Программа "Формирование социально-психологических навыков у подростков"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программы социально – педагогической направленности «Формирования социально – психологических навыков, социализация и адаптация детей и подростков»
Реальные условия современной жизни часто приводят к многочисленным ситуациям, в столкновении с которыми ребенок ощущает свою беспомощность, отчаяние. Следствием чего является личностная дезориентация, потеря уверенности, академическая неуспеваемость, которые проявляются в тех или иных формах неконструктивных поступков, наносящих ущерб развитию и здоровью ребёнка. Другими факторами, влияющими на благополучие ребенка, являются родительская несостоятельность, их педагогическая, психологическая и медицинская некомпетентность. В настоящее время растёт число детей, проживающих в семьях с нарушенной системой внутрисемейных отношений, что оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Для таких детей существенно возрастает риск социальной дезадаптации. Работа с проблемами адаптации в процессе обучения и воспитания входит в систему Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Индикаторами социальной дезадаптации ребенка могут служить следующие признаки:
нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстники», дезинтеграция сложившихся ранее форм общения;
низкий уровень социальных достижений ребенка, значительно расходящийся с его потенциалом;
переживание ребенком эмоционального стресса;
наличие кризисных жизненных ситуаций;
поведение ребенка, отклоняющееся от социальных норм и требований.
Основные проблемы, с которыми обращаются родители (законные представители) и подростки:
школьная дезадаптация (нарушения поведения, плохая успеваемость, проблемы взаимоотношений в коллективе);
нарушение межличностных взаимоотношений в семье;
трудности, испытываемые подростками в общении;
девиантное поведение (побеги из дома, токсикомания, наркомания и т.д.);
делинквентное поведение;
проблемы, связанные с психическим здоровьем.
Важную роль в социализации ребенка играет метод личностной перспективы, формирующий у ребенка веру в свои возможности. Осознание ребенком мотивов собственного поведения, осуществление им анализа конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, формирование конструктивных паттернов адаптивного поведения, осознание своего будущего профессионального выбора помогают корректировать высокую тревожность детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка. Адаптация рассматривается в данном случае как умение ребенка быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, адекватно вести себя в ситуации общения, свободно проявлять свой творческий потенциал.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на оздоровление социальной жизни детей и подростков, а также на гармонизацию их внутреннего мира. Это предполагает, во-первых, выявление причин нарушений в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, работа с социальным окружением в интересах ребенка; во-вторых, построение адекватного воспитательно-бразовательного процесса, приводящего к развитию социально-адаптированной личности.
Научная обоснованность
Процесс социализация определяет формирование личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого социальный опыт преобразуется в собственные ценности и ориентации. Социализация включает две стадии:
стадию первичной социализации – адаптации (приспособление к условиям социальной среды);
стадию индивидуализации (формирование позитивной Я-концепции, осознанного отношения к свободе выбора и принятию ответственности). Для стадии индивидуализации характерно решение следующих проблем личностного роста: формирование личностной системы ценностей, видение перспективы самореализации в любимом деле, укрепление социального статуса личности.
Понять личность ребенка невозможно без изучения всех многообразных связей его с окружающими людьми. Одним из основных принципов изучения психики ребенка является принцип единства изучения личности и общения. Анализируя общение ребенка с окружающими, важно понять: как условия личностной микросреды и внешние условия «переплавляются» во внутренние психологические качества человеческой личности. В свою очередь, уже сформировавшиеся черты личности проявляются в общении и деятельности ребенка, мотивируя и своеобразно окрашивая их. Так проявляется принцип единства сознания и деятельности. Выводы об уровне развития коммуникативных навыков могут быть неоднозначны. Для большей объективности необходимо применять принцип стереоскопичности – учитывать в исследовании экспертные оценки окружающих ребенка людей.
На основании социально-психологического обследования ребенка формулируются выводы об уровне развития адаптивных навыков у детей и подростков, а также информированности ребёнка по психологическим, этико-семейным вопросам. И решается вопрос о формах и методах помощи несовершеннолетним для их успешной социализации.
Образовательная программа «Формирования социально – психологических навыков, социализация и адаптация детей и подростков» реализуется по следующим модулям:
• профессиональное консультирование;
• этико-семейное и психологическое просвещение;
• сопровождение личностного роста детей и подростков через обучение коммуникативным навыкам и социальным умениям.
Направленность программы
Настоящая образовательная программа направлена на формирование адаптивных качеств и навыков у детей и подростков, а также личностное развитие учащихся в процессе обучения и воспитания, а так же на развитие психологической компетентности взрослых, без которой невозможно обеспечение психологического благополучия детей в семье и в обществе.
Уровень программы – определяется контингентом обучающихся: это дети и подростки 1-11 классов школ района, испытывающие трудности в социальной адаптации.
Практическая значимость программы заключается в обеспечении детям и подросткам условий и возможностей для личностного роста и развития, социальной адаптации в семье и обществе, работе над созданием психологически-комфортной, развивающей среды с соблюдением прав и интересов детей.
Цель программы
Создание условий для формирования успешной, социально-адаптированной личности ребенка через психологическое, этико-семейное, просвещение и социально-психологическое сопровождение личностного роста обучающихся.
Задачи по формированию навыков и социальных умений у обучающихся
1. Формирование первичных умений анализировать любую социальную ситуацию.
2. Формирование осознанного отношения к выбору своего решения.
3. Принятие на себя личной ответственности за свое решение.
4. Обучение конструктивным способам разрешения конфликта.
5. Формирование умения выражать свои негативные эмоции в социально-приемлемой форме.
6. Развитие навыков рефлексии и самоанализа.
7. Формирование навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
Задачи психологического просвещения детей и взрослых
1. Повышение психологической компетентности педагогов через специальные психологические занятия (мини-тренинги, практикумы, семинары).
2. Обучение обучающихся основной школы азам психологии. Профилактика правонарушений среди подростков.
3. Выработка умений и навыков конструктивного разрешения кризисных ситуаций в семье.
4. Содействие педагогическим коллективам в гармонизации социально-психологического климата в ОУ, создании воспитательной среды, формирующей психолого-педагогическое пространство социокультурной безопасности.
Задачи этико-семейного просвещения детей и взрослых
1. Повышение уровня компетентности по проблемам внутрисемейных взаимоотношений.
2. Формирование осознанной семейно-ролевой позиции у детей и взрослых.
Задачи профориентации
1. Расширение представления старшеклассников о мире профессий.
2. Выявление профессиональных интересов и склонностей.
3. Изучение способностей и индивидуально-психологических особенностей ребенка.
4. Определение степени соответствия способностей и профессиональных возможностей ребенка с определенными типами и классами профессий.
5. Подбор наиболее оптимального типа и сферы профессиональной деятельности с учетом интересов и склонностей ребенка, а также его способностей, внесение корректив в профессиональные намерения учащихся.
6. Формирование способности к самоопределению и саморазвитию, самоактуализации личности, духовной и гражданской зрелости, профессиональной конкурентоспособности;
Условия реализации
В Центре оборудованы специализированные кабинеты, классы для психолого-педагогической работы по направлениям образовательной программы, которые оснащены оборудованием для психологической разгрузки (релаксационные кресла, специальное освещение, музыкальный центр), оргтехникой, компьютерными программами для обучающихся (диагностические, развивающие).
Учебно-методическое обеспечение рабочих программ соответствует возрастным, психическим и психофизиологическим особенностям обучающихся.
Используемые технологии:
по отношению к ребенку – личностно-ориентированные технологии, гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества.
по категории обучающихся – технологии работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, признаки асоциальности в рамках массовой школы.
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровые технологии, проблемное обучение).
Содержание
Образовательная программа включает рабочие программы, разработанные, по единому алгоритму: на первом этапе диагностика актуального уровня развития соответствующих сфер личности; на следующих этапах – выбор оптимальных путей оказания помощи и реализация индивидуальной образовательной траектории; оценка эффективности полученных результатов на основании сравнения входной и выходной диагностики; на заключительном этапе - построение новых задач развития ребёнка.
Результативность программы определяется диагностическими обследованиями в начале работы по программе и по окончании занятий, анкетами обратной связи, отзывами, экспертными оценками.
Групповые и индивидуальные занятия проводятся регулярно, в соответствии с расписанием, которое составляется с учетом интересов ребенка и его родителей, с учетом возможностей здоровья ребенка.
Ожидаемый результат:
1. Повышение уровня психологических знаний детей и взрослых, способствующих созданию психологически безопасной среды.
2. Развитие коммуникативных навыков и социальных умений детей и подростков, являющихся предпосылками социализации.
3. Повышение общего уровня успешности детей и подростков.
4. Открытие новых эмоционально-личностных и познавательных ресурсов детей и подростков, изменение социальных ценностных ориентаций.
5. Улучшение взаимоотношений в семье и в среде сверстников.
Режим занятий: 1-2 раза в неделю, длительность занятий - в зависимости от возраста обучающихся.
Сопровождение детей и подростков предполагает, что дети и подростки, обучившиеся по программе «Социальная адаптация и социализация», имеют возможность освоения других образовательных программ, реализуемых на базе Центра. Возрастная и содержательная составляющая всех общеобразовательных программ позволяет охватить сопровождением детей и подростков от 3-х до 18-ти лет в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей и подростков на разных этапах онтогенеза, в соответствии с запросами и современными проблемами общества.
Сопровождение в рамках общеобразовательных программ «Формирования социально - психологических навыков» предполагает комплексную помощь ребенку не только на базе Центра, но и на базе других учреждений района и города: в случае необходимости специалисты Центра обследуют детей и подростков в ТПМПК, направляют в медицинские учреждения, учреждения социальной защиты населения, отдел охраны прав детства, прокуратуру, КДН и ЗП и другие. К реализации данных общеобразовательных программ могут привлекаться социальные педагоги ОУ района, которые вместе со специалистами Центра организуют комплексное сопровождение подростков в ОУ. Опыт работы показывает, что наибольшего эффекта в помощи детям и подросткам можно добиться, используя потенциал различных учреждений района и города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Потребность саморазвития как характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка»
Цель воспитания в современных отечественных условиях - это развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Развитие личности осуществляется в про...
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
Программа социально-психологического тренинга "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...
Формирование у учащихся социально-психологических качеств, навыков и умений, определяемых понятием "патриот", посредством поисковой и исследовательской деятельности
Творческий отчет по теме "Формирование у учащихся социально-психологических качеств, навыков и умений, определяемых понятием "патриот", посредством поисковой и исследовательской деятельности"...
Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения подростка
Социализация личности начинается в семье. Здесь происходит сложный процесс формирования характера, взглядов, интересов и потребностей личности подростка, усвоения подростком нравственности и стандарто...
Социально-психологические условия патриотического воспитания подростков целях профилактики правонарушений
В настоящее время работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образ...
Социально-психологические потребности детей и подростков
Буклет о потребностях детей и подростков...