Роль пропедевтического курса по химии для школьников
статья по химии (7 класс)

Гаряев Руслан Гусманович

Цель пропедевтического курса - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом, постепенно освоить первичные, базовые понятия химии, выработать умения пользования элементарным химическим лабораторным оборудованием, освоить химическую символику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_propedevticheskogo_kursa.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Роль пропедевтического курса по химии для школьников

При изучении мнения учащихся о предмете химии, мы сталкиваемся в большинстве случаев с тем, что на лице у детей образуется недовольство, потому что дети не воспринимают химию из-за непонимания. Они начинают искать причины своего недопонимания, то учитель неправильно объясняет, то предмет неинтересный, то якобы их заставляют вызубрить всю таблицу Менделеева и т.д. В этом я убедился, занимаясь репетиторством  с учениками 8 и 9 классов из разных городов России и ближнего зарубежья. «Вот если бы учитель что-нибудь взорвал, показал фейерверк, то тогда бы нам понравилось» - отвечают дети. Необходимо донести ученикам, что прежде чем делать опыты, мы должны для начала выучить химическую символику, химические свойства различных соединений и  технику безопасности. Но детям необходимо всё и сразу.  Мы же  понимаем, для того, чтобы правильно читать и писать, мы сначала изучаем буквы, потом из букв складываем слоги, из слогов – слова, из слов – предложения. Также и в химии, сначала учим символы, потом формулы, реакции и можно с уверенностью включать такой метод обучения как опыт.

Конечно после фраз детей: «Не понимаю, не хочу» начинаешь задумываться о том, как бы интереснее преподнести детям свой, на мой взгляд, интереснейший предмет. Основной курс химии начинается в 8 классе, а дети в этот период находятся на пике так называемого  «переходного возраста». В связи с этим, возникает необходимость находить подходы для их характера, а тут еще и новый и сложный предмет. Да, по новым стандартам образования, мы строим свой урок так, чтобы и заинтересовать детей и чтобы в основном работали они, но тем не менее зачастую они испытывают непонимание предмета. Факт остается фактом, что в рейтинге популярности среди школьных предметов химия занимает одно из последних мест. Учитывая все обстоятельства, я пришел к выводу, что необходимо постепенное введение учащихся в мир удивительной науки, то есть пропедевтика химический знаний. Таким образом, самым лучшим способом интересного изучения предмета химии, на мой взгляд,   является пропедевтический курс, который вводится в 7 классе. В чем же особенности данного курса? И почему он так необходим? 

Главная цель данного курса – развивать мышление, любознательность, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Основные цели курса:

-подготовить учащихся к изучению серьёзного предмета,

-разгрузить курс химии основной школы,

-показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии,

-интегрировать знания по предметам естественно научного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химии».

Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным учебным планом и изучение его в нашей школе – исключительно собственная инициатива и администрации образовательного учреждения.

Химия – наука экспериментальная. Для формирования практических умений и навыков подбираются несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы: знакомство с лабораторным оборудованием, проведение простейших операций обращения с этим оборудованием и химическими веществами; соблюдение несложных правил техники безопасности; фиксация результатов наблюдения и их анализ.

Так же для достижения поставленных целей планирую использовать домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям ТБ и обеспечивает лучшее ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонгитюдного (продолжительного по времени) характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов» и др.).

В данном курсе для достижения наилучшего результата я буду использовать активные формы и методы обучения: самостоятельные работы, защита мини-проектов, подготовка сообщений для участия в ученических конференциях, обсуждение результатов экспериментов.

Для развития логических операций мышления (анализ, синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д.) на уроках считаю необходимым применять тематические игры: лабиринты, ребусы, кроссворды, рассказы-загадки с возрастным учетом обучающихся.

Форма тематического контроля – защита мини-проектов.

Цель пропедевтического курса - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом, постепенно освоить первичные, базовые понятия химии, выработать умения пользования элементарным химическим лабораторным оборудованием, освоить химическую символику. Благодаря такой цели можно постепенно заинтересовываете учеников, так как в данном курсе сложного ничего нет. Давайте разберемся! Мною была выбрана программа О. С. Габриеляна, «Химия 7 класс». Методическое пособие к данной программе дополняет учебно-методический комплект О. С. Габриеляна, по которому и будет осуществляться преподавание предмета в нашей школе. На изучение пропедевтического курса химии в школе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Учебный курс состоит из семи взаимосвязанных модулей: «Предмет химии и методы её изучения», «Строение веществ и их агрегатные состояния», «Смеси веществ, их состав», «Физические явления в химии», «Состав веществ. Химические знаки и формулы», «Простые вещества», «Сложные вещества».

Пропедевтический курс химии хотя и носит общекультурный характер и не ставит задачу профессиональной подготовки обучающихся, тем не менее позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе. В конце изучения данного курса можно сделать групповые мини-проекты, что дает возможность учеников сплотить друг с другом.

Очень надеюсь, что данный курс позволит учащимся аккуратно войти в этот сложный предмет и даст им возможность посмотреть на химию как на часть естествознания. Уверен, что это позволит развить любовь к предмету, а не химиофобию, как у многих есть сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическоее планирование пропедевтического курса по химии 7 класс

данное календарно-тематическое планирование составлено к программе "Пропедевтическое  преподавание химии. 7 класс".  в планировании указываются  названия тем, урокав, входящих в тему, н...

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Рабочая программа пропедевтического курса по химии в 7 классе.

Данная рабочая программа направлена на изучение химии в качестве пропедевтического курса в 7 классе. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часов за год обучения....

Пропедевтический курс по химии 6 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)

Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006....

Пропедевтический курс по химии 7 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)

Данный пропедевтический курс продолжает вводить учеников в круг простейших химических знаний и умений, которые рассматривались в 6 классе. Изучение первоначальных химических понятий в 7 классе  д...

Пропедевтический курс по химии 7 класс. Открытый урок

Тема.  Обобщающий    урок по теме «Первоначальные химические понятия»    Цель урока:повторить и обобщить знания  о первоначальных химических понятиях;совершенст...