Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников
статья

Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhitko_zdorove_shkolnikov_.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

  Вклад классного руководителя

 в сохранение и укрепление здоровья школьников

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности,

бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

                 В.А.Сухомлинский

Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
«Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа».

Здоровье ребенка – это оптимальный уровень достигнутого развития: физического, психологического, интеллектуального, - его соответствие хронологическому возрасту, причем, как замедление, так и ускорение развития требуют повышенного внимания не только врачей, родителей, но и педагогов.

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:

Здоровье физическое

Что это?

Как определить?

Отсутствие болезни

Определение наличия или отсутствия хронических заболеваний

(мониторинг мед. карт).

Ежегодные профилактические медицинские осмотры.

 Активность ребенка соответствует индивидуальной норме.

«Нормальный иммунитет»

Соответствие возрастной физиологической норме

Уровень адаптации соответствует физической нагрузке в школе

Душевное здоровье

Что это?

Как определить?

Уверенность в себе.

Умение сопереживать.

Умение соблюдать дисциплину.

Открытость общению, готовность получать знания.

Нормальный уровень способностей (учебных).

Умение общаться.

Умение сказать «нет».

Процессы возбуждение = торможение

(инд. норма)

Наблюдение

Нормальная учеба

Поведение и реакции адекватны ситуации

Табу и нравственность

Здоровье социальное

Что это?

Как определить?

Умение строить продуктивные отношения в социуме (семья – школа – друзья и т.д.)

По поведенческим признакам:

- умение избежать конфликта и отстаивать собственные ценности;

- открытость;

- инициативность;

- самостоятельность;

- трудолюбие;

- самоопределение.

Умение строить перед собой задачи и пути достижения целей.

принятие жизненно важных ценностей общества.

Умение противостоять негативному давлению со стороны.

Укладывается в социальную норму (удовлетворение дефицитарных потребностей, способен к самообслуживанию).

Удовлетворение базовых потребностей:

- защищенность в семье;

-материальное благополучие.

Ребенок (подросток) посещает школу.

Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Школа- это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому- либо или чему- либо.

Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться и при этом им было бы комфортно и интересно? Эти вопросы волнуют каждого классного руководителя и учителя.

Для себя я определила основные направления в этой работе:

  • сохранение и укрепление физического здоровья детей;
  • сохранение психического здоровья;
  • создание благоприятной социально-психологической адаптации.

     

В этой работе можно выделить ряд направлений.

  • Изучение состояния здоровья учащихся в классе.  Я изучила  личные дела учащихся и на первом родительском собрании в 5 классе раздала родителям анкеты ,в которых, наряду с общими вопросами, был блок вопросов, касающихся  здоровья детей. Такие анкеты и личные  беседы с родителями могут дать более точную картину заболеваемости в классе, а также помочь оказать при необходимости первую медицинскую помощь. При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации. Также я ставлю в известность учителей-предметников о хронических болезнях детей.
  • Плановая диспансеризация позволяет выявить различные заболевания у учащихся. Я, как классный руководитель, информирую учащихся о времени проведения диспансеризации. Считаю необходимым проведение беседы о гигиенической подготовке к проведению медицинского осмотра. Также ставлю в известность родителей и прежде всего тех, дети которых имеют серьезные заболевания .По результатам анкеты рассчитала «индекс здоровья» детей в классе.

  • Работа по поддержанию санитарного состояния кабинета. Как классный руководитель, я помогаю организовать дежурство в классе и контролирую своевременность и качество уборки.
  • Внешний вид учащихся. Учитывая тенденции современной моды (полуоткрытые спины и животы ,высокие каблуки), беседую с девочками класса, обращая их внимание на то, что такая  одежда и обувь могут привести к серьезным заболеваниям .
  • Работа по организации питания учащихся. Совместно с родительским комитетом в классе была выявлена группа учащихся, нуждающихся в бесплатном  питании.  Кроме того, я считаю необходимым знакомить ребят с принципами рационального и здорового питания (режим питания, разнообразность питания, сбалансированность питания).  
  • Проведение бесед в соответствии с планом воспитательной работы. При этом план может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний, провожу беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года считаю важной беседу о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке, так как 6-7 часов в день учащиеся проводят за партой, работая с учебниками, тетрадями, мониторами. Особое значение нужно уделить беседам о профилактике травматизма в школе и вне школы, поскольку иногда травмы могут иметь очень тяжелые последствия. В течение учебного года учащиеся знакомятся с различными инструкциями и расписываются в специальном журнале.
  •   Самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия по охране здоровья. Это и спортивные состязания, и подготовка диспутов и классных часов, сбор  материала и оформление газет, подготовка проектов.(см.приложение)

 

Мною разработана тематика классных часов по ЗОЖ.

5-7 классы
  1. Цикл бесед "Гигиена школьника".
  2. "Здоровые привычки - здоровый образ жизни".
  3. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".
  4. "Кто наши враги".
  5. "О спорт, ты - мир!".
  6. "Режим питания".
 7. "Вредные привычки и их преодоление".
  8. "Пока горит свеча".
9. "Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек".
10. "Память: как ее тренировать".
11. "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на   развитие организма человека".
12. "Сотвори себя сам".
13. "Нет наркотикам".

8-11-е классы
1. Цикл бесед "Гигиена умственного труда".
2. "Зависимость здоровья человека от окружающей среды".
3. "Вредные привычки и здоровье человека".
4. "Здоровье человека XXI века".
5. Гармония тела и духа".
6. "Кушайте на здоровье".
7. "Умение управлять собой".
8. "Крик о помощи".
9. "Прощайте, наркотики!".
10 Занятия по профилактике наркомании.
11. "Суд над наркоманией".
12. "Исцели себя сам".
13. "Экзамены без стресса".
14. "Сделай правильный выбор".

  На каждом своем уроке провожу физкультурных паузы .Обязательными на уроке являются упражнения для глаз. Их часто проводим с использованием компьютерных презентаций.

 А как избежать перегрузки детей на уроке? Как предотвратить их утомляемость? Я применяю задания различной степени сложности, меняю виды деятельности, подбираю задания развивающего .Поэтому мотивация к обучению у детей класса не угасает, а  остаётся высокой. Показателем этого является итоговая аттестация учащихся.



 

Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. Работа со школьным психологом позволяет целенаправленно вести наблюдение за психическим здоровьем детей, гибко реагировать на различные его изменения. Была составлена специальная памятка для родителей «Школьная тревожность»  Индивидуальные занятия, тренинги, групповые упражнения проводятся в классе по мере необходимости. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, присутствующие в начале пятого класса у некоторых детей, постепенно уходят. Ведь рядом понимающие взрослые, доброжелательные одноклассники.

Помимо внеклассной работы ,я  активно использую на уроках русского языка здоровьесберегающие технологии. Цель Уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.(см.конспект урока в 7 классе)

Для осуществления  благоприятной социально-психологической адаптации наряду с базовой школой осуществляется обязательное дополнительное образование.

Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу «анархизму улицы», разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых.  Так Мальцева Ксения и Хайруллина Лиля  в этом году   с командой девушек 1998-99 года рождения из СДЮШОР г. Пушкино на престижном международном молодежном волейбольном турнире "Черно море-2010" завоевали первое место, золотые медали и кубок. Мельникова Анастасия заняла 3 место на районном конкурсе рисунков «Моё родное Подмосковье» . Из 28 учащихся 20 человек посещают различные секции и кружки.

Совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение театров- без этого немыслима школьная жизнь! Вовлечение родителей в жизнь класса- важный фактор нормального психологического климата.

Анализ работы с родителями. 

Мной была разработана примерная тематика родительского лектория (5-8 кл). Я работаю над задачей повышения уровня педагогической и психологической культуры родителей.

Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников): 
1. "Здоровье ребенка в руках взрослых",
2. "Здоровая семья: нравственные аспекты",
3. "На контроле здоровье детей",
4. "Режим труда и учебы",
5. "Физическое воспитание детей в семье",
6. "Алкоголизм, семья, дети",
7. "Пагубное влияние курения табака на здоровье человека",
8. "Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности",
9. "Вредные привычки у детей",
10. "Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу",
11. "Вопросы, которые нас волнуют",
12. "Эти трудные подростки",
13. "Взрослые проблемы наших детей",
14. "Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования",
15. "Курение и статистика",
16. "Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - реальность или миф",
17. "Наркотики в зеркале статистики",
18. "Социальный вред алкоголизма",
19. "Психология курения",
20. "Нецензурная брань - это тоже болезнь".

Анализ работы по формированию у школьников ценностного отношения к  здоровью за 2009-2010учебный год показал положительные тенденции по выявленным ранее проблемам:

  • около 60% учащихся класса в системе занимаются спортом,  посещают различные спортивные секции, что помогает повысить общий уровень здоровья, 90% ребят утверждают, что у них нет вредных привычек;
  • в классе на треть снизилось число пропусков по болезни. повысилось качество образования и показатели по устным предметам;
  • среди учащихся класса есть победители и призёры школьных, районных,  городских и областных соревнований;
  • родители стали неизменными участниками  различных внеклассных мероприятий в классе, и они более спокойны за своих ребят;
  • отмечается и положительная социальная адаптивность ребят, это и сформированность социальных установок, высокий уровень развития коммуникативных качеств, высокая степень социальной адаптации - в классе нет правонарушений;
  • повысился интерес учащихся к урокам здоровья  (93% детей считают, что уроки здоровья нужны, а 85% - используют полученную информацию в жизни).

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,
совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога
.

Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.

 Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Ожидаемые конечные результаты


1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

                    Житко  Е.А.,классный руководитель 7 а класса МОУ СОШ№3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медведева В.Н. ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников Современное традиционное состояние си

Медведева В.Н.ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние  здоровьесберегающих   технологий  на сохранение...

Сохранение и укрепление здоровья школьников

  Количество детей, посещающих спортивные кружки  Распределение детей по группам здоровья   Профилактические мероприятия  Учебные предметы и факультативы, реализу...

Реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Представлены все направления работы педагогического коллектива и реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников с ОВЗ...

Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников

«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности,бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы…»...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: "Технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников."

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.Достижение этой цели невозможно без примен...