Что надо знать учителям, воспитателям, родителям чтобы помочь подростку преодолеть обиду
статья по психологии на тему
Обида — это чувство, сопровождающее механизм психологической защиты. Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации по коррекции проблем эмоциональной сферы подростков. | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прием преодоления обиды у подростков
Подростку необходимо помочь представить ситуацию прошлой обиды в нейтральном эмоциональном состоянии, обдумать ее в соответствии со структурой:
- свои ожидания;
- поведение другого;
- акт сравнения.
Воспроизведение обиды без повторного переживания приводит к угашению эмоционального заряда. Подобное рассуждение способствует приспособлению к таким ситуациям, которые ранее были травмирующими.
В ситуации, когда человеку обидно, он будет переживать обиду, но зато после устранит эту обиду намного быстрее.
Методика обучения довольно проста: представляется эмоция, и учитель демонстрирует, как нужно об этой эмоции думать. Для «очищения» памяти от обид не нужно стараться их забыть, а наоборот, нужно вспоминать обиды по вышеуказанной схеме. Для этого достаточно в состоянии благополучия и спокойствия представить ситуацию прошлой обиды, вспомнить и обдумать все элементы в соответствии со структурой: свои ожидания, поведение другого, акт сравнения, рассмотреть варианты поведения для данной ситуации.
Эффективными условиями преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте являются -
1.Обучение принятию своих чувств и чувств других людей.
2.Исключение ярлыков, кличек, некорректных выражений.
3.Развитие адекватной самооценки и навыка самоанализа.
4.Развитие навыка планирования, вариативности поведения
5.Развитие гибкости мышления.
6.Привитие понимания изменчивости ситуаций.
7.Обеспечение адекватного межличностного взамодейст-
вия с окружающими.
Что надо знать учителям, воспитателям,
чтобы помочь подростку
преодолеть обиду
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даль определяет понятие «обида» следующим образом: «чувство, вызванное всем, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток».
Чувство обиды возникает у человека, когда он полагает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, неприятность, нанесено оскорбление,
совершен обман, неблагодарность и т.д. В основе этого
чувства лежит механизм не подтверждения ожиданий относительно поведения другого человека в отношении
переживающего обиду. Как правило, обида возникает у
человека в результате действий, слов или даже взгляда
другого человека по отношению к нему. Но одно и то
же действие или слова у одних могут вызвать чувство
обиды, а у других это чувство может и не возникнуть в
силу того, что у них нет жестких ожиданий относительно поведения окружающих.
Обида — это чувство, сопровождающее механизм психологической защиты. Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутреними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Обидчивость — это, как правило, «требование, чтобы другой испытал чувство вины».
Сущность преодоления обиды
Под преодолением обиды понимается «избавление» от неприятного эмоционального состояния и последующий анализ возникшей ситуации.
Главное условие - человек должен отказаться быть несчастным.
Советы, как бороться с собственной обидой:
Совет № 1. Простите своего обидчика, вспомните высказывание философа Сенеки: «Лучшее лекарство это — прощение».Простите и забудьте. Попробуйте использовать самовнушение: «Забыть и никогда не вспоминать».
Совет № 2. Попробуйте найти вашему обидчику оправдание. Посмотрите на сложившуюся ситуацию объективно, может быть, вы допустили ошибку, оказались неправы. Будьте выше обиды, пожалейте человека, который не умеет правильно вести себя в обществе и поэтому совершает ошибки.
Совет № 3. Попробуйте найти в себе силы отнестись к этой ситуации таким образом, чтобы извлечь из нее урок. В следующий раз вы будете осторожнее, осмотрительнее. Ведь в нашей жизни ничто не проходит бесследно, и практически все приносит пользу.
Совет № 4. Определите, что приносит больше огорчений, вреда — факт, который обидел вас, или размышления об этом факте. Именно от таких размышлений больше вреда для здоровья. Избавьтесь от них, и обида уйдет сама собой. Отвлекитесь, и вы почувствуете себя свободно и легко.
Важно иметь в виду, что не всякую обиду нужно снимать: если чувство обиды подсказывает вам, что перед вами – не уважающий вас хам, то возможно, надо не обиду снимать, а перестать с таким человеком в жизни иметь дело и налаживать другие перспективные контакты.
«Обиды не будет, если мой ум перестанет: строить нереальные ожидания, то есть он не будет ошибаться в предвидении поведения другого; за ошибки мы платим различную цену. «Если бы я смотрел на лестницу, как на одушевленное существо, то, наверное, обиделся бы, растянувшись на полу, вследствие своей ошибки: ведь должна была быть еще одна ступенька!
Обиды не будет, если мой ум не будет придавать особого значения своим ожиданиям, не будет связывать с приписываемым другому человеку поведением какие-то удовлетворения, радость или свое благополучие.
Обида может быть полностью уничтожена, и она угаснет еще не зародившись, если отказаться сравнивать наблюдаемое поведение другого человека с моими ожиданиями, даже если они и ошибочные, и нереалистичные.
Если я в состоянии осознать и выполнить три первых требования, то окажется, что меня обидеть невозможно именно потому, что я принимаю другого таким, каков он есть». Для контроля обиды нужно лучше понять себя и другого. Понять себя — значит осознать свои ожидания, направленные на поведение другого человека в данной ситуации». Из статьи Орлова Ю.М. «Как быть с обидчиком»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку преодолеть робость
Для вас,уважаемые родители!...
Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”
материал для классного часа по теме: чрезвычайные ситуации...
выступление « Как помочь ребенку преодолеть учебные затруднения"
Обмен педагогическим опытом...
Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?
Застенчивый ребёнок. Как помочь ему?Нужно научить его быть в центре внимания и не стесняться. Для этого можно использовать игры «Руки» и «Гроза»....
Чтобы защищать надо любить, чтобы любить - надо знать
Военно-патриотическое воспитание необходимая составляющая профильного обучения в суворовском военном училище. В Кадетских Корпусах дореволюционной России содержание военно-патриотического воспита...
Беседа для родителей "Как помочь подростку преодолеть психологическое напряжение во время экзаменов"
В статье рассказывается о том, как помочь выпускнику перед экзаменами. Описано, как избежать стресса, что могут сделать родители, как реагировать на неудачу и многое другое....
Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении русскому языку? (подсказки для учителей)
В данном пособии предлагаются классификация речевых нарушений, памятка для учителей – Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников? , рекомендации учителям при наличи...