Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся
материал (11 класс) по теме
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Платные медицинские услуги, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый. Систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов не доступны нашим детям. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста очень актуальна для наших учащихся. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovesberezheniya_mou_snezhnenskaya_sosh.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Богдановская Светлана Вениаминовна учитель химии , биологии , классный руководитель 11 класса
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение (обоснование программы).
II. Проблемность.
III. Целеполагание.
IV. Направления работы.
V. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
VI. Примерный план работы учителя, классного руководителя на год по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
VII. Заключение.
I. ВВЕДЕНИЕ.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов: состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.
Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Платные медицинские услуги, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый. Систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов не доступны нашим детям. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста очень актуальна для наших учащихся. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего коллектива школы, родителей и социума.
II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.
Одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка может быть эффективно решена на фоне благополучного здоровья. Данная программа поможет ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, если она будет учитывать следующие проблемы:
- Ухудшение социального положения семей учащихся (большинство семей в посёлке не имеет прожиточного минимума);
- Неполноценное питание детей ;
- Наличие неблагополучных семей, не занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
- Низкий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя по данному направлению являются:
- Учет индивидуальных, физиологических особенностей ребёнка;
- Эмоциональный режим;
- Смена видов деятельности;
- Наличие физминуток на уроке Приложение Комплекс упражнений ФМ ;
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Цели программы:
- Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;
- Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей
Задачи:
1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению
здоровья участников образовательного процесса.
2.Формирование у учащихся и педагогов потребности в физическом и
психическом саморазвитии.
3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы со всеми участниками образовательного процесса.
4.Пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни. Профилактика наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников.
IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
5.1.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
- Состояние и содержание учебных кабинетов в соответствии с гигиеническими нормативами (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" ;
- Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
- Питание в школьной столовой;
- Наличие справочной литературы в кабинете.
II блок – организация образовательного процесса:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
- Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
- Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра (мин.) | ||
диафильмов, диапозитивов | кинофильмов | телепередач | |
1-2 | 7-15 | 15-20 | 15 |
3-4 | 15-20 | 15-20 | 20 |
5-7 | 20-25 | 20-25 | 20-25 |
8-11 | - | 25-30 | 25-30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.
- Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
- Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- Проведения Дня Здоровья, спортивных соревнований, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
- Оптимальная работа с учащимися на уроке физкультуры;
- Организация ежедневной утренней гимнастики перед уроками, физминутки на уроках, гимнастика для глаз;
- Организация подвижных игр (динамической паузы);
- Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, техники безопасности, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, мониторинг состояния здоровья учащихся:
- Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов наблюдений за состоянием здоровья школьников;
- Привлечение медработников к просвещению родителей.
5.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:
- Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
- Число видов деятельности: 4-7.
- Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
- Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
- Число видов преподавания: не менее 3.
- Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
5.3. Принципы работы учителя на уроке:
- Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
- принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
- Интерактивный режим (работа в группах).
- Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
5.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
- Сотрудничество с медицинским персоналом участковой больницы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- Диагностика здоровья учащихся для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
- Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
6.1.
