Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время
методическая разработка (8 класс) по теме
Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_po_sokhraneniyu_zdorovya.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В. Сороколетова,
учитель высшей категории МОУ «СОШ №11» г. Петрозаводска,
лауреат конкурса «Учитель года Карелии – 2008»
Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Всем известно, что химия – один из самых сложных предметов школьной программы. Большой объём материала, интенсификация учебного процесса, сложность химической
терминологии приводят к тому, что дети быстро устают, просят отпустить их пораньше, без радости думают о предстоящем уроке.
Выход из сложившейся ситуации я вижу в построении системы здоровьесберегающей деятельности на уроках химии.
В основу своей работы я положила базовую модель системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях, предложенную Институтом возрастной физиологии РАО (г. Москва) и работы профессора Н.К. Смирнова. В итоге я выстроила модель, которую можно представить в виде дома. Дома для будущего. Ведь чтобы сегодняшний школьник стал успешной во всех отношениях личностью, он должен с детства заботиться о своём здоровье. А родители и учителя должны ему в этом помочь. Каждый блок в этой модели – это направление моей деятельности.
1 блок Гигиенические условия в классе | 2 блок Психологические условия на уроке | 3 блок Рациональная организация урока |
4 блок Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни | 5 блок Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями | 6 блок Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья |
1 блок. Гигиенические условия в классе
Отличительная особенность гигиенических условий заключается в том, что они регламентированы СанПиНами. Влияние этих факторов на состояние и здоровье школьников составляет до 30% всех внутришкольных воздействий. В обязанности педагога входят умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) явные нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их. Поэтому сначала я составила эколого-санитарный паспорт кабинета химии и сравнила полученные данные с нормами САНПиНа. В результате этой работы выявила факторы риска, приводящие к ухудшению здоровья детей. Ими оказались следующие параметры: соответствие классной мебели росту учащихся, искусственное освещение и коэффициент аэрации. И если состояние первых двух параметров на данный момент я, как педагог, изменить не могу, то значение коэффициента аэрации довести до нормы может любой учитель. Теперь я обязательно провожу проветривание кабинета, открывая необходимое количество фрамуг (расчёты произвожу по следующей формуле:
Коэффициент аэрации = площадь форточек : площадь кабинета (норма ≥ 0,02 или 1/50)).
Очень важным моментом является создание на уроке гигиенических условий: хорошо вымытая доска, влажная тряпка или хорошо пишущий маркер, отсутствие пыли, указка необходимой длины и т.д.
2 блок. Психологические условия на уроке
Большое внимание я уделяю созданию психологических условий. При ослаблении внимания учащихся или смене вида деятельности, в минутки релаксации я рассказываю ребятам химические анекдоты, которые, кстати сказать, учащиеся сами находят и приносят мне. Вот некоторые из анекдотов:
Минздрав предупреждает: лёгкие сигареты вызывают лёгкие заболевания и ведут к лёгкой смерти.
Дорогие сигареты отличаются от дешёвых более чистыми, вкусными и ароматными ядами.
Новое суперчищащее средство! Убивает почти все виды бактерий. А над остальными издевается.
Недавно я стала использовать на уроках сказкотерапию. В учебнике О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» напечатано сочинение-сказка. Эта идея мне очень понравилась, и я предлагаю ребятам самим придумывать сказки или даю в качестве дополнительной домашней работы задание - расшифровать смысл химической сказки.
Для усвоения химических понятий использую художественные образы и прошу посмотреть на изучаемое вещество или явление глазами художника, поэта, сказочника, рекламного агента и т.д.
3 блок. Рациональная организация урока
Это важная составная часть здоровьесберегающей деятельности учителя. Для этого при подготовке к уроку стараюсь создать оптимальные гигиенические и психологические условия, на уроке чередую различные виды учебной деятельности, использую по мере необходимости ТСО и т.д.
Кроме этого я провела экспертизу учебного материала (определила систему уроков по здоровьесбережению в рамках предмета химия). Предлагаю материал для реализации здоровьесберегающего компонента на уроках органической химии в 10 классе:
Тема урока | Материал по здоровьесбережению |
Предмет органической химии | Достижения органической химии: ферменты, витамины, гормоны, пищевые добавки, красители, ароматизаторы и т.д. Влияние их на организм человека. Разумное использование. |
Природный газ. Алканы | Химическая физкультура «Предельные - непредельные» |
Алкадиены и каучуки | Резина. Гигиена резиновой обуви. Использование резиновых перчаток в быту, при работе с химическими веществами |
Бензол | Физиологическое влияние фенола на организм человека. Опасность экологических катастроф |
Нефть | Свойства нефти, используемые в медицине |
Обобщение знаний по теме «Углеводороды и их природные источники». | Решение экологических задач |
Контрольная работа по теме «Углеводороды и их природные источники». | Дополнительная задача – на экологическую тему |
Спирты. Предельные одноатомные спирты | Алкоголизм, его причины, последствия, предупреждение |
Предельные многоатомные спирты | Использование глицерина |
Фенол | Влияние фенола на организм человека |
Альдегиды | Образование в организме человека в результате употребления спиртосодержащей продукции. Влияние на организм |
Карбоновые кислоты | Применение карбоновых кислот |
Сложные эфиры, жиры | Эфирные масла. Ароматерапия (лечебное влияние запахов на здоровье человека. Встреча со специалистами по ароматерапии). Природные источники жиров. Жиры в организме человека. Аллергические реакции на СМС |
Углеводы. Моносахариды | Применение глюкозы. Глюкоза в организме человека. Сахарный диабет: причины и предупреждение развития |
Дисахариды. Полисахариды | Заменители сахара. Источники углеводов. Сбалансированное питание. |
Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» | Дополнительные задания – биологические задачи (влияние алкоголя на организм человека и т.д.) |
Аминокислоты | Незаменимые аминокислоты, источник получения. Глицин |
Белки | Природные источники белков. Понятие о правильном и полноценном питании. Белки в организме человека |
Нуклеиновые кислоты | Наследственность. Факторы, отрицательно влияющие на организм |
Ферменты | Роль ферментов в функционировании организма человека |
Витамины | Физиологическая роль витаминов. Гипер, гипо, авитаминозы. Источники витаминов. Нормы потребления витаминов |
Гормоны | Гормональные нарушения и их предупреждение |
Лекарства | Правильное употребление лекарств. Аптечка первой медицинской помощи |
Искусственные и синтетические полимеры | Натуральные и искусственные ткани. Предпочтение в выборе изделий из натуральных, искусственных или синтетических тканей |
На уроке учитываю темп деятельности каждого ребёнка и подбираю для выполнения задания разного уровня сложности и объёма.
Домашние задания стараюсь предлагать разноуровневые и творческие, чтобы любой ребёнок мог проявить себя, чем-то отличиться (сюда относятся подготовка творческих отчётов, написание рефератов, оказание помощи в подборе материала и оформлении стендов, создание презентаций и сценариев урока, сочинение химических сказок и т.д.).
4 блок. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии ценностей в нашем обществе. Но будет ли общество полноценным, если мы не научим наших детей с ранних лет ценить и беречь своё здоровье?
Стало традицией проводить в конце года смотр ученических презентаций «Химия и жизнь». Найденные ребятами материалы используются также для оформления стенда «Береги здоровье смолоду!»
С 2006 года мои ученики являются лауреатами научно-практических конференций «Будущее Петрозаводска» (секция «Валеология») и «Будущее Карелии».
5 блок. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями
Этот блок не получил ещё в моей практике сильного развития. Но я планирую использовать в своей работе встречи со специалистами. Например, при изучении темы «Спирты» можно пригласить на урок врача – нарколога, при изучении темы «Гормоны» - врача - эндокринолога и.т.д..
Родители… Как бы хотелось, чтобы они почаще приходили в школу, интересовались школьной жизнью своих детей. Но я не отчаиваюсь, так как знаю, что та интересная, полезная, нужная для жизни информация, которую я стараюсь найти для детей, доходит и до родителей.
С этого учебного года я стала разрабатывать распечатки с материалом полезным для родителей. Например, к уроку в 9 классе по теме «Соединения щелочноземельных металлов» готовлю для каждого следующий материал: «Разотрите в порошок в ступке чистую скорлупу (без пленок, выстилающих ее изнутри) и принимайте ежедневно по щепотке с едой или питьем. Скорлупу можно давать даже младенцам. Чтобы кальций легче усваивался, педиатры рекомендуют добавлять к порции порошка несколько капель лимонного сока».
6 блок. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
Физические упражнения и, прежде всего, движения, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной. Каждый день на первом уроке провожу утреннюю зарядку, а течение урока -физкультминутки. Также я создала комплекс «химической физкультуры». Эти упражнения позволяют «убить сразу двух зайцев»: снимается статическое напряжение учащихся, и закрепляются полученные знания.
