Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время
методическая разработка (8 класс) по теме

Сороколетова Ольга Владимировна

Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_po_sokhraneniyu_zdorovya.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Сороколетова,

учитель высшей категории МОУ «СОШ №11» г. Петрозаводска,

лауреат конкурса «Учитель года Карелии – 2008»

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время

     Всем известно, что химия – один из самых сложных предметов школьной программы. Большой объём материала, интенсификация учебного процесса, сложность химической

терминологии приводят к тому, что дети быстро устают, просят отпустить их пораньше, без радости думают о предстоящем уроке.

     Выход из сложившейся ситуации я вижу в построении системы здоровьесберегающей деятельности на уроках химии.

     В основу своей работы я положила базовую модель системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях, предложенную Институтом возрастной физиологии РАО (г. Москва) и работы профессора Н.К. Смирнова.                  В итоге я выстроила модель, которую можно представить в виде дома. Дома для будущего. Ведь чтобы сегодняшний школьник стал успешной во всех отношениях личностью, он должен с детства заботиться о своём здоровье. А родители и учителя  должны ему в этом помочь. Каждый блок в этой модели  – это направление моей деятельности.

1 блок

Гигиенические условия в классе

2 блок

Психологические условия на уроке

3 блок

Рациональная организация урока

4 блок

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

5 блок

Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями

6 блок

Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

1 блок. Гигиенические условия в классе

        Отличительная особенность гигиенических условий заключается в том, что они регламентированы СанПиНами. Влияние этих факторов на состояние и здоровье школьников составляет до 30% всех внутришкольных воздействий. В обязанности педагога входят умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) явные нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их. Поэтому сначала я составила эколого-санитарный паспорт кабинета химии и сравнила полученные данные с нормами САНПиНа. В результате этой работы выявила факторы риска, приводящие к ухудшению здоровья детей. Ими оказались следующие параметры: соответствие классной мебели росту учащихся, искусственное освещение и коэффициент аэрации. И если состояние первых двух параметров на данный момент я, как педагог, изменить не могу, то значение коэффициента аэрации довести до нормы может любой учитель. Теперь я обязательно провожу проветривание кабинета, открывая необходимое количество фрамуг (расчёты произвожу по следующей формуле:

Коэффициент аэрации = площадь форточек : площадь кабинета (норма ≥ 0,02 или 1/50)).

    Очень важным моментом является создание на уроке гигиенических условий: хорошо вымытая доска, влажная тряпка или хорошо пишущий маркер, отсутствие пыли, указка необходимой длины и т.д.

2 блок. Психологические условия на уроке

    Большое внимание я уделяю созданию психологических условий. При ослаблении внимания учащихся или смене вида деятельности, в минутки релаксации я рассказываю ребятам химические анекдоты, которые, кстати сказать, учащиеся сами находят и приносят мне. Вот некоторые из анекдотов:

     Минздрав предупреждает: лёгкие сигареты вызывают лёгкие заболевания и ведут к лёгкой смерти.

     Дорогие сигареты отличаются от дешёвых более чистыми, вкусными и ароматными ядами.

     Новое суперчищащее средство! Убивает почти все виды бактерий. А над остальными издевается.

    Недавно я  стала использовать на уроках сказкотерапию. В учебнике О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» напечатано сочинение-сказка. Эта идея мне очень понравилась, и я предлагаю ребятам самим придумывать сказки или даю в качестве дополнительной домашней работы задание - расшифровать смысл химической сказки.

     Для усвоения химических понятий использую художественные образы и прошу посмотреть на изучаемое вещество или явление глазами художника, поэта, сказочника, рекламного агента и т.д.

3 блок. Рациональная организация урока

     Это важная составная часть здоровьесберегающей деятельности учителя. Для этого при подготовке к уроку стараюсь создать оптимальные гигиенические и психологические условия, на уроке чередую различные виды учебной деятельности, использую по мере необходимости ТСО и т.д.

    Кроме этого я провела экспертизу учебного материала (определила систему уроков по здоровьесбережению в рамках предмета химия). Предлагаю материал для реализации здоровьесберегающего компонента на уроках органической химии в 10 классе:

Тема урока

Материал по здоровьесбережению

Предмет органической химии

Достижения органической химии: ферменты, витамины, гормоны, пищевые добавки, красители, ароматизаторы и т.д. Влияние их на организм человека. Разумное использование.

Природный газ. Алканы

Химическая физкультура «Предельные  - непредельные»

Алкадиены и каучуки

Резина. Гигиена резиновой обуви. Использование резиновых перчаток в быту, при работе с химическими веществами

Бензол

Физиологическое влияние фенола на организм человека. Опасность экологических катастроф

Нефть

Свойства нефти, используемые в медицине

Обобщение знаний по теме «Углеводороды и их природные источники».

Решение экологических задач

Контрольная работа по теме «Углеводороды и их природные источники».

Дополнительная задача – на экологическую тему

Спирты. Предельные одноатомные спирты

Алкоголизм, его причины, последствия, предупреждение

Предельные многоатомные спирты

Использование глицерина

Фенол

Влияние фенола на организм человека

Альдегиды

Образование в организме человека в результате употребления спиртосодержащей продукции. Влияние на организм

Карбоновые кислоты

Применение карбоновых кислот

Сложные эфиры, жиры

Эфирные масла. Ароматерапия (лечебное влияние запахов на здоровье человека. Встреча со специалистами по ароматерапии). Природные источники жиров. Жиры в организме человека. Аллергические реакции на СМС

Углеводы. Моносахариды

Применение глюкозы. Глюкоза в организме человека. Сахарный диабет: причины и предупреждение развития

Дисахариды. Полисахариды

Заменители сахара. Источники углеводов. Сбалансированное питание.

Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»

Дополнительные задания – биологические задачи (влияние алкоголя на организм человека и т.д.)

Аминокислоты

Незаменимые аминокислоты, источник получения. Глицин

Белки

Природные источники белков. Понятие о правильном и полноценном питании. Белки в организме человека

Нуклеиновые кислоты

Наследственность. Факторы, отрицательно влияющие на  организм

Ферменты

Роль ферментов в функционировании организма человека

Витамины

Физиологическая роль витаминов. Гипер, гипо, авитаминозы. Источники витаминов. Нормы потребления витаминов

Гормоны

Гормональные нарушения и их предупреждение

Лекарства

Правильное употребление лекарств. Аптечка первой медицинской помощи

Искусственные и синтетические полимеры

Натуральные и искусственные ткани. Предпочтение в выборе изделий из натуральных, искусственных или синтетических тканей

     На уроке учитываю темп деятельности каждого ребёнка и подбираю для выполнения задания разного уровня сложности и объёма.

     Домашние задания стараюсь предлагать разноуровневые и творческие, чтобы любой ребёнок мог проявить себя, чем-то отличиться (сюда относятся подготовка творческих отчётов, написание рефератов, оказание помощи в подборе материала и оформлении стендов, создание презентаций и сценариев урока, сочинение химических сказок и т.д.).

4 блок. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

      Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии ценностей в нашем обществе. Но будет ли общество полноценным, если мы не научим наших детей с ранних лет ценить и беречь своё здоровье?

     Стало традицией проводить в конце года смотр ученических презентаций «Химия и жизнь». Найденные ребятами материалы используются также для оформления стенда «Береги здоровье смолоду!»

     С 2006 года мои ученики являются лауреатами научно-практических конференций «Будущее Петрозаводска» (секция «Валеология») и «Будущее Карелии».

5 блок. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями

     Этот блок не получил ещё в моей практике сильного развития. Но я планирую использовать в своей работе встречи со специалистами. Например, при изучении темы «Спирты» можно пригласить на урок врача – нарколога, при изучении темы «Гормоны» - врача -  эндокринолога и.т.д..

     Родители… Как бы хотелось, чтобы они почаще приходили в школу, интересовались школьной жизнью своих детей. Но я не отчаиваюсь, так как знаю, что та интересная, полезная, нужная для жизни информация, которую я стараюсь найти для детей, доходит и до родителей.

    С этого учебного года я стала разрабатывать распечатки с материалом полезным для родителей. Например, к уроку в 9 классе по теме «Соединения щелочноземельных металлов» готовлю для каждого следующий материал: «Разотрите в порошок в ступке чистую скорлупу (без пленок, выстилающих ее изнутри) и принимайте ежедневно по щепотке с едой или питьем. Скорлупу можно давать даже младенцам. Чтобы кальций легче усваивался, педиатры рекомендуют добавлять к порции порошка несколько капель лимонного сока».

6 блок. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

      Физические упражнения и, прежде всего, движения, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной. Каждый день на первом уроке провожу утреннюю зарядку, а течение урока -физкультминутки. Также я создала комплекс «химической физкультуры». Эти упражнения позволяют «убить сразу двух зайцев»: снимается статическое напряжение учащихся, и закрепляются полученные знания.

Тема

Задание (поднимите правую руку, если речь идёт о… или левую руку, если речь идёт о…(варианты выполнения заданий разнообразные))

8 класс

Предмет химии. Вещества

Простое или сложное вещество?

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории развития химии

1) О чём говорится в предложении: о простом веществе или химическом элементе?

2) Химическое или физическое явление?

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

В какой подгруппе находится элемент: в главной ли побочной?

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента. Ионная химическая связь

Какие свойства проявляет химический элемент: металлические или неметаллические?

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента. Ионная химическая связь

Какая ковалентная связь в веществе: неполярная или полярная?

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения

Какие формулы являются формулами оксидов?

Основания

Какие формулы являются формулами оснований?

Кислоты

Какие формулы являются формулами кислот?

Соли

Какие формулы являются формулами солей?

Кристаллические решётки

Определите тип кристаллической решётки

Химические реакции

Химическое или физическое явление?

Электролитическая диссоциация

1) Чем является вещество: электролитом или неэлектролитом?

2) Сильный или слабый электролит?

Кислоты, их классификация и свойства

Какая это кислота: одно-, двух- или трёхосновная?

Основания, их классификация и свойства

Щёлочь или нерастворимое основание?

Оксиды, их классификация и свойства

Какой это оксид: основный или кислотный?

9 класс

Понятие о переходных металлах. Амфотерность

Является ли данный химический элемент переходным?

Предмет органической химии

Органическое или неорганическое вещество?

Непредельные углеводороды

Предельный или непредельный углеводород?

Строение вещества

1) Определите вид химической связи в веществе

2) Определите тип кристаллической решётки

Классы химических соединений в свете Теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления - восстановления

1) К какому классу неорганических веществ относится данное соединение?

2) Какая это кислота: одно-, двух- или трёхосновная?

3) Щёлочь или нерастворимое основание?

4) Какой это оксид: основный, амфотерный или кислотный?

10 класс

Валентные состояния атома углерода

Определите вид гибридизации атома углерода: sp3, sp2 или sp

Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы», «Алкены» и «Алкины»

Определите, к какому классу относится вещество: к алканам, алкенам или алкинам?

Углеводы, их классификация

Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды или полисахариды?

11 класс

Электронные конфигурации атомов химических элементов 

Электронная классификация элементов: s-, p-, d-или f-семейство?

Окислительно – восстановительные реакции (ОВР)

Является ли химическая реакция ОВР?

Электролитическая диссоциация (ЭД)

1) Чем является вещество: электролитом или неэлектролитом?

2) Сильный или слабый электролит?

                         

     В своей повседневной работе с детьми я использую динамические паузы, упражнения для осанки, минутки релаксации, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз. Эти упражнения приводятся во многих пособиях по здоровьесбережению, но мне, как учителю химии, хотелось найти в них «химическую изюминку». Например:

Химические упражнения для профилактики миопии: 

1) «Вслед за электроном». И.п. – сидя. Закрыть глаза. Представить траекторию движения электрона.                                              

 2) «Формы электронных облаков». И.п. – сидя. Глаза открыты или закрыты. Представить форму s, p, d – электронных облаков.

3) «Напиши формулу»

Химические упражнения для правильного дыхания:

  1. «Свеча» - ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;
  2. «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох (эти два упражнения можно использовать на практической работе «Наблюдения за горящей свечой» в 8 классе);

   3)   Химические скороговорки:

Облако гибридизировали, гибридизировали, да не догибридизировали.

Дегидрогалогенирование галогеналканов…

     В заключение приведу слова профессора Никиты Константиновича Смирнова, которые являются основополагающими в моей деятельности:

     «Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений»

Список литературы:

1) Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей / Л.Ю. Аликберова.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 560 с.

2) Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько.- М.: Вако, 2004.-296 с.

3) Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя: (статья) / М.Г. Колесникова // Естествознание в школе. – 2005. - №5. – с.50-56.

4) Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ под редакцией М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. -114 с.

5) Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. – Вып. 5 / авт.-сост. В.В. Гордеева. Г.И. Викулова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 255 с.

6) Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями / Г.В. Пичугина.- М.: АРКТИ, 2000. – 136 с.

7) Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности

Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения  самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...

Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках и во внеурочное время

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Важным условием решения этой задачи для любого учителя-предметника является урок как ведущая организ...

Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Учебно-исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять ...

Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирован...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии и во внеурочное время»

Всякое познание – есть деятельность,Всякая деятельность – есть познание....

Статья "Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках физкультуры"

Главное для учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового ...