План воспитательной работы 9- б класса МОУ лицей № 82 п. Каменоломни
методическая разработка (9 класс) по теме
Индивидуальная программа развития старшеклассника
«Через тернии к звёздам»
9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherez_trenii_k_zvezdam_9-b.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МОУ лицея № 82
______________ Марусина Л.И.
План
воспитательной работы 9- б класса
МОУ лицей № 82 п. Каменоломни
2011-2012 учебный год
Классный руководитель: Колычева Е.А.
Проверил: заместитель директора по воспитательной работе _____________ Гущина Т.А.
Социальный паспорт класса.
2011-2012 уч. Год.
Класс 9 б
Классный руководитель Колычева Елена Анатольевна
Количество учащихся 24 человека
В классе: 24ч.
Мальчиков – 14ч
Девочек – 10ч.
1996 г.- 14ч
1997г.-9 ч
1995г. -1 (Каретная Виктория)
Состав семей:
Многодетные семьи:1
Неполные семьи: Пучкина Наталья Николаевна, Михненко Юлия Алексеевна, Третьякова Лилия Николаевна
Дети, находящиеся под опекой: нет
Проживают вместе с бабушками и дедушками: нет
Единственные дети в семье:5
Имеют братьев и сестер: Тарарина Г. П. (сын, дочь), Никитина Е.А. (сын, дочь), Дворникова Н.Н. (2 сына),Плотникова М.С (2 детей), Бережная И.А. (2 детей), Чаплинская О.И. (2 детей), Тарарина Анна Петровна (сын, дочь), Шаповалова О.В. (2 детей), Олексенко О.Г. (2 детей), Каретная В.Н. (2 детей),
Жилищные условия:
Проживают в собственных домах-22
Проживают в квартирах-1
Арендуют жилье-1
Образовательный уровень родителей: мать отец
-имеют высшее образование 9 4
- среднее специальное 5 9
-среднее 1 1
-неполное среднее 2 -
-имеют ученую степень - -
Количество учащихся, склонных к правонарушениям: нет
Национальный состав класса:
национальность количество
русские 22
армянин 2
белоруска 1
Состояние здоровья учащихся:
-находится на индивидуальном обучении (Ф.И.О.) Пучкин Николай
-имеют хронические заболевания (Ф.И.О) Третьяков Евгений (неврология), Караченцев Евгений (ВЧД), Колосова Света (гастрит), Здоровцева Рита (заболевание горла). Тарарин Рома,
-нарушено зрение (Ф.И.О.) Колосова Светлана, Чаплинский Никита, Шаповалова Ксения,
Внешкольная деятельность учащихся в системе дополнительного образования
-обучается в музыкальной школе (Ф.И.) Каретная Вика, Третьяков Евгений, Плотников Владимир, Султанова Ирина
-в художественных школах, изостудиях (Ф.И.) Здоровцева Рита, Каретная Вика, Султанова Ирина, Сысоева Оксана, Шаповалова Ксения, Каретная Вика,
-в спортивных школах, секциях (Ф.И.) Николян Грайр, Широков Дима, Никитин Алексей, Караченцев Евгений, Чаплинский Никита, Тарарин Рома,
- в танцевальных и театральных студиях (Ф.И.) Бережная Маргарита, Николян Грайр, Зобкова Света,Олексенко Диана,
-другие виды деятельности (Ф.И.) -
Психолого – педагогическая характеристика классного коллектива
1.Формирование детского коллектива:
В классе обучается 24 ученика, из них:
Мальчиков – 14ч
Девочек – 10ч.
1996 г.- 14ч
1997г.-9 ч
1995г. -1 (Каретная Виктория)
В полных семьях проживают- 19
В неполных семьях проживают-3
Класс был сформирован с первого класса, в процессе обучения в класс добавились –
В основном дети проживают в микрорайоне относящегося к лицею № 82, -----проживают в других микрорайонах.
2. Анализ психофизического здоровья учащихся:
В результате медицинского обследования учащихся класса дети разделились на 3 медицинские группы:
I группа-19
II группа-2
III группа -3
Пристальное внимание, учителям – предметникам необходимо обратить на таких учащихся, как Третьяков Евгений, Никитин Алексей.
Родители заботятся о здоровье своих детей, ребята посещают школу. В классном коллективе они себя чувствуют расковано, одноклассники дружелюбно относятся к ним. Конфликтов и насмешек не замечалось. Коля и Женя учатся хорошо, учителя практически не делают им замечаний.
3. Характеристика интересов учащихся:
Учащиеся 9-б класса показывают прекрасные результаты по всем предметам. Работоспособность велика. Учащиеся стремятся к получению знаний и прилагают к этому все возможности, которые у них есть. Атмосфера на уроках доброжелательная: учителям - предметникам работать с ними очень легко и интересно. В классе царит дружеская атмосфера: ребята переживают друг за друга и если у кого что что-то не получается, стараются помочь. За 2010-2011 у.г. в классе 4 отличника: Бережная Маргарита, Каретная Виктория, Николян Грайр, Плехова Евгения, с одной 4 за уч. год закончили Колосова Света и Олексенко Диана. На « хорошо» и « отлично» - 5 человек, на «хорошо» и
«удовлетворительно» 3 человека. В течение всего прошлого учебного года работоспособность и дисциплина в классе и на уроках была хорошей.
4. Характеристика интеллектуальных умений и навыков:
Большая половина класса проявляла и проявляет познавательную активность и интеллектуальные способности. У многих ребят появилось ответственное отношение к порученному делу, интерес к творческому процессу и управленческим делам класса и школы. Ребята с удовольствием стали ходить вместе в походы и на культурные мероприятия. Многие ребята стали активнее проявлять свои творческие способности и желания участвовать в различных делах класса и школы, а так же в оказании помощи учителю. Выполнение общественных поручений, выполняются охотно. Ребята берутся ответственно за общее дело. Все учащиеся стремятся получить хорошие знания. Они очень внимательные на уроках. Многие из них занимаются дополнительно по предметам. Родители большое внимание уделяют получению знаний их детьми.
Многие учащиеся занимаются в различных кружках и секциях (Каретная Вика, Третьяков Евгений, Плотников Владимир, Султанова Ирина - музыкальная школа, Здоровцева Рита, Каретная Вика, Султанова Ирина, Сысоева Оксана, Шаповалова Ксения, Каретная Вика - художественная школа, Николян Грайр, Широков Дима, Никитин Алексей, Караченцев Евгений, Чаплинский Никита, Тарарин Рома – футбол, плаванье, Бережная Маргарита, Николян Грайр, Зобкова Света, Олексенко Диана –танцы, театральная студия).
5. Характеристика сформированности классного коллектива:
В классе лидерами являются отличники и хорошисты, которые помогают остальным ребятам в получении знаний.
Психологический климат в классе благоприятный. Ребята уважают и ценят мнение друг друга. Каждый ребенок в классе попробовал себя в роли руководителя и поэтому старается всегда помочь своему товарищу и классному руководителю.
Как таковых разделений на отдельные группы нет, ребята дружат все вместе. Коллектив можно считать сформированным, деления на группировки не отмечается, хотя среди девочек возникают конфликтные ситуации в борьбе за лидерство.
6.Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива:
У ребят привито бережное отношение к труду, воспитанники понимают ценность труда, активно принимают участие в субботниках и санитарных днях.
В данном классе учителя работают с удовольствием. Ребята принимают критику со стороны взрослых, стремятся исправить свои ошибки.
Оказывают спонсорскую поддержку в организации экскурсионных поездок, ремонте и оборудовании классной комнаты.
Наряду с положительными проявлениями хочется отметить ряд проблем, на которые следует обратить внимание в этом учебном году. Дети не научены правильно и рационально, распределять рабочее время, не всегда могут отстоять свою точку зрения, не всегда порученное дело доводится до конца, также требует внимания работа по привитию норм поведения в общественных местах.
7. Характеристика семей учащихся:
Возраст родителей 40-45 лет, образовательный уровень высокий: имеют высшее образование -13 человек, среднее специальное -14 человек, среднее специальное -2 человека, неполное среднее -2 человека. Социальный статус родителей – средний, условия жизни детей в семьях хорошие. Родители большое внимание уделяют получению знаний их детьми, посещают родительские собрания, советуются с классным руководителем.
8. Мониторинг жизнеспособности классного коллектива:
Педагогическая диагностика класса за прошлый учебный год в целом хорошая. В классе 4 отличника: Бережная Маргарита, Каретная Виктория, Николян Грайр, Плехова Евгения, с одной 4 за уч. год закончили Колосова Света и Олексенко Диана. На « хорошо» и « отлично» - 5 человек, на «хорошо» и
«удовлетворительно» 3 человека. В течение всего прошлого учебного года работоспособность и дисциплина в классе и на уроках была хорошей. В этом уч. году необходимо обратить внимание на таких учащихся, как Колосова Света, Олексенко Диана, Плехова Евгения, эти учащиеся могут закончить 9 класс с отличием. Так же необходимо обратить внимание на Татевосяна Сандро, Горохова Егора, Пучкина Николая, этим учащимся необходимо подтянуться, повысить успеваемость.
9.Структура классного коллектива:
Актив класса.
Староста
Зам старосты
Помощники кл. рук.
Учебный сектор
Культмассовый сектор
Сектор печати, информации и вещания
Физрук
Отв. за дежурство по школе
Отв. за посещаемость
Учебный сектор – работа членов данного сектора ориентирована на улучшение получения знаний, на повышение эрудиции, формирование осознанности необходимости самообразования, организация взаимопомощи, участие во всех мероприятиях по всем предметам. В итоге мы должны иметь развитые способности учащихся.
Обязанности:
- организует и планирует совместно с классным руководителем и активом класса познавательные мероприятия: олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, викторины и т. д.;
- ведёт контроль за успеваемостью в классе (проверка дневников, учебников, тетрадей);
- ведет учёт пропусков;
- организует помощь в учёбе нуждающимся учащимся.
Культмассовый сектор – работа членов данного сектора ориентирована на выявление талантов, развитие эстетических вкусов, формирование чувства уважения к человеческим ценностям. Работа в данном направлении предполагает развитие творческой инициативы при организации и проведении разного рода мероприятий на основе принципа самоуправления и организацию досуга учащихся.
Обязанности:
- планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия (экскурсии, походы, посещение театра и т. д.);
- подготовка к школьным мероприятиям и активное участие в них;
- организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, олимпиада, соревнованиях;
- проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи и т. д.)
Сектор печати, информации и вещания – здесь ребята работают над выпуском стенных газет, молний, различного рода бюллетеней. Развивается умение критически относиться к своим необдуманным поступкам, самоанализ. Работа направлена на формирование ценностных ориентиров личности, воспитание гражданской позиции. Ведётся работа по формированию сознательного соблюдения школьниками этических норм.