Тема | Задание (поднимите правую руку, если речь идёт о… или левую руку, если речь идёт о…(варианты выполнения заданий разнообразные)) |
8 класс | |
Предмет химии. Вещества | Простое или сложное вещество? |
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории развития химии | 1) О чём говорится в предложении: о простом веществе или химическом элементе? 2) Химическое или физическое явление? |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | В какой подгруппе находится элемент: в главной ли побочной? |
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента. Ионная химическая связь | Какие свойства проявляет химический элемент: металлические или неметаллические? |
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента. Ионная химическая связь | Какая ковалентная связь в веществе: неполярная или полярная? |
Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения | Какие формулы являются формулами оксидов? |
Основания | Какие формулы являются формулами оснований? |
Кислоты | Какие формулы являются формулами кислот? |
Соли | Какие формулы являются формулами солей? |
Кристаллические решётки | Определите тип кристаллической решётки |
Химические реакции | Химическое или физическое явление? |
Электролитическая диссоциация | 1) Чем является вещество: электролитом или неэлектролитом? 2) Сильный или слабый электролит? |
Кислоты, их классификация и свойства | Какая это кислота: одно-, двух- или трёхосновная? |
Основания, их классификация и свойства | Щёлочь или нерастворимое основание? |
Оксиды, их классификация и свойства | Какой это оксид: основный или кислотный? |
9 класс | |
Понятие о переходных металлах. Амфотерность | Является ли данный химический элемент переходным? |
Предмет органической химии | Органическое или неорганическое вещество? |
Непредельные углеводороды | Предельный или непредельный углеводород? |
Строение вещества | 1) Определите вид химической связи в веществе 2) Определите тип кристаллической решётки |
Классы химических соединений в свете Теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления - восстановления | 1) К какому классу неорганических веществ относится данное соединение? 2) Какая это кислота: одно-, двух- или трёхосновная? 3) Щёлочь или нерастворимое основание? 4) Какой это оксид: основный, амфотерный или кислотный? |
10 класс | |
Валентные состояния атома углерода | Определите вид гибридизации атома углерода: sp3, sp2 или sp |
Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы», «Алкены» и «Алкины» | Определите, к какому классу относится вещество: к алканам, алкенам или алкинам? |
Углеводы, их классификация | Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды или полисахариды? |
11 класс | |
Электронные конфигурации атомов химических элементов | Электронная классификация элементов: s-, p-, d-или f-семейство? |
Окислительно – восстановительные реакции (ОВР) | Является ли химическая реакция ОВР? |
Электролитическая диссоциация (ЭД) | 1) Чем является вещество: электролитом или неэлектролитом? 2) Сильный или слабый электролит? |
В своей повседневной работе с детьми я использую динамические паузы, упражнения для осанки, минутки релаксации, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз. Эти упражнения приводятся во многих пособиях по здоровьесбережению, но мне, как учителю химии, хотелось найти в них «химическую изюминку». Например:
Химические упражнения для профилактики миопии:
1) «Вслед за электроном». И.п. – сидя. Закрыть глаза. Представить траекторию движения электрона.
2) «Формы электронных облаков». И.п. – сидя. Глаза открыты или закрыты. Представить форму s, p, d – электронных облаков.
3) «Напиши формулу»
Химические упражнения для правильного дыхания:
- «Свеча» - ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;
- «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох (эти два упражнения можно использовать на практической работе «Наблюдения за горящей свечой» в 8 классе);
3) Химические скороговорки:
Облако гибридизировали, гибридизировали, да не догибридизировали.
Дегидрогалогенирование галогеналканов…
В заключение приведу слова профессора Никиты Константиновича Смирнова, которые являются основополагающими в моей деятельности:
«Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений»
Список литературы:
1) Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей / Л.Ю. Аликберова.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 560 с.
2) Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько.- М.: Вако, 2004.-296 с.
3) Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя: (статья) / М.Г. Колесникова // Естествознание в школе. – 2005. - №5. – с.50-56.
4) Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ под редакцией М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. -114 с.
5) Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. – Вып. 5 / авт.-сост. В.В. Гордеева. Г.И. Викулова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 255 с.
6) Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями / Г.В. Пичугина.- М.: АРКТИ, 2000. – 136 с.
7) Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....
Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности
Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...
Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках и во внеурочное время
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Важным условием решения этой задачи для любого учителя-предметника является урок как ведущая организ...
Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Учебно-исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять ...
Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирован...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии и во внеурочное время»
Всякое познание – есть деятельность,Всякая деятельность – есть познание....
Статья "Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках физкультуры"
Главное для учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового ...