Социально-психологический аспект у подростков в выборе профессии
статья (9 класс)
О значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-психологический аспект у подростков в выборе профессии
Подготовила педагог-психолог
МБОУ СОШ №27 г. Воронеж
ШУЛЬГИНА М. А.
Задачи: показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Вопросы для обсуждения: анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; анализ результатов психологического мониторинга в рамках социально-психологического проекта «Перспектива профессионального выбора»; влияние семьи на будущий выбор профессии.
Есть два способа выбирать профессию. Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек идет "вслепую", пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существоанию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.
Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессиии к человеку. Только тогда из поколения в поколение. Для того чтобы поколениявыбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много состовляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым специалистами Центра диагностики и консультирования социологическим исследованиям по выявлению профессиональных намерений около 60-70 % учащихся 9 классов указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств.
Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений. Исходя из необходимости приобретения личного опыта учащимися по построению профессионального будущего, разработан школьный социально-психологический проект «Перспектива профессионального выбора».
Основное предназначение социально-психологического проекта
Социально-психологический проект «Перспектива профессионального выбора» направлен на выявление у старшеклассников профессиональных намерений и выработку индивидуального плана построения профессионального пути.
Данный проект предполагает проведение диагностических методик, позволяющих выявить степень рационализации жизненных планов юношества, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Основная цель проекта:
- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку обучающимся старших классов в определении перспективного профессионального плана и в соответствии с ним выработке алгоритма действий.
Исследование профессиональных намерений проводится с обучающимися 9 классов в первом полугодии учебного года.
Реализация социально-психологического проекта предполагает проведение двух блоков диагностики: психологической и социальной.
Психологическая диагностика профориентированности школьников включает исследование профессиональной направленности и познавательных интересов.
Социальная диагностика профориентированности школьников предполагает исследование степени рационализации профессиональных планов.
В блок психологической диагностики входят следующие методики: опросник «Темперамент» (А.А.Полетаев), методика «Мой характер» (Н.А. Восковский), тест «Уровень самооценки» (О. Кузнецова), методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток), методика «Шкала потребности в достижении» (М.Ю. Орлов), анкета мотивов выбора профессии (Е.А. Климов), опросник «Определение склонностей» Л.А. Йовайши, методика «Определение профессионального типа личности» (Дж. Голланд), опросник «Вегетативная лабильность» (разработана чешскими психологами и апробирована в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ).
В блок социальной диагностики входят следующие методики: опросник для выявления начального уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению (В.Д. Симоненко), опросник профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова), творческий проект «Жизненные и профессиональные цели» (В.Д. Симоненко), опросник «Карта самоконтроля по готовности к профессиональному самоопределению» (В.Д. Симоненко).
Диагностические процедуры (анкеты, опросники, тесты) позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого ребенка в соотнесении с различными профессиями.
Результат социально-психологического проекта
В результате учащиеся должны:
знать профессии, специальности, отрасли экономики; способы классификации профессий; психофизиологические особенности своей личности; требования профессий к личности кандидата; правила выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;
уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению.
иметь представление о смысле и значении профессиональной деятельности в жизни человека и общества; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства.
Таким образом, социально-психологический проект знакомит учащихся 9 классов с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска получения профессионального образования и возможностями трудоустройства.
В исследовании принимают участие обучающиеся 9-х классов.
Опросник для выявления начального уровня готовности школьников
к профессиональному самоопределению (В.Д. Симоненко)
достаточный | чел. | % |
низкий | чел. | % |
недостаточный | чел. | % |
Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)
1 – математика | чел | % | 9 – история и археология | чел | % |
2 – химия | чел | % | 10 – педагогика | чел | % |
3 – биология | чел | % | 11 – медицина | чел | % |
4 – геология и география | чел | % | 12 – труд в сфере обслуживания | чел | % |
5 – техника | чел | % | 13 – военное дело и спорт | чел | % |
6 – электрорадиотехника | чел | % | 14 – вокальное и театральное искусство | чел | % |
7 – философия и журналистика | чел | % | 15 – декоративно-прикладное искусство | чел | % |
8 – юридические науки | чел | % |
Анкета мотивов выбора профессии (Е.А. Климов)
- (%) – преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
- (%) – больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
- (%) – стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.
Методика: «Шкала потребности в достижении» (М.Ю. Орлов)
Уровень потребности в достижении | ||
низкий | чел | % |
средний | чел | % |
высокий | чел | % |
Опросник «Темперамент» (А.А.Полетаев)
Сангвиник | чел | % |
Холерик | чел | % |
Меланхолик | чел | % |
Флегматик | чел | % |
Сангвиник
Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Холерик
Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
Флегматик
Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик - спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
Меланхолик
Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы.
Тест «Определение профессионального типа личности» (Дж.Голланд)
1. (%) Реалистический тип – эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
2. (%) Интеллектуальный тип – ориентирован на умственный труд. Он несоциален, независим, оригинален, аналитичен, рационален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи требующие абстрактного мышления. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.
Интеллектуал предпочитает научные профессии, например, ботаник, астроном, физик, математик и др.
3. (%) Социальный тип – обладает социальными умениями и нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа остается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависит от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает вербальными способностями.
Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
4. (%) Конвенционный тип – предпочитает четко структурированную деятельность Характер стереотипный; не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности. Преобладают математические способности.
Предпочтительны профессии связанные с канцелярией и расчетом.
5. (%) Предприимчивый тип – избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, интеллектуальность, реализовать любовь к приключениям. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости, хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью; агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.
Предпочтительна следующая деятельность: журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.
6. (%) Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества.
Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т п.
У каждого человека есть свойства всех 6-ти профессиональных типов, однако, доминируют черты лишь одного или двух типов.
Тест «Уровень самооценки» (О. Кузнецова)
- (%) - высокий уровень самооценки опрошенных 9-тиклассников, при котором человек, как правило, оказывается неотягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
- (%) - среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других.
- (%) - низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться - с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».
Направление профессиональной деятельности 9-х классов
Выделяют 5 основных направлений профессиональной деятельности:
Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.
Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
Человек — знаковая система — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
Выраженный у учащихся интерес к профессиям типа «Человек-Человек» отражает особенности переходного возраста, когда межличностное общение и сфера отношений становятся в центре внимания учащихся. В связи с чем, говорить о том, что данный выбор является окончательным, преждевременно.
Однако многие подростки уже имеют представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор.
Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростков в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных занятий с учащимися в 9 классе.
Результаты исследования могут показать, что учащиеся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы.
Памятка для обучающихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа: «Подросткам о выборе профессии».
Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Да...
Презентация Психо-физиологические особенности подростков и выбор профессии
Психо-физиологические особенности подростков и выбор профессии...
Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на ...
Склонности и интересы подростков в выборе профессии
Профессия - это тягость,переходящая врадость.Задачи: показать родителям значениераннего определенияпрофессиональныхсклонностейи способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значени...
Склонности и интересы подростков в выборе профессии
Выступление на родительском собрании...
Родительское собрание. Тема «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»
Цель собрания - формирование готовности обучающихся школьников к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.Задачи: 1. Выявление профессиональных интересов и склоннос...
Сценарий родительского собрания на тему Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии
Цель разработки: обучить родителей помочь ребенку осуществить правильный выбор профессии....