Рекомендации нейропсихофизиологов для учителей, воспитателей и родителей
методическая разработка по теме

Симанович Валентина Аркадьевна
Рекомендации нейропсихофизиологов
для учителей, воспитателей и родителей
 
       · Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
       · Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте од­них в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту -девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
       · Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориенти­руются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталки­ваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.
       · Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчи­ков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
       · Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
       · Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
       · С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вме­сте с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятель­но, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выпол­нять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, не­типовых заданий.
       · Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Осо­бенно это важно для мальчиков.
       · Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
       · Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чув­ствительность и тревожность мальчиков.
       · Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
       · Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
       · Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в уст­ройстве мозга.
       · Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
       · Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общеприня­тое направление ему не свойственно.
       · При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.
       · Помните то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, ко­торое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
       · Помните, что есть дети, для которых общепринятое положе­ние тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка поло­жение листа бумаги индивидуально.
       · Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом слу­чае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бес­полезно, но и безнравственно.
       · Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
       · Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
       · Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
       · Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
       · Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.
       · Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пу­ти решения проблемы.
       · Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
       · Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
       · Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
       · При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
       · Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойст­венный им тип мышления.
       · Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы по­нять, с чем связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
       · Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.
       · Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.
       · Не думайте, что конкурсный отбор в школу – возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и это­ го не получится.
       · Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы от природы заложены в ребенке.
       · Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.
       · Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой (!!!).
       · Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то ре­зультатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.
       · Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы лю­бим тех, кого умеем научить.
       · Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научить­ся, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
       · Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя по­прекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
       · Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо по­нимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологиче­ски очень трудна.
       · Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена от­ношения к себе может быть очень болезненной - он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
       · Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невоз­можно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жиз­ни и радость познания.
       · Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
       · Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
       · Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка.
       · Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельно­сти, в избранной вами методике работы с ним.
       · Не забывайте, что без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.
       · Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности».
       · Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
       · Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образ­но, интуитивно).
       · Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - «не навреди».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Система взаимодействия учителей, воспитателей, медработников и родителей в процессе английскому языку на начальном этапе обучения детей с ОВЗ.

Здесь рассказывается , как специалисты нашей школы стараются  обеспечить системный подход при обучении детей с ОВЗ, сотрудничая друг с другом и с родителями учеников, в частности. при обучении ан...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Что надо знать учителям, воспитателям, родителям чтобы помочь подростку преодолеть обиду

Обида — это чувство, сопровождающее механизм психологической защиты. Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмиру...

Рекомендации учителям, воспитателям ГПД, родителям детей с нарушениями письма.

Рекомендации учителям, воспитателям ГПД, родителям детей с нарушениями письма....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей Известно, что личность ребенка формируется прежде всего в семье. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие д...