Рабочая программа пропедевтического курса по химии в 7 классе.
календарно-тематическое планирование по химии (7 класс) по теме
Данная рабочая программа направлена на изучение химии в качестве пропедевтического курса в 7 классе. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часов за год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МО Крыловский район станица Крыловская Краснодарского края муниципальное (территориальный, административный округ (город, район, поселок)
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№2
(наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №___
от «___» ___________20____ года
Председатель педсовета
_____________ /_____________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 вида
По введению в химию_____________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) 7 класс______________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 Уровень базовый______________
(базовый, профильный)
Учитель Выскребенцева Светлана Вячеславовна__________________
Программа разработана на основе
Примерной программы под редакцией О.С. Габриеляна // Введение в химию вещества. – М. «Сиринъ према», 2006//_______________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе Примерной программы О.С. Габриеляна «Введение в химию вещества» 7 класс.
Общее представление о новом школьном предмете учащиеся получают при изучении курса “Введение в химию”. Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две.
Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.
Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.
Как следствие указанных негативных тенденций, создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования в стране, сложности с обеспеченностью учителей естественнонаучных дисциплин учебной нагрузкой..
Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
Курс химии основной школы предлагается изучать в два этапа: в статике — состав, строение и физические свойства веществ, и в динамике -- химические свойства веществ, обусловленные их составом и строением. В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами.
Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.
Содержание курса “Введение в химию” ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе всех профилей.
Основные цели пропедевтического курса:
1.Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
2.Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.
Задачи пропедевтического курса:
1.Изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы их правильно применять.
2.Формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
АП | Рабочая программа | ||
1 | Краткая история развития химии как науки | 2 | 2 |
2 | Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием. | 5 | 5 |
3 | Первоначальные химические понятия | 15 | 15 |
4 | Кислород. Оксиды. | 3 | 3 |
5 | Водород. Кислоты. Соли. | 9 | 9 |
Итого | 34 | 34 |
Содержание учебной программы:
Тема№1 Краткая история развития химии как науки.(2часа)
Введение первые наблюдения древних людей связанные превращением веществ в природе. Алхимия.
Тема№2 Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием.(5 часов)
Приемы обращения с нагревательными приборами. Химическая посуда и ее назначение.
Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение , растворение, нагревание и выпаривание. Весы и взвешивание . Приемы работы с весами.
Тема3 Первоначальные химические понятия(15часов)
Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. История открытия химических элементов. Знаки химических элементов. Относительные атомные массы элементов.
Химические формулы, составление химических формул. Вычисления по химических формулам. Определение относительной молекулярной массы, массовой доли элемента в сложном веществе. Валентность. Определение валентности элемента по формуле. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Тема№4 Кислород. Оксиды.(3часа)
История открытия кислорода, изучение его свойств. Способы получения и собирания кислорода. Свойства кислорода. Оксиды
Тема№5 Водород. Кислоты. Соли.(9часов).
История открытия водорода. Способы его получения и собирания
Свойства водорода. Кислоты: Состав и название кислот. Свойства соляной кислоты.
Соли: состав и название солей.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки сформулированы в соответствии с целями и задачами химического образования, его содержанием, а также особенностями процесса обучения. Представленные требования по курсу» Введение в химию» предполагают, что ученики должны:
приобрести умения применять знания – теоретические (понятия, законы и теории химии) и фактологические (сведения о неорганических веществах и процессах);
овладеть определенными способами деятельности (составление химических формул, уравнений, определение степени окисления химических элементов, осуществление расчетов по формулам и уравнениям и другое);
уметь проводить химические эксперименты в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
Требования к выполнению химического эксперимента:
Уметь грамотно проводить химические эксперименты;
Наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;
Знать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Требования к решению расчетных задач:
Грамотно анализировать текст задачи, предлагать различные варианты ее решения;
Уметь решать расчетные задачи различных типов и уровней сложности
Перечень практических работ.
