Рабочая программа.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа.

 «Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.

Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в целом по России характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.

Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт.

Таким образом, уровень здоровья учащихся с 1 по 9 класс резко снижается. И происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей очевидна.

В процессе взросления проявляется еще один фактор негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

Социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми.

Увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, , ростом требований к уровню подготовки выпускников.

Недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающего пространства школы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

  • Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи:

  • Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.
  • Повышение квалификации работников школы в области защиты здоровья учащихся.
  • Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение

2. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

 

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения классных руководителей по проблеме изучения и применения здоровьесбеегающих технологий.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, курсы повышения квалификации.

3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

5. Мониторинг деятельности

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап 2013-2014

Цель:

  • Создание предпосылок функционирования школы как здоровьесберегающего пространства.

Задачи:

  • Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
  • Проведение тематического семинара для педагогов по основам здоровьесберегающих технологий.
  • Обеспечение работы спортзала во внеурочное время.
  • Организация работы классных руководителей по программе.

II этап 2014-2015

Цель: Формирование здоровьесберегающей среды школы.

Задачи:

  • Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся.
  • Организация и проведение профилактической работы с родителями.
  • Организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды.

 

III этап: 2015-2016 учебный год

Цель:

Переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.

Задачи:

  • Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы.
  • Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
  • Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.

Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.

Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.

Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • количество повысивших квалификацию педагогов;
  • оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;
  • уровень санитарно-гигиенического состояния школы.

Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации и учителей.

Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация учебно-воспитательного процесса

Организация питания учащихся.

Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

Компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре.

Широкое применение воспитательных технологий – классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.

Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся.

Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами

Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами детской поликлиники с.хворостянка.

Формы взаимодействия:

  • ежегодные профилактические медицинские обследования учащихся;
  •  беседы, классные часы;
  • консультации;

Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.

Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.

Предстоит организовать работу по следующим направлениям:

  • формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
  • организация родительского всеобуча по тематике “Здоровый ребенок – здоровое общество”; 
  • индивидуальные беседы и консультации.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 класс

Классные часы

“Культура питания”

“Уход за телом и одеждой”

“Режим дня”

“Роль зарядки в жизни человека”

Кл.руководители

Праздники

“Мой друг – Мойдодыр”

Кл .рук.

Конкурсы

Знатоки “Все без исключения должны знать правила дорожного движения”

Рисунки “Осторожно дети!”

. учитель ОБЖ

Учитель ИЗО

Родительские собрания, лекции, встречи

“Адаптация в школе”

“Режим дня первоклассника”

Кл. руководитель

2 класс

Классные часы

“Режим дня “Каждому делу – свое время”

“Закаливание”

“Роль физических занятий в жизни ребенка”

Кл. руководители

Фельдшер ФАПА

Праздники

“Сильнее, выше и быстрее”

Знатоки ПДД

Учитель физ-ры

Конкурсы

Конкурс рисунков “Я за здоровый образ жизни”

Учитель ИЗО

Родительские собрания, лекции, встречи

Встреча с инспектором ГИБДД

Администрация школы

3-4 классы

Классные часы

“Утренняя гимнастика”

“Режим работы”

“Рабочий стол”

“Профилактика простудных заболеваний”

Кл.руководители

Кл.руководители

Кл.руководители

Кл.руководители

Праздники

“Дорога к победе над собой”

Кл.руководители

Конкурсы

Рисунки “Зеленая аптека”

Знатоки ПДД “Осторожно движение!”

Учитель ИЗО.учитель обж

Родительские собрания, лекции, встречи

“Режим питания ребенка. Школьные завтраки”

“Организация досуга детей”

Кл.руководители

Медсестра школы

5-6 классы

Классные часы

“Режим дня. Режим работы и отдых”

“Гигиена мальчиков и девочек”

“Спорт в жизни человека”

“О полезных и вредных привычках”

Кл.руководители

Учитель физ-ры

Соц.педагог

Праздники

День здоровья в школе

“Зарница” (осень, зима, лето)

Учитель физ-ры

Конкурсы, викторины

Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Кл.рук.

Родительские собрания

“Об особенностях физического развития младших школьников”

Медсестра школы

7-8 классы

Классные часы

“Я и мое здоровье”

“Эмоции и стресс”

“Рациональное питание”

“Гигиена тела и одежды”

Кл.руководители

Учителя физ-ры

Медсестра школы

Конкурсы, викторины

Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Учитель ИЗО

Родительские собрания

“Особенности физического развития подростков”

Медсестра школы

9класс

Классные часы

“Режим труда и отдыха”

“Профилактика переутомления”

“Дружба и любовь”

“Курение”

“Алкоголь”

Кл.руководитель

Конкурсы, викторины

Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Кл. рук., учитель ИЗО

Родительские собрания

“Особенности физиологии ранней юности”

Медсестра школы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Асратян Э. А. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. — М.: Наука, 1981.

2.        Кореева И., Поляков С., Хрущев С. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие – М.: Айрис-Пресс, 2006

3.        Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (под ред. Дубровиной И.В.) Серия: Руководство практического психолога. М.: Академия, 2000 г.-176 с

4.        Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с...

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ...

Из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество» по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся

На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по профилактике п...

Карта - отзыв об уроке: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках».

Карта-отзыв при посещении урока в рамках темаьического контроля: " Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающимися"...

3.5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Участие в массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях обучающихся объединения "Атлетическая гимнастика" и "ОФП"...