Обязанности:
- выпускает газеты к различным праздникам, различные плакаты на воспитательную тему, боевые листки;
- готовит фотогазету об увлечениях, спортивных и учебных достижниях ребят в классе;
- ведёт фотоальбом «Наш класс»;
- предоставляет возможность появиться в печати каждому учащемуся, высказать свою точку зрения;
- ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений учащихся, добившихся хороших результатов в учёбе, спорте, на различных конкурсах и т. д.
Трудовой сектор – члены данного сектора работают над воспитанием трудолюбия, уважительного отношения к чужому труду, также идёт процесс вовлечения школьников в общественно-полезный труд. В итоге ребята должны понимать, что без усиленного труда нельзя добиться успехов.
Обязанности:
- организация помощи сельхозпредприятиям в уборке урожая по соглашению со школьной администрацией;
- отвечает за дежурство в школе и в классе;
- несёт ответственность за сохранность школьного и классного имущества;
- вовлекает всех членов классного коллектива во внутришкольные дела.
Спортивный сектор – данное направление работы ориентировано на сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, на обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самоусовершенствованием, на помощь в осознанности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Обязанности:
- планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
- помогает в подготовке и проведении школьных спортивных мероприятий;
- несёт ответственность за комплектование команд;
- ведёт учёт спортивных достижений и пропаганду здорового образа жизни.
Воспитательные цели и задачи на новый учебный год
Цель: воспитание и обучение обучающихся на основе педагогических традиций отечественной школы и современных воспитательных технологий; воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, способной быстро и правильно сориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Задачи:
1. Развитие основных потенциалов личности: интеллектуального, ценностного, коммуникативного, физического и эстетического;
2. Воспитание активного члена общества, истинного патриота, настоящего гражданина своей страны.
3. Способствовать сплочению коллектива;
4. Сотрудничество с родителями;
5. Развитие осознанности важности учебного процесса, организация взаимопомощи;
6. Изучение жизненных условий каждого члена коллектива, его психологическое состояние, семьи;
7. Привитие навыков и умений ведения здорового образа жизни;
8. Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие в нём потенциальных способностей;
9. Работа по профориентации.
Используемые в моей практике направления воспитательной деятельности (направления программы):
- «Учение и интеллект»
- «Здоровье»
- «Нравственность»
- «Досуг»
- «Семья»
- «Гражданин»
«Учение и Интеллект» - данное направление классным руководителем используется в целях усиления учебной мотивации учащихся, реализуется результативность учебной деятельности, создаются условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
«Здоровье» - данное направление ориентировано на формирование стремления к здоровому образу жизни, на использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
«Нравственность» - данное направление ориентировано на формирование у учащихся нравственное отношение к окружающим людям, осознанности ценности человеческой жизни, на развитие волевых качеств.
«Досуг» - это направление представляет развитие интереса к внеклассным мероприятиям, интереса к общественной жизни класса и школы, а также классный руководитель заинтересован в вовлеченности детей в различные кружки и секции.
«Семья» - данное направление дальше продолжает работу над максимальным сближением интересов родителей и педагогов в развитии личности, над реализацией системы «учитель-ученик-родитель».
«Гражданин» - данное направление ориентировано на обогащение знаниями о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Индивидуальная программа
развития старшеклассника
«Через тернии к звёздам»
9-11 классов
В. А. Сухомлинский считал, что воспитателю «надо самому быть истинным Человеком, жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца». Используя широкий опыт великого педагога, я в своей работе со своим классом руководствуюсь четырьмя основными правилами воспитания:
1. создание атмосферы радости;
2. формирование воспитывающей среды;
3. моя глубокая вера в возможности детей;
4. красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа.
В связи с этим считаю, что в воспитательном процессе важное значение имеют личностные и профессиональные качества самого классного руководителя. В своей работе стараюсь всегда быть аккуратной, тактичной, требовательной, организованной, принципиальной, объективной, последовательной, постоянно работать над расширением кругозора и знаний, иметь неподдельный интерес к жизни и личности каждого ребёнка.
В основу воспитательной программы положено принципы гуманистической педагогики:
- признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
- уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка;
- опора в воспитании на национальные особенности;
- уважительное отношение между взрослыми и детьми;
- создание ситуаций успеха
Введение
Общество нуждается в инициативных, неравнодушных, деловых, успешных молодых людях, способных свободно ориентироваться в современном мире, умеющих самостоятельно принимать решения. Современный мир жесток, поэтому очень важно, чтобы каждый ученик вышел из стен школы социально адаптированной личностью. Предназначением взрослых является помощь ребенку в организации процесса его становления, помощь в его личностном росте, а проще говоря, научить ребенка жить, прививая навыки поведенческого стиля и образа мышления.
Работа классного руководителя старшего звена школы очень ответственная и сложная, но захватывающая и интересная. В старших классах у большинства учащихся уже достаточно сформированы объективные знания о себе. Эмоциональная восприимчивость, характерная для детей младшего школьного возраста, в подростковом преобразовывается в эмоционально-личностное отношение к людям и деятельности, а в старшем школьном возрасте служит уже основой жизненной позиции ученика. Она включает в себя следующие компоненты: общественную и профессиональную направленность (цель жизни, ценностные ориентации, идеалы), опыт общения и деятельности. В этом комплексе решающим компонентом является общественная и профессиональная направленность, поскольку от неё зависит жизненное самоопределение, социальное и профессиональное самоутверждение выпускника, применение своих способностей, самореализация своего «Я».
Учитывая возрастные психолого-педагогические особенности юношеского возраста, социальную ситуацию и потребности старшеклассников, в своей воспитательной работе я выделяю следующие приоритетные направления:
- Успешное окончание основной школы;
- Толерантность;
- Культура и духовность;
- Профессиональное самоопределение;
- Семья – общечеловеческая ценность;
- Здоровый образ жизни
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что мой 9 класс - коллектив. 24 обучащихся (10 девушек и 14 юношей) – одна большая и дружная семья. В каждом человеке есть свои сильные и слабые стороны, необходимо их только разглядеть, навести микроскоп на свою личность. Но по характеристике класса можно сделать вывод, что в моём классе преобладает учебная мотивация. Из 24 учеников 10 являются ударниками и отличниками. Изучив внимательно портфолио учеников, я поняла, что многие имеют также грамоты за спортивные достижения. И учёба, и спорт стали для меня отправной точкой. Победа – вот к чему стремится любой отличник и спортсмен, преодолевая преграды и препятствия. В моей программе – это победа над собой, над своими недостатками, победа неудач.
Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то, что отличает «победителя», «счастливчика» от неудачника. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей. Не зря говорят, что, стоя около пропасти, один думает о том, что находится внизу, а другой о мосте, который можно через эту пропасть проложить.
«Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности», - слова великого У.Черчилля.
Какими же качествами обладает оптимист?
- Создает вокруг себя атмосферу любви;
- Чувствует свою ценность и значимость;
- Доверяет самому себе, но способен просить других о помощи;
- Внушает доверие и надежду;
- Прислушивается к своим чувствам;
- Способен принимать решения и нести за них ответственность.
И именно эти качества мне хочется видеть в своих учениках.
Можно ли изменить человека? Может ли пессимист, пассивный и неуверенный в себе человек изменить себя? Думаю, это возможно. Но знаю, что это нелегко. Для этого требуется огромная работа над собой. Хорошо известная всем притча «Всё в твоих руках» как раз и говорит нам об этом. Как изменить себя? Как стать оптимистом? На эти вопросы психологи отвечают так:
- Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.
- Никогда не говорите о себе плохо.
- Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.
- Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!
- Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
- Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни.
Я стараюсь строить свою работу так, чтобы была атмосфера совместной творческой деятельности учителя и учащихся. Общение, доброжелательное, искреннее, когда и учителю, и ученику интересно слушать друг друга, интересно работать вместе – вот главное в моей работе.
Я считаю, что школа – центр личностного развития. Каждый учащийся находится в образовательном процессе. Обучаясь, он получает знания о мире и способах его познания. У него формируются ценности (отношение к миру вещей, людей, природы), моральные нормы и образцы поведения. Моя задача – организовать помощь в решении проблем, возникающих при обучении, и помощь в познании самого себя. Эти педагогические мысли не новы, они были ещё известны в Древней Греции. «Познай самого себя», - было написано на храме. Древние греки считали, что это самое трудное дело на свете.
Каждый ученик – индивидуум. У каждого - своя вершина! Каждый уникален и неповторим. Поэтому проблема индивидуального подхода в воспитании в настоящее время имеет особую значимость. Учитывая данную проблему, важно отмечать любое желание ученика подняться на ступень выше в своем развитии. Именно поэтому необходимо сопровождение в обучении, т.е. создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения и развития ребенка и классных коллективов в ситуациях школьного взаимодействия.
В достижении определённых успехов личности большую роль играет индивидуальная программа развития ребёнка. Я думаю, что ради того, чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате – стать самим собой, т. е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий. В реализации своей программы индивидуального развития ученика я, как классный руководитель, опираюсь на четырёх ключевых аспекта, характеризующих сущность явления индивидуальности, разработанных д. п. н., профессором, зав. кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО Степановым Е. Н. :
1. Индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.
2. Индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика человека.
3. Индивидуальность как этап, уровень развития человека.
4. Индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.
«Через тернии к звёздам» - так назвала я свою программу. В своей работе с классом я тесно сотрудничаю с школьным психологом. Наше взаимодействие построено на идее сопровождения учащихся в образовательном процессе, которая в российской педагогике всегда была ведущей. Объединяя наши усилия, мы легче достигаем общей профессиональной цели. В ходе совместной работы идет обмен знаниями и представлениями, формируется единое отношение к ребенку.
Индивидуальная программа развития старшеклассника
«Через тернии к звёздам»
Известно, что воспитание должно сформировать всесторонне развитую, гармоничную, цельную, физически и морально здоровую личность, способную реализовать себя в жизни, сделать всё для благосостояния и развития своей Родины.
Целенаправленное формирование личности предполагает использование индивидуальных особенностей ребенка, его конкретных физиологических и психологических качеств
В центре программы «Через тернии к звёздам» стоит ребенок, индивидуальность, то есть Я, последовательно двигающийся к заветной цели – стать победителем, успешным и уверенным в себе человеком.
Почему определяющим словом является «Успех»? Какими я хочу видеть своих выпускников?
Мой выпускник – это человек:
- Успешный в учебе;
- Успешный в труде;
- Успешный в семье;
- Успешный в будущей профессии;
- Успешный в самодисциплине.