1.Правила техники безопасности в кабинете химии.
2.Приемы обращения с нагревательными приборами.
3. Химическая посуда и ее назначение.
4. Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение, растворение, нагревание и выпаривание.
5. Весы и взвешивание. Приемы работы с весами.
Список учебно-методической литературы:
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Учебник для учащихся. 8 .- М.: Оникс 21 век, 2003
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Программа по химии. 8 - 9 кл .- М.: Оникс 21 век, 2003
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8 - 11 кл .- М.: Оникс 21 век, 2002
Новошинский И.И., Федосова Л.Ф., Новошинская Н.С. Контрольные работы по химии. 8 кл .- М.: Оникс 21 век; Мир и образование, 2003
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 8 кл : Программа. Тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской "Химия. 8 класс" .- М.: Оникс 21 век; Мир и образование, 2003
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества" 7 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений - Москва "Сиринъ према" 2006.
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебин "Химия. Вводный курс" 7 класс. Учебное пособие - Москва "Дрофа" 2006.
И.В.Аксенова, И.Г.Габриелян, Т.В.Сажнева "Введение в химию вещества" 7 класс. Методическое пособие. Программа курса. Тематическое планирование. Химический эксперимент. Под редакцией О.С.Габриеляна - Москва "Сиринъ према" 2006.
Согласовано Cогласовано
Протокол заседания методического заместитель директора по УВР
объединения учителей от ________ №__, _______________/Шевлюга С.Б./
__________________________ «___» __________ 20___ года
«___» __________ 20___ года
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________________________
«____» __________20___ года
МО Крыловский район станица Крыловская Краснодарского края муниципальное (территориальный, административный округ (город, район, поселок)
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№2
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по введению в химию_________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 7 класс_________________________________________________
Учитель Выскребенцева Светлана Вячеславовна______________________
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Выскребенцевой Светланы Вячеславовны, утвержденной решением педсовета
протокол № от « » 20 года._______________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты | Оборудование урока | |
план | факт | ||||
Тема№1. Краткая история развития химии как науки.(2часа) | |||||
1 | Введение. Первые наблюдения древних людей связанные с превращением веществ в природе. Алхимия. | 1 | Химические реактивы | ||
2 | Предмет химии. Вещества и их свойства. | 1 | Хим. посуда и оборудование | ||
Тема№2. Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием. (5 часов) | |||||
3 | Пр№1 Правила техники безопасности в кабинете химии. | 1 | Таблица | ||
4 | Пр№2 Приемы обращения с нагревательными приборами. | 1 | Хим. оборудование | ||
5 | Пр№3 Химическая посуда и ее назначение. | 1 | Хим. посуда | ||
6 | Пр№4 Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение , растворение, нагревание и выпаривание. | 1 | Хим. реактивы, посуда и оборуд-е | ||
7 | Пр№5 Весы и взвешивание . Приемы работы с весами. | 1 | Весы, хим. вещества | ||
Тема№3. Первоначальные химические понятия (15часов) | |||||
8 | Молекулы и атомы. | 1 | Модели атомов | ||
9 | Простые и сложные вещества. | 1 | |||
10 | История открытия химических элементов. | 1 | ПСХЭ | ||
11 | Знаки химических элементов. | 1 | ПСХЭ | ||
12 | Относительные атомные массы элементов. | 1 | ПСХЭ | ||
13 | Химические формулы составление химических формул. | 1 | |||
14 | Вычисления по химических формулам. | 1 | |||
15 | Определение относительной молекулярной массы | 1 | ПСХЭ | ||
16 | Определение массовой доли элемента в сложном веществе. | 1 | |||
17 | Валентность. Определение валентности элемента по формуле. | 1 | ПСХЭ | ||
18 | Составление формул по валентности. | 1 | |||
19 | Упражнения в составлении формул | 1 | |||
20 | Химические уравнения. | 1 | |||
21 | Типы химических реакции | 1 | Таблица | ||
22 | Упражнения в составлении химических уравнений. | 1 | |||
Тема№4. Кислород. Оксиды.(3часа) | |||||
23 | История открытия кислорода, изучение его свойств. | 1 | |||
24 | Способы получения и собирания кислорода. | 1 | Хим. реактивы и оборудование | ||
25 | Свойства кислорода . Оксиды. | 1 | Коллекция оксидов | ||
Тема№5. Водород. Кислоты. Соли.(9часов). | |||||
26 | История открытия водорода. Способы его получения и собирания. | 1 | Хим. реактивы и оборудование | ||
27 | Свойства водорода. | 1 | |||
28 | Кислоты: Состав и название кислот. | 1 | Таблица | ||
29 | Свойства соляной кислоты. | 1 | Хим. реактивы и оборудование | ||
30 | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием кислот. | 1 | |||
31 | Соли: состав и название солей. | 1 | Коллекция солей | ||
32 | Упражнения в составлении названий солей по формулам и составление формул солей по названиям. | 1 | |||
33 | Обобщающий урок по теме. | 1 | |||
34 | Итоговый урок. | 1 | |||
Итого | 34 | ПР 5/5 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Дата |
1 | Введение. Первые наблюдения древних людей связанные с превращением веществ в природе. Алхимия. | |
2 | Предмет химии. Вещества и их свойства. | |
3 | Пр№1 Правила техники безопасности в кабинете химии. | |
4 | Пр№2 Приемы обращения с нагревательными приборами. | |
5 | Пр№3 Химическая посуда и ее назначение. | |
6 | Пр№4 Приемы обращения и работы с веществами: Измельчение , растворение, нагревание и выпаривание. | |
7 | Пр№5 Весы и взвешивание . Приемы работы с весами. | |
8 | Молекулы и атомы. | |
9 | Простые и сложные вещества. | |
10 | История открытия химических элементов. | |
11 | Знаки химических элементов. | |
12 | Относительные атомные массы элементов. | |
13 | Химические формулы составление химических формул. | |
14 | Вычисления по химических формулам. | |
15 | Определение относительной молекулярной массы | |
16 | Определение массовой доли элемента в сложном веществе. | |
17 | Валентность. Определение валентности элемента по формуле. | |
18 | Составление формул по валентности. | |
19 | Упражнения в составлении формул | |
20 | Химические уравнения. | |
21 | Типы химических реакции | |
22 | Упражнения в составлении химических уравнений. | |
23 | История открытия кислорода, изучение его свойств. | |
24 | Способы получения и собирания кислорода. | |
25 | Свойства кислорода . Оксиды. | |
26 | История открытия водорода. Способы его получения и собирания. | |
27 | Свойства водорода. | |
28 | Кислоты: Состав и название кислот. | |
29 | Свойства соляной кислоты. | |
30 | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием кислот. | |
31 | Соли: состав и название солей. | |
32 | Упражнения в составлении названий солей по формулам и составление формул солей по названиям. | |
33 | Обобщающий урок по теме. | |
34 | Итоговый урок. | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич
Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514283-1415096454.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"
Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/27/picture-614306-1427430530.jpg)
Рабочая программа пропедевтического курса "Физика+Химия" для 5-6 кл. по программе А.Е.Гуревича, Д.С. Исаева, А.С. Понтака. – Дрофа. - 2010 г.
Рабочая программа пропедевтического курса "Физика+Химия" для 5-6 кл. по программе А.Е.Гуревича, Д.С. Исаева, А.С. Понтака. – Дрофа. - 2010 г. Программа рассчитана на 68 ч (по 34 ч в год, 1 ч в неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/01/picture-1246276-1588320106.jpg)
Рабочая программа пропедевтического курса по химии. 7 класс
Рабочая программа по химии. 7 класс. Учебник Рудзитис Г.Е....