Цикл занятий "Формирование социально-психологической компетенции младших подростков"
рабочая программа по психологии (5, 6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_zanyatiy.docx | 26.6 КБ |
titulnyy_list.docx | 61.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа состоит из 3-4 диагностических занятий (индивидуальная и групповая форма проведения с подростками и их родителями), 9 групповых занятий основного этапа, 3-6 завершающих занятий. Продолжительность этапов характеризуется особенностями конкретной группы (количество и состав участников) и планируется на основе данных диагностического исследования. Цикл рассчитан на 18 занятий из расчета 1 занятие в неделю. Длительность занятий 1,5 астрономических часа.
Цель:
Развитие личности младших подростков с помощью повышения уровня коммуникативной компетентности
Задачи:
- Создание безопасной социальной среды и благоприятной психологической атмосферы.
- Освоение опыта позитивного отношения к миру и другим людям, на основе которого формируется ценностное отношение к себе и адекватная самооценка.
- Обучение позитивному самопредъявлению.
- Создание условий для исследования и освоения ребенком зоны ближайшего личностного развития.
- Осознание ребенком типичных для него паттернов поведения (способствующих или препятствующих его эффективным коммуникациям).
- Использование многообразных способов обратной связи для преодоления подросткового эгоцентризма и развития социально-перцептивных умений.
- Расширение коммуникативных сценариев и актуального ролевого репертуара школьника.
- Инициация у участников группы личностных ресурсов, необходимых для адаптации в социуме.
- Обучение детей навыкам эффективного общения и совместной деятельности;
- Обучение способам решения внутриличностных и межличностных конфликтных ситуаций;
- Обучение навыкам рефлексии;
- Обучение навыкам контроля и самоконтроля;
Общие положения
Комплектация групп проводится в соответствии со следующими критериями:
Возраст. В группе участвуют подростки в возрасте от 10 до 12 лет, что способствует более успешной их социализации.
Негативные паттерны поведения. Все дети, посещающие данный курс, имеют выраженные поведенческие и личностные особенности, что в значительной мере определяет специфику содержания методики и технологии реализации данной программы.
Системность оказания психолого-педагогической помощи в условиях ЦППРиК Каждый участник группы имеет индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, предполагающий сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
Состав группы — от 3 до 8 человек. Такое количество участников позволяет в полной мере осуществить принцип индивидуального подхода, организовать взаимопомощь, использовать сильные стороны каждого участника и поддерживать оптимальный темп и эффективность работы не только каждого подростка, но и ведущих. Группа является постоянной. Прием новых участников в группу завершается после третьего занятия.
Содержание программы
Программа представлена тремя смысловыми модулями: «Я и Мир», «Я и Другие», «Я и Я сам». Преемственность между модулями обеспечивается опорой на следующие принципы организации программы: динамический подход к определению содержания, методики и технологии проведения занятий, сочетание психотерапевтических и развивающе-коррекционных подходов, групповые и индивидуальные формы выполнения заданий. Важно отметить, что в ходе развития социальных умений в безопасных условиях тренинга участники проживают типичные для них трудности коммуникации и с учетом своих индивидуальных особенностей проектируют новые способы выхода из сложных жизненных ситуаций.
Опыт апробации программы свидетельствует о необходимости повторения некоторых занятий в их динамических модификациях.
Общая структура занятий
- Начальный этап: - 10-15 минут.
- Вводный круг: актуализация социального опыта, полученного на предыдущем занятии, обмен чувствами, выявление актуальных запросов.
- Сообщение темы и целей занятия.
- Формирующий этап (основная часть): - 60-70 минут.
- Ознакомление с новой темой, актуализация имеющегося опыта, связанного с темой.
- Динамическая пауза (обязательная).
- Освоение социальных навыков.
- Динамическая пауза (дополнительная).
- Закрепление социального опыта.
- Завершающий этап - 10 минут.
- Подведение итогов занятия.
- Домашнее задание.
- Ритуал прощания.
Использованная литература:
- И.В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., Ось-89, 2000.
- А.С. Прутченков. Социально-психологический тренинг в школе. М.,Эксмо-пресс, 2001.
- К. Фопель. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2010.
- Т.Л.Шишова. Застенчивый невидимка. М., Издательский дом «Искатель», 1997.
Тематический план:
№ занятия | Тема занятия |
1 | «Я здесь, для того, чтобы…» |
2 | «Доверие и открытость» |
3 | «Самопознание» |
4 | «Мои эмоции» |
5 | «Эмоции и общение» |
6 | «Я глазами другого» |
7 | «Процесс коммуникации» |
8 | «Средства общения» |
9 | «Как я разрешаю конфликты» |
Поурочное планирование:
Занятие 1 (вводное) «Я здесь для того, чтобы...»
Цели занятия:
- Знакомство участников друг с другом, с ведущими и с целями и задачами данной группы.
- Создание благоприятной и доверительной атмосферы, снижение ситуативной и межличностной тревожности.
- Создание условий для презентации участниками своих ресурсных качеств.
Содержание занятия:
- Вступительное слово ведущих: самопрезентация, предъявление личного опыта проведения подобных тренингов и посланий участников прежних групп.
Примечание для ведущих: Вступительное слово должно быть кратким и выразительным.
Время проведения: 3 минуты.
2.Упражнение «Баранья голова» [1]: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в обычной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, принятая окружающими, скажем, все вокруг зовут Ленка, а ей хочется «Леночка» или «Ленуся» или особенно необычно и ласково, как мама обращалась раньше. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть 30 секунд, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы – и я тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
3.Упражнение «Снежный ком»: А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы прочно запомнить игровые имена друг друга. Давайте сделаем снежный ком. Для этого каждый должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий справа от меня, должен сначала повторить все предыдущие высказывания, а потом назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком.
Время проведения: 10 минут.
4. Упражнение «Мой личный герб».
Инструкция: Теперь мы можем называть друг друга по имени, но по-прежнему почти ничего не знаем друг о друге. Для того, чтобы получше познакомиться, давайте нарисуем свой личный греб. Я раздам вам вот такие заготовки, А вы должны будете их заполнить. На это я даю вам 5 минут. Потом можно будет рассказать про свой герб.
Время проведения: 15 минут.
- Знакомство с правилами.
Инструкция: После того, как мы познакомились, притупим к изучению основных правил тренинга. В каждой группе могут быть свои правила. Сейчас мы приступим к выработке правил работы нашей группы. Обычно используются в подобных занятиях следующие правила. Давайте их обсудим, и если кто-то из вас захочет что-то изменить, мы можем обсудить это и внести необходимые коррективы.
- И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны».
Ведь в процессе нашей работы могут возникать такие ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас не приятно, когда о нем сплетничают. Вы, конечно, можете рассказывать своим друзьям и родителям, что вы сами делали на этом занятии, но не можете рассказывать о том, что делал или говорил другой человек.
- Искренность в общении. Во время работы группы м ы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Это правило означает открытое выражение своих чувств. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы.
- Отказ от оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.
- Активное участие в происходящем и помощь другим участникам включаться в деятельность группы. Мы не замыкаемся в себе, а внимательны к другим, включены в работу группы.
- Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что нам интересно его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим или спорим.
- Агрессивные действия, грубость по отношению к кому-либо из членов группы не допустимы.
- Каждый высказывается только от своего имени о том, что происходит. Мы заменяем безличную речь («Некоторые думают… или Большинство людей считают…) на высказывание собственной позиции «Я считаю.. или Я думаю…). Не говорить о присутствующих в третьем лице.
- Ищем и поддерживаем в себе и других только сильные стороны. Мы подчеркиваем положительные качества человека, с которым мы работали вместе.
Примечание для ведущих: Ведущие и дети договариваются о выполнении правил в группе и скрепляют их подписями. Правила вывешиваются в зале и находятся там во время всего тренингового цикла (Приложение № I).
Время проведения: 30 минут.
6. Динамическая пауза:
«Мяч по кругу»: Участники стоят в кругу. У ведущего в руках мяч. Ведущий называет свое имя и кидает мяч соседу справа. Тот, у кого в руках оказывается мяч, называет свое имя и кидает мяч соседу справа и так по кругу. Когда участники запомнят имена друг друга, игра изменяется. Теперь тот, у кого в руках мяч, говорит следующий текст: «Передаю привет от ... (называет имя соседа слева) к ...(называет имя соседа справа) и так далее по кругу.
Примечание для ведущих: Возможно выполнение с закрытыми глазами.
Время проведения: 10 минут.
«Чет и нечет» [3]
«Все вместе» [3]
7. Рефлексия «Мне было трудно сегодня....», «Мне было легко сегодня.» (возможно использование «предметных аналогов» - перо и камень). В процессе высказываний каждый участник становится частью общей нитяной фигуры.
Примечание для ведущих: Каждый ребенок говорит по одному предложению для иллюстрации каждой из позиций. Делается фотография нитяной фигуры.
Время проведения: 5 минут.
8. Ритуал прощания
Время проведения: 2 минуты.
Занятие 2 «Доверие и открытость»
Цель: формирование атмосферы доверия и открытости.
Оборудование: аудиозаписи танцевальной музыки.
Содержание занятия:
1. Ритуал начала занятий. Участники группы придумывают ритуал, который помогает настроиться переключиться на происходящее, настроиться на работу в группе. Это может быть просто обмен чувствами, с которыми пришли. Но мы чаще на своих занятиях придумываем знак, которым дети показывают насколько они готовы и наострены на занятия. Это вносит элемент игры уже на начальный этап занятия, и в то же время способствует осознанию своего состояния.
2. Рефлексия прошлого занятия. Участники группы вспоминают происходившее на прошлом занятии и делятся мыслями и чувствами, которые остались с прошлой встречи.
Примечание для ведущих: рефлексия проводится в двух аспектах – мысли и чувства по поводу происходящего. На начальном этапе мы не требуем от детей развернутого представления своих чувств. Репертуар эмоциональных понятий, которыми владеет ребенок, еще очень скуден. Поэтому определение «понравилось - не понравилось» мы считаем вполне приемлемым. Позднее, по ходу расширения словаря, мы просим более четко определять свое эмоциональное состояние.
3. Игровое упражнение «Снежный ком».
На этом занятии предлагается модификация этой игры. Для начала каждый участник придумывает одну положительную черту своего характера, которая начинается на одну из букв имени.
Александр – активный, или ОльГа – гостеприимная и т. д.
Далее каждый участник называет свое имя и черту характера. Второй называет имя и черту характера первого, потом свое имя и черту характера и т. д.
Примечание для ведущих: это упражнение помогает группе вспомнить имена друг друга. Поиск и предъявление собственного положительного качества является психотерапевтической процедурой, а многократное повторение способствует внушению, присвоению этой черты. Но подростки с заниженной самооценкой затрудняются придумать положительное качество, им проще назвать отрицательное или шуточное. Задача ведущего заключается в том, чтобы помочь подобрать определение.
5. Игра – разминка «Зеркало» (проводится под музыку).
Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один круг – «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, зеркало должно как можно точнее повторить их. По сигналу ведущего один круг делает шаг в сторону. Образуется новая пара, которая продолжает выполнять задание и так продолжается до тех пор, пока участники не вернуться к первоначальной позиции.
Затем участники меняются ролями: те, кто был «человеком», становится «зеркалом», а «зеркало» становится «человеком».
7.Игра «Сходства» [3]
8. Динамическая пауза
- «Штирлиц» [4].
Игроки неподвижно застывают. Водящий ребенок должен запомнить их позу и одежду, а потом удалиться. За время его отсутствия играющие делают 5 изменений в позах и одежде. Вернувшись, ребенок должен найти эти изменения. Если он не угадал, то водит еще раз.
- «Побежали» [4].
Бег наперегонки, но с «выкрутасами»: бежать боком, пятиться задом, как рак; бежать на четвереньках, допрыгать на одной ножке, доползти, маршируя…
- «Общее бревнышко»
Подростки ложатся на живот вплотную друг к другу в ряд. Участник, который лежит первым, перекатывается по остальным и ложится на живот вплотную к последнему участнику. Ведущие помогают ему катиться, держа его за руки. Затем то же самое делает следующий участник и так до последнего.
Примечание для ведущих: Упражнение разработано на основе нейропсихологического упражнения «Бревнышко» (более подробное описание упражнения смотри в книге А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»: Учебное пособие. М., 2007).
Время проведения: 5 минут.
- «Спутанные цепочки» [1]
9. Игра «Вот я какой!» [3]
10. Рефлексия занятия: «Чем сегодняшнее занятие отличалось от предыдущего?»
Примечания для ведущих: Каждый ребенок говорит по одному предложению.
Время проведения: 5 минут.
11. Ритуал прощания.
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава» |
г. Москва ул. Ставропольская тел.(499)350-14-55
E-mail: cpmss-zastava@ edu.mos.ru
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора Директор
____________________ ______________________
Сагалов М.В.
Цикл занятий «Формирование социально-психологической компетентности младших подростков»
Направленный на повышение уровня коммуникативной компетентности младших подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста
Количество занятий (всего)__18
Количество занятий в неделю_1
Продолжительность занятия: 1,5 астрономических часа
Возраст младшие подростки10-12 лет
Ф.И.О специалиста Миронова Марина Дмитриевна
Составлен на основе
- И.В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., Ось-89, 2000.
- А.С. Прутченков. Социально-психологический тренинг в школе. М.,Эксмо-пресс, 2001.
- К. Фопель. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2010.
- Т.Л.Шишова. Застенчивый невидимка. М., Издательский дом «Искатель», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Потребность саморазвития как характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка»
Цель воспитания в современных отечественных условиях - это развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Развитие личности осуществляется в про...
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения подростка
Социализация личности начинается в семье. Здесь происходит сложный процесс формирования характера, взглядов, интересов и потребностей личности подростка, усвоения подростком нравственности и стандарто...
Социально-психологические условия патриотического воспитания подростков целях профилактики правонарушений
В настоящее время работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образ...
Социально-психологические потребности детей и подростков
Буклет о потребностях детей и подростков...
Цикл коррекционно-развивающих занятий для младших подростков «Навстречу»
Цикл занятий направлен на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы воспитанников данного возраста, поэтому они могут использоваться в качестве профилактики н...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"
Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, к...