Человечество уверенно вступило в 21 век. В век технического прогресса, компьютерных технологий, рыночных отношений. Мы живем в мире, где все продается и покупается. Мне, как классному руководителю, важно, чтобы мои ученики научились выживать в трудных условиях рынка, могли принимать ответственные решения в собственных и общественных интересах. Поэтому неслучайно определяющим словом является слово «Успешный». Я считаю, что успешный человек – это уверенный в себе, высокообразованный и культурный человек, умеющий быстро приспосабливаться, адаптироваться к непрерывным социальным изменением, инициативный, предприимчивый, трудолюбивый, организованный, испытывающий потребность в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией, умеющий владеть собой в сложных жизненных ситуациях.
В связи с этим в своей программе я ставлю следующую цель:
Создание условий для самореализации и самоутверждения личности, развитие творческих способностей старшеклассника, воспитание социально-адаптированной и духовно-нравственной личности.
Достижению этой цели помогут следующие задачи:
- Приобщать личность к общечеловеческим ценностям, помочь каждому в усвоении социальных норм через участие в общественной жизни школы;
- развивать творчество, инициативу, формировать позитивное отношение к жизни и активную преобразующую гражданскую позицию школьника;
- создать условия для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
- развивать потребность к ЗОЖ, укреплять здоровье ребёнка средствами физкультуры и спорта;
- развивать потребность в непрерывном образовании и совершенствовании в выборе профессии.
«Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию»,- говорил И.Песталоцци. Именно эти слова как нельзя лучше раскрывают суть данной программы. А ежедневная помощь учителя становится необходимостью. Я думаю, что самое главное в работе классного руководителя - это стремление не ограничиваться сиюминутными, поверхностными впечатлениями, а всегда доходить до глубинной сути любого явления. В нашем случае - старшеклассника.
Данная программа состоит из двух этапов. Большую роль в её планировании и реализации играет психологическая диагностика.
1 этап – диагностический.
«Познай самого себя».
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение старшеклассника, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ученика с целью определения хода его психологического развития. Приоритетными являются следующие направления:
- диагностика познавательной деятельности учащихся;
- исследования эмоционально-личностной сферы;
- диагностика межличностных отношений;
- диагностика психологического здоровья;
- исследование в области профориентации.
2. Компьютеризация полученных результатов и создание базы данных по каждому ученику.
3. Создание профиля компетентности и личного дневника учащегося «Карта открытий и развития личности».
2 этап – коррекционно-развивающий.
«Всё в моих руках»
Его цель – реализация индивидуальной программы развития старшеклассника.
На основе диагностических данных (с помощью психолога и классного руководителя) старшеклассником определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цель, становится объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
1. Школьник выбирает и формулирует свою цель жизни.
2. Выстраивает цель по приоритетам.
3. Анализируя свой «профиль компетентности», ученик определяет свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечает «зону ближайшего развития».
4. Записывает в дневник свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год.
5. Намечает список дел, включающий общешкольные и классные дела, дополнительное образование, самоуправление в классе и т.д.
6. Выбирает и записывает в дневник дела, направленные на преодоление своих недостатков.
7. Анализирует свою работу.
Классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребёнка, которая включает в себя:
- Планирование общешкольных и классных ключевых дел (КД).
- Создание матрицы КД (ученик, перечень дел, качества личности, на развитие которых работает дело).
- Планирование деятельности каждого ребёнка в процессе подготовки и проведения КД.
- Рефлексию.
Нужно отметить, что диагностика по завершении первого этапа не заканчивается, её используют и на втором этапе, для того чтобы проследить изменения в развитии личности и правильно проводить коррекционно-развивающую работу.
Каков прогнозируемый результат реализации программы развития старшеклассника?
Модель выпускника в контексте программы «Мой успех – в моих руках.
- Знает особенности собственных психических процессов и умеет управлять ими.
- Умеет самостоятельно ставить жизненные цели и обладает настойчивостью в достижении поставленных целей.
- Является социально адаптированной и духовно-нравственной личностью.
- Стабильно положительно настроен к активной познавательной деятельности.
- Испытывает постоянную потребность в самосовершенствовании
- Способен принимать решения и нести за них ответственность.
- Относится гуманно ко всему окружающему.
- Ценит своё здоровье и ведёт здоровый образ жизни.
- Готов к самореализации в социально значимой профессиональной деятельности.
Заключение
Индивидуальная программа развития старшеклассника
«Через тернии к звёздам» дает возможность
Ученику:
- Развить и реализовать свои способности;
- Расширить свои знания и умения;
- Приобрести новые навыки;
- Проявить организаторские способности;
- Формировать способности к рефлексии.
Учителю:
- Реализовать свой творческий потенциал;
- Совершенствовать организаторские способности;
- Объединить, учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров;
- Развивать рефлексивные способности.
В результате совместной деятельности:
- Формируется коллектив единомышленников;
- Осваивается культурное пространство;
- Происходит становление личности.
Индивидуальная работа с учащимися.
Работа с одаренными детьми.
1- четверть.
- Беседа « Как изучать свой характер»
- беседа «Маленькие секреты большой памяти»
2- четверть.
1. Беседа «Что такое интеллигентность?»
2. тест»Ты хочешь быть солнцем?»
3- четверть.
1. тест «Самооценка»
2. психологическое занятие «Соприкосновение»
4- четверть.
- Интеллектуальная игра « Я памятник воздвиг себе нерукотворный»
- беседа « Приветливость открывает замки людских сердец»
Психолого- педагогическая работа
Изучение личности ребенка в различных сферах жизнедеятельности и характера взаимоотношений в классе
1- четверть.
1. беседа: «Дом нашего счастья»
2- четверть.
1. практикум: «Разыгрывание и анализ диалога»
2. беседа: «Зачем человеку другие люди?»
3- четверть.
1. Игра: «Мнение»
2. беседа: « Как остаться непобежденным»
4- четверть
1. беседа: «Магия личного обояния»
2. игра: «Гармония цвета»
Профилактика правонарушений.
1- четверть.
- беседа «Почему подросток совершает преступления»
2- четверть.
- Игра. «Ценности. Что человек должен ценить?»
- Разработка правил поведения в своем классе.
3- четверть.
- беседа : «Мужской характер: его можно воспитать»
- игра путешествие:»Герой – живет рядом»
4- четверть
- Основы этики и искусства общения – практикум.
Работа с родителями.
Состав родительского комитета:
- Луговая Екатерина Анатольевна – председатель
- Маринич Татьяна Евгеньевна
- Межинская Елена Сергеевна
- Матвеенко Любовь Алексеевна
- Степанова Наталья Петровна- казначей
Заседания родительского комитета.
1- четверть
1.Организационное заседание. Выборы р.к., распределение обязанностей
2. Обсуждение праздника «Осенние посиделки»
2- четверть.
- О проведении праздника « Новый Год»
- обсуждение рейда «Школьная форма»
3- четверть.
1. Посещение семей на дому с целью выявления жилищно- бытовых условий.
4- четверть.
1.Оподготовке к ремонту школы.
2. Отдых и трудовая практика детей.
Работа по правилам дорожного движения:
Протокол № 1
родительского собрания от 10.09.09
Присутствовали: 18 чел
Отсутствовали : 6 чел
Повестка собрания:
- Лекция по теме: «Изучаем ПДД вместе с детьми»
- Итоги 2008г-2009 у.г.
- Планы на 2010-2011 у.г.
- Выборы родительского комитета.
Выступали:
- По первому вопросу выступила Л.В. Гончаренко- классный руководитель. Она напомнила родителям о том. Что ПДД важно знать для сохранения жизни и здоровья детей.
- Людмила Владимировна ознакомила родителей с результатами 2008-2009 у.г. (В классе 8-отличников, 13 хорошистов, 3 троечника)
- Классный руководитель представила план работы на 2009-2010 учебный год. Ознакомила с основными мероприятиями, которые будут проводиться как в классе, так и лицее. Марусина Любовь Ивановна-директор МОУ лицея ознакомила родителей с ближайшими планами работы коллектива учителей и ответила на интересующие родителей вопросы.
- По четвертому вопросу выступила Матвеенко Любовь Алексеевна, которая предложила выбрать родительский комитет в составе:
- Виторович Светлана Андреевна- председатель
- Скляренко Марина Алексеевна- казначей
- Пронина Надежда Ивановна – секретарь
- Рыбальченко Наталья Федоровна
Решили:
- Утвердить родительский комитет в составе:
- Виторович Светлана Андреевна- председатель
- Скляренко Марина Алексеевна- казначей
- Пронина Надежда Ивановна – секретарь
- Рыбальченко Наталья Федоровна
Секретарь: Пронина Надежда Ивановна
Протокол № 2
родительского собрания от 11.11.09
Присутствовали: 19 чел
Отсутствовали : 5 чел
Повестка собрания:
- Лекция по теме: «Путь достижения успеха ученика»
- Итоги 1- четверти
- Отчет родительского комитета о проделанной работе.
- Разное
Выступали:
- По первому вопросу выступила Л.В. Гончаренко- классный руководитель. Она прочитала лекцию на тему «Путь достижения успеха ученика»
- По второму вопросу Людмила Владимировна ознакомила родителей с результатами 1 четверти (В классе 7-отличников, 13 хорошистов, 4 троечника)
- По третьему вопросу выступила Матвеенко Любовь Алексеевна, которая рассказала о работе родительского комитета за 1 – четверть
- Людмила Владимировна ознакомила родителей с планом работу на 2- ю четверть. Рассказала о трудностях детей, с которыми они сталкиваются ежедневно в лицее.
Решили:
- Использовать советы классного руководителя при воспитании детей
- Усилить контроль за качеством знаний
Секретарь: Пронина Надежда Ивановна
Протокол № 3
родительского собрания от 18.01.10
Присутствовали: 20 чел
Отсутствовали : 3 чел
Повестка собрания:
- Лекция по теме: «Подросток и вредные привычки»
- «Итоги 2- четверти
- Отчет родительского комитета о проделанной работе.
- Разное
Выступали:
- По первому вопросу выступила Л.В. Гончаренко- классный руководитель. Она прочитала лекцию на тему «Подросток и вредные привычки»
- По второму вопросу Людмила Владимировна ознакомила родителей с результатами 2 четверти (В классе 7-отличников, 14 хорошистов, 3 троечника)
- По третьему вопросу выступила Маринич Татьяна Евгеньевна, которая рассказала о работе родительского комитета во 2 – четверти
- Людмила Владимировна ознакомила родителей с планом работу на 3- ю четверть.
Решили:
- Использовать советы классного руководителя при воспитании детей
- Усилить контроль за качеством знаний
Секретарь: Пронина Надежда Ивановна
Протокол № 4
родительского собрания от 15.04.10
Присутствовали: 18 чел
Отсутствовали : 5 чел
Повестка собрания:
- Лекция по теме: «О социальной компетентности ребенка»
- Итоги 3- четверти
- Отчет родительского комитета о проделанной работе.
- Разное
Выступали:
- По первому вопросу выступила Л.В. Гончаренко- классный руководитель. Она прочитала лекцию на тему «О социальной компетентности ребенка»
- По второму вопросу Людмила Владимировна ознакомила родителей с результатами 3 четверти (В классе 7-отличников, 13 хорошистов, 4 троечника)
- По третьему вопросу выступила Степанова Наталья Петровна, которая рассказала о работе родительского комитета в 3 – четверти
- Людмила Владимировна ознакомила родителей с планом работу на 4- ю четверть.
Межинская Елена Сергеевна выступила перед родителями с предложением о выделении средствс фонда класса на ремонт школы.
Людмила Владимировна познакомила родителей с графиком прохождения летней практики
Решили:
- Использовать советы классного руководителя при воспитании детей
- Усилить контроль за качеством знаний
- Усилить контроль за качеством знаний
- Выделить средства из фонда класса на ремонт школы
Секретарь: Пронина Надежда Ивановна
ПРОГРАММА
воспитательной работы
с ученическим коллективом
«Познавай, выбирай,
твори, действуй!»
на 2009 – 2015 гг.
«Воспитание и только воспитание – цель школы»
Песталоцци
I Пояснительная записка.
Тенденция гуманицазии в образовательной сфере ориентирует классного руководителя на развитие личности воспитанника, а также создания условий для его роста.
Целесообразность принятия Программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» обусловлена необходимостью особой работы с учащимися, а также особенностями младшего подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физиче ское созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми прису щими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экс прессивной формах. Главная особенность подросткового возраста - широта познава тельных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по восьми направлениям.
II Концептуальные основы программы.
Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.
Ведущим средством воспитания становится технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова. Стержень воспитательной программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.
Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.
Идеология программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» опирается на следующие концептуальные положения:
- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;
- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,
- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.
Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:
- совместное планирование творческого дела,
- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,
- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.
Работа ведётся по следующим направлениям:
Актуальные сферы жизнедеятельности | Название направления |
1. Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ); 2. Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений); 3. Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации); 4. Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем); 5. Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья); 6. Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения); 7. Досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха); 8. Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.) | 1. «Быть отличником хочу!» 2. «Вырастим себе друзей» 3. «В царстве красоты» 4. «Живое рядом» 5. «Здоровому всё здорово» 6. «Я – Россиянин» 7. «Праздник для души» 8.«Азбука безопасного поведения» |
Функции занятий с детьми следующие:
обучающая функция – сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;
просветительская функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам;
коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
рефлексивная функция – снятие напряжения;
развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.
Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Поощряться учащиеся должны по итогам года в порядке рейтинговой системы и по каким-либо отдельным значимым мероприятиям. В направлениях выявляются победители и призёры.
III Целевой блок.
Цель программы: создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности.
Задачи программы:
- создание условий для самовыражения обучающихся,
- формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,
- интеграция учебной деятельности и воспитательной работы,
- содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,
- содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,
- развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
IV Содержание программы и механизмы реализации.
Содержание программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» представлено в виде восьми направлений:
1 направление «Быть отличником хочу!»
Задачи:
- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
- развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.
Формы внеклассной работы:
- интеллектуальные игры,
- устные журналы,
- конкурсы чтецов,
- предметные недели,
- викторины, турниры,
- предметные олимпиады и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Четвертные и годовые оценки «4» и «5» во всем предметам | количество «4» и «5»: - если больше «4» чем «5», то присваивается 30 баллов за каждую четверть и год; - если больше «5», чем «4» - 40 баллов; - если одна или две «4», остальные оценки «5» - 50 баллов; - одни «5» - 60 баллов. | анализ классного журнала |
Участие в предметных олимпиадах и предметных конкурсах | Результативность участия в олимпиадах и предметных конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг заместителя директора по учебно-воспитательной работе |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
2 направление «Вырастим себе друзей!»
Задачи:
- развивать позитивный тон взаимодействия;
- способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;
- развивать коммуникативные навыки.
Формы внеклассной работы:
- интерактивные игры,
- час интересного общения,
- практикум по культуре поведения,
- ролевые игры,
- уроки этикета и др.
Мониторинг эффективности:
Быть культурным человеком – норма жизни, поэтому диагностируется уровень нравственной самооценки, культуры поведения.
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Диагностика нравственной самооценки | Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя | анкетирование, наблюдение |
Диагностика этики поведения | Выявляется положительный или отрицательный результат по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя. | анкетирование, наблюдение |
3 направление «В царстве красоты»
Задачи:
- создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности;
- вызвать интерес к выполнению трудовых поручений;
- развить способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
Формы внеклассной работы:
- творческие конкурсы: рисунков, плакатов, поделок,
- ярмарки талантов,
- социальные проекты и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в творческих конкурсах | Результативность участия в творческих конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора |
Участие в трудовых делах | Эффективность участия ученика в трудовых делах: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Советов дел. | наблюдение, опрос |
4 направление «Живое рядом»
Задачи:
- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.
Формы внеклассной работы:
- азбука экологических действий,
- вернисаж «Человек и природа»,
- экологические игры,
- конкурсы на лучший осенний и зимний букеты и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в экологических акциях | Вклад учащегося в проведение экологической акции и участие в ней: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Советов дел. | наблюдение, опорос |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
5 направление «Здоровому всё здорово»
Задачи:
- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Формы внеклассной работы:
- праздники здоровья и спорта,
- Дни здоровья,
- спортивные соревнования,
- спортивные викторины,
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в спортивных соревнованиях | Результативность участия в спортивных соревнованиях: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора и учителя физической культуры |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
6 направление «Я – Россиянин»
Задачи:
- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;
- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Формы внеклассной работы:
- уроки мужества,
- организация встреч с ветеранами,
- торжественные линейки памяти,
- Дни воинской славы,
- тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»,
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Участие в школьных социальных проектах | Результативность участия в школьных социальных проектах «Открытка ветерану», «Подарок ветерану» и др. Присваивается до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
7 направление «Праздник для души»
Задачи:
- развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;
- привитие навыков активного и полезного отдыха;
- способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.
Формы внеклассной работы:
- игры большой, средней, малой подвижности,
- посещение театров, музеев, выставок,
- театрализованные представления,
- фестивали,
- праздники и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Выявление организаторских способностей | Оценивается умение организовать дело, личная инициатива: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел (рейтинг популярности). | наблюдение |
8 направление «Азбука безопасного поведения»
Задачи:
- сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасности жизни;
- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;
- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы.
Формы внеклассной работы:
- ролевые игры,
- конкурсы рисунков, фотографий,
- викторина по ПДД,
- оформление уголков безопасности и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Отсутствие нарушений на дорогах | Отсутствие информационных писем ГИБДД, подтверждающих нарушение. Если таковы имеются, то ученик не может претендовать на победу. | Статистика ГИБДД |
V Этапы реализации программы.
этап | содержание деятельности | сроки | ответственные |
I этап Диагностический | 1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса, 2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы. | сентябрь 2010 г. | Классный руководитель Гончаренко Л.В. |
II этап Прогностический | 1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия, 2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела. | сентябрь 2010 г. | Классный руководитель Гончаренко Л.В. |
III этап Организационный | 1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год), 2) реализация концепции программы 3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций, 4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания. | сент. (ежегодно) | Классный руководитель Гончаренко Л.В. |
IV этап Практический | 1) Создание системы воспитательной работы, 2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы, 3) укрепление и накопление классных традиций, 4) усиление внимания к развитию личности обучающихся, 5) отработка единой воспитатель-ной системы класса, 6) анализ результатов мониторинга воспитательной работы. | I полуг.
| Классный руководитель Гончаренко Л.В. |
V этап Обобщающий, демонстрац. | 1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способнойподвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию | II полуг. | Классный руководитель Гончаренко Л.В. |
2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса, 3) анализ реализации программы, определение перспектив дальней-ших действий. |
VI Прогнозируемые результаты.
1. «Быть отличником хочу!»
- разить потребность в самостоятельном добывании новых знаний,
- увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.
2. «Вырастим себе друзей»
- овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками,
- овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях,
- делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.
3. «В царстве красоты»
- умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты,
- овладение учащимися навыками самообслуживания.
4. «Живое рядом»
- готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.
5. «Здоровому всё здорово»
- понимать значение физической культуры в жизни;
- иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
- уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.
6. «Я – Россиянин»
- усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
7. «Праздник для души»
- повышение социальной активности учащихся на уровне школы, области и др.
- воспитать у учащихся активную жизненную позицию
8.«Азбука безопасного поведения»
- сформировать жизненную позицию ребёнка,
- использовать знания в экстремальных ситуациях.
VII Мониторинг эффективности программы.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося: 1. освоение учащимися образовательной программы 2. развитость мышления 3. познавательная активность учащихся 4.сформированность учебной деятельности. |
|
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося: 1. нравственная направленность личности 2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. |
|
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика: 1. коммуникабельность 2. сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. знание этикета поведения |
|
Сформированность эстетического потенциала ученика 1. развитость чувства прекрасного 2. сформированность других эстетических чувств |
|
Сформированность физического потенциала ученика 1. состояние здоровья 2. развитость физических качеств личности |
физических качеств |
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе 1. комфортность ребенка в школе 2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе |
|
Сформированность классного коллектива 1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. развитость самоуправления 3. сформированность совместной деятельности |
|
VIII Литература.
1.Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-метод. Пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
3. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006. – 240 с.
4. Программа воспитательной работы МОУСОШ № 22 г. Костромы «Город звёзд»
5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в 9 классе
Делюсь с коллегами формой и содержанием планирования воспитательной работы в 9 кл....
план воспитательной работы в 8 классе на 2011-2012 уч.г.
План составлен понедельно и включает в себя такие напраления деятельности: ценностно-ориентированную, эколого-краеведческую, трудовую, художественно-эстетическую и др....
План воспитательной работы в 5 классе за 2011-2012 учебный год.
План воспитательной работы.5 класс...
План воспитательной работы с 6 классом.
Подробный план воспитательной работы, составлен в соответствии с примерными требованиями к оформлению плана воспитательной работы. Состоит из двух частей - 1. теоретическое обоснование; 2. -...
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
Портфолио классного руководителя 5 класса. План воспитательной работы в 5 классе.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ1. Общие положения. 1.1. Классный руководитель является работником общеобразовательного учреждения БОУ СМР «Коробицынск...
План воспитательной работы для 10 класса (в рамках проекта «Новый педагогический класс»)
Материал представляет собой план воспитательной работы с учащимися 10 класса. План разработан применительно для участников проекта "Новый педагогический класс в московской школе", но может и...