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»
Сократ
План работы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Сотрудничество Ответственные | ||
I блок – ресурсное обеспечение: | |||||
| Организация дежурства Составление графика | 1 неделя сентября | Старший дежурный, мин. печати | ||
| Оформление уголков по технике безопасности в учебных кабинетах | Последняя неделя августа | Учителя предметники, лаборант | ||
| Обеспечение аптечками кабинетов повышенной опасности (мастерские, физики, химии, информатики) | Последняя неделя августа | Завхоз, учителя предметники | ||
| Организация горячего питания в школьной столовой | В течении года | Зав. Производством, работники пищеблока | ||
| Сбор документации на бесплатное питание | сентябрь | Классный руководитель, родители | ||
| Выставка литературы по ТБ в кабинетах, ОБЖ, здоровый образ жизни | Года в течении года | Зав. Кабинетами, библиотекарь | ||
II блок – организация учебного процесса: | |||||
| Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся. | В течении года | Завуч, учителя предметники | ||
| Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся. | В течении года | Завуч, учителя предметники, руководители ШМО | ||
| Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; | В течении года | Завуч, учителя предметники | ||
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями: | |||||
| Беседа «Режим дня». Анкета по организации своего времени. | 1 н. сентября | Кл. руководитель | ||
| Учитель химии биологии Правильное питание основа здоровья. Беседа | 3н. сентября | Кл. руководитель | ||
| Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов, 1-11кл | 2н. ноября | Уч-ль. информатики | ||
| Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. | 2н сентября. | Кл. руководитель | ||
| Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем» | 1н. октября | Кл. руководитель врач- гинеколог | ||
| Вечер «Твое свободное время и твое здоровье» | 4н. октября | Кл. руководитель Мин. культуры | ||
| Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокурения) | 4н. сентября | Кл. руководитель | ||
| День здоровья. «Осеннее многоборье» | 2н. сентября | Кл. руководитель Уч. физической культуры | ||
| Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа Приложение 1 | 4н. ноября | Кл. руководитель | ||
| Классный час с элементами тестирования «Лидер на все времена» | Кл. руководитель | |||
| ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни», 11 класс. | 3н. октября | Кл. руководитель Уч. ОБЖ | ||
| Проведение профилактических прививок. (от гриппа) | 1-2н октября | Мед. работники | ||
| Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ». | 3н. ноября | Кл. руководитель | ||
| Конференция «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма» | 1н. декабря | Кл. руководитель | ||
| Беседа «Причины пристрастий» | 1н. ноября | Кл. руководитель | ||
| Классный час с элементами тестирования «Личность» Г.Г. Кулич | ||||
| Классные часы 10-11 стр. 43 | 4н. декабря | Кл. руководитель | ||
| Беседа для девочек «Здоровье девушки» | 3н. января | Кл. руководитель | ||
| мед. работник | ||||
| Классный час с элементами тестирования «Общение» | ||||
| Г.Г. Кулич | ||||
| Классные часы 10-11 стр16-26 | 4н. января | Кл. руководитель | ||
| Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 11 класс. | 1н. декабря | Уч. обществознания | ||
| Кл. руководитель | ||||
| Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья», 7 - 11 классы. | 1н. февраля | Кл. руководитель | ||
| Дискуссия «Добро и зло» | ||||
27.36 | Г.Г. Кулич | ||||
28.37 | Классные часы 10-11 стр143 | 2н. февраля | Кл. руководитель | ||
29.37 | Беседа для девочек «Здоровье девушки» | 3н. февраля | Кл. руководитель | ||
30.38 | Классный час с элементами тестирования «Стрессоустойчивость» | 4н. февраля | Кл. руководитель | ||
31.39 | Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 11 класс. | 2н. декабря | Кл. руководитель | ||
32.40 | Классный час «Возможности человека» | 1н. марта | Кл. руководитель | ||
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа: | |||||
1.41 | Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, 1-11кл. Химия. Урок «Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)» (образование угарного газа при курении и действии его на организм), 11 класс | 3н. марта | Кл. руководитель Уч. информатики | ||
3.42 | Проведение профилактических прививок. Клещевой энцефалит. | 4н. марта | Кл. руководитель | ||
4.43 | Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» Родительское собрание. | 3н. мая | |||
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся: | |||||
1.44 | Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов наблюдений за состоянием здоровья школьников; | В течении года | Кл. руководитель | ||
2.45 | Привлечение медработника к просвещению родителей. | В течении года | Кл. руководитель |
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому. Современный школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...
Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП...
Рабочая программа.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психическог...
Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников
«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности,бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы…»...
Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят ...
Из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество» по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся
На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по профилактике п...
Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников
Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только ...