Доклад на тему: «РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГОВ для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, воспитателей и родителей». Подготовлен для семинара ГМО.
план-конспект по теме
Краткие рекомендации по общении и воспитанию девочек и мальчиков. Краткие рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_seminaru.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Межшкольный Учебный Комбинат
Доклад на тему:
«РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГОВ
для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, воспитателей и родителей».
Подготовлен для семинара ГМО.
методист
Семенова Е. Ю.
РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГОВ
для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, воспитателей и родителей.
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по – разному видят, слышат, осязают, по разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по – разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно, не так как мы – взрослые.
Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам ( работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке),подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что- то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких –то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что и сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать отношение к ней – бурная, эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение.
Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать.
Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное чтение и письмо справа налево. Дайте ребёнку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
Помните то, что, кроме обычного положения авторучки при письме существует ещё письмо «крюком» и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжёлыми последствиями. Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребёнка положение листа бумаги индивидуально.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из – за усталости ( истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально ( снижение активности левого , «рационально - логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно».
Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
Обучая левшу, старайтесь делать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядный пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Попытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребёнка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
Проведите «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем- то другим.
Имейте в виду, что педагог, который ругает ребёнка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.
Необходимо знать, что успешность обучения ребёнка по той , или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребёнку, т.е. на какой тип мозга , значит, и тип мышления рассчитана данная методика.
Если у вас трудности в общении в общении с ребёнком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по- разному мыслите , воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребёнке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой!!!
Приводя ребёнка в первый класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности , но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
Имея дело с первоклашками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по – разному. Для ребёнка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной – он дезориентирован, он не понимает, что теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, избранной вами методике работы с ним.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указаниями на вашем жизненном пути?
Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что- то категорично заявить своему ребёнку о последствиях; не говорите ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки | Позитивные установки |
Сказав это…. | Исправьтесь. |
«Сильные люди не плачут» | «Поплачь – легче будет» |
«Думай только о себе, не жалей никого» | «Сколько отдашь – столько и получишь» |
«Ты всегда , как твой(я) папа(мама) | «Какая мама умница! Какой папа молодец! Они самые хорошие» |
«Дурачок ты мой!» | « В тебе всё прекрасно». |
« Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» | «Какое счастье, что ты у нас есть!» |
«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа(мама)» | «Каждый сам выбирает свой жизненный путь» |
«Не будешь слушаться – заболеешь» | «Ты всегда будешь здоров» |
«Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» | «Мы любим, понимаем , надеемся на тебя» |
«Не твоего ума дело» | « Твоё мнение всем интересно» |
«Бог тебя накажет!» | «Бог тебя любит» |
«Не ешь много, будешь толстым, никто тебя не будет любить» | «Кушай на здоровье!» |
«Не верь никому , обманут» | «Выбирай себе друзей сам» |
«Если ты будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить» | «Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе» |
«Ты всегда это делаешь хуже других» | «Каждый может ошибаться, попробуй ещё!» |
«Ты всегда будешь грязнулей» | «Какой ты всегда аккуратный!» |
«ТЫ плохой!» | « Я тебя люблю любого!» |
«Будешь букой – останешься один!» | «Люби себя ,и другие полюбят тебя» |
«Всё хорошее всегда кончается» | «Всё зависит от тебя» |
Этот список вы можете продолжить сами. Подумайте, какие установки вам мешают жить, и не давайте их своим детям, если вы не хотите, чтобы что- то из вашей жизни повторялось в ваших детях.
Как часто вы говорите детям:
- Я сейчас занята. - Нет! Я не могу!
-Посмотри, что ты натворил! - Ты сведёшь меня с ума!
-Это надо делать не так. - Что бы ты без меня делал!
-Неправильно! - Вечно ты во всё лезешь!
-Когда же ты научишься? - Уйди от меня!
-Сколько раз я тебе говорила! - Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко закрепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если ваш ребёнок отдалился от вас, стал скрытным, неуверенным в себе.
Слова, ласкающие душу ребёнка:
- Ты самый любимый!
-Ты очень многое можешь!
- Я помогу тебе!
- Я радуюсь твоим успехам!
- Чтобы ни случилось твой дом - твоя крепость!
- Расскажи мне, что с тобой?
- Иди к нам!
- Чтобы мы без тебя делали?
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктом чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания зависит не от опыта и знаний родителей, а от умения чувствовать и догадываться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "компетентность руководителя образовательного учреждения - что это сегодня
Эссе представляет собой размышления по теме "Компетентность руководителя образовательного учреждения". Работа написана для предоставления по курсу "Современный менеджмент в образовании"...
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...
Тренинг:"Эмоциональная компетентность в работе руководителя образовательного учреждения"
Цель:1. Познакомить руководителей с понятиями «эмоциональная компетентность», «профессиональная деформац...
Открытое занятие кружка "Занимательный английский" в 1-ом классе "Что я умею делать?" в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему:" Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность".
Занятие кружка "Занимательный английский" "Что я умею делать?" для учащихся 1-го класса проведено мною в цели активизации пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мо...
Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.
«Создание воспитательной модели на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа в условиях реализации ФГОС»...
Индивидуальный образовательный маршрут заместителя директора по УВР
Индивидуальный образовательный маршрут педагогаВасиной Юлии БогдановныАбанский район, МКОУ Почетская СОШ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе...