«МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКОВ»
тест (11 класс) по теме
«Психологические тесты и анкеты для классных руководителей и родителей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_testy.doc | 474.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ.
Данные социально-психологические методики адресованы классным руководителям, воспитателям, школьным психологам, социальным педагогам - всем тем, кто в повседневной практике педагогической работы с подростками сталкивается с необходимостью анализа содержания и структуры их совместной деятельности, социально-психологических особенностей подростковой группы, характера ее влияния на личность взрослеющего человека.
В частности, для нормально развивающейся личности в подростковом возрасте крайне важно связать себя с социально значимым делом, вызывающим уважение других. Отметим, что "социально значимое" - это не обязательно государственно-полезное. Степень и само качество социальной значимости диктует эпоха.
Представляется, что в этих условиях насущно необходимо найти тот путь и ту меру общности, которые позволят людям, сознающим свой долг перед обществом, работать с подростками не вслепую, не только согласно педагогической интуиции.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ.
Краткое описание методики
Данная методика является опросником шкального типа и представляет собой вариант экспертной оценки ситуации в группе. В качестве экспертов выступают сами члены группы (подростки) и работающие с ними педагоги. Опросник включает в себя 45 утверждений, с каждым из которых респондент оценивает степень своего согласия \ несогласия.
Все утверждения представляют 9 шкал.
I - влияние социально-ориентированной деятельности на межличностные отношения
II - авторитарность педагога в целеполагании
III - авторитарность педагога в непосредственном управлении деятельностью
IV - выраженность мотива реакции на принуждение со стороны педагога
V - выраженность прагматических мотивов
VI - выраженность мотива интереса к предмету деятельности
VII - выраженность мотива интереса к общению в процессе совместной деятельности
VIII - выраженность групповых мотивов
IX - выраженность общественных мотивов
Инструкция.
"Ответьте, пожалуйста, на предлагаемые ниже вопросы. Помните, что не бывает "правильных" или "неправильных" ответов, нас интересует ваше собственное мнение. Просим дать ответам цифровые обозначения, где:
4- означает "да",
3 - ''скорее да, чем нет".
2 - "иногда да, иногда нет".
1 - "скорее нет, чем да".
0 - "нет".
Тест
№ | Вопросы теста | ответ |
1 | Чем активнее человек участвует в делах группы (класса), тем больше ценится его мнение, | |
2 | Чаще мы делаем те дела, что нам приказали делать. | |
3 | Когда мы готовим какое-нибудь дело, наш руководитель занимается с каждым участником. | |
4 | Если бы нас не заставлял руководитель, то наша группа (класс) не занимался бы тем, что он делает. | |
5 | "Интересность" дела для нас важнее, чем его нужность. | |
6 | В общих делах группы (класса) ребятам больше всего нравится общаться друг с другом. | |
7 | Ребята охотнее выполняют то, за что их похвалят или заплатят. | |
8 | Выполняя свои дела, наша группа (класс) хочет добиться того, что бы о них думали хорошо. | |
9 | Ребята занимаются общими делами группы (класса) потому, что хотят приносить пользу людям. | |
10 | Мы обычно плохо относимся к тем, кто старается увильнуть от работы. | |
11 | Когда надо обсудить общие дела, ребята чаще молчат или занимаются чем-то другим. | |
12 | Мы не можем изменить планы нашей группы (класса), не спросив разрешения руководителя. | |
13 | При первой возможности ребята стараются увильнуть от дела. | |
14 | Если дело неинтересное, ребята не будут его делать. | |
15 | У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности. | |
16 | Когда человек участвует в делах группы (класса), он хочет, чтобы и ему была от этого какая-то польза. | |
17 | Когда наша группа (класс) придумывает новые дела, прежде всего ребята думают, что нужно группе (классу). | |
18 | Если дело не приносит пользу людям, ребята не будут его делать. | |
19 | Для нас важно, чтобы каждый понимал, зачем мы делаем то или иное дело. | |
20 | Что делать, чаще предлагает руководитель, чем сами ребята. | |
21 | Если руководитель не будет готовить с нами какое-либо дело, то ничего не получится. | |
22 | В основном мы все делаем "по обязанности". | |
23 | Когда наша группа (класс) выбирает, что делать, ребята прежде всего думают, интересно ли это. | |
24 | Если в какое-либо дело включаются самые активные ребята, то за ними пойдут и остальные. | |
25 | 25 Ребята нашей группы (класса) охотнее будут что-то делать, если за это им обещана награда. | |
26 |
Мы заботимся о том, чтобы наша группа (класс) был дружным. | |
27 | Ребята согласны пойти на самую тяжелую и неприятную работу, если она нужна людям. | |
28 | Наша группа (класс) отличается от других, у нас есть свои обычаи, правила, традиции. | |
29 | Когда ребята нашей группы (класса) встречаются друг с другом, они обычно не говорят об его общих делах. | |
30 | Если общее дело группы (класса) вдруг не удастся, то руководитель не будет нас ругать и наказывать. | |
31 | Наша группа (класс) занимается такими же делами, что и другие группы (классы). | |
32 | Если дело будет интересное, то и ребята будут в нем активнее участвовать. | |
33 | Когда работа закончена, ребята не спешат расходиться, и продолжают общаться друг с другом. | |
34 | Ребят легче вовлечь в какое-либо дело, если доказать его выгодность для каждого. | |
35 | Когда мы соревнуемся с другими, дела у нас идут лучше. | |
36 | Ребята стараются выполнять общие дела хорошо. | |
37 | Когда ребята делят между собой какую-либо работу, то они соглашаются делать то, что им поручают и не обижаются. | |
38 | Если руководитель что-то предлагает, то мы обычно не спорим с ним. | |
39 | При затруднениях мы обычно обращаемся к руководителю. | |
40 | Ребята сами не предлагают дел, которые нужны людям. | |
41 | Ребята не уходят из группы (класса) потому, что им интересны его дела. | |
42 | Ребята охотно участвуют в делах развлекательного характера: днях рождения, вечерах и пр. | |
43 | Ребята не будут участвовать в каком-либо деле, если им непонятно, что лично им это даст. | |
44 | Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах нашей группы (класса). | |
45 | Ребята уважают других людей, которые занимаются полезными делами. |
Спасибо!
Ключ, обработка и интерпретация результатов.
Шкала | Утверждения |
I | 1,10,19,28,37 |
II | 2,11,20,29,38 |
III | 3,12,21,30,39 |
IV | 4,13,22,31,40 |
V | 7,16,25,34,43. |
VI | 5,14,23,32,41 |
VII | 6,15,24,33,42 |
VIII | 8,17,26,35,44 |
IX | 9,18,27,36,45 |
Для обработки полученной информации необходимо сложить количественные значения данных респондентами ответов по каждой шкале в отдельности. Значения в баллах могут колебаться от 0 до 20. На основе полученных балльных значений строится диаграмма выраженности показателей по каждой шкале.
На основе эмпирического исследования были выделены 6 возможных уровней сформированности социально-ориентированной деятельности в подростковой группе. Каждый уровень связан с преобладанием в группе определенных мотивов деятельности, характером их взаимоотношений и способом педагогического руководства.
1. Уровень принуждения - характеризуется доминированием у подростков мотивов внешнего принуждения к совместной деятельности, отсутствием единства мотивов деятельности в группе в целом, минимальным воздействием совместной деятельности на межличностные отношения. От педагога требуется постоянный контроль хода деятельности на всех этапах - планировании, реализации, анализе. Попытки диалогического стиля педагогического общения, как правило, себя не оправдывают и влекут за собой потерю взрослым возможностей управления группой.
2. Пассивно-исполнительский уровень - отличается от предыдущего проявлением личной заинтересованности в совместной деятельности, наряду с выраженными мотивами прагматической выгоды, появляется интерес к общению внутри группы, в то же время характерной чертой группы в целом остается безынициативность и низкий уровень социальной активности.
3. Активно-исполнительский уровень - представляется наиболее типичным для группы старших подростков, связан с преобладанием мотивов личной заинтересованности, непосредственного удовольствия от участия в деятельности, выраженного интереса к общению. Поведение подростков в группе отличается при этом пониженной организованностью и управляемостью для взрослого, а также становлением группового общественного мнения. По своим формам проявления данный уровень отличается значительным разнообразием.
4. Личностно-групповой - характеризуется преобладанием мотивов групповой ориентации, заметным повышением социальной ответственности группы в целом. Впервые проявляются самостоятельность подростков в процессах организации совместной деятельности, ориентация на мнение группы, сплоченность. Сохраняется возможность ухода в интимно-личностное общение, проявления корпоративной замкнутости, особенно в условиях социального непризнания группы.
5. Коллективно-групповой - отличается высокой заинтересованностью в результатах деятельности всех ее участников, устойчивостью побуждений к совместной деятельности, опорой на групповое мнение. Проявляется идентификация себя с группой, осознание групповых целей как собственных.
6. Коллективный уровень - характерен высоким значением установки на социальную активность и ответственность, некоторым понижением групповых ориентации, осознание общественно значимых целей как личных. Управление приобретает диалогический характер.
Очевидно, что о высокой эффективности воспитательной работы свидетельствует такое положение, когда педагогический коллектив может довести каждый класс, (группу) до последних трех уровней.
МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКИ
ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ.
Краткое описание методики:
Методика является опросником шкального типа и представляет собой значительно модифицированный реадаптированный на подростковой выборке вариант аналогичного опросника Р. С. Немова. Опросный лист включает в себя 60 суждений, характеризующих поведение человека и межличностные отношения в идеальном коллективе, из которых 56 суждений - рабочие, объединенные в 7 шкал по 8 суждений в каждой, а 4 -контрольные.
Соответствующие шкалы описывают отношения, свойственные следующим характеристикам идеального коллектива:
I) ответственность
2) групповой патриотизм
3) сплоченность
4) контактность в группе
5) открытость по отношению к новичкам и другим группам
6) организованность
7) информированность о совместной деятельности и о членах группы
Инструкция.
"Ответь, пожалуйста, сколько ребят из твоего класса, (группы) обладают нижеперечисленными качествами.
Ответы могут быть такими: «никто, меньшинство, половина, большинство, все».
Текст методики.
№ | Вопросы теста | ответ |
1 | Свои слова подтверждают делом. | |
2 | Все вопросы решают сообща. | |
3 | Одинаково понимают трудности, стоящие перед классом. | |
4 | Радуются успехам друг друга. | |
5 | Помогают новичкам или ребятам из других классов. | |
6 | Помогают друг другу в делах. | |
7 | Знают задачи, стоящие перед нашим классом в целом. | |
8 | Требовательны друг к другу. | |
9 | Личные интересы подчиняют интересам класса. | |
10 | Одинаково проводят свободное время. | |
11 | Доверяют друг другу | |
12 | Учитывают интересы новичков. | |
13 | Не ссорятся, когда распределяют обязанности. | |
14 | Знают итоги общей работы. | |
15 | Никогда и ни в чем не ошибаются. | |
16 | Правильно оценивают общие успехи и неудачи. | |
17 | Не остаются равнодушными, когда задеты интересы класса. | |
18 | Одинаково оценивают общие успехи и неудачи. | |
19 | Помогают друг другу. | |
20 | К своим ребятам и ребятам из других классов предъявляют одинаковые требования | |
21 | Самостоятельно находят и исправляют недостатки в общей работе. | |
22 | Знают негласные правила поведения в нашем классе. | |
23 | Активно участвуют во всех делах. | |
24 | Одинаково оценивают успехи класса. | |
25 | Отстаивают принятые в нашем классе правила и традиции. | |
26 | Искренне огорчаются при неудаче товарища. | |
27 | Одинаково оценивают работу, поведение своих товарищей и ребят из других классов. | |
28 | Быстро разрешают конфликты, если они возникают при общих делах. | |
29 | Хорошо знают свои обязанности. | |
30 | Никогда и ни в чем не сомневаются. | |
31 | Сознательно подчиняются дисциплине. | |
32 | Верят в свой класс. | |
33 | Одинаково оценивают общие неудачи. | |
34 | Заботливо относятся друг к другу. | |
35 | Не хвастаются перед новичками и ребятами других классов. | |
36 | Быстро находят между собой общий язык. | |
37 | Хорошо знают, чем занимаются другие ребята из класса. | |
38 | Общие интересы ставят выше личных. | |
39 | Борются с теми, кто работает против класса. | |
40 | Одинаково понимают, что хорошо и что плохо. | |
41 | Доброжелательно относятся друг к другу. | |
42 | Радуются успеху новичков и ребят из других классов. | |
43 | Берут на себя командование классом. | |
44 | Знают черты характера друг друга. | |
45 | Всегда и во всем правы. | |
46 | По-хозяйски относятся к классному добру. | |
47 | Пекутся об успехах класса. | |
48 | Одинаково оценивают справедливость наказаний. | |
49 | Уважают друг друга. | |
50 | Искренне огорчаются при неудачах новичков. | |
51 | Если нужно, принимают на себя обязанности других членов класса. | |
52 | Хорошо знают привычки и склонности друг друга. | |
53 | Активно участвуют в общеклассных, школьных мероприятиях. | |
54 | Осуждают эгоистов, заботящихся только о себе. | |
55 | Имеют одинаковые убеждения. | |
56 | Поддерживают друг друга в трудные минуты. | |
57 | Согласны работать вместе с новичками и ребятами из других классов. | |
58 | В сложных ситуациях действуют слаженно и организованно. | |
59 | Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга. | |
60 | Все умеют делать. |
Спасибо!
Ключ и обработка результатов.
Полученные ответы преобразуются в баллы:
"все" - 4 балла,
"большинство"- 3- балла,
"половина " - 2 балла,
"меньшинство" - 1,балл,
"никто" - 0 баллов.
Суммируются количественные значения по каждой из 7 шкал, диапазон возможных значений - от 0 до 32.
Шкала | Утверждения |
I | 1,8.16,23,31,38,46,53. |
II | 2,9,17,24,32,39,47,54. |
III | 3,10,18.25,33,40,48,55 |
IV | 4,11,19,26,34,41,49,56 |
V | 5,12,20,27,35,42,50,57 |
VI | 6,13,21,28,36,43,51,58 |
VII | 7,14,22,29,37,44,52,59 |
Под номерами 15. 30, 45 и 60 даны контрольные суждения, позволяющие судить о степени доверия к данным, полученным от того или иного респондента.
Если оценка респондента по контрольному суждению отличается от 0, то предшествующие ей оценки вплоть до ближайшего контрольного суждения с "правильным" ответом (т. е. "никто") в расчет не принимаются.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ
В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ.
Краткое описание методики.
Методика представляет собой вариант экспертной взаимооценки в группе, с точки зрения выполнения той или иной роли, в ситуациях совместной деятельности построена по аналогии с социометрической процедурой. Респондентам раздается предварительно составленный список всех членов группы и сам опросник. Необходимо ответить, кто из членов изучаемой группы возьмет на себя ту или иную роль в ряде условных ситуаций, задаваемых в опроснике. Ситуации относятся к различным типам совместной деятельности.
Задано 4 возможных групповых роли:
1) придумыватель - интеллектуальный лидер, "генератор идей", инициатор,
2) руководитель - лидер-организатор, своеобразный режиссер групповой жизни,
3) активный исполнитель,
4) дезорганизатор - старающийся уклониться от совместной жизнедеятельности.
Инструкция.
"Представь себе вашу группу в ситуациях, описанных ниже. Постарайся определить, кто из ребят возьмет на себя те или иные роли. В каждом вопросе отметь до 3-5 человек.
Текст методики.
1. Ваша группа находится на прополке, работа скучная, жарко, всем хочется домой.
а) кто придумает новый способ, как ее сделать быстрее -
б) кто распределяет ребят по грядкам -
в) кто прополол больше всех -
г) кто укрылся в ближайшем лесочке и ждет, когда другие кончат работать?-
2. Вы готовитесь к смотру инсценированной песни.
а) кто придумал, что именно вы будете делать и как -
б) кто руководит репетициями, решает, что кому делать и как -
в) кто старательно исполняет эти указания -
г) кто выбрал для себя самую маленькую роль, в которой ничего не надо делать?-
3. Ваша группа хочет придумать спортивные соревнования и предложить их другим.
а) кто придумывает правила их проведения -
б) кто участвует в отборе команды -
в) кто, получив задание, ничего не спрашивая, сразу приступил к тренировкам-
г) кто отказался от участия?-
4. Вы решили всей группой отметить день рождения одного из ребят.
а) кто подал идею,
б) кто решил, где именно вы собираетесь, кто что приносит и пр. -
в) кому поручили приготовить подарок -
г) кто не пошел на день рождения, хотя его звали?-
5. Вашей группе поручили подготовить какое-либо общее дело.
а) кто придумывает, что и как вы будете делать -
б) кто руководит всей подготовкой, распределяет обязанности -
в) кому поручают конкретные дела -
г) кто отказался участвовать? -
Обработка результатов.
Результаты анкетирования по каждому виду деятельности группы (например, ситуация 2) "художественная самодеятельность" сводятся в одну таблицу, в которой по горизонтали откладываются ответы каждого респондента в клетках, соответствующих отмеченным членам группы. Далее по вертикалям подсчитывается, сколько раз был отмечен тот или иной член группы в той или иной роли, а также сколькими членами группы он был отмечен в этих ролях (в данном виде деятельности). Последняя величина называется "общим индексом", а вся таблица - таблицей ролевых индексов для данного вида деятельности. По таблице ролевых индексов вычисляем обычным образом квадратичное отклонение, равное квадратному корню из частного, в котором делимое, есть сумма квадратов разностей между значениями ролевого индекса того члена группы и средним значением ролевого индекса по группе в целом, а делитель - общее число членов группы. Член группы считается "претендентом на роль", если его ролевой индекс больше или равен сумме квадратичного отклонения и среднего значения ролевого индекса.
Подобная обработка аналогична обработке социометрического опроса. Ясно, что в нашем случае высокое значение индекса свидетельствует об относительно благоприятном положении его обладателя в смысле признанности в некотором виде групповой деятельности.
Не определившиеся в какой-либо роли ученики попадают в разряд пассивных участников.
МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКА.
ТЕСТ ФИЛЛИПСА
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________ КЛАСС _______
Дата тестирования ___________________________
Инструкция: «Тебе сейчас будет предложен тест, который состоит из вопросов о том, как ты себя чувствуешь в школе. Старайся отвечать искренне, так как здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайся, но и не относись легкомысленно. Свой ответ на вопрос пиши в столбике напротив вопроса. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Тест методики
№ | Вопросы теста | Ответ |
1 | Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? | |
2 | Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? | |
3 | Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? | |
4 | Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? | |
5 | Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? | |
6 | Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? | |
7 | Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? | |
8 | Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? | |
9 | Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? | |
10 | Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? | |
11 | Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? | |
12 | Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? | |
13 | Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? | |
14 | Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? | |
15 | Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? | |
16 | Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? | |
17 | Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? | |
18 | Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? | |
19 | Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? | |
20 | Похож ли ты на своих одноклассников? | |
21 | Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? | |
22 | Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? | |
23 | Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? | |
24 | Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? | |
25 | Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? | |
26 | Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? | |
27 | Боишься ли ты временами вступать в спор? | |
28 | Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? | |
29 | Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? | |
30 | Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? | |
31 | Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? | |
32 | Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? | |
33 | Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? | |
34 | Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? | |
35 | Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? | |
36 | Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? | |
37 | Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? | |
38 | Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? | |
39 | Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники? | |
40 | Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? | |
41 | Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? | |
42 | Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? | |
43 | Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? | |
44 | Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? | |
45 | Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? | |
46 | Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? | |
47 | Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? | |
48 | Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? | |
49 | Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? | |
50 | Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? | |
51 | Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? | |
52 | Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? | |
53 | Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? | |
54 | Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? | |
55 | Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? | |
56 | Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? | |
57 | Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? | |
58 | Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? |
СПАСИБО!
ТЕСТ КОНДАША
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ___________________________________ КЛАСС _______
Дата тестирования ___________________________
Инструкция: «Прочти ситуации, с которыми все часто встречаются в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Твоя задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и выбрать ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у тебя опасение, беспокойство, тревогу или страх. Внимательно прочти каждое утверждение и выбери один из вариантов ответа, который кажется тебе наиболее верным или подходящим для тебя. Варианты ответов:
0 - ситуация совершенно не кажется неприятной.
1 - ситуация немного волнует, беспокоит.
2 - ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ее лучше избежать.
3 - ситуация очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх.
4 - ситуация крайне неприятна, ее нельзя перенести, она вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх.
Цифру, соответствующую выбранному ответу, поставь напротив утверждения. Например, утверждение «Перейти в новую школу». Если такая ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ты предпочел бы избежать ее, то ставь 2.
Наиболее интересна твоя первая реакция, поэтому долго не задумывайся над ответом. Но и легкомысленно тоже относиться к утверждениям не стоит. В тесте нет хороших или плохих ответов.
Тест методики
№ | Вопросы теста | Ответ |
1 | Отвечать у доски | |
2 | Пойти в дом к незнакомым людям | |
3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |
4 | Разговаривать с директором школы | |
5 | Думать о своем будущем | |
6 | Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить | |
7 | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | |
8 | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |
9 | Пишешь контрольную работу | |
10 | После контрольной учитель называет отметки | |
11 | На тебя не обращают внимания | |
12 | У тебя что-то не получается | |
13 | Ждешь родителей с родительского собрания | |
14 | Тебе грозит неуспех, провал | |
15 | Слышишь за своей спиной смех | |
16 | Сдаешь экзамены в школе | |
17 | На тебя сердятся (непонятно почему) | |
18 | Выступать перед большой аудиторией | |
19 | Предстоит важное, решающее дело | |
20 | Не понимаешь объяснений учителя | |
21 | С тобой не согласны, противоречат тебе | |
22 | Сравниваешь себя с другими | |
23 | Проверяются твои способности | |
24 | На тебя смотрят как на маленького | |
25 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | |
26 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |
27 | Оценивается твоя работа | |
28 | Думаешь о своих делах | |
29 | Тебе надо принять для себя решение | |
30 | Не можешь справиться с домашним заданием |
СПАСИБО!
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ ФИЛЛИПСА И КОНДАША
1. Обработка результатов теста Филлипса.
При обработке результатов выделяют ответы, которые не совпадают с ключом теста. Эти ответы — проявления тревожности. Например, на 58-й вопрос подросток ответил «Да» (+), а в ключе этому вопросу соответствует «нет» (-).
Ключ к тесту Филлипса
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | № | Ответ |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | - - - - - - - - - - - - - - | 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | - - - - + - + - + + - - - - + | 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 | - - - - + + - + + - - - + + - | 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 | - - - - - - - - - - - - - |
Обработка производится по 8 шкалам и по общему параметру «школьная тревожность». Для каждой шкалы есть свои вопросы. Ниже приводится таблица с наименованием шкал (факторы тревожности) и с соответствующими этим шкалам номерами вопросами.
Факторы тревожности | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49 |
50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 | |
Максимальная сумма = 22 | |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 |
Максимальная сумма = 11 | |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35,38,41,43 Максимальная сумма = 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40,45 |
Максимальная сумма = 6 | |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26 |
Максимальная сумма = 6 | |
6. Страх не соответствовать ожиданиям | 3, 8, 13, 17, 22 |
окружающих | Максимальная сумма = 5 |
7. Низкая физиологическая | 9,14,18,23,28 |
сопротивляемость стрессу | Максимальная сумма = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 |
с учителями | Максимальная сумма = 8 |
Содержательная характеристика факторов тревожности
- Общая тревожность к школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения подростка.
Оценка результатов
1. Оценка школьной тревожности.
Подсчитывается общее число несовпадений по всему тесту. Если число несовпадений больше 75% (больше 40), то это высокая школьная тревожность. Если число несовпадений больше 50% (больше 27), то говорят о повышенной школьной тревожности. Если испытуемый набрал до 26 несовпадений – это умеренная школьная тревожность.
2. Оценка 8 факторов тревожности.
Подсчитывается число несовпадений по соответствующим каждой шкале вопросам. Уровень тревожности определяется также, как и в первом случае. Подсчитывается общее число несовпадений по вопросам шкалы. Если число несовпадений больше 75%, то данный фактор школьной тревожности высокий. Если число несовпадений больше 50%, то фактор школьной тревожности повышен. Если число несовпадений 49% и меньше, то это умеренная тревожность.
2. Обработка результатов теста Кондаша.
Методика включает в себя ситуации трех типов (3 шкалы):
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями (школьная тревожность);
2) ситуации, актуализирующие представление о себе (самооценочная тревожность);
3) ситуации общения (межличностная тревожность).
Каждая из этих шкал включает в себя определенные вопросы, по ответам на которые судят о школьной, самооценочной или межличностной тревожности. Данные о распределении пунктов шкал представлены в таблице:
Вид тревожности | Номер пункта шкалы |
Школьная (ШТ) | 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30 |
Самооценочная (СТ) | 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29 |
Межличностная (МТ) | 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26 |
В первую очередь подсчитывается сумма баллов отдельно по каждой шкале, а потом по тесту в целом. Цифра ответа (1,2,3,4) – это и есть балл. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всему тесту — как общий уровень тревожности (ОТ).
В нижеприведенной таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.
Оценка результатов
Группа Учащихся | Выраженность различных видов тревожности в баллах | |||||
Уровни тревожности | ||||||
класс | Пол | ОТ | ШТ | СТ | МТ | |
Нормальный | 8 | ж | 30-62 | 7-19 | 11-21 | 7-20 |
м | 17-54 | 4-17 | 4-18 | 5-17 | ||
9 | ж | 17-54 | 2-14 | 6-19 | 4-19 | |
м | 10-48 | 1-13 | 1-17 | 3-17 | ||
10 | ж | 35-62 | 5-17 | 12-23 | 5-20 | |
м | 23-47 | 5-14 | 8-17 | 5-14 | ||
Несколько | 8 | ж | 63-78 | 20-25 | 22-26 | 21-27 |
повышенный | м | 55-73 | 18-23 | 19-25 | 18-24 | |
9 | ж | 55-72 | 15-20 | 20-26 | 20-26 | |
м | 49-67 | 14-19 | 18-26 | 18-25 | ||
10 | ж | 63-76 | 18-23 | 24-29 | 21-28 | |
м | 48-60 | 15-19 | 18-22 | 15-19 | ||
Высокий | 8 | ж | 79-94 | 26-31 | 27-31 | 28-33 |
м | 74-91 | 24-30 | 26-32 | 25-30 | ||
9 | ж | 73-90 | 21-26 | 27-32 | 27-33 | |
м | 68-86 | 20-25 | 27-34 | 26-32 | ||
10 | ж | 77-90 | 24-30 | 30-34 | 29-36 | |
м | 61-72 | 20-24 | 23-27 | 20-23 | ||
Очень | 8 | ж | от 94 | от 31 | от 31 | от 33 |
м | от 91 | от 30 | от 32 | от 30 | ||
высокий | 9 | ж | от 90 | от 26 | от 32 | от 33 |
м | от 86 | от 25 | от 34 | от 32 | ||
10 | ж | от 90 | от 30 | от 34 | от 36 | |
м | от 72 | от 24 | от 27 | от 23 | ||
«Чрезмерное | 8 | ж | до 30 | до 7 | до 11 | до 7 |
спокойствие» | м | до 17 | до 4 | до 4 | до 5 | |
9 | ж | до 17 | до 2 | до 6 | до 4 | |
м | до 10 | — | — | до 3 | ||
10 | ж | до 39 | до 5 | до 12 | до 5 | |
м | до 23 | до 5 | до 8 | до 5 |
Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием этого являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
В зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.
Параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.
Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Ограничения, связанные с применением тестов на тревожность, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что тесты на тревожность в первую очередь выявляют тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.
МЕТОДИКА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ"
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕСТЫ
Под редакцией А.А. Карелина
Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Каждому испытуемому выдается специальный бланк.
Инструкция: "Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное задание не повторяется. Внимание! Начинаем!"
1. Напишите первую букву имени "Сергей" и последнюю букву первого месяца года (3 сек).
2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек).
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 — в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4 сек).
7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек).
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия Вашего города (4 сек).
12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2,4,5, миновав 1 и 3 (3 сек).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 сек).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек).
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В — стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку (3 сек).
21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек).
24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не "и", впишите сумму числе 3 + 5 (3 сек).
25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные, а в слове дождь зачеркните гласные (4 сек).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек).
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, под гласными — направленную влево (5 сек).
30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек).
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 сек).
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек).
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек).
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево (2 сек).
35. (квадрат 42) Заключив букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих чисел — в ромбе (4 сек).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 —только в прямоугольник (3 сек).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек).
Необходимо отметить, что экспериментатор перед проведением теста должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.
Нормы выполнения:
0-4 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
5-9 ошибок — средняя лабильность;
10-14 ошибок — низкая лабильность, трудности в переобучении;
15 и более ошибок — мало успешен в любой деятельности.
Бланк для ответов
Литература.
1. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.,,1990.
2. Сергеев В. М. Диагностика ролевых ожиданий подростковой группы. - в сб. "Изучение особенностей психического развития и воспитания учащихся", М. ,1987.
3. Сергеев В. М Единство мотивационных представлений как показатель уровня развития коллектива.
- в сб. "Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества", М., 1990.
4. Сергеев В. М., Глазырина О. В. Изучение самооценки временных коллективов. - в сб. "Изучение особенностей психического развития и воспитания учащихся", М., 1987.
5. Сергеев В. М. Педагогически организованная деятельность как психологическое условие развития подростково - юношеской группы. Канд. дисс. ,М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"
Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...
Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы
Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС второго поколения, школ...
Цикл занятий "Формирование социально-психологической компетенции младших подростков"
Данная программа направлена на развитие социально-психологической компетентности младших подростков, что способствует их успешной адаптации к начальному и среднему образовательному звену.В общеобразов...
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
Программа социально-психологического тренинга "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...
Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе»
Цель: развитие положительного восприятия окружающих, осознание своего места в коллективе; формирование понятия «толерантность»; развитие групповой сплочённости учащихся....
Программа "Формирование социально-психологических навыков у подростков"
формирование успешной личности...
Социально-психологический аспект у подростков в выборе профессии
О значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников...