Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».
статья на тему
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_uchit.obzh_.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».
«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В..А. Сухомлинский
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создаёт для них психологические трудности. Учащимся приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на них требованиями учебного процесса. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны. Работоспособны, но, к сожалению, статистика сегодняшнего дня говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодёжи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Проблема сохранения и укрепления здоровья очень актуальна для нашей школы. Поэтому одной из важнейших практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путём внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. В решении этой задачи помогает внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроках ОБЖ, физкультуры,. Учителя МО на своих уроках стремятся создавать условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся, поэтому тема методической работы объединения учителей физической культуры, ОБЖ МОУ «СОШ №6» на 2015-2016 учебный год стала:«Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения, развитие познавательного интереса через исследовательскую и проектную деятельность в условиях здоровьесберегающей педагогики».
Основные задачи
методического объединения
учителей физической культуры, ОБЖ
МОУ «СОШ №6»
на 2015-2016 учебный год:
Методические:
-Создание комфортных условий для повышения качества обучения и воспитания школьников;
-Сохранение и укрепление физического, психологического, социального и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.
Учебные:
-Непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры педагогов.
-Продолжение освоения предметных педтехнологий в образовательном процессе школы.
-Формирование учебной мотивации обучающихся.
-Формирование предметных компетенций преподавания предметов МО.
Воспитательные:
-Совершенствование морально-психологического состояния и физического развития обучающихся.
-Пропаганда ЗОЖ.
-Развитие творческих способностей обучающихся.
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип приоритета жизни и здоровья обучающихся. Руководствуясь этими принципами, учителя физической культуры и ОБЖ выбрали следующие темы самообразования:
№ | Ф.И.О. учителя | Тема | Выход |
1 | Чаплыгина Ж.В. | «Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках ОБЖ.» | -Постоянно действующий семинар «Новые образовательные технологии и возможность их использования на уроках ОБЖ».(2012-2013 уч.г.) -Заседание ГМО, презентация «Интегральная технология обучения, используемая на уроках ОБЖ».(2011г.) -Открытый урок на муниципальном уровне для преподавателей-организаторов ОБЖ по теме «За здоровый образ жизни».(2011 г.) -Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов на тему «Моё педагогическое кредо»(2013г.) -выступления с докладами на педсоветах на темы: «Самостоятельная работа обучающихся на уроках ОБЖ», «Духовно-нравственное воспитание в работе кружка «Безопасное колесо».(2013-2014 уч.г.) -руководство в разработке и реализации проекта «Школьный двор-место активного отдыха». -открытый урок на муниципальном уровне по теме: «Использование информационных технологий на уроках ОБЖ» (2014-15 г.) -мастер-класс на школьном уровне по теме «Использование информационных технологий на уроках ОБЖ» (2014-15 г.) - обобщение педагогического опыта на августовском заседании ГМО преподавателей-организаторов ОБЖ «Работа преподавателя- организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения»(2015г.) -открытый урок на школьном уровне в 5а классе на тему «Безопасный интернет».(2015г.) -выступление с докладом на городском семинаре на тему: «Из опыта работы по воспитанию толерантности у обучающихся на уроках и во внеурочное время как основы человеческого общения» (2016г.) |
2 | Медведев Ю.А. | «Компетентностный подход в преподавании физической культуры». | -Выступление с докладом на тему самообразования на августовском заседании ГМО(2011г.) -МД «Основные пути повышения качества знаний обучающихся(доклад). (2012г.) -Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов «Мир моих увлечений».(2013г.) -открытый урок на школьном уровне на тему: «Подвижные спортивные игры в учебном процессе» (2013-2014 уч.г.) - выступление с докладом в теоретической части открытого урока на тему: « Техника верхней-нижней передачи мяча в волейболе» (2014-2015 уч.г.) - открытый урок в 4кл.(дети с ОВЗ, ЗПР) на муниципальном уровне на тему: «Элементы баскетбола».2015г. |
3 | Чигринова И.А. | «Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультурой в условиях ФГОС ООО». | -Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов «Мир моих увлечений» (2013г.) - выступление с докладом в теоретической части открытого урока на тему: «Подвижные спортивные игры в учебном процессе» (2013-2014 уч.г. -выступление с докладом на педсовете на тему: «Духовно-нравственное развитие обучающихся в работе спортивных секций». - открытый урок на школьном уровне на тему: « Техника верхней-нижней передачи мяча в волейболе» (2014-2015 уч.г.) - открытый урок в 4кл.(дети с ОВЗ, ЗПР) на муниципальном уровне на тему: «Элементы баскетбола».2015г. |
4 | Терехов А.А. | «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры». | -Открытый урок на тему: -«Баскетбол. Особенности организации и проведения уроков физкультуры в специальных коррекционных классах». -Открытый урок на тему: «Развитие игры на основе баскетбола».2013 г. - городской семинар- практикум для учителей физкультуры на тему: «Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физкультуры. 2015г. |
5 | Куликова О.А. | «Методика организации и проведения занятий уроков физической культуры в условиях ФГОС ООО». | спортивные мероприятия на школьном и городском уровне (2014г.) - открытый урок на школьном уровне «Лазание по гимнастической стенке в упоре присев и стоя на коленях. Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке», 2 класс(2014г.) -Городской семинар-практикум заместителей директоров по воспитательной работе.«Путешествие в страну «Спортландию»(2014г.) - открытый урок на школьном уровне :«Акробатика: два – три кувырка вперед. Стойка на лопатках», 1 класс;(2015г.) - Городской семинар-практикум учителей физкультуры, выступление: «Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста»(2015г.) - Городской семинар-практикум учителей физкультуры, открытый урок: «Акробатика: кувырок вперед, стойка на лопатках», 3 класс(2015г.) - обобщение опыта работы на ШМО на тему: «Особенности проведения уроков физической культуры для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития»(2015г.) - открытый урок на школьном уровне: «Ведение баскетбольного мяча на месте. Ведение мяча в движении», 3 класс(2016г.) |
Ответственное отношение и творческий подход учителей МО к своему предмету сказывается на результатах их педагогической деятельности:
№ П/П | Название мероприятия | Ф.И. обучающегося | место | Ф.И.О. руководителя |
1. | Социальная реклама: «Мы против терроризма!» | Зимина С., 5в кл., Аверина А., 5в кл., Мириева А.,Масленникова Е., 5в кл. | Грамота МУ «Центра молодёжи» за активное участие. | Чаплыгина Ж.В. |
2. | Городской конкурс- соревнование «Безопасное колесо- 2016». | Команда школы | 3 место в номинации «Трасса». | Чаплыгина Ж.В. |
3. | Областной конкурс «Правила дорожного движения- наши верные друзья!» | Мириева А. | диплом 3 степени | Чаплыгина Ж.В. |
4. | Всероссийские спортивные соревнования школьников « Президентские состязания среди обучающихся 4 классов». | Команда школы | 1 место в теоретическом конкурсе. | Терехов А.А. |
5. | Муниципальный этап всероссийских спортивных соревнований школьников « Президентские состязания среди обучающихся 4 классов». | Команда школы | 1место | Терехов А.А. |
6. | Легкоатлетический кросс | Зарубин И. | 3 место | Медведев Ю.А. Чигринова И.А. |
7. | Традиционная эстафета по улицам города. | Команда школы | 3 место | Медведев Ю.А. Чигринова И.А. |
8. | Муниципальный этап Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» ,шашки. | Команда девушек | 3 место | Медведев Ю.А. Чигринова И.А. |
9. | « Президентские состязания среди 6 кл.» | Команда школы | 2 место | Медведев Ю.А. Чигринова И.А. |
10 | Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские созтязания». | Команда школы | призёры | Куликова О.А. |
11 | Интеллектуально-познавательная игра «Город-наш дом, в нем по правилам живем» | Команда школы | призёры | Куликова О.А. |
На протяжении нескольких лет учителя изучали здоровьесберегающие технологии, внедряли в практику такие технологии, которые позволили бы сохранять здоровье за счёт увеличения двигательной активности на уроке, не нарушая его целостности:
- Технология уровневой дифференциации. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести обучающихся от одного уровня физической и интеллектуальной активности к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно только при дифференцированном подходе.
Дифференцированный подход необходимо осуществлять по трём направлениям:
-изучение и учёт индивидуальных особенностей и здоровья обучающихся;
-управление деятельностью обучающихся;
-активизация самостоятельной деятельности обучающихся (разноуровневые тесты).
- Технология модульного обучения - это единое целое, составленное из взаимосвязанных элементов, т.е. определённых видов работы, которые выполняют обучающиеся. Таким образом, учитель разделяет занятия по определённым модулям (например, на уроке ОБЖ ):
-Выживание в экстремальных ситуациях (экскурсии).
-Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (противогазы, эвакуация).
-Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (на практических занятиях).
Интерактивные технологии- необходимо использовать для развития коммуникативных и творческих способностей обучающихся для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. У ребят развивается взаимоответственность, вера в силу собственных возможностей и возможностей товарищей. Используемые технологии способствуют повышению интереса к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ, например, - один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
- Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности обучающихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:
-осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;
-Целеполаганию;
-самообразованию и самоорганизации;
-синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников.
На своих уроках учителя МО ставят целевые установки, характерные для здоровьесберегающих технологий:
-стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
-вызывать у них позитивную самооценку;
Учителя МО на своих уроках стремятся воспитывать культуру здоровья, используя при этом отличительные концептуальные особенности ЗТ:
-отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;
-элементы индивидуализации обучения;
-наличие мотивации на ЗОЖ учителя и учеников;
-наличие физкультминуток;
-соблюдение САН ПиНов.
Педагоги в своей деятельности стремятся соблюдать следующие принципы:
-учёт возрастно-половых особенностей;
-учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся(вводная часть, основная и заключительная);
-использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Использование здоровьесберегающих действий на уроке:
-оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др.
-наличие эмоциональных разрядок: поговорка, весёлое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка;
-правильная поза ученика за столом.
Практика работы учителей МО по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к сохранению и укреплению здоровья детей , но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Наряду с отмеченными положительными результатами в 2016-2017 учебном году особое внимание уделить следующим вопросам:
-усилению практической направленности дисциплин;
-усилению роли эстетического, валеологического характера;
-повышению роли теоретических знаний предметов;
-апробацию современных педтехнологий и активное внедрение их в практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя физической культуры "Совершенствование акробатических элементов"
Конспект урока по физической культуре Аттестуемый педагог: Шуманов Иксан ЗулкаровичПредмет: Физическая культура ...
Обобщение опыта работы учителя физической культуры
В обобщении опыта работы представлено теоретическое обоснование и правтическая часть, которая содержит разработку урока на тему: "Нетрадиционные формы проведения урока физической культуры". Сюже...
Обобщение опыта работы учителя физической культуры
Занятия спортивным туризмом как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников...
Обобщение опыта работы учителя физической культуры Тютькова А.В.
Обобщение опыта работы учителя физической культуры...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»...
Актуальные проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни школьников
laquo;Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью». С самого раннего детства каждый из нас осознаёт ...
Метод проектов, как средство творческой самореализации учащихся по физической культуре. Из опыта работы учителя физической культуры.
В настоящее время в системе образования создаются новые ориентиры, направленные на развитие творческих личностей в современных условиях. Использование метод...