Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич
календарно-тематическое планирование по физике (5 класс) по теме
Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_propedevticheskogo_kursa_5_klass.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Степное
«Рассмотрено и рекомендовано» Руководитель ШМО / Копылова Т.Ю./ Протокол № от « » 2011года | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ СОШ №1 п. Степное /Думчева Н.А./ от « » 2011года | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №1 п. Степное / Исакина Н.Ю./ Приказ № ____________ от « » 2011года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике в 5 классе
с пропедевтическим уровнем обучения
«Физика, химия»
Бейбулатовой Е.А.,
учителя физики высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______________201_ г.
2011- 2012 учебный год.
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по физике для 5 класса создана на основе учебно-методического комплекса А.Е.Гуревич. Курс рассчитан на 35 часов (1раз в неделю).
Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучение разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей, логике учебного процесса.
Структура документа
Рабочая программа по физике представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения
Общая характеристика учебного предмета.
Изложение материала имеет не традиционный характер, основанный на учете психологических особенностей детей данного возраста, в котором использование рисунка способствует концентрации внимания гораздо больше, чем текст, а из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. В курсе изучении физике рисунок является основным средством подачи учебного материала. Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся выполняют более 30 лабораторных работ, опытов.
Цели и задачи курса:
ЦЕЛЬ – способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапов обучения.
ЗАДАЧИ:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;
- формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
Содержание программы:
Авторы программы: А.Е.Гуревич «Физика. Химия». 5-6 классы 35 часов (1раз в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.
Лабораторные работы: «Определение размера физического тела», «Измерение объема жидкости», «Измерение объема твердого тела».
ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА (11 часов).
Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода. Плотность как характеристика вещества.
Лабораторные работы: «Сравнение характеристик физических тел», «Наблюдение различных состояний вещества», «Измерение массы на рычажных весах», «Измерение температуры воды и воздуха», «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдение явления диффузии», «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ», «Измерение массы твердого тела».
Контрольная работа №1. «Тела и вещества. Химические элементы».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (10часов)
Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.
Лабораторные работы: «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации», «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения», «Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел», «Вычисление давления тела на опору», «Измерение выталкивающих сил», «Выяснение условий плавания тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия», «От чего зависит выталкивающая сила?».
Контрольная работа №2. «Взаимодействие тел».
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов)
Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Тепловое расширения жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.
Лабораторные работы: «Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения», «Наблюдение источников звука», «Наблюдение изменения объема тел при нагревании и охлаждении», «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха», «Отливка игрушечного солдатика», «Нагревание стеклянной трубки», «Наблюдение за плавлением снега», «От чего зависит скорость испарения жидкости?».
Контрольная работа № 3 «Физические явления».
Резерв времени (1 час)
Раздел III. Учебно-тематический план.
№ | Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
1 | Введение | 3 | 3 | 3 | - |
2 | Тела и вещества | 11 | 11 | 8 | 1 |
3 | Взаимодействие тел | 10 | 10 | 9 | 1 |
4 | Физические явления | 10 | 10 | 10 | 1 |
5 | Резерв | 1 | 11 | --- | 1 |
Итого | 35 | 35 | 30 | 4 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
В результате изучения курса ученик должен:
Иметь представление:
- о физических и химических явлениях;
- молекулярно - кинетической теории строения вещества;
- строение атома;
- расположение химических элементов в периодической таблице;
- о современной науке и производстве, средствах связи;
- как люди познают окружающий мир;
- роль автоматике, электронике, компьютеризации производства;
- о средствах связи и передачи информации.
Уметь:
- обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием;
- производить простейшие измерения;
- снимать показания со шкалы прибора;
- обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней;
- составлять планы конкретных дел по оздоровлению экологической обстановки, которые могут быть выполнены во время летней практике.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
для учащихся:
Энциклопедия «Астрономия». - М.: Аванта+.
. Пёрышкин А.В. «Физика-8», «Физика-9». - М.: Дрофа, 2000.
Лукашик В.и. Сборник задач по физике-7-9. - М: Просве щение, 2002.
Остер Г. Физика. - М.: Росмэн, 1997.
Перельман ли. Занимательная физика. Ч. 1,2. - М.: Наука,1972.
Тульчинский М. Е Качественные задачи по физике.6-7 классы. - М.: Просвещение, 1976.
Литература для учителя:
Уокер Дж. Физический фейерверк. - М.: Мир, 1979.
СмирновА.п., Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок:
Физические задачи с лирическими условиями. - М.: Кругозор, 1994.
Леонович А.А. Физический калейдоскоп. - М.: Бюро Кван тум, 1994.
Лукашик В.и. Физическая олимпиада. - М.: Просвещение, 1976.
Усольцев А.п. Задачи по физике на основании литератур ных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! - М.: Детская лите ратура, 1973.
Гальперштейн Л. Занимате/)ьная физика». - М.: Росмэн, 1998.
СД диск «Кирилл и Мефодий», 7, 8класс
СД диск «Хочу все знать»
Календарно – тематическое планирование
дата | Номер урока | Тематический блок. Тема урока. | Научные термины, понятия. Предметная терминология | Содержание, методические приемы. | Информационные технологии | Здоровьесберегающие технологии |
1. ВВЕДЕНИЕ (3 ЧАСА) | ||||||
1четв. 1нед. Сент. | 1.1 | Введение. Природа. Человек часть природы. Тела и вещества. Что изучает физика. | Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Физика – наука о природе Основной материал. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые, атомные | демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | Урок физики№1, Кирилл и Мефодий 7класс презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия утомления мышц шеи и верхнего плечевого пояса |
1четв. | 1.2 | Методы исследования природы. Лабораторное оборудование. Измерения. Измерительные приборы | Описание явлений природы в литературе и искусстве. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности. Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений. | демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | Урок физики№1 Кирилл и Мефодий 7класс презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук |
1четв. 2нед. Сент. | 1.3 | Лабораторная работа №1 « Измерение размеров физического тела». Лабораторная работа №2 «Измерение объема жидкости». | Лабораторная работа №1 « Измерение размеров физического тела». Лабораторная работа №2 «Измерение объема жидкости». | Фронтальный эксперимент | Урок физики№1 Кирилл и Мефодий 7класс презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз |
1.4 | Лабораторная работа №3 «Измерение объема твердого тела». | Лабораторная работа №3 «Измерение объема твердого тела». | Фронтальный эксперимент | Урок физики№1 Кирилл и Мефодий 7класс презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2. Тело и вещество (11 часов) | ||||||
1четв. | 2.5 | Характеристики тел и веществ. Лабораторная работа №4«Сравнение характеристик физических тел» | Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | Урок физики№2 Кирилл и Мефодий 7класс презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия утомления мышц ног |
1четв. 3нед. Сент. | 2.6 | Состояния вещества Л/р №5 «Наблюдение различных состояний вещества» | Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества и их характеристики.. | Фронтальный эксперимент | Урок физики№2 Кирилл и Мефодий 7класс презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для улучшения кровообращения |
2.7 | Масса. Л/р №6 «Измерение массы тела на рычажных весах». | Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Виды весов. Правила работы с лабораторными весами. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук | |
2.8 | Температура. | Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.9 | Строение вещества Л/р №8 «Наблюдение делимости вещества» | Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.10 | Движение частиц. Л/р №9 «Наблюдение явления диффузии» | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тела. Примеры диффузии в природе, технике, быту. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук | |
2.11 | Взаимодействие частиц. Состояния вещества. Л/р №10 «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ» | Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения. Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.12 | Строение атома. | Роль исследований строения атома в науке. Э. Резерфорд - создатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра.. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.13 | Плотность. Объем. Лабораторная работа № 11 «Определение плотности вещества». | Плотность и объем как характеристики вещества | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук | |
2.14 | Химические элементы. | Простые и сложные. Кислород, водород, вода, раствор и взвесь. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.15 | Итоговый урок по теме «Тело и вещество» | Подведение итогов изученной темы | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
3. Взаимодействие тел (10 часов) | ||||||
2.16 | К чему приводит действие одного тела на другое? Силы Всемирное тяготение. | Измерение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук | |
2.17 | Деформация. Сила упругости упругости при деформации» | Различные виды деформации.. Проявление деформации , силы упругости в природе, в быту, учет и использование в технике Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.18 | Условие равновесия тел. | Условие равновесия тел. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.19 | Измерение силы. Трение. Л/р №13 «Измерение силы», Л/р №14 «Измерение силы трения» | Динамометр. Сила трения и ее проявление в природе и быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Учет и использование трения в технике.
| Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук | |
2.20 | Электрические силы. | Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Принцип действия электроскопа | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.21 | Магнитное взаимодействии Л/р №16 «Наблюдение магнитного взаимодействия» | Постоянные магниты. Полюса магнита. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Компас. Применение постоянных магнитов. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.22 | Давление Л/р №17 «Определение давления тела на опору» | Сила давления и давление. Единица давления. Способы увеличения и уменьшения давления | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук | |
2.23 | Давление в жидкостях и газ ах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила. | Закон Паскаля.. Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной.. Закон сообщающихся сосудов, его объяснение. Выталкивающая сила, объяснение причин возникновения выталкивающей силы. Действие выталкивающей силы на различные тела. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
2.24 | Л/р №18 «Изучение выталкивающей силы». Л/р №19 «От чего зависит выталкивающая сила?» Л/р №20 «Выяснение условия плавания тел» | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | ||
2.25 | Итоговый урок по теме «Взаимодействие тел» | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | ||||
3. Физические и химические явления (10 часов) | ||||||
Механические явления (4часа) | ||||||
3.26 | Механическое движение. Скорость. Время. Л/р №21 «»Вычисление скорости движения бруска» | Механическое движение. Скорость, путь, время – единицы измерения. Формулы, связывающие скорость, путь, время.
| Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук | |
3.27 | Решение задач | Скорость, путь, время | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |
3.28 | Относительность механического движения. Л/р №22 «Наблюдение относительности движения» | Представление об относительности движения | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | ||
3.29 | Звук. Распространение звука. Л/р №23 «Наблюдение источников звука» | Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | ||
Тепловые явления (6часов) | ||||||
Тепловое расширение. Л/р №24 «Наблюдение длины тела при нагревании и охлаждении» | Тепловое расширение жидкостей и газов. Примеры учета и использования теплового расширения в технике. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук | ||
Плавление и отвердевание. Л/р №25 «Отливка игрушечного солдатика», Л/р №26 «Нагревание стеклянной трубки». Л/р №2 «Наблюдение за плавлением снега» | Процессы плавления и отвердевания, и объяснение с точки зрения строения вещества. | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | ||
Испарение и конденсация. Л/р №28 «От чего зависит скорость испарения жидкости?». Л/р №29 «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении» | Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе. Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | ||
Теплопередача. Л/р №30 «Наблюдение теплопроводности» | Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости кистей рук | ||
Обобщающий урок по теме «Механические и тепловые явления» | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз | |||
Подведение итогов | Фронтальный, демонстрационный эксперимент, проблемная беседа | презентация | Смена видов деятельности, гимнастика для снятия усталости глаз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...
Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...
программа пропедевтического курса химии для 7 класса
данная программа создана для развития интереса учащихся к предмету химия...
Программа пропедевтического курса химии в 7 классе
Цель пропедевтики - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, б...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...
Рабочая программа «Пропедевтического курса химия»
Рабочая программа по химии для 7 класса ФГОС базовый)на 2019 – 20120 учебный год...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....