Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе»
план-конспект по психологии на тему
Цель: развитие положительного восприятия окружающих, осознание своего места в коллективе; формирование понятия «толерантность»; развитие групповой сплочённости учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_my_raznye_no_my_vmeste.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУСО КО Центр «Детство»
Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе».
Работу выполнила:
Педагог-психолог
Девочкина Анна
Геннадьевна
Цель: развитие положительного восприятия окружающих, осознание своего места в коллективе; формирование понятия «толерантность»; развитие групповой сплочённости учащихся.
Ход занятия.
- Упражнение «Настроение в цвете».
Цель: определение детьми своего настроения на момент начала занятия.
Материал: геометрические фигуры разных цветов.
Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.
- Упражнение «Яблоко».
Цель: Знакомство подростков с понятием «толерантность».
Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части.
Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.
Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.
Психолог. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (участники доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его)
Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ вместе с детьми:
- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)
- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)
Психолог. Исходя из этого эксперимента, как вы думаете какая тема сегодняшнего нашего занятия? Тема нашего занятия «Толерантность». Что это ребят? (высказывания детей)
Психолог. У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.
Какими качествами должен обладать современный человек? (ответы детей).
Подвести итог сказанному: уважение человеческого достоинства, терпимость друг к другу, принятие других людей вне зависимости цвета кожи, вероисповедования, взглядов, милосердие, сострадание, терпимость к другим людям, их взглядам, мнениям – это и есть ТОЛЕРАНТНОСТЬ, и тогда наша жизнь станет лучше, светлее и приятнее.
- Упражнение «Сходства и отличия».
Цель: показать подросткам, что у людей есть как сходства, так и различия.
- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня милые и обаятельные.
- А теперь прошу встать мальчиков. Какие вы, мальчики, серьезные, мужественные.
- Пожалуйста, встаньте те, у кого темные волосы.
- Встаньте, пожалуйста, те дети, кто родился зимой.
- Кому из вас нравится время года осень?
- Кто любит играть в футбол?
- А теперь те, кто любит слушать музыку.
- Встаньте, пожалуйста, кто утром делает зарядку.
- Встаньте, пожалуйста, те, кто умеет рисовать.
- Кто любит гулять.
- Кто самый веселый? Встаньте, пожалуйста.
- А теперь самый любознательный.
- А теперь те встаньте, кто любит конфеты.
Вы заметили, мы с вами отличаемся друг от друга. У нас разные вкусы, разные привычки, разные интересы, разные мнения. А еще мы дети разного роста, разного возраста (кто-то постарше, а кто-то чуть помоложе), разной внешности: разный цвет волос, разный цвет глаз...
- Упражнение «Грецкий орех».
Цель: осознание каждым участником своей индивидуальности.
Материал: грецкие орехи (по числу участников), плотный мешочек.
Психолог высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, “неровности”, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
- Упражнение «Компот».
Цель: обеспечить эмоциональную разгрузку, позитивные эмоции
Каждому участнику присваивается название фрукта (яблоко, груша, апельсин). Один человек встает. Его стул убирается из круга. Когда вставший говорит «яблоко», пересаживаются только яблоки, когда «груша» – только груши, когда «апельсин» - апельсины, когда «компот» - пересаживаются все. Тот, кому не достается стула, становится ведущим.
- Упражнение «Давайте пофантазируем...».
Цель: осознание того, что различия дополняют и обогащают общество.
Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
7. Упражнение «Мы разные - но мы вместе».
Цель: умение высказать свое толерантное отношение к ближнему.
Посмотрите на соседа слева, положите левую руку ему на плечо, взгляните друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя", а теперь соседу справа положите правую руку на плечо, посмотрите друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя".
Не торопитесь отпускать руки, ведь пока мы все вместе, мы можем окрасить мир в яркие цвета, сделать его хоть капельку добрее и лучше.
8.Рефлексия.
9. Прощание. Упражнение «Комплимент».
Психолог. Скажите, приятно получать комплименты? А делать комплименты?
Предлагаю сделать комплимент кому-то из участников. Улыбка и доброе слово могут творить чудеса и примирить даже самых заклятых врагов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Потребность саморазвития как характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка»
Цель воспитания в современных отечественных условиях - это развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Развитие личности осуществляется в про...
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
Программа социально-психологического тренинга "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...
Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения подростка
Социализация личности начинается в семье. Здесь происходит сложный процесс формирования характера, взглядов, интересов и потребностей личности подростка, усвоения подростком нравственности и стандарто...
Социально- психологический игровой тренинг «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
Данная игра рекомендуется для проведения среди учащихся 6-8 классов, участвующих в групповых занятиях социально- педагогической направленности по программам «Твои права», «Юный гражданин». В осн...
Социально-психологические условия патриотического воспитания подростков целях профилактики правонарушений
В настоящее время работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образ...
Социально-психологические потребности детей и подростков
Буклет о потребностях детей и подростков...