Рабочая программа.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа.
«Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.
Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в целом по России характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.
Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт.
Таким образом, уровень здоровья учащихся с 1 по 9 класс резко снижается. И происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей очевидна.
В процессе взросления проявляется еще один фактор негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.
Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:
Социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми.
Увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, , ростом требований к уровню подготовки выпускников.
Недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.
Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающего пространства школы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи:
- Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.
- Повышение квалификации работников школы в области защиты здоровья учащихся.
- Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение 2. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
|
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического объединения классных руководителей по проблеме изучения и применения здоровьесбеегающих технологий. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, курсы повышения квалификации. 3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов. 5. Мониторинг деятельности |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап 2013-2014
Цель:
- Создание предпосылок функционирования школы как здоровьесберегающего пространства.
Задачи:
- Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
- Проведение тематического семинара для педагогов по основам здоровьесберегающих технологий.
- Обеспечение работы спортзала во внеурочное время.
- Организация работы классных руководителей по программе.
II этап 2014-2015
Цель: Формирование здоровьесберегающей среды школы.
Задачи:
- Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся.
- Организация и проведение профилактической работы с родителями.
- Организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды.
III этап: 2015-2016 учебный год
Цель:
Переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.
Задачи:
- Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы.
- Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
- Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.
Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.
Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- количество повысивших квалификацию педагогов;
- оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;
- уровень санитарно-гигиенического состояния школы.
Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации и учителей.
Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация учебно-воспитательного процесса
Организация питания учащихся.
Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
Компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре.
Широкое применение воспитательных технологий – классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.
Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся.
Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами
Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами детской поликлиники с.хворостянка.
Формы взаимодействия:
- ежегодные профилактические медицинские обследования учащихся;
- беседы, классные часы;
- консультации;
Сотрудничество с родителями
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.
Предстоит организовать работу по следующим направлениям:
- формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
- организация родительского всеобуча по тематике “Здоровый ребенок – здоровое общество”;
- индивидуальные беседы и консультации.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 класс | ||
Классные часы | “Культура питания” “Уход за телом и одеждой” “Режим дня” “Роль зарядки в жизни человека” | Кл.руководители |
Праздники | “Мой друг – Мойдодыр” | Кл .рук. |
Конкурсы | Знатоки “Все без исключения должны знать правила дорожного движения” Рисунки “Осторожно дети!” | . учитель ОБЖ Учитель ИЗО |
Родительские собрания, лекции, встречи | “Адаптация в школе” “Режим дня первоклассника” | Кл. руководитель |
2 класс | ||
Классные часы | “Режим дня “Каждому делу – свое время” “Закаливание” “Роль физических занятий в жизни ребенка” | Кл. руководители Фельдшер ФАПА |
Праздники | “Сильнее, выше и быстрее” Знатоки ПДД | Учитель физ-ры |
Конкурсы | Конкурс рисунков “Я за здоровый образ жизни” | Учитель ИЗО |
Родительские собрания, лекции, встречи | Встреча с инспектором ГИБДД | Администрация школы |
3-4 классы | ||
Классные часы | “Утренняя гимнастика” “Режим работы” “Рабочий стол” “Профилактика простудных заболеваний” | Кл.руководители Кл.руководители Кл.руководители Кл.руководители |
Праздники | “Дорога к победе над собой” | Кл.руководители |
Конкурсы | Рисунки “Зеленая аптека” Знатоки ПДД “Осторожно движение!” | Учитель ИЗО.учитель обж |
Родительские собрания, лекции, встречи | “Режим питания ребенка. Школьные завтраки” “Организация досуга детей” | Кл.руководители Медсестра школы |
5-6 классы | ||
Классные часы | “Режим дня. Режим работы и отдых” “Гигиена мальчиков и девочек” “Спорт в жизни человека” “О полезных и вредных привычках” | Кл.руководители Учитель физ-ры Соц.педагог |
Праздники | День здоровья в школе “Зарница” (осень, зима, лето) | Учитель физ-ры |
Конкурсы, викторины | Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни” | Кл.рук. |
Родительские собрания | “Об особенностях физического развития младших школьников” | Медсестра школы |
7-8 классы | ||
Классные часы | “Я и мое здоровье” “Эмоции и стресс” “Рациональное питание” “Гигиена тела и одежды” | Кл.руководители Учителя физ-ры Медсестра школы |
Конкурсы, викторины | Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни” | Учитель ИЗО |
Родительские собрания | “Особенности физического развития подростков” | Медсестра школы |
9класс | ||
Классные часы | “Режим труда и отдыха” “Профилактика переутомления” “Дружба и любовь” “Курение” “Алкоголь” | Кл.руководитель |
Конкурсы, викторины | Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни” | Кл. рук., учитель ИЗО |
Родительские собрания | “Особенности физиологии ранней юности” | Медсестра школы |
1. Асратян Э. А. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. — М.: Наука, 1981.
2. Кореева И., Поляков С., Хрущев С. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие – М.: Айрис-Пресс, 2006
3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (под ред. Дубровиной И.В.) Серия: Руководство практического психолога. М.: Академия, 2000 г.-176 с
4. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.
В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...
Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с...
самоанализ «Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся»
Мой самоанализ, работы за три года....
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ...
Из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество» по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся
На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по профилактике п...
Карта - отзыв об уроке: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках».
Карта-отзыв при посещении урока в рамках темаьического контроля: " Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающимися"...
3.5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Участие в массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях обучающихся объединения "Атлетическая гимнастика" и "ОФП"...