Окружающий мир и развитие речи. Комбинированный урок в 4 классе для учащихся с ОВЗ
план-конспект урока

Коренева Виктория Юрьевна

Методическая разработка по предмету окружающий мир и развитие речи. Тема "Домашнее животное - лошадь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_okruzhayushchiy_mir_4_klass.odt29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир и развитие речи.

Конспект урока в 4 классе «Домашнее животное – лошадь».

Цель: Расширить знания учащихся о домашнем животном - лошади.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнение и расширение представлений учащихся о домашнем животном – лошади, об особенностях её внешнего вида, питании, её предназначении;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие умений отвечать на вопросы распространёнными предложениями и составлять рассказ-описание;
  • коррекция внимания, восприятия и мышления.

Воспитательные:

  • воспитание мотивации к учению, навыков правильной посадки за партой.

Вид урока: комбинированный

Оборудование: демонстрационные картинки собаки, кошки, козы, коровы и лошади; картинки разных видов лошадей; разрезные картинки разных видов лошадей на каждого ребенка; карточки с вопросами на каждого ребенка; трафарет лошади на каждого ребенка; мяч; рабочие тетради на каждого ребенка.

Ход урока.

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

- Здравствуйте ребята.

- Итак, все готовы к уроку. Проверяем свое рабочее место, чтобы вам ничего не мешало.

– Все приняли правильную позу за партой. Начинаем наш урок.

Настрой на работу.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно,
Руки тихо поднимаем,
И задания выполняем.

Дети встают из-за парт, приветствуя учителя.

Дети приводят в порядок свои рабочие места и показывают учителю свою готовность к уроку.

Формирование временных представлений

- Ребята, а скажите, какое сейчас у нас время года?

- А как вы догадались, что сейчас весна?

- Скажите, а какой сегодня день недели?

- Какое сегодня число?

- Давайте откроем тетради и запишем число так, как написано на доске.

- Кто записал, положите ручку на парту и будьте готовы работать дальше.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети открывают тетради и записывают число.

Повторение

1.Задание «Исключи лишнее»

- Посмотрите на доске записаны две строчки со словами:

Собака, коза, волк

Лиса, корова, кот

Вам необходимо найти в каждой строчке лишнее слово и зачеркнуть.

-Назовите оставшиеся слова и скажите, что их объединяет.

- Мы сегодня будем продолжать говорить о домашних животных. Для начала вспомним, почему животных собаку, козу, корову и кота называют домашними животными.

2.Напоминание как выглядят эти животные.

На отдельном столе лежат картинки с изображением разных домашних животных.

- Ребята, посмотрите внимательно. На этом столе лежат картинки с разными животными, сейчас я буду загадывать вам загадки, слушайте внимательно и отгадывайте. Кто отгадал поднимает руку и если отгадывает правильно, то подходит к столу и берет картинку с отгаданным животным и вещает ее на доску.

1)Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам

Молоко даёт!

Учитель вешает изображение коровы на доску.

2) С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт.

Также вывешивается изображение козы на доску.

3) Мордочка усатая,

Сама мохнатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Вешается картинка на доску.

4) Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

3.Выполнение лексического упражнения «Взрослое животное-детеныш».

-Сейчас мы вспомним как называются детеныши животных, которые изображены на доске.Посмотрите на картинки и назовите взрослых животных и их детенышей. При выполнении этого упражнения работаем следующим образом: один из желающих, поднявших руку, отвечает, а другие из вас в это время исполняют роль контролёра, следят за правильностью ответа одноклассником.  

Дети выполняют задания, тот ребенок, который хочет зачеркнуть лишнее слово, поднимает руку и выходит к доске. (лишнее слово в первой строчке волк, а во второй лиса).

Собака, коза, корова, кот – это домашние животные.

Собаку, козу, корову и кота называют домашними животными, потому, что о них заботится человек: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Они приносят пользу людям. Живут рядом с человеком.

 

Дети слушают и отгадывают загадки, картинки с отгаданными животными прикрепляют на доске

-Корова

-Коза

-Кошка

-Собака

Учащиеся называют взрослых домашних животных и их детенышей (корова, коза, собака, кошка). Один из желающих отвечает, а другие исполняют роль контролёра.

Основная часть

1.Сообщение темы

Проведение физкультминутки

2. Изучение темы

Проведение пальчиковой гимнастики.

3. Закрепление темы

С доски убираются картинки с животными

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним животным, которое живёт рядом с человеком, с домашним животным –  лошадью, с особенностью её внешнего вида. Узнаем, чем она питается, как за ней надо ухаживать, содержать и какую пользу она приносит людям.

Учитель вешает на доску изображение лошади.

– Откройте свои тетради, запишите тему урока: «Лошадь».

-А перед тем, как начать изучать новое животное мы с вами немного отдохнем. Вставайте рядом с партами и повторяйте за мной движение. Постарайтесь запомнить слова, чтобы потом повторять их вместе со мной.

Цок-цок-цок-цок,
Я – лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок.

1.Работа с индивидуальными разрезными картинками.

– Существует множество пород лошадей. Сейчас их по всему миру больше 4х сотен. Познакомимся с некоторыми из них. Для этого вам необходимо сложить разрезные картинки. Они у каждого из вас лежат на краю парты. Возьмите их и сложите. Внизу каждой картинки будет записано название изображённой породы лошади.

 – Назовите, изображённую на вашей картинке породу лошади и покажите похожую картинку на доске. 
– Посмотрите внимательно на этих лошадей. Вы видите, что среди них нет одинаковых. Одни – небольшие, другие – высокие, стройные. Каждая из них  обладает своими особенностями.

-Скажите, а чем отличаются лошади разных пород друг от друга?

2.Работа в тетрадях с трафаретами для обводки контура лошади.

– Как вы уже убедились пород лошадей  в мире очень много. Но все они имеют общие признаки. Как вы думаете, какие? Назовите их. 
– Общие признаки лошади хорошо описаны в стихотворении, которое я вам сейчас прочитаю.

Слушайте внимательно.

Стихотворение про лошадь.

Крутая холка, ясный, полный глаз,
Сухие ноги, круглые копыта, 
Густые щётки, кожа, как атлас,
А ноздри ветру широко открыты.
Грудь широка, а голова мала, –
Таким его природа создала.

 Возьмите на краю парты трафарет контура лошади, обведите её в тетрадь, и подпишите соответствующие части тела. 

Учитель рисует на доске большой контур лошади, такой же как и у детей и отмечает на нем нужные части тела

– Положите свои ручки на парты и выполним пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок-цок-цок-цок-цок,

Скачет резвый табунок.

3.Рассказ учителя об особенностях внешнего вида лошади.

– Вы видите, у лошади  обычно голова вытянутая, сухая с большими живыми глазами, широкими ноздрями и заострёнными, подвижными ушами. Она имеет длинную мускулистую шею, округленное туловище, высокие и стройные ноги.  Обратите внимание у неё грива длинная, свешивающаяся, хвост покрыт длинными волосами от основания. Вы видите, что лошади по цвету все разные.. К старости  лошади, как и люди, седеют. Зимой они становятся светлее, чем  летом.

4. Вопросы и рассказ учителя о питании лошади, пользе лошадей, где живут лошади.

-Ребята, а кто знает, чем питаются лошади?
-Чем они питаются летом?
-А чем зимой?

– Лошадь травоядное животное. Летом лошадь съедает от 25 до 100 кг травы в сутки. А зимой они едят сухую траву – сено, которое готовят для них люди.

В зависимости от возраста и массы тела лошадь выпивает в среднем 30-60 литров чистой воды в сутки летом и 20-25 литров зимой.

-Как вы думаете, а где живет лошадь? Может быть в одном доме вместе с людьми?

- Конечно нет, лошади живут в конюшнях, посмотрите как выглядит это место. (На доску вывешивается картинка конюшни с лошадьми). Там лошади отдыхают, спят по ночам. Интересный факт, а вы знали что лошади спят стоя, просто закрыв глаза. Как вы думаете, человеку будет удобно так спать?

- А напомните мне, пожалуйста, как называется то место, где живут лошади?

- Какую пользу лошадь может приносить человеку?

Она может перевозить тяжелый груз.

5.  Игра «Задай вопрос однокласснику».

- Мы уже много узнали, как выглядит лошадь, чем питаются, где живут, как называются детеныш лошадей и какую пользу приносят лошади людям.

Сейчас, вы будете задавать вопросы друг другу.

Вопросы, которые вы будите задавать, и ответы на него записаны на карточках, которые я сейчас раздам. (Раздаёт карточки учащимся). Прежде чем зачитать вопрос, вы называете имя одноклассника с другого ряда, от которого вы бы хотели услышать ответ на свой вопрос. Если одноклассник, которому был задан вопрос, затрудняется при ответе, то разрешается ответить любому другому желающему с этого же ряда. Ответы на вопрос, записанные в скобках, вы зачитываете в том случае, если ни кто из одноклассников с другого ряда не смог дать правильный ответ. Всем всё понятно?

 Тогда начинаем задавать вопросы. 

Работа по карточкам:

  • Назови как называется взрослое животное и детеныш изучаемого нами домашнего животного. (Взрослое – лошадь, детеныш – жеребята.)
  • Где живёт домашнее животное лошадь? (Домашнее животное лошадь живёт в конюшне.)
  • Кто лечит лошадь? (Лошадь лечит ветеринар.)
  • Как спит лошадь? (Спит лошадь стоя, просто закрыв глаза).
  • Как бегает лошадь? (Лошади очень быстро бегают.)
  • Чем питаются лошади? (летом – травой, зимой- сеном, приготовленным человеком)
  • Какая польза от лошади?
  • Назови части тела лошади? (туловище, ноги, хвост, голова, грива, копыта)

1.Игра «Мяч».

– Поиграем в игру с мячом. Я буду кидать мяч кому-то из вас, а вы должны поймать его, сказать одно предложение о том, что вы узнали сегодня о лошади и бросить мяч обратно мне (мяч мягкий и средний по размеру). Например,  лошади перевозят грузы. 

2.Работа в тетрадях.

– При работе на уроке с какими новыми словами вы познакомились? (жеребенок, конюшня, грива, копыта)

– Названные вами слова будем считать словарными. Запишем их в тетрадь.

Учитель записывает их на доске.

Учащиеся в тетрадях записывают тему урока.

Дети повторяют слова и движения за учителем

Учащиеся работают с индивидуальными разрезными картинками.

Учащиеся называют полученную на своей картинке породу лошади и находят похожую картинку на доске: скаковые, тяжеловозы, пони, кузнецкая лошадь.

Дети называют отличия лошадей во внешнем виде.

- Все лошади имеют следующие общие признаки такие как: форма тела, ноги, хвост, форма головы, глаза, грива, копыта.

Учащиеся переводят в тетрадь по трафарету контур лошади и параллельно с учителем подписывают на картинке части тела.

Дети повторяют движения за учителем.

Учащиеся слушают рассказ учителя

Учащиеся отвечают на вопросы и слушают рассказы учителя

Учащиеся поочерёдно каждого ряда называют одноклассника из другого ряда, зачитывают ему вопрос. Учащиеся, ответившие на вопрос, приклеивают части подковы на шаблон.

Каждый ребенок ловит мяч и  говорит одно предложение о лошади и кидают мяч обратно .

Учащиеся отвечают на вопросы и записывают слова в тетрадь

Итог урока

Интеллектуальный итог

Эмоциональный итог

– Наш урок подошёл к концу. Подведём итоги урока с помощью вопросов: Что я узнал нового на уроке? Что знал раньше?

Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

Учитель выставляет оценки учащимся за урок

Учащиеся по выбору учителя высказываются  об уроке по вопросам

Учащиеся по выбору учителя высказываются  об уроке по вопросам

Организационное окончание урока

- А теперь передаем тетради мне на стол, приводим парты в порядок и готовим их к следующему уроку.
- Встаем, задвигаем стульчики, поправляем парты, строимся у выхода и выходим на перемену.

Учащиеся передают тетради. Готовят парты к следующему уроку и выходят из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»

Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...

Комбинированное занятие по окружающему миру и развитию речи по теме "Транспорт"

Занятие проведено в 8 классе для обучающихся с умеренной и тежелой умственной отсталостью....

Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу  "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...

Творческая предметная неделя по предмету "Окружающий мир и развитие речи" . Для школ VIII вида (5-9 классы)

В предметной неделе приняли участие все учителя и обучающиеся школы VIII видаВ рамках недели были проведены уроки по развитию речи и окружающему миру, альтернативному чтению, ручному труду, мате...

Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)

Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой) Цель урока: создать условия для развития  силы голоса на основе яв...