с помощью вопросов: Что я узнал нового на уроке? Что знал раньше? Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Учитель выставляет оценки учащимся за урок | Учащиеся по выбору учителя высказываются об уроке по вопросам Учащиеся по выбору учителя высказываются об уроке по вопросам |
Организационное окончание урока | - А теперь передаем тетради мне на стол, приводим парты в порядок и готовим их к следующему уроку. | Учащиеся передают тетради. Готовят парты к следующему уроку и выходят из класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.
Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»
Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...
Комбинированное занятие по окружающему миру и развитию речи по теме "Транспорт"
Занятие проведено в 8 классе для обучающихся с умеренной и тежелой умственной отсталостью....
Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...
Творческая предметная неделя по предмету "Окружающий мир и развитие речи" . Для школ VIII вида (5-9 классы)
В предметной неделе приняли участие все учителя и обучающиеся школы VIII видаВ рамках недели были проведены уроки по развитию речи и окружающему миру, альтернативному чтению, ручному труду, мате...
Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)
Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой) Цель урока: создать условия для развития силы голоса на основе яв...
Коспект по развитию речи (комбинированный) для детей с ТМНР
Тема: "Зима" - комбинированный